Земли запаса в российской федерации

Алан-э-Дейл       31.08.2022 г.

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение. Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц. Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства. Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Читать дальше: Можно ли оспорить куплю продажу между родственниками

Случаи-исключения

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.

  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Как земли запаса перевести в другую категорию земель

Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве. Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов. Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.

Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:

  • по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
  • наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
  • участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве. Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации. Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.

Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.

Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.

В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:

  • выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
  • составьте ходатайство и соберите пакет документации;
  • зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.

Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.

Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.

Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.

В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:

  • определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
  • переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
  • в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.

Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.

Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.

При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.

Процесс перевода земель в другую категорию

Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.

Что понимается под формированием участка?

  • Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
  • Составляется план расположения участка;
  • Участок вносится в кадастр.

Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.

Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.

В тоже время не разрешается формировать участки:

  • На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
  • Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).

Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.

Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?

  • указание сведений из кадастрового паспорта;
  • категории (первоначальная и желаемая);
  • выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
  • копии паспорта;
  • копия доверенности представителя и его паспорта;
  • выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
  • материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.

Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?

Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.

Отказывают в принятии заявления, если:

  • нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
  • бумаги подало лицо, не имеющее на это право.

Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.

  • Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
  • Региональным властям отводится 2 месяца.

Решение об изменении категории излагается в акте.

  • На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
  • Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
  • Категория, которая была и категория, которая присвоена.

Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.

Когда отказывают в перемене категорий?

  • Ограничение, установленное федеральным законом;
  • Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
  • Негативные выводы экологической экспертизы.

Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.

Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?

В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт.  В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.

Порядок изменения категории земель

Изменение производится по инициативе определённых государственных органов. Но граждане могут обратиться с соответствующим прошением. Так, процесс будет проходить в несколько этапов:

  1. Определить, кто является собственником территории. Сделать это можно, заказав выписку из ЕГРН, а определить реквизиты поможет публичная кадастровая карта, доступная онлайн.
  2. Определить конкретный орган, который вправе распоряжаться земельным наделом. Если собственником выступает организация, заявление подаётся в Правительство РФ, если муниципальное образование, то в его администрацию.
  3. Подать ходатайство об изменении назначения участка.

В заявлении обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • кадастровые сведения, в первую очередь – кадастровый номер участка;
  • категория, которая присвоена земле на момент обращения и та, в которую его стоит перевести;
  • причины, по которым такое изменение необходимо.

К заявлению прикладывается выписка из ЕГРН, паспорт заявителя, а в некоторых случаях – заключение экспертизы, которое подтвердит, что изменение категории не навредит земле и окружающей среде в целом.

Заключение экспертизы прикладывать не обязательно, но оно существенно увеличит шансы на положительный исход дела.

Последний шаг – это получение акта по результатам рассмотрения. На решение даётся 30 дней.

Сроки и стоимость получения категории для земель запаса

Процедура принятия решения делится на два этапа.

Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.

Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.

Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Назначение и виды

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Использование земель запаса с изменением категории

Законодатель предусмотрел, что категория использования таких наделов может меняться для достижения различных целей. Так, на таких землях можно будет:

  • создавать природоохранные зоны, например, заповедники или парки. Обязательным условием является утверждение порядка эксплуатации;
  • возводить промышленные объекты. Земли должны быть переведены в соответствующую категорию. Такой порядок нужен, например, чтобы построить производственный цех;
  • возводить жилые постройки. Участок должен быть переведён в земли населённых пунктов. Допускается возведение как малоэтажных, так и многоэтажных строений;
  • вести сельскохозяйственные работы. Участок переводится в соответствующую категорию и используется для выращивания культур и животноводства, а также возведения вспомогательных построек;
  • добывать полезные ископаемые. Территория получит статус промышленной. Собственником сможет выступать юридическое лицо;
  • развивать территории населённых пунктов. Земли могут использоваться для развития городских и сельских территорий, то есть они будут переведены в категорию населённых пунктов.

Получается, что собственник может изменить категорию на абсолютно любую, в соответствии с имеющимися потребностями.

Порядок использования земель запаса

Разрешается эксплуатировать земли запаса, и предварительно следует перевести их в какую-либо отдельную категорию или совсем обойтись без нее. Эксплуатация возможна только лишь в трех основных случаях, которые перечислены были выше.

Каким должен быть порядок перевода для каждой из категорий?

Он зафиксирован на федеральном уровне и к нему следует относить:

  • необходимость создания территории с учетом особых условий, которые касаются напрямую режима эксплуатации, а также охраны;
  • необходимость изменить границы, которые были установлены, а также постараться выделить новые административные образования;
  • постараться осуществить процесс консервации земель из-за их общего износа, к примеру, если был снижен уровень плодородия сельскохозяйственных площадей;
  • вероятность построения объектов, которые стоит отнести к инженерной инфраструктуре социального или же бытового назначения;
  • обеспечение максимальной безопасности страны и каждой ее границы;
  • разработка территории с полезными ископаемыми, а также иными процедурами их добычи.

Этот список на данный момент является исчерпывающим, и любые изменения и дополнения в него могут быть внесены только благодаря процессу корректировки действующего законодательства.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации

Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.

В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).

Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.