Федеральный закон «о статусе сенатора российской федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания российской федерации» от 08.05.1994 n 3-фз (ред. от 22.12.2020)

Алан-э-Дейл       13.11.2022 г.

Неприкосновенность парламентариев

Статья 98 Конституции РФ устанавливает как для членов Совета Федерации, так и для депутатов Государственной Думы гарантии неприкосновенности. Парламентарии обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

В свою очередь, ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 3-ФЗ, развивая вышеприведенные конституционные нормы, уточняет, что парламентарии не могут быть:

привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Используя расширительное толкование указанной нормы, можно сделать вывод, что Федеральный закон N 3-ФЗ допускает возможность привлечения парламентариев к иным видам ответственности, например гражданско-правовой

Важно отметить, что указанные законодательные положения корреспондируют с соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, в частности с нормами ст. 449 УПК РФ;
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу (кроме случаев задержания на месте преступления), т.е

в отношении парламентариев не могут быть совершены следственные действия, направленные на установление истины по уголовному делу;
подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Важно отметить, что, исходя из содержания ч. 3 ст

19 Федерального закона N 3-ФЗ, неприкосновенность распространяется не только на личность самого парламентария, но и на ряд тесно связанных с ним объектов, к числу которых относятся жилые и служебные помещения, занимаемые указанными субъектами, транспортные средства, как личные, так и служебные, средства связи, документы, багаж, переписка парламентария.

Указанный перечень является исчерпывающим, и включение в него каких-либо иных объектов недопустимо.

Вопрос о лишении неприкосновенности парламентариев решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Процедура лишения парламентариев неприкосновенности определяется помимо норм Федерального закона N 3-ФЗ (ст. 20) еще и положениями регламентов соответствующих палат парламента.

Еще одной немаловажной составной частью неприкосновенности парламентариев являются положения ч. 6 ст

19 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающие, что парламентарии не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Важным дополнением к статусу неприкосновенности парламентариев является норма ст. 21 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающая, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

На основании анализа положений Федерального закона N 3-ФЗ можно сделать вывод о том, что он соответствует позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П. В указанном Постановлении Конституционный Суд указал, что «неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости».

Важно отметить, что неприкосновенность парламентариев по своей сути является исключением из общей конституционной нормы (ч. 1 ст

19) о равенстве всех перед законом и судом. Однако данное исключение обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена (депутата) федерального представительного и законодательного органа.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.