Жилищный фонд рф. статистика

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Разделение жилищного фонда

Совокупность площадей, состоящих на балансе Фонда неоднородна. Она подразделяется по формам правообладания собственников, присущим учредителю.

Делится на виды:

  • частный;
  • государственный;
  • муниципальный.

Каждый вид составляет суммирование площадей ЖК, подчиняющихся и управляемых со стороны балансодержателя зданий и помещений.

В частном ведении физических лиц находится большая часть совокупной территории, это:

  • частные дома;
  • приватизированные квартиры;
  • кооперативные квартиры с выплаченным паем;
  • комнаты и квартиры, принадлежащие гражданам на паевых условиях товариществ.

Если паевые взносы выплачены не полностью, помещения принадлежат кооперативу (товариществу) как юридическому лицу. Юридические лица распоряжаются жилыми помещениями, предназначенными для использования сотрудниками, представителями общественных организаций и т.п.

Государственный и муниципальный Жилищные фонды различаются по принципу хозяйствующего субъекта. Государственное недвижимое имущество относится к федеральному ресурсу. Оно содержится на балансе федерального бюджета, подчиняется ему и использует его средства для эксплуатации зданий.

Муниципальный ЖФ использует региональный ресурс, за счёт которого здания возводятся, либо – были переданы государством и получены муниципалитетом из структуры ведомственного и иного фондов.

С 2006 г. в число муниципальных  помещений входят только те, что предоставляются малоимущим семьям по договору социального найма квартир.

Коммерческие жилищные фонды

Коммерческая деятельность подразумевает получение дохода. В случае с недвижимостью, это сдача жилья в аренду взамен фиксированного денежного вознаграждения. Порядок передачи собственности в аренду зависит от того, кто владеет конкретным объектом. Так, если хозяином недвижимости выступает муниципалитет или государство, то в аренду передаются свободные квартиры, которые не были поделены на основании договора социального найма.

То есть лишь после того, как отпадет нужда в бесплатном жилье, можно предлагать квартиры претендентам на коммерческой основе. Получать доход за счет аренды жилья могут также физические лица. Для этого оформляется договор аренды, по которому стороны оговаривают условия временного пользования объектом с оплатой последующей цены за съем

Гражданам нужно принимать во внимание тот факт, что получение дохода должно облагаться налогом

Поэтому один раз в год владелец объекта готовит декларацию о доходах, которую передает в ФНС по месту жительства. В декларации отображается общий размер прибыли и высчитывается 13% в пользу государства.

Похожие термины:

  • Плата за наем уплачивается нанимателем наймодателю и включает в себя плату за пользование жилым помещением, относящимся к государственному и муниципальному жилищным фондам. Плата за жилое помещ

  • порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, регистрации и учета договоров их найма определен Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении

  • в соответствии со ст. 1 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» под изолированным жилым помещением понимается внутренняя пространственная часть к

  • Согласно части 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требовани

  • помещение, которое должно отвечать установленным санитарным, техническим, противопожарным, экологическим и санитарно-техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства. В

  • см.: Виды специализированных жилых помещений). Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются на время по договору найма. Эти помещения предоставляются при наличии специаль

  • жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма (Ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь)

  • Является обязанностью лица (нанимателя, собственника), проживающего в жилом помещении. Структура платы для нанимателей и собственников определяется статьей 154 ЖК РФ. Наниматели жилых помещений в

  • жилое помещение, отвечающее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта (Ст. 1 Жилищного кодекса Респ

  • Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого по

  • Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (де

  • Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 22 Ж

  • допускается в случае (ст. 24 ЖК РФ): — непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов; — представления документов в ненадлежащий орган; — несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перево

  • см.: Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое). Принят следующий порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Собственник со

Жилищный фонд: вопросы классификации

В жилищный фонд граждан входят индивидуальные (усадебные) дома, приватизированные жилые помещения, построенные и приобретенные квартиры и дома, жилые помещения в домах жилищно-строительных кооперативов и других организаций граждан-застройщиков (молодежных жилых комплексов, коллективов индивидуальных застройщиков и др.) с полностью выплаченным паевым взносом (оформленные в установленном порядке в частную собственность), а также жилые помещения, приобретенные в собственность граждан на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В состав жилищного фонда входит также специальный служебный жилищный фонд, который состоит из республиканского, областных и районных специальных служебных жилищных фондов. Республиканский специальный служебный жилищный фонд находится в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь и финансирование его строительства (реконструкции), приобретения и содержания осуществляется из республиканского бюджета. Областные и районные специальные служебные жилищные фонды находятся в ведении облисполкомов и финансирование их строительства (реконструкции), приобретения и содержания осуществляется из местных бюджетов.

Общая площадь жилых помещений на душу населения

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

– рассчитывается делением размера всего жилого фонда по состоянию на конец года на численность постоянного населения на эту же дату.

Год Общая площадь жилых помещений на душу населения (в городской местности, м²) Общая площадь жилых помещений на душу населения (в сельской местности, м²) Общая площадь жилых помещений на душу населения (всего, м²)
1995 17,7 18,7 18,0
2000 18,9 19,9 19,2
2005 20,4 21,9 20,8
2006 20,7 22,0 21,0
2007 21,1 22,5 21,4
2008 21,4 22,9 21,8
2009 21,8 23,4 22,2
2010 22,1 24,0 22,6
2011 22,5 24,5 23,0
2012 22,9 24,8 23,4
2013 22,9 24,7 23,4
2014 23,3 25,0 23,7
2015 24,0 25,6 24,4
2016 24,5 26,1 24,9
2017 24,8 26,6 25,2
2018 25,4 26,9 25,8

Общая площадь жилого помещения

Общая площадь жилого помещения – состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Год Площадь однокомнатных (м²) Площадь двухкомнатных (м²) Площадь трехкомнатных (м²) Площадь четырехкомнатных и более (м²) Средний размер одной квартиры (м²)
1995 31,7 44,7 59,3 77,3 47,7
2000 32,0 45,4 60,4 82,6 49,1
2005 32,3 45,7 61,0 91,8 50,4
2006 32,5 45,9 61,4 93,2 50,8
2007 32,6 46,2 61,9 95,5 51,3
2008 32,9 46,5 62,3 97,5 51,8
2009 33,3 46,9 62,8 100,0 52,4
2010 33,4 47,1 63,2 101,8 52,8
2011 33,6 47,3 63,6 103,7 53,3
2012 33,8 47,5 64,0 105,4 53,6
2013 34,6 48,1 64,4 102,8 54,1
2014 34,4 47,6 64,3 102,5 54,0
2015 35,0 48,3 65,2 104,5 54,6
2016 35,2 48,6 65,6 105,6 54,9
2017 35,7 48,9 66,1 106,9 55,3
2018 35,8 49,1 66,4 107,9 55,7

Учет муниципального (государственного) жилищного фонда

В качестве одного из аргументов причисления к муниципальному (государственному) жилищному фонду поселения многоквартирных домов, в которых есть квартиры,

находящиеся в частной собствен­ности, приводится факт их нахожде­ния на балансе муниципальных (государственных) предприятий и учреждений, которые управляют и об­служивают эти дома.

Это является следствием оши­бочного понимания объектного состава муниципального жилищного фонда или сознательным нежела­нием изменять сложившийся учет в подавляющем числе муниципаль­ных образований. За муниципалитетами после начала приватизации жилых и нежилых помещений осталась числиться часть не принадле­жащего им имущества в виде приватизированных квартир, комнат и нежилых помещений в многоквартирных домах. Этот учет ведется  в органах местного самоуправле­нии, уполномоченных осуществлять «правление муниципальным имуществом.

В настоящее время в Российской Федерации около 70% жилья нахо­дится в частной собственности. Можно допустить, что приблизительно такое же соотношение частной и публичной собственности на жи-1ые помещения в среднем в боль­шинстве поселений страны. В различных многоквартирных домах доля квартир, находящихся в частной собственности граждан и орга­низаций, может колебаться от 40 до 90%. Все жилые помещения находятся в частной собственности чаще всего в домах-новостройках. Но и в них часть квартир застройщики отдают муниципалитетам в качестве платы в предоставление земельного участка, подключение к коммунальным сетям.

Тем не менее органы местного самоуправления часто передают в хозяйственное ведение предпри­ятиям и в оперативное управление учреждениям жилищный фонд це­лыми домами без исключения квар­тир, не принадлежащих муници­пальным образованиям. Местами такое закрепление сохранилось с тех пор, когда весь жилищный фонд передавался из государствен­ной в муниципальную собствен­ность до начала приватизации.

Муниципальные предприятия и учреждения, создаваемые для уп­равления и обслуживания жилья, принимают передаваемый им в хо­зяйственное ведение или оператив­ное управление жилищный фонд на свой баланс. Такие действия выгод­ны им, поскольку исключают какую-либо конкуренцию и гарантируют их несменяемость в качестве управля­ющих.

При таких действиях искажается не только содержание экономи­ческих отношений, но и нарушается законодательство о бухгалтерском учете. В соответствии с Федераль­ным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» вопрос при­нятия объекта недвижимого имуще­ства к бухгалтерскому учету решает­ся в зависимости оттого, кому при­надлежит право собственности на него. Поскольку жилые помещения и доли общего имущества много­квартирных домов, находящиеся в частной и государственной соб­ственности, не являются муници­пальным имуществом, то в соот­ветствии с законом регистрация и обобщение информации об иму­ществе, являющемся собственно­стью организаций, и обязательствах организаций (объекты бухгалтер­ского учета) производятся обособ­ленно от имущества и обязательств других лиц (ст. 1 и п. 2 ст. 8 Закона).

Учет своего имущества должен про­изводиться каждым собственником в отдельности. При этом физические лица не обязаны вести учет, подоб­ный бухгалтерскому.

Органам местного самоуправле­ния и органам государственной вла­сти субъектов Российской Феде­рации для исправления ситуации с искажением учета жилищной не­движимости необходимо исключить из учета жилищного фонда, находя­щегося в казне или переданного в хозяйственное ведение или опе­ративное управление своим пред­приятиям и учреждениям, жилые и нежилые помещения и доли в пра­ве на общее имущество многоквар­тирных домов, которые в резуль­тате приватизации и гражданско-правового оборота выбыли из пуб­личной (муниципальной и государ­ственной) собственности.

Необходимо проведение ме­роприятий по исправлению бухгал­терского учета недвижимости, при­надлежащей государствуй муниципа­литетам. Для этого государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям необходимо внести в свои бухгалтерские балансы из­менения, направленные на изъятие из них объемов жилых и нежилых помещений и долей в общем имуще­стве многоквартирных домов, нахо­дящихся в частной собственности юридических и физических лиц. Новый учет должен вестись так, как, например, учитываются отдельные квартиры в жилых домах, которые никогда ранее не относились к му­ниципальному жилищному фонду.

Статистика строительства

Всего зданий введено в эксплуатацию:

Год

Сколько всего зданий построено, тысяч

Объем всех новых помещений, миллионов метров кубических

2000

119.7

172.4

2001

125.0

185.4

2002

130.8

197.6

2003

132.5

216.3

2004

132.0

246.1

2005

141.6

265.4

2006

159.0

304.2

2007

209.9

414.1

2008

224.6

446.2

2009

233.3

423.6

2010

216.5

397.4

2011

227.2

423.2

2012

241.4

485.6

2013

258.1

526.7

2014

304.2

617.8

2015

306.4

622.8

2016

278.3

608.5

2017

272.6

599.4

2018

261.1

584.6

2019

305.5

652.2

Инфографика, объем новых помещений:

До 2015 года наблюдался значительный рост, впоследствии динамика замедлилась.

Жилого

Статистика по строительству жилых помещений:

Год

Сколько всего зданий построено, тысяч

Объем всех новых помещений, миллионов метров кубических

2000

110.8

131.6

2001

114.4

139.2

2002

119.7

150.1

2003

119.8

162.8

2004

121.3

187.5

2005

131.0

202.2

2006

148.7

234.4

2007

194.6

282.1

2008

208.9

310.9

2009

217.2

280.8

2010

201.7

271.8

2011

211.2

296.5

2012

223.0

316.9

2013

239.1

343.5

2014

283.0

404.4

2015

286.1

415.7

2016

259.5

400.4

2017

253.8

401.3

2018

242.4

375.3

2019

285.8

418.1

Инфографика по объемам:

В целом статистика постройки жилых помещений повторяет общую статистику.

Коммерческого

Статистика по строительству нежилых помещений:

Год

Сколько всего зданий построено, тысяч

Объем всех новых помещений, миллионов метров кубических

2000

8.9

40.8

2001

10.6

46.2

2002

11.1

47.5

2003

12.7

53.5

2004

10.7

58.6

2005

10.6

63.2

2006

10.3

69.8

2007

15.3

132.0

2008

15.7

135.3

2009

16.1

142.8

2010

14.8

125.6

2011

16.0

126.7

2012

18.4

168.7

2013

19.0

183.2

2014

21.2

213.4

2015

20.3

207.1

2016

18.8

208.1

2017

18.8

198.1

2018

18.7

209.3

2019

19.7

234.1

Инфографика по объемам:

Как вы можете заметить, ежегодно строители сдают в эксплуатацию в 15 раз меньше нежилых помещений, при этом по объему они всего в 2 раза меньше жилых. Это связано с торговыми центрами – в статистике торговый центр отражается как 1 здание, при этом по объему торговый центр во много раз превышает любое жилое здание.

Как получить

Местные власти заинтересованы в том, чтобы все муниципальные квартиры были заселены, иначе они не приносят прибыль. В первую очередь расселению подлежат малообеспеченные граждане и льготники.

Но тем не менее, любой гражданин, отвечающий условиям, имеет право рассчитывать на предоставление жилплощади. Условия таковы:

  • недостаточное количество квадратных метров на каждого члена семьи;
  • недостаточный доход, не позволяющий приобрести собственное жилье.

Сиротам полагается муниципальная квартира по достижению ими совершеннолетия. При этом по истечению пяти лет после получения, сироты имеют право на приватизацию.

Для получения жилплощади потребуется следующий комплект документов:

  • заявление о предоставлении квартиры;
  • паспорта всех жильцов или свидетельства о рождении для несовершеннолетних;
  • справки о доходах на всех жильцов, кроме детей;
  • документы, подтверждающие право собственности на жилье, если оно имеется.

Пакет документов передается в муниципалитет, уполномоченные лица которого принимают решение о предоставлении квартиры. Еще один способ подачи документов — через МФЦ.

Срок рассмотрения заявки составляет в среднем 1 месяц.

Маневренный жилищный фонд: кому и как предоставляется

Жители подобных жилищ производят оплату за коммунальные платежи, если таковые не начисляются по их основному месту жительства. Процедура получения и правила пользования жильём из маневренного фонда определяется постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов РФ. Датой прекращения договора аренды или найма является день окончания капитального ремонта жилища, в собственности которого и находится предоставляемое в социальный найм жильё.

  1. Изъятие жилого помещения, приобретенного за счёт кредитных средств банка или иной организации, заложенного в счёт погашения кредита или целевого займа при условии, что данное помещение является единственным;
  2. Утрата единственного жилья по причине чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  3. Прочие ситуацию, согласно законодательству РФ.

Социальная поддержка

Что касается социальной поддержки, то на сегодняшний день государством предоставляются субсидии для граждан, используемые для оплаты жилого помещения, а также коммунальных услуг:

  • На конец 2018 года в стране получили субсидии 34.100.000 семей. Стоит отметить, что за последние 8 лет количество получающих субсидии, колеблется около этой цифры и остается практически неизменным.
  • Количество выплаченных финансовых средств составило 68 млрд 730 млн руб.
  • Среднемесячный размер выплаты составляет 1483 руб. на конец 2018 года.
  • Количество семей, которые пользуются предоставлением данных услуг, от общего числа составляет 5,4%.
  • Что же касается изменяющихся параметров, то максимальное количество семей, которые пользовались предоставлением субсидий, было в 2003 году и составляло 15,2%. Постепенно это число дошло до сегодняшних 5,4% и ежегодно снижается на определенный показатель.

Таким образом выглядит ситуация с жилым фондом в России на сегодняшний день. Как видно из представленных цифр, на одного человека приходятся незначительные площади жилых помещений, что далеко от стандартов развитых стран.

Что это

Это объединение всех помещений для проживания. На такие формы собственности идет деление: в понятие надзора и управления входят дома, комплексы для общего проживания, подсобные помещения в комплексах и прочее пригодное для проживания помещение.

Организованные подразделения по обслуживанию должны выполнять свои обязательства по обеспечению запланированных и внеплановых ремонтных работ, приведение в порядок придомовой территории, пр.

Содержание жилищного фонда — это комплексные работы, направленные на предоставление услуг, относящихся к содержанию всего имущества определенного дома

Важно техническое обеспечение работы всех видом коммуникаций, помещений для технических нужд. Не пренебрегается обеспечением санитарной очищению всего комплекса и территории, к нему прилегающей

Постоянно происходит мониторинг. Например, на официальном сайте поступает заявка о проведении инспекции или независимой проверке о состоянии проводимых работ по обеспечению комфортного проживания частных граждан в комплексах.

Организация по обслуживанию – это компания, которая обязана осуществлять ремонт и содержание определенного комплекса, дома. При этом представитель должен производить санитарное, техническое обслуживание самого дома и прилегающих территорий. Областной жилищный фонд в Тюменской области имеет несколько организаций по обслуживанию.

Пояснения

Впервые методика потребительской классификации строящихся многоквартирных жилых домов была разработана в 2002 г. С ее использованием были определены критерии классификации новостроек г. Москвы. Разработанная для Москвы классификация использовалась региональными аналитиками рынка недвижимости при создании собственных классификаций, учитывающих региональную специфику объектов и рынка.

Предложенная Вашему вниманию классификация является дальнейшим развитием этих работ. Она апробирована в 17 регионах РФ, обсуждена и одобрена Комитетами Российской Гильдии риэлторов по девелопменту и консалтингу, в настоящее время активно внедряется в практику аналитики и бизнеса.

Разработка классификации жилых новостроек РФ по потребительскому качеству основывается на строгом единообразном применении Жилищного Кодекса РФ, Градостроительного Кодекса РФ, действующих технических стандартов (ТС, ГОСТ) и сводов правил (СП) по проектированию и строительству жилья, а также приказов Минрегиона России.

В соответствии с нормативными ограничениями разработанная Единая классификация распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые многоквартирные жилые здания высотой до 75 м, в том числе общежития квартирного типа, а также жилые помещения, входящие в состав зданий другого функционального назначения.

Основные принципы, положенные в основу методики:

1) Принцип формирования единой классификации: единая классификация многоквартирных жилых новостроек (ЕК МЖН) формируется по результатам анализа и обобщения региональных классификаций и с учетом федеральных и региональных нормативных актов в градостроительной сфере.

2) Принцип выбора способа классифицирования: классификация осуществляется на основании потребительских предпочтений покупателей жилья в отношении параметров объектов, влияющих на комфортность проживания, а через них – на спрос и цены.

3) Принцип определения объекта исследования: объектом классификации МЖН является качество проекта, заявленное застройщиком. После ввода объекта при необходимости проводится сопоставление заявленных и фактических характеристик и корректировка классификации.

4) Принцип использования методологии дискретного пространственно-параметрического моделирования: отказ от построения функционала на непрерывно изменяющихся характеристиках и переход к дискретному описанию каждой из характеристик.

5) Принцип многовариантности классификации: разработка многовариантной классификации путем разделения отдельных классов на подклассы и использование полученных вариантов в зависимости от решаемой задачи анализа рынка или бизнес-задачи.

6) Принцип учета региональных особенностей при классификации МЖН: если в результате разработки (уточнения) региональной классификации (РК) на основе принципов настоящей методики выявлена необходимость учета региональных особенностей, то в практической работе используются две классификации – ЕК и РК.

7) Принцип принятия решения о присвоении каждому исследуемому объекту класса качества: признаки, используемые при определении класса проекта, разделяются на обязательные («отсекающие») и факультативные («опции»). Несоответствие проекта по одному и более обязательному параметру данного класса качества приводит к снижению класса данного объекта. Допускается несоответствие проекта по факультативным параметрам.

Виды жилищных фондов

Благоустройство и обслуживание жилищного фонда это сложная задача, которая усугубляется необходимостью осуществления больших денежных вложений, как со стороны жильцов, так и с бюджета государства. Поэтому, учитывая финансовые потребности для поддержания состояния недвижимости, все объекты были разделены на группы по целевому использованию.

Это позволяет определить те категории зданий, которые требуют скорейшего финансового вливания. Так, сооружения будут классифицироваться следующим образом:

  • поселение переселенцев и беженцев;
  • использование для получения дохода (принцип коммерции);
  • частные;
  • предназначенные для льготных категорий населения;
  • специализированные объекты.

В зависимости от вида будут определяться дальнейшие мероприятия по поддержке состояния сооружения, а также определение главных принципов благоустройства и формирования комфорта для пользователей.

Жилищное строительство

Ввод жилья в РФ и РСФСР, 1979—2014 гг.

Строительная активность в России разные годы

Таблица «Ежегодные показатели ввода жилья в эксплуатацию»

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020
30,3 43,6 58,4 85,3 80,2 79,2 75,7 80,3
373 515 717 1195 1167 1139 1076 1103
Число комнат, тыс 925 1159 1513 2307 2183 2142 1991

Из общевозводимого жилья около 60 % относятся к многоквартирным домам.

Главной макроэкономической задачей в жилищном строительстве является привлечение «длинных» финансовых ресурсов под низкие проценты, как для застройщиков, так и для банков, участвующих в проектном финансировании и ипотечном кредитовании. Одними из возможных решений могли бы стать привлечение пенсионных денег и выпуск ипотечных ценных бумаг.

Заключение

Местные власти должны выделять квартиры в порядке, установленном законодательством. Как правило, на бесплатную жилую площадь имеют право государственные служащие, льготники, граждане, проживающие в аварийных домах, беженцы и другие нуждающиеся. Для получения и дальнейшей приватизации жилья необходимо обращаться в территориальный орган самоуправления.

Прочтите также: Ипотека для молодой семьи в 2021 году

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.