Федеральный закон «о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации» от 22.02.2014 n 20-фз (ред. от 04.06.2021)

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Какие законы регулируют выборы

Основной закон нашей страны — Конституция РФ — не содержит отдельной главы или группы статей, посвященных конкретно выборам или избирательной системе. Однако Конституция устанавливает сам принцип выборности. Так, основной закон провозглашает свободные выборы и референдум высшим выражением власти народа (п. 1 ст. 3); закрепляет право гражданина на участие в них (п. 2 ст. 32); устанавливает ограничения избирательных прав ко всем видам выборов (п. 3 ст. 32) и т.д.

Решение же основных вопросов, связанных с ходом голосования, обеспечивает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 12 июня 2002 года). В нем устанавливаются общие правила учета избирателей; система и статус комиссий; обязательные для всех правила голосования и подсчета голосов. Также в нем дан перечень нарушений избирательных прав, которые влекут различные меры ответственности.

Во весь голос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Значительная часть принципов избирательного права закреплена в статьях 3, 4 и 7 данного закона. А именно:

— тайное голосование;- обязательность и периодичность выборов;- альтернативность выборов;- добровольность участия в выборах;- организация и проведение выборов органами, не входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;- гласность и открытость избирательного процесса.

Стоит отметить, что любые федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные акты о выборах и референдумах не должны противоречить закону об основных гарантиях избирательных прав (п. 6 ст. 1). Таким образом, именно этот документ определяет основные избирательные права граждан России.

Статья 63. Агитационный период

1. Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд — в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд — в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

3. Проведение предвыборной агитации в день голосования запрещается. Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, запрещается, за исключением случая принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с настоящим Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в части 9 статьи 68 настоящего Федерального закона, рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с частями 10 и 11 статьи 68 настоящего Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Избирательные системы

В завершении статьи хотелось бы отдельно осветить виды избирательных систем, которых мы частично касались ранее, говоря о смешанных выборах, использовавшихся при первых созывах Госдумы. Существующие избирательные системы, а также их преимущества и недостатки обозначены в таблице.

Таблица 1. Типы избирательных систем

Тип Описание
Мажоритарная Согласно этой системе, избираются те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов на голосовании, приводящемся в одномандатном избирательном округе. На такие округи поделена вся страна, при этом каждый округ включает равное количество избирателей. Несмотря на то, что от одного круга могут быть представлены несколько кандидатов, правом избираться наделяется только один человек. Основным преимущестом мажоритарной системы является неизбежная ответственность избранного перед избирателями, что позволяет сформировать относительно устойчивое правительство. К сожалению, система невольно игнорирует небольшие партии, которые редко представлены в органе власти
Пропорциональная В основе данной системы стоит принцип распределения мест, который пропорционален получаемому каждой партией количеству голосов, поданных за ее кандидатов во время выборов. В отличии от мажоритарной системы, пропорциональная предполагает голосование не за конкретных личностей, а за партию, которая заведомо проходит процентный барьер. Соответственно, структурной единицей данной системы является федеральный список кандидатов. Благодаря такому подходу количество мандатов у партии всегда пропорционально числу голосов. Это позволяет представить как большие, так и мелкие партии, что улучшает репрезентативность на политическом уровне. Однако наличие большого количества оппозиционных партий может негативно сказываться на избирательном органе власти
Смешанная Смешанная система предполагает сочетание двух обозначенных выше подходов к выборам. На практике такая система предполагает разделение всего списка кандидатов надвое. При этом одна половина избирается в соответствии со списками партий, а вторая баллотируется от одномандатных округов. Данная система позволяет преодолеть недостатки как смешанной, так и пропорциональной, однако как показывает практика, ее применение на практике приводит к значительному усложнению организации и проведения выборов

Избирательные системы

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов

1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

2. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются уставом политической партии.

3. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

4. Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:

1) число зарегистрированных делегатов съезда;

2) число делегатов съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;

3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);

5) дата принятия решения.

5. В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. В федеральный список кандидатов не могут быть включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.

6. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии.

7. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 5, 8 — 11 настоящей статьи.

8. Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, группе, состоящей из граничащих между собой субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не граничащего с другими субъектами Российской Федерации, группе из двух субъектов Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. В региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием наименований субъектов Российской Федерации), какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам (с указанием наименований и номеров одномандатных избирательных округов) соответствует каждая региональная группа кандидатов, а также должен быть указан номер каждой региональной группы кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов в соответствии с требованиями настоящей статьи.

9. В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 15 кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

10. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.

11. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

Какими законами регулируются выборы в РФ?

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с ФЗ 58 о системе государственной службы Российской Федерации.

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.

Россиянин имеет право на голос, не зависимо от:

  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его тут.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.