Закон рф от 18.04.1991 № 1026-1

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Изменения закона

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

Текст Закона «О полиции»

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Назначение полиции
    • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
    • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
    • Статья 4. Организация полиции
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции
    • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 6. Законность
    • Статья 7. Беспристрастность
    • Статья 8. Открытость и публичность
    • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
    • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
    • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
  • Глава 3. Обязанности и права полиции
    • Статья 12. Обязанности полиции
    • Статья 13. Права полиции
  • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Статья 14. Задержание
    • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
    • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
    • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 20. Применение физической силы
    • Статья 21. Применение специальных средств
    • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
  • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
    • Статья 25. Сотрудник полиции
    • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
    • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
    • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
    • Статья 29. Утратила силу.
    • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
    • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
    • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
    • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
  • Глава 7. Служба в полиции
    • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
    • Статья 35. Утратила силу.
    • Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
    • Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
    • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
  • Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
    • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
    • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
    • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
    • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
    • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
  • Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
  • Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
    • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 51. Судебный контроль и надзор
    • Статья 52. Прокурорский надзор
    • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
  • Глава 11. Заключительные положения
    • Статья 54. Заключительные положения
    • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к Ст. 22 федерального закона «О полиции» в РФ

Комментируемая статья устанавливает запреты, ранее закреплявшиеся в статье 14 Закона о милиции, и ограничения на применение сотрудниками полиции специальных средств, предусматривавшиеся ведомственными нормативными правовыми актами. Выделение рассматриваемой статьи в структуре Закона отражает стремление законодателя усилить гарантии прав и свобод граждан, в отношении которых сотрудниками полиции применяются специальные средства.

Запреты касаются категорий лиц, к которым по общему правилу специальные средства применяться не могут. Это женщины с видимыми признаками беременности, лица с явными признаками инвалидности и малолетние лица (не достигшие возраста 14 лет). Не допускается применение специальных средств и в тех случаях, когда названные признаки указанных лиц не очевидны, однако сотруднику полиции доподлинно известно, с кем он имеет дело (например, сотрудник полиции знает о беременности женщины). Запрет не распространяется на случаи, когда перечисленные лица оказывают вооруженное сопротивление, принимают участие в групповом либо ином нападении (в том числе одиночном), угрожающем жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о полиции ее сотрудникам запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. В отличие от Закона о милиции, содержавшего аналогичное положение (часть 4 статьи 14), характеристика незаконных публичных мероприятий, которые запрещено пресекать с применением специальных средств, здесь дополнена еще одним признаком — такое мероприятие не должно нарушать общественный порядок. Но поскольку нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий влечет административную ответственность их организаторов и участников по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, расположенной в главе 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» КоАП РФ, надо признать, что такое нарушение посягает на общественный порядок самим своим фактом, т.е. всегда. Отсюда нетрудно сделать вывод, что запретительная норма, предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о полиции, в действительности никакого запрета не содержит. Другое дело, что если незаконные публичные мероприятия нарушают только общественный порядок, не мешая движению транспорта, работе средств связи и организаций, то для их пресечения полиция вправе применить набор специальных средств, относящийся не к пункту 8 части 1 статьи 21 Закона, а к пункту 2 части 1 той же статьи. Иными словами, для пресечения таких незаконных публичных мероприятий нельзя применять водометы и бронемашины.

Ограничения на применение специальных средств, установленные частью 2 статьи 22 комментируемого Закона, введены в связи с высокой опасностью причинения лицу (в том числе не имеющему отношения к пресекаемому (выявляемому) правонарушению) смерти, значительного вреда здоровью, имуществу, несоразмерного с тяжестью пресекаемого правонарушения.

Часть 4 статьи 22 Закона уполномочивает МВД России устанавливать иные ограничения, связанные с применением сотрудниками полиции специальных средств. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об ограничениях, а не о такой конкретизации и детализации предписаний Закона, которые фактически означают искажение воли законодателя.

Законом допускается отступление от требований частей 1 и 2 статьи 22, если специальные средства применяются по предусмотренным частью 1 статьи 23 основаниям для применения огнестрельного оружия. Очевидно, что если общественная опасность совершаемого лицом преступления настолько велика, что для его пресечения Законом допускается применение огнестрельного оружия, то, например, удары палкой специальной могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательства, в том числе по голове, шее, животу и т.д.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.