Сми (smi) — виды, признаки и функции

Алан-э-Дейл       21.07.2022 г.

Содержание по главам

Закон структурно состоит из 7 глав, в которые объединены 62 статьи. Вкратце разберем их.

  1. Общие положения.

Глава 1 устанавливает общие положения, относящиеся к предмету регулирования рассматриваемого нормативного акта. Так, ст. 1 декларирует и гарантирует свободу информации, а ст. 3 устанавливает недопустимость цензуры в стране. В то же время 4 статья не допускает злоупотребления правом свободы информации и приводит перечень того, сведения какого рода не подлежат общедоступному распространению.

  1. Организационные вопросы.

Глава 2 определяет порядок регистрации СМИ (ст. 8-14), основания для прекращения или приостановки их деятельности (ст. 16). Кроме этого, устанавливаются иные организационные моменты, связанные с конкретизацией правового статуса учредителя, издателя, редакции и т. п.

  1. Распространение массовой информации.

Третьей главой определен порядок распространения массовой информации. Кроме этого, ст. 31 устанавливает, что для осуществления телевизионного или радиовещания требуется лицензия. Отдельные нормы регулируют порядок ее получения, переоформления, продления, а также основания для ее аннулирования. Кроме этого, прописано право СМИ осуществлять показы передач эротического содержания. Однако для этого предусмотрены временные рамки – с 23 часов вечера и до 4 часов утра.

  1. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Статьей 39 установлено право СМИ осуществлять запросы о деятельности госорганов и должностных лиц. В свою очередь последние обязаны предоставить необходимые сведения, если они не относятся к тайне, установленной законом (40 ст.).

43 статья говорит, что граждане и организации вправе требовать от СМИ официального опровержения информации, которая задевает их честь и достоинство, не соответствуя действительности.

  1. Статус журналиста.

Глава 5 рассматриваемого закона определяет особый статус профессионального журналиста. Ст. 47 устанавливает его особые права, связанные с получением доступа к информации и свободному ее распространению.

  1. Межгосударственное взаимодействие.

Ст. 55 определяет статус представительств зарубежных СМИ на территории РФ.

  1. Ответственность за нарушение законодательства.

Установлено, что за нарушение действующего законодательства предусмотрена ответственность. Это касается как ущемления СМИ в вопросах свободного распространения информации, так и злоупотребления соответствующим правом.

Рассматриваемый в статье закон действует почти 30 лет и за это время много раз подвергался изменениям. Однако в последние годы традиционные СМИ – газеты, радио, телевидение –уступают место сетевым изданиям в интернете, не имеющим ранее себе аналогов. Действующее российское законодательство на данный момент имеет множество пробелов по вопросам регулирования интернет-СМИ. В этой связи вектор эволюции рассматриваемого закона будет направлен в сторону регулирования соответствующих правоотношений в виртуальном пространстве.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

(Само)регулирование социальных сетей

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. 
    Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Обязанность не порождает ответственность 

Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.

С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений). 

С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору. 

Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

Статус социальной сети зависит от пользователей

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости. 

Функции СМИ

Исследователями были выделены главные функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Политической социализации общества.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.

У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Типологические характеристики

Для того, чтобы более точно описать то или иное СМИ, используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать медиа по следующим параметрам:

  • по территориальному охвату аудитории — национальные, региональные и местные (муниципальные), например федеральный (общероссийский) телеканал, городское радио, муниципальная газета;
  • по регулярности выхода/обновления или объему вещания — например, круглосуточный телеканал, ежедневная/еженедельная газета, ежемесячно обновляющийся интернет-журнал, ежеквартальный альманах;
  • по тиражу (для печатных изданий) или объему аудитории (для теле-, радио- и интернет-СМИ);
  • по форме собственности — государственное, ведомственное, корпоративное, частное.

Также в характеристики включают особенности целевой аудитории, позиционирование издания и особенности подачи материала («качественные». «массовые», «бульварные» СМИ).

Регулирование спорных ситуаций

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная. Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидениеНапример, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.2. Формирование общественного мненияСопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий3. Выражение общественных интересовВыявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения4. Объединение граждан Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения5. Культурно-образовательная. Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.6. Рекреативная (развлечение, отдых). Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.7. Рекламно-справочная. Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.8. Организаторская. Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта. 9. Образование и социализация граждан. Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события10. Осуществление общественного контроля за действиями властиИнформируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государствуРоль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

СМИ в мире

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.

https://youtube.com/watch?v=5RJu33Q0ZWA

Общение со зрителем, читателем и слушателем

Именно поэтому в шестидесятые-семидесятые годы появился новый термин — средства массовой коммуникации. Данное словосочетание, по мнению специалистов, гораздо точнее выражало интерактивный характер современной прессы.

Общение с теми, кому предназначались материалы, публикуемые тем или иным изданием, могло происходить открыто, с помощью писем, а также телефонных опросов и интервью, которое брали у радиослушателей и телезрителей специальные корреспонденты. Обратная связь производилась также и опосредованно. Одним из технических новшеств, с помощью которых оно происходило, являлось устройство «пиплметр». Этот прибор составлял одно целое с телевизионным пультом и отправлял данные о том, какие телепрограммы смотрят телезрители, в бюро, занимающееся изучением статистики.

Классификация печатных СМИ

Преимуществом периодических изданий является то, что они серийные, выходят в строго определенное время (каждый день, один раз в неделю или в месяц) и в основном имеют определенную тематику. Они могут быть федеральными, региональными, местными или корпоративными, то есть разделяются по административно-территориальному уровню

Что немаловажно, ведь читателей интересуют не только мировые новости, но и то, что происходит в их родном городе

Есть еще несколько классификаций периодики: целевое назначение и содержание. Те же газеты, журналы могут быть универсальными, специализированными или отраслевыми. А контент зависит от аудитории, на которую рассчитано издание. Это может быть конкретная качественная информация, массовая для всех слоев населения или желтая пресса со всевозможными сплетнями, слухами и домыслами.

Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ)

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Редакция от 02.12.2019 года.

Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Файлы для скачивания:

Федеральный закон «О средствах массовой информации»

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), редакция от 02.12.2019 года, с последними изменениями и доп., вступившими в силу.

 02.12.2019

 353 KB

 9 941

Скачать

27 декабря 1991 года № № 2124-1

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ, от 06.06.2019 N 131-ФЗ,от 02.12.2019 N 426-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

Спорный момент

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. «Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях. Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов. Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Регистрация медиа-средства

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

Реклама

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Ужесточение ответственности за клевету

Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.

Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:

  • прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
  • клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
  • клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

Клевета в интернете — дело публичного порядка 

Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным. 

Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.

В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 года.

Субъект преступления неоднозначен 

Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.

Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.

В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.

При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.

Порядок действий журналистов при контртеррористических операциях

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.