Права учителя в школе: категории и гарантии

Алан-э-Дейл       11.05.2023 г.

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством. Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Особенности

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.

Предварительное собеседование

По общим правилам, перед приемом гражданина в образовательное учреждение в качестве сотрудника проводится беседа.

В ходе собеседования наниматель определяет, подходит ли гражданин для работы в учебном заведении. Ответы на задаваемые вопросы позволяют оценить уровень профессиональной подготовки, личные качества соискателя.

Особое практическое значение имеет анкета. На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имеющие образовательный ценз. О нем говорится в п. 1 331 статьи ТК. В анкете на работу педагогом соискатель, кроме прочего, указывает специальность, сведения об институте, в котором было получено образование.

Педагогический ценз устанавливается квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития № 761н и приводятся в ЕКС (Едином квалификационном справочнике). Они предполагают не только наличие у педагогов определенного уровня профобразования, но и ряд требований к профилю специальности, полученной в вузе.

Комментарий к статье 351.1 ТК РФ

Комментируемая статья введена в ТК впервые. Введение такого запрета обусловлено прежде всего желанием общества защитить определенный круг субъектов в сфере нравственно-воспитательной деятельности и детско-юношеского спорта от негативного влияния лиц, осужденных, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, приведенные в комментируемой статье. Эта новелла ТК в полной мере соответствует Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I) <1>, согласно которой государства — участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, принимают все необходимые законодательные меры в целях защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке, а также обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

———————————
<1> Сборник международных договоров СССР. Вып. XVLI. М., 1993.

Следует отметить, что законодатель вводит ограничения на занятия трудовой деятельностью для определенного круга работников в зависимости от личностных качеств субъектов, характера их труда. Прежде всего такие меры устанавливаются в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха, социальной защиты и социального обслуживания. Поэтому к работе с несовершеннолетними не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, и т.п.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

По общим правилам, установленным ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако для педагогов предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Примечание. Периоды каникул обучающихся, воспитанников, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются рабочим временем.

В зависимости от должности или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены Приказом Минобразования России от 24.12.2010 N 2075. Например, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

  1. 18 часов в неделю — устанавливается:
  • учителям 1 — 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
  • преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);
  • преподавателям специальных дисциплин 1 — 11-х (12-х) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
  • преподавателям 3 — 5-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 5 — 7-х классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
  • педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
  • тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
  • логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

Обратите внимание! Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними

  1. 20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам.
  2. 24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами (Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Обратите внимание! Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Кто относится к педагогическим работникам

Все элементы, которые понимаются под правовым статусом педагогических работников, могут быть использованы только лицами, относящимися к данной категории. Итак, кого можно назвать педагогическим работником? Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут так именоваться. В статье 46 Закона «Об образовании» говорится о том, что таковыми являются те лица, которые занимаются образовательной деятельностью, состоя в трудовых отношениях с соответствующими организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Кроме этого, данный сотрудник должен заниматься деятельностью по организации учебного процесса, его ведению или осуществлять воспитательную работу. Работником образования может быть признано только физическое лицо.

В соответствии с понятием, которое приводится в данной статье, можно сделать вывод о том, что к категории работников образования относятся воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели в школе, а также в высших учебных заведениях. К таковым относятся и педагоги, которые занимаются предоставлением дополнительного образования: учителя-логопеды, психологи, организаторы и т. д.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет — частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику. При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Социальные гарантии

В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом «О пенсионных выплатах», который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны — привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

Другой комментарий к статье 331 ТК РФ

§ 1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

§ 2. Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов утверждены Правительством РФ. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291). Типовое положение об общеобразовательном учреждении утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252). Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034). Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 (СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1595).

Порядок комплектования штатов образовательных учреждений регламентируется их уставами (ст. 53 Закона РФ от 13 января 1996 г. «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120, N 33. Ст. 3348; 2002. N 7. Ст. 631, N 26. Ст. 2517).

На педагогическую работу в общеобразовательное учреждение принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 175 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1276) в указанные выше Типовые положения внесено дополнение, предусматривающее, что к педагогической деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации и образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, а к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

§ 3. Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, педагогической), предусмотрен ст. 47 УК РФ и может устанавливаться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

§ 4. Часть 2 данной статьи существенно изменена. Законодатель расширил перечень оснований, исключающих занятие педагогической деятельностью. Теперь это не только лишение вступившим в законную силу приговором суда права заниматься педагогической деятельностью, но и неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признание в установленном федеральным законом порядке гражданина недееспособным; наличие заболевания, предусмотренного утвержденным федеральным органом исполнительной власти перечнем. Почти все указанные выше основания уже предусматривались в Законе РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 53) как исключающие занятие педагогической деятельностью.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться

, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России

, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе

все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Правовой статус педагога

Педагог – профессиональный специалист, в обязанности которого вменены учеба, воспитание, развитие, образование личностей. Подобная деятельность может осуществляться индивидуально, либо в специальном заведении (садик, школа, училище, специализированное, либо высшее учебное заведение).

Педагогическая деятельность в РФ регулируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Здесь определены основные государственные гарантии, механизмы, как любой гражданин может реализовать свое право на обучение, условия развития всей образовательной системы страны, взаимодействие между участниками этого процесса.

Документ определяет, что педагогический работник – это физическое лицо, которое должно состоять в трудовых отношениях с организацией, ведущей образовательную деятельность. Такой специалист обязан выполнять функции обучения, воспитания, сопровождения учебного процесса.

Процесс образования делится на такие этапы:

  1. Общее. На этом этапе человек получает общие знания, умения, компетенции, информацию, необходимую для дальнейшего осознанного выбора вида трудовой деятельности, либо для получения профессионального образования. Как правило, это садик, школа.
  2. Профессиональное. На этом этапе обучающемуся прививают специальные углубленные знания в определённой сфере, которые он сможет использовать в будущем на благо общества. К этой группе можно отнести училища, техникумы, колледжи, институты, академии, университеты.
  3. Дополнительное. Подобный вид образования направлен на всестороннее развитие личности. Обычно это второе и последующие высшее образование, либо профессиональная научная деятельность, соискательство.

Важно отметить, чтобы стать учителем (преподавателем), будущий педагог должен получить профессиональное образование в педагогической сфере, иметь высокие моральные качества, постоянно быть образцом для подражания

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

  1. об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
  2. об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
  3. о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства;
  2. полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
  3. результаты научной, методической и наставнической деятельности;
  4. мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Заключение

В статье мы рассмотрели основные особенности регулирования труда педагогических работников. А в заключение хотелось бы сказать, что работники данной категории имеют право не только на сокращенное рабочее время, удлиненный оплачиваемый отпуск, но и на досрочную пенсию. Так, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Т.В.Шадрина

Эксперт журнала

«Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения»

Заключение трудового договора

Трудовые отношения педагогического работника с образовательной организацией осуществляются на основании трудового договора, правила заключения которого установлены гл. 10, 11 ТК РФ. Условия, подлежащие включению в трудовой договор с педагогом, определены ст. 57 ТК РФ.

К сведению. Наименование должности педагогического работника необходимо указывать в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

А вот для работников образовательных организаций высшего образования ст. 332 ТК РФ установлены особенности заключения трудового договора.

Так, непременным условием заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками является проведение конкурса <3>. При этом трудовой договор может быть как срочным, так и бессрочным.

<3> Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114.

Отметим, что конкурс может проводиться не только при приеме на работу, но и в течение трудовой деятельности. Так, конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет (ч. 3 ст. 332 ТК РФ).

Обратите внимание! Допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника без избрания по конкурсу при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника — до выхода этого работника на работу. В силу ч

5 ст. 332 ТК РФ не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой (они являются выборными); должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами и занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет

В силу ч. 5 ст. 332 ТК РФ не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой (они являются выборными); должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами и занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Важным моментом является предельный возраст, позже которого заключение трудового договора запрещено. Так, в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. После достижения данного возраста лица, занимающие указанные должности, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Все же возможно продление трудовых договоров до 70 лет для проректоров или руководителей филиала (института), но только по представлению ученого совета.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.