Статья 387 нк рф. общие положения

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Понятие налоговой базы

Что такое налоговая база на земельный участок, указано в Налоговом Кодексе страны. С помощью налоговой базы количественно выражается объект налогообложения, то есть земельный участок.

Налоговая база – это величина, на основании которой рассчитывается сумма налога путём умножения базы на налоговую ставку.

Итак, что является налоговой базой по земельному налогу? Налоговая база по земельному налогу определятся как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом.

Особенности определения налоговой базы зависят от субъекта налогообложения. Для физических лиц и для юридических лиц предусмотрены различные правила определения конечной суммы налога на землю.

Налоговая база отдельно определяется в отношении долей в праве общей собственности на землю, если налогоплательщиками признаются разные лица или в отношении земли установлены различные налоговые ставки.

Определение базы для юридических лиц

Оценка налоговой базы юридическими лицами осуществляется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости на каждый участок земли, который принадлежит им на праве собственности или бессрочного владения.

Определяется налог за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных налоговых периодов. У бухгалтеров ИП обычно возникают сложности в уплате данного налога, поскольку он не входит в единый налог по УСН. Его приходится оплачивать на общих основаниях, как и всем предприятиям, использующим общий режим налогообложения.

С 2015 года предприниматели оплачивают налог на землю на основании уведомлений налоговой службы без обязанности самостоятельного расчета.

Не определяется кадастровая стоимость других участников права владения, если владельцами здания, расположенного на земельном участке, одновременно с предпринимателем являются:

  • государственные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия.

Они обычно используют недвижимость на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, отчего освобождаются от уплаты земельного налога. Полную сумму налога приходится уплачивать полноправному собственнику – юридическому лицу.

Определение базы для физических лиц

Физические лица могут помимо права собственности и бессрочного пользованиях владеть землёй на праве пожизненно наследуемого владения. Граждане также получают уведомления от налоговой службы о подлежащих уплате налогах по их земельным участкам.

Однако, проверять такие уведомления все равно стоит. Поэтому каждый должен знать, ка определяется налоговая база по земельному налогу, и что не является базой для исчисления земельного налога.

Узнать кадастровую стоимость также можно по письменному запросу в управление Росреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения самого земельного участка.

Налоговое уведомление физическое лицо получает в срок не позднее 30 дней до уплаты налога. Граждане вправе воспользоваться налоговыми льготами по данному налогу.

От чего зависит налоговая база при взимании земельного участка? В каждом конкретном случае база и размер уплачиваемого налога будут зависеть от категории плательщика, от размера кадастровой стоимости объекта, от возможности применения льгот или иных способов уменьшения налоговой базы.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;

  • имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424.

Срок уплаты земельного налога

В 2021 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты гражданами имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2021 года (для уплаты налога за 2020 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ

Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Какие льготы по земельному налогу установлены ФЗ для организаций?

От уплаты налога освобождаются:

  1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста,
  2. Организации по земельным участкам, занятым государственными автомобильными дорогами общего пользования,
  3. Земли религиозных организаций религиозного и благотворительного назначения,
  4. Общероссийские общественные организации, а также ими , учрежденные общественные организации по земельным участкам, используемым в уставной
  5. Деятельности, а также в целях социальной защиты инвалидов,
  6. Организации народных промыслов,
  7. Организации — резиденты особой экономической зоны,
  8. Управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав ТИЦ “Сколково”,
  9. Судостроительные организации

3. Сроки уплаты земельного налога

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

Сроки, установленные в вашем регионе, можно уточнить на сайте ФНС http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Срок уплаты земельного налога

В 2021 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты гражданами имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2021 года

(для уплаты налога за 2021 год).

Обратите внимание

, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

Налогоплательщик возражал:

  • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;

  • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

Инспекция не сдавалась:

  • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;

  • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;

  • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;

  • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;

  • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким-либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

Судьи учли:

  • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;

  • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Вердикт суда:

  • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;

  • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;

  • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306-КГ17-22570 отметил:

  • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;

  • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

Способы внесения платежей

Существуют различные способы внесения денежных средств в счет уплаты налога:

  1. Личным обращением гражданина в ФНС, где человеку выдадут специальную квитанцию, с которой он должен прийти в банк и совершить налоговую операцию.
  2. Оплата налога на землю при помощи Онлайн Сбербанка. При этом человеку потребуются ИНН и паспорт, данные которых необходимо будет ввести в адресную строку при регистрации на сайте.
  3. Оплатить налоговый сбор можно также на сайте государственных услуг, однако в этом случае гражданину потребуется предварительно авторизоваться на этом электронном ресурсе.

У гражданина также имеется право заранее внести часть денежных средств в качестве авансовой выплаты налога на землю либо же произвести полное погашение оплаты налоговой выплаты заранее. Но следует не забывать, что в любой момент может измениться кадастровая стоимость участка.

Налогоплательщики

Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:

  1. На правах собственности.
  2. По договору бессрочного пользования.
  3. По праву пожизненного наследования.

Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:

  1. По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
  2. На основании договора аренды.

Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Расчет налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости применяется относительно недавно, с 2015 года. Постепенно все регионы России переходят на определение налога этим способом. Полностью этот переход завершится к 2020 году.

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость объекта. Кадастровая стоимость, в отличие от инвентаризационной, максимально приближена к рыночному уровню. Поэтому сумма налога при расчете теперь больше по сравнению с прошлыми годами.

Чтобы не повышать резко налоговую нагрузку при переходе на новый метод расчета законодатели предусмотрели переходный период. В течение трех лет налог считают с учетом понижающего коэффициента, установленного пунктом 8 статьи 408 НК РФ. Для первого года показатель равен 0,2, для второго — 0,4, для третьего – 0,6. С четвертого года коэффициент не используется.

Прежде чем применять указанный коэффициент нужно убедиться, что полная налоговая база по кадастровой стоимости больше, чем база, определенная старым способом – по инвентаризационной стоимости. В противном случае налог считают, не применяя переходные правила.

Формула расчета налога на имущество физических лиц описана в пункте 8 статьи 408 НК РФ. Чтобы определить сумму налога к уплате, нужно разность налогов, определенных по кадастровой и инвентаризационной стоимости, умножить на понижающий коэффициент. К полученному показателю прибавить сумму налога, рассчитанную по инвентаризационной стоимости.

Помимо этого пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ установлено дополнительное условие, начиная с расчета за третий год переходного периода. Сначала нужно сумму налога за прошлый год, рассчитанную без учета коэффициентов, умножить на коэффициент 1,1. Полученное число сравнить с налогом за текущий год также без учета коэффициентов. Если первый показатель меньше второго, то текущий налог устанавливается равным расчетной величине налога на основании показателя предыдущего года.

Данные о кадастровой стоимости объекта можно получить, подав запрос о предоставлении выписки из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта. Запрос можно направить в территориальный орган Росреестра, а можно воспользоваться услугами МФЦ. Кроме того, эту информацию можно узнать на сайте Росреестра.

При расчете налога по некоторым видам имущества налоговый орган обязан учесть вычеты, предусмотренные в пунктах с 3 по 5 статьи 403 НК РФ. А именно:

  • кадастровая стоимость 20 кв. м общей площади вычитается из стоимости квартиры;
  • кадастровая стоимость 10 кв. м вычитается из стоимости комнаты;
  • на кадастровую стоимость 50 кв. м уменьшается стоимость жилого дома;
  • и наконец, кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение, уменьшается на 1 млн. руб.

Вычеты учитываются для каждого объекта. Другими словами, если гражданин – владелец двух квартир и трех домов, кадастровая стоимость при расчете налога будет уменьшена на вычет для каждого дома и для каждой квартиры. В том случае если вычет окажется больше, чем кадастровая стоимость, то налоговая база будет нулевой. Соответственно и налог тоже будет равен нулю.

Разберемся на примере как рассчитать налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Пример 1. Пуговкина Виктория Федоровна — владелец квартиры в центре Геленджика. Площадь квартиры 50 кв. м. В Краснодарском крае расчет налога на имущество по кадастровой стоимости применяется с 2017 года. Кадастровая стоимость квартиры 3,5 млн. руб. Инвентаризационная стоимость квартиры по данным БТИ составляла 300 тыс. руб. Виктория Федоровна не относится ни к какой категории льготников.

Рассчитаем налог на квартиру за 2017 год. Во-первых, определим сумму налогового вычета. Для квартиры он составляет кадастровую стоимость 20 кв. м. Разделив 3,5 млн. руб. на площадь квартиры 50 кв. м получаем кадастровую стоимость одного метра – 70 тыс. руб. Соответственно размер вычета будет равен 1,4 млн. руб. (70 тыс. руб. умножить на 20 кв. м)

Применив вычет, получаем налоговую базу, равную 2,1 млн. руб. Далее считаем налог по формуле Налогового кодекса. (2,1 млн. руб. * 0,1 % – 300 тыс. руб. * 0,1 %) * 0,2 + 300 тыс. руб. * 0,1 % = 660 руб. Виктория Федоровна должна будет заплатить в бюджет налог на недвижимое имущество за 2017 год в сумме 660 руб.

Сообщение из налоговой

Налоговая будет отправлять сообщение об исчисленной сумме налога на базе имеющейся информации, документальных подтверждений. В сообщении будут зафиксированы следующие параметры земельного налога для юридических и других лиц:

  • объект для обложения налогом;
  • налоговая база;
  • определенный период;
  • ставка;
  • конечная сумма.

Соответствующее сообщение будет передано организации либо частному лицу в электронной форме через оператора документооборота либо с помощью «Личного кабинета». При невозможности реализовать данный способ сообщение перенаправляется по почте с помощью заказного письма. При выборе данной формы отправки уведомление будет считаться полученным со стороны адресата по истечении 6 дней с момента отправки. В случае с юридическими лицами иногда практикуется вариант личной передачи письма руководителю конкретной организации под расписку.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон
436-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину
кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых
6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории
граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с
детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из
этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь
земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если
площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только
за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона — вычет применятся только
по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида
разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно
выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую
ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то
вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной
исчисленной суммой налога.

Земля под трансформаторной подстанцией

По какой налоговой ставке следует облагать земельные участки, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, занятые зданиями трансформаторных подстанций и распределительных пунктов? Относятся ли данные участки к участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса? В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Объект налогообложения

Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.

Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:

  1. Земля является собственностью физического лица или организации.
  2. Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
  3. Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.

В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:

  1. Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
  2. Участки, засаженные лесом.
  3. Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
  4. Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.

К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.

Выводы.

Пониженные ставки земельного налога установлены:

  • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;

  • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

  • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;

  • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;

  • выявлены факты реализации земельных участков.

Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.