Федеральный закон «об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 n 96-фз (ред. от 11.06.2021)

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Требования к охране воздуха

Одним из путей разрешения проблемы охраны атмосферы, является исполнение законодательных требований. Не допускается:

  • использование сырья, не отвечающего действующим нормам;
  • выброс элементов с неопределенной степенью опасности;
  • выпуск транспортных средств, с предельными выхлопами;
  • сбор отходов с резкими запахами, их сжигания без оформления разрешительной документации.

Обязательно:

  • сокращение доли светлых нефтепродуктов, несущих опасность при сгорании;
  • проведение мониторинга выбросов и применение сооружений очистки;
  • соблюдение ПДК опасных элементов;
  • сертифицирование топлива.

Средства защиты атмосферы

Выделим основные меры по очистке атмосферного воздуха и защите атмосферы от вредного антропогенного влияния:

Внедрение современных экологически безопасных технологических процессов на производстве. Создание малоотходных или замкнутых технологических циклов, которые способствуют полному исключению или же значительному снижению вредных выбросов в атмосферу. Предварительное очищение используемого сырья, для снижения в его составе вредных примесей. Переход на альтернативные источники энергии, которые вообще не имеют вредных компонентов, загрязняющих атмосферу, либо, имеют минимальное содержание вредных веществ. Переход с двигателей внутреннего сгорания, на альтернативные моторы: электродвигатели, гибридные, водородные и другие.
Внедрение очистных сооружений. К средствам защиты атмосферы от вредного влияния жизнедеятельности человека должны относиться способы очистки воздуха при помощи очистных сооружений, которые позволят довести до минимума вредные выбросы в атмосферу на производстве и в сельском хозяйстве.
Внедрение санитарных зон. СЗЗ – санитарно-защитная зона – полоса территории, которая разделяет промышленную зону от жилой

Ранее при строительстве промышленных и жилых объектов практически не обращали внимание на использование санитарно-защитных зон, что приводило к размещению рядом производственной и жилой зоны. Установление ССЗ, ее длина, ширина, площадь определяются исходя из количества выделяемых в атмосферу вредных примесей.
Внедрение правильного архитектурно-планировочного разделения подразумевает правильное расположение промышленных производств и жилых сооружений: с учетом рельефа местности, направления ветра, автомобильных и других видов дорог.

Основное оборудование

К основному оборудованию систем очистки отходящих газов относятся:

  • дымосос или вентилятор;
  • установки газоочистки;
  • система воздуховодов;
  • регулирующие устройства;
  • управляющая аппаратура.

В промышленных системах газоочистки применяются дымососы высокого давления или пылевые вентиляторы среднего давления. Конструкция подобных агрегатов имеет повышенную прочность и стойкость к абразивному износу, что в значительной степени продлевает срок их использования. Дымососы отличаются высокой скоростью вращения рабочего колеса, поэтому очень важна их регулярная очистка и балансировка для исключения повышенной вибрации. Выбор установок для очистки газов, расчет трассы и размеров воздуховодов, порядок и способ регулирования потоков воздуха, подбор управляющей аппаратуры происходит на стадии проектирования, когда разработчики определяют весь процесс с учетом технологии, существующих условий и свойств загрязненного потока.

У нас вы можете заказать ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТАНОВКИ И АГРЕГАТЫ по ценам завода изготовителя.

Методы очистки

На сегодняшний день существуют различные методы очищения, выделим самые эффективные.

Озонный метод

Озонный метод используют для очистки атмосферного воздуха от вредных выбросов и дезодорации выбросов с промышленных предприятий. Делают это путем введения озона, который способствует ускорению окислительных реакций. Время контакта газа с озоном, для обезвреживания вредных компонентов составляет от 0,5 до 0,9 секунды.

Усредненные затраты на использование озона в качестве дезодоратора и очистителя составляют до 4,5% от мощности энергоблока. Такая очистка воздуха от вредных веществ, обычно, используется не в промышленности, а при переработке животного сырья (мясо и жирокомбинаты), а также в быту.

Термокаталитический метод

Основан на использовании в качестве очистителя — катализатора. В емкости (реакторе) с содержанием катализатора происходит очищение токсичных газообразных примесей. Катализаторами обычно выступают: минералы, металлы, которые обладают сильными межатомными полями. Катализатор должен иметь устойчивую структуру в условиях возникновения реакции.

Этим способом выполняется эффективное очищение от запахов и вредных соединений. Он довольно дорогой. Поэтому главная тенденция последних лет направлена на создание и развитие недорогих катализаторов, которые эффективно работают при любых температурах, в любых условиях, устойчивы к ядовитым соединениям, и, кроме этого, являются энергоэффективными, с минимальными затратами на их эксплуатацию. Использование катализаторов, в качестве очистителей, довольно широко применяется при очищении газов от оксидов азота.

Международное сотрудничество

Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в сфере охраны воздуха. Оно осуществляется на принципах, установленных межгосударственными договорами (статья 33 ФЗ № 96).

Почему это так важно: воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате загрязнению могут оказаться подвержены и другие государства

Поэтому необходимо, чтобы страны координировали свои действия в сфере охраны природы.

Жизнь человека — сплошные противоречия: люди хотят пользоваться всеми благами цивилизации, производство которых зачастую связано с загрязнением окружающей среды. И в то же время они желают жить в городах с чистой атмосферой. Найти разумный баланс — задача непростая. Однако если ее к решению подходить системно, то она выполнима.

https://youtube.com/watch?v=nhmwhd8bJ_U%3F

Правовые способы охраны воздуха

Одно из основных направлений охраны атмосферы – установка нормативов отрицательного воздействия на воздушную среду. Отдельные значения действуют для разных производств и регионов. Кроме того, устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей в воздушную среду. ПДК отражает качество среды.

Минприроды РФ контролирует деятельность других природоохранных органов и предприятий с целью оздоровления атмосферного воздуха. Министерство выдает разрешения на его потребление для производственных нужд, разрабатывает правила, стандарты в области его защиты от негативных воздействий.

Правила охраны воздуха включают запрет на ввод в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям по защите атмосферы. Не допустима эксплуатация ТС, превышающих нормативы выбросов. Запрещено ставить на госучет авто без сертификатов о соответствии концентраций загрязняющих веществ допустимым, складировать в населенных пунктах отходы, которые загрязняют атмосферу.

Для предупреждения вреда для атмосферы госвласти наделены правом приостанавливать работу предприятий, цехов или закрывать их, если они нарушают атмосферные условия. Сами организации-загрязнители обязаны обустраивать лесопосадки для нейтрализации вредных выбросов.

Это не полный перечень правовых мер по защите атмосферного воздуха. Вопросы природоохранной деятельности регулируются еще и другими законодательными актами:

  1. Воздушный кодекс РФ – предъявляет требования к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.
  2. УК РФ – содержит статьи, касающиеся экологических преступлений.
  3. ГОСТ (1986) «Охрана природы. Атмосфера…» – устанавливает нормы и методы определения вредных выбросов с отработавшими газами дизелей, сельхозмашин.
  4. ФЗ «Об уничтожении химоружия».
  5. ФЗ «О радиационной безопасности».
  6. ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Распределение охранных полномочий

Местные и региональные органы власти часто заявляют об отсутствии должных охранных полномочий. В большинстве случаев это можно считать простыми отговорками. На самом деле ФЗ наделяет субъекты и их территории достаточными правами в этой сфере.

Об этом в законе говорится следующее:

  • В регионах могут принимать программы, направленные на снижение выбросов, даже на сокращение использования продуктов из нефти, в том числе и бензина. И наоборот, региональные власти имеют право стимулировать производство в применении тех видов топлива, которые будут более безопасны в экологическом отношении.
  • Местные власти могут принимать решение по ограничению движения транспорта на территориях, где в какие-либо промежутки времени возникает угроза превышения допустимых параметров вредности.
  • Власть на местах самостоятельно может предъявлять иски о возмещении вреда природе, если он является следствием нарушений, которые выявлены в ходе проверки, осуществления надзора.
  • Регион сам может устанавливать ориентировочные показатели выбросов, что будет целью снижения их до приемлемого уровня. Также на этом уровне устанавливаются предельные параметры как для конкретных источников загрязнения, так и их совокупности.
  • Местное самоуправление (в городах, районах) наделяется и полномочиями в сфере охраны атмосферы.

Передачи части полномочий на места логично вытекает из принципов общего управления охраной воздуха. Среди них в приоритете находятся жизнь граждан, их здоровье (в том числе и последующих поколений). Важными являются и гарантии нормальных экологических условий для жизнедеятельности человека. Что конкретно необходимо сделать для этого с учетом местных особенностей, виднее, конечно, в регионах и на их территориях.

Права граждан

Постановление устанавливает и несколько прав, связанных с охраной нашей атмосферы. Согласно закону, все существующие объединения, физические, юридические лица могут:

  • Получать любую информацию, касающуюся состояния окружающей людей среды, её загрязнения и любых источников влияний.
  • Участвовать в посвящённых охране атмосферы мероприятиях, содействовать их материальному поддержанию и проведению.
  • Активно обсуждать вопросы, касающиеся любой запланированной деятельности, которая представляет собой потенциальную опасность.
  • Участвовать в обсуждениях тех или иных программ, затрагивающих охрану среды, вносить разные предложения по поводу нормализации качеств и состояния атмосферы.
  • Подавать в суд иски о возмещении причинённого загрязнениями ущерба окружающей среде, имуществу, здоровью.
  • Представители законных общественных организаций могут получать доступ к территориям различных объектов любой деятельности, на которых есть источники негативных воздействий или загрязнений.

НПА, регулирующие защиту атмосферного воздуха

  • Воздушный кодекс России — в нем установлены требования к летной технике;
  • Уголовный кодекс — включает в себя статьи, посвященные экологическим преступлениям;
  • ФЗ № 76 «Об уничтожении химического оружия»;
  • ФЗ № 3 «О радиационной безопасности»;
  • ФЗ № 170 «Об использовании атомной энергии»;
  • Распоряжение Правительства РФ № 1316-р, утверждающее перечень загрязняющих веществ;
  • Постановление Правительства РФ № 183, утверждающее нормативы ПДВ.

Примечание: это лишь частичный перечень законодательных актов. Полный список всех Распоряжений Правительства, ГОСТов, Постановлений, касающихся сферы защиты окружающей среды, будет включать более сотни документов. Кроме того, на региональном уровне используются и свои, «внутренние» законоположения.

ФЗ о защите окружающей среды в части защиты атмосферного воздуха

Принимая во внимание важность влияния экологии на здоровье населения, было вынесено предложение об объединении всех законов, касающиеся охраны природы, в один кодекс — Экологический. Это значительно облегчит развитие экологической политики государства. Но пока эта инициатива находится в стадии разработки

Но пока эта инициатива находится в стадии разработки.

Последние изменения и новости

  • объекты I категории (те, что оказывают сильное негативное воздействие на природу) должны получать комплексное экологическое разрешение;
  • предприятия II категории «вредности» (умеренный ущерб воздуху) — должны заполнять декларации о воздействии на окружающую среду;
  • III категория (незначительный вред) — этим организациям нет необходимости получать разрешение и заполнять декларации.

Кроме того, владельцы производств I категории «вредности» должны оснастить их средствами автоматического измерения и учета выбросов.

За несоблюдение этих требований предусматривается ответственность: административная (статья 8.21 КоАП) и уголовная (статья 251 УК РФ).

Источники и состав промышленных выбросов.

Все вещества, загрязняющие атмосферу, в зависимости от условий их образования делятся на вещества естественного (природного) и искусственного (антропогенного) происхождения.

Основными источниками поступающих в атмосферу загрязняющих веществ выступают:

  • источники природного происхождения, такие как извержение вулканов, ветровая эрозия, лесные пожары и пр.
  • сжигание ископаемых видов топлива транспортом;
  • промышленные производства, такие как металлургия, нефте- и газохимия;
  • сжигание бытовых отходов;
  • сельскохозяйственное производство;
  • добыча полезных ископаемых открытым способом.

Выбросы промышленных производств являются наиболее опасными по составу загрязняющих веществ и, поскольку данные выбросы подвижны, то могут влиять на окружающую среду на больших площадях.

Методы очистки промышленных выбросов в атмосферный воздух весьма разнообразны. На выбор того или иного метода очистки в первую очередь влияют химических состав и концентрация загрязняющих веществ в выбросах. К наиболее вредным для здоровья и окружающей среды загрязняющим веществам антропогенного происхождения относятся следующие вещества:

  • твердые частицы (PM);
  • диоксид азота (NO2);
  • озон (O3);
  • окись углерода (СО);
  • диоксид серы (SO2);
  • свинец (Pb);
  • летучие органические соединения (бензопирен).

Токсичные свойства загрязняющих веществ и, как следствие, причиняемый ими вред, привели к принятию ряда нормативно-правовых актов, которые обязывают осуществлять контроль их содержания и концентрации в газообразных отходах различных промышленных производств. Один из основных правовых актов в области охраны окружающей среды — Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющий «правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов…».

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности данным законом устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы выбросов в атмосферный воздух, количественные значения которых, как для стационарных, так и для передвижных источников, определяются в порядке, установленном Правительством РФ и с использованием методов, утвержденных Приказом Минприроды России.

Нормирование и регулирование выбросов

Закон об атмосферном воздухе определяет главой III особенности осуществления работы в сфере охраны

Это важно для научно обоснованного, комплексного подхода, его системности. Только так можно добиться недопущения последствий, которые дадут необратимый эффект

Запреты и разрешения

В деле охраны окружающей среды необходимы гласность, достоверность любых сведений. Именно они определяют вопросы неизбежности ответственности для нарушителей, сохранения здоровья людей и безопасности их жизни. Имеются действенные методы наведения порядка.

Разделы главы посвящены и тем вопросам нормирования, которые могут решаться в регионах и на территориях:

Отдельно оговаривается ситуация, когда компании, организации, лица не имеют на конкретный момент возможности соблюсти предельно допустимые параметры выбросов

Если обстоятельства являются обоснованными, можно согласовать временный порядок работы.

Важно, что этот порядок будет действовать только на срок, пока выбросы не будут отрегулированы, а технические нормативы соблюдены. Здесь необходимы четкие планы-графики проведения должных мероприятий.
Выбросы (как и сбросы) опасных веществ возможны только с оформленного разрешения

За него необходимо внести госпошлину. Собранные таким образом средства должны направляться на природоохранные мероприятия.
Если разрешение отсутствует или условия его нарушаются, процессы, приводящие к загрязнению среды, могут быть приостановлены специальным актом. Такая практика действительно имеет место, пусть богатой ее назвать сложно. Как правило, при угрозе прекращения деятельности, остановки производства даже нефтяные компании начинают наводить порядок в своем хозяйстве.

Принцип раннего предупреждения

В законе 96 ФЗ «Об охране воздуха» учитываются не только отечественные, но и международные стандарты по атмосфере. Они касаются и требований, предъявляемых к компаниям на этапе не только строительства, но и проектирования промышленных и других объектов.

Здесь срабатывает принцип раннего предупреждения проблемы:

  • При городской застройке как таковой (как и застройке иных поселений), а также при включении в план строительства потенциально опасных объектов должны оцениваться и имеющийся уровень загрязнения, и прогноз по его изменению.
  • В обязательном порядке необходимо обеспечить при застройке соблюдение норм качества воздуха с учетом всех имеющихся фоновых значений.
  • Если опасное производство расположено в черте населенного пункта или поблизости от него, необходимо установить санитарно-защитную зону. Параметры ее определяются характером и мощностью завода, шахты, другого объекта. В этих зонах не допускается жилищное строительство.
  • Возведение таких объектов, запуск которых несет риск отрицательных климатических изменений, поражения озонового слоя, уничтожения генофонда природного мира, ухудшения здоровья граждан, запрещено.
  • Также запрещен и выпуск любого транспорта, выбросы которого превышают нормы. Весь моторный транспорт подлежит проверке в установленные сроки.
  • Запрещено захоронение и обезвреживание вредных веществ вне специальных отведенных для этого мест и без соблюдения правил. Это же касается сжигания или другого вида уничтожения. Положение распространяется и на дурнопахнущие вещества.

Места уничтожения, переработки, захоронения отходов заранее согласовываются с региональными органами природоохраны. Смысл этого в том, что связанная с ними деятельность не должна угрожать природе и человеку.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ

1. Должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами:

проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха:

обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.