Оглавление
- Комментарий к Статье 27.13 КоАП РФ
- Другой комментарий к Ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Правила и порядок эвакуации автомобилей на штрафстоянку
- Что запрещено делать инспектору?
- Порядок задержания транспортного средства
- Правила хранения, оплаты хранения автомобиля на специальной стоянке
- Порядок задержания транспортного средства
- Обжалование незаконного административного задержания авто
- Статья 27.13 КоАП РФ. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
- Что такое личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
Комментарий к Статье 27.13 КоАП РФ
1 — 2. В статью 27.13 Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ были внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.
Комментируемая статья определяет порядок применения двух близких принудительных мер: задержания транспортного средства и запрещения эксплуатации транспортного средства. Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств либо прекращение движения при помощи блокирующих устройств. За хранение транспортного средства на специализированной стоянке начиная со вторых суток может взиматься плата. За перемещение и блокировку плата взиматься не будет. Запрещение эксплуатации транспортного средства представляет собой наложение уполномоченным должностным лицом запрета на дальнейшее использование транспортного средства вплоть до устранения причин запрета.
При этом будет допускаться движение транспортного средства к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства.
КоАП четко устанавливает, в каких случаях допускается задержание транспортного средства и запрещение эксплуатации транспортного средства.
3 — 4. Задержание транспортного средства осуществляется должностными лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП и в главе 23 КоАП. О задержании обязательно составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении. По общему правилу протокол о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации составляется в присутствии водителя и без обязательного участия понятых. В то же время протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых. Это правило вызвано необходимостью оперативно устранить препятствие для движения.
Согласно дополнениям, внесенным в КоАП Федеральным законом от 29 марта 2007 г. N 39-ФЗ, задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти осуществляется должностными лицами военной автомобильной инспекции.
5. В настоящее время действуют Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759).
Другой комментарий к Ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
2. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении — установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
3. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.).
4. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст.16 названного Закона устанавливает: «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях». Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
5. Как правило, не применяется административное задержание к военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.
6. Действующее законодательство предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
7. Рассматриваемая статья содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
8. В связи с тем, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры — обязанность государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.
Правила и порядок эвакуации автомобилей на штрафстоянку
Это один из важнейших параметров всего процесса, т.к. ошибки именно на этом этапе чаще всего позволяют юристам оспорить решение об эвакуации, а значит и об оплате штрафов, стоимости перемещения и хранения ТС на спецстоянке.
Рассмотрим максимально возможное число шагов, понимая, что некоторые из них могут и отсутствовать.
Этап 1. Протокол об административном правонарушении
Это обязательный этап, подразумевающий фиксацию правонарушения. Определяется нарушенная статья, что и фиксируется в протоколе об административном правонарушении. В том числе устанавливается и возможность применения задержания автотранспортного средства, его тип – эвакуация или блокировка.
Этап 2. Протокол о задержании ТС
Если решение о задержании ТС принято, то об этом составляется отдельный административный протокол задержания
Обратите внимание, это должен быть новый протокол – не допускается объединение документов с предыдущим. При этом само правонарушение может быть описано в данном протоколе менее подробно чем в первом, но должна быть ссылка на него
Приказом МВД РФ №664 введена рекомендуемая форма такого протокола. Образец можно посмотреть здесь:
protokol-o-zaderzhanii-ts
В любом случае, протокол содержит:
- Сведения о должностном лице, составившем протокол, включая идентификацию его полномочий (например, специальный номер его транспортного средства).
- Сведения о нарушителе – лице, управляющем задерживаемым ТС на момент правонарушения.
- Данные на автомобиль.
- Наименование и адрес специальной стоянки, на которую он эвакуируется, либо сведения о блокировке.
- Дата составления.
- Подписи сторон.
- Подписи понятых, если это требуется по закону.
На этом же бланке должно быть место для отметки о возврате задержанного ТС. При этом оформляется эта часть только на копиях заполненного протокола, которые вручаются заинтересованным сторонам (что так же указывается в документе).
Составление при водителе/владельце
С процессуальной точки зрения это наиболее простой вариант, т.к. все происходит при нарушителе, который, кроме прочего, будет сразу оповещен о месте эвакуации (размещении) автомобиля – об адресе штрафстоянки.
Кроме этого, ч.1.1 ст.27.13 КоАП РФ устанавливает, что задержание ТС должно быть прекращено на месте, если эвакуация еще не началась, а причина задержания устранена, при наличии человека, имеющего в соответствии с законодательством право на управление этим автомобилем.
Это достаточно важный момент, который следует обязательно учитывать, т.к. он дает возможность обойтись без фактического перемещения и помещения авто на штраплощадку, и, соответственно, без их оплаты. Одновременно, этот факт не освобождает от ответственности за само правонарушение.
Если водитель/владелец отсутствует
Главная проблема эвакуации в отсутствии водителя в том, что изначально неизвестно место нахождения машины. Более того, часто не сразу выясняется, что произошло именно задержание, а, к примеру, не угон. Здесь мы снова сталкиваемся с неприятным моментом, когда нормы законодательства диктуют одно, а фактически происходящее может отличаться.
В соответствии с п.253 Административного регламента МВД по надзору за соблюдением требований безопасности дорожного движения, при эвакуации машины в отсутствии водителя должностное лицо, осуществляющее задержание ТС, должно незамедлительно проинформировать об этом дежурную часть МВД / дежурный отдел ДПС. То есть на момент обнаружения отсутствия автомобиля, информация о его эвакуации уже должны быть в базах данных МВД.
Достаточно позвонить по номеру 02, 102 или 112, и оператор, проверив данные, должен сообщить о том куда ТС перемещено, где и как его можно забрать.
К сожалению, на деле информация обновляется не так быстро и нередко оператор еще не знает всех данных. Это может привести не только к потере нервов, но и к более длительному хранению авто на штрафстоянке, а значит и к большим финансовым потерям.
Этап 3. Перемещение авто на специализированную стоянку
Если эвакуация ТС неизбежна, то автомобиль перемещается на специальную стоянку. Производится это с помощью специальных средств (эвакуаторов) либо управление машиной осуществляет задержавшее его должностное лицо (при наличии прав соответствующей категории). Последнее возможно исключительно в случаях технической исправности автомобиля.
Для перехода к следующим действиям – получения автомобиля со штрафстоянки, собственник ТС, либо лицо, имеющее право управлять им, должен иметь на руках свою копию протокола о задержании.
Что запрещено делать инспектору?
Приказ № 664 дает сотрудникам ГИБДД не только полномочия, но и обязанности, а также вводит некоторые запреты.
Инспекторам запрещено:
- Обращаться к гражданам на «ты», грубить, дискриминировать, оскорблять, провоцировать на противоправные действия (п. 43-44 Приказа).
- Требовать выйти из автомобиля, если на это нет оснований (представление угрозы безопасности самого инспектора, задержание водителя, проведение досмотра или освидетельствования).
- Открывать сумки и перебирать личные вещи граждан в ходе досмотра.
- Требовать открыть багажник, бардачок и так далее, если не проводится досмотр или осмотр с составлением соответствующих документов.
Любые незаконные действия сотрудников полиции нужно фиксировать в протоколе в поле «Объяснения». Если же места в нем не хватает, то для этого можно использоваться отдельный лист. Некоторые процессуальные нарушения могут дать водителям возможность избежать наказания, а некоторые – послужат основанием для выговоров и лишений полицейского премий.
Порядок задержания транспортного средства
Существует определенный порядок, который должен быть соблюден при задержании автомобиля.
При каком-либо нарушении, описанном выше, транспортное средство может быть задержано. Обычно при этом с него снимают номера, а владельцу дается период времени, чтобы исправить нарушение.
Процедура начинается с оформления протокола. В документе обязательно должно быть указано основание задержания, место и время совершения нарушения.
Указывается ФИО водителя, сотрудника, задержавшего его, а также того человека, который будет осуществлять перемещение автомобиля.ВАЖНО! Без правильно оформленного протокола никто не имеет права изъять ваш транспорт! После оформления автомобиль должны опечатать и предоставить все сведения о том, где он будет находиться. Здесь можно прочитать о том, как забрать автомобиль со штрафстоянки
Здесь можно прочитать о том, как забрать автомобиль со штрафстоянки.
Правила хранения, оплаты хранения автомобиля на специальной стоянке
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012г. определен порядок содержания на стоянках автомобилей вооруженных сил, войск национальной гвардии. В отношении автомобилей граждан порядок хранения на специализированных стоянках предусмотрен законодательными актами отдельных субъектов РФ.
Так, обычно региональные законы содержат идентичные требования, предъявляемые к сотрудникам специализированных стоянок:
- необходимо обеспечить оперативную погрузку и выгрузку транспортных средств, которые были задержаны, с помощью эвакуаторов;
- обеспечивать бережную погрузо-разгрузочную работу, в целях сохранения целостности автомобилей и предотвращения повреждений;
- принимать меры к сохранности в надлежащем виде всех автомобилей, перемещенных на стоянку.
Во всех региональных законах отражена обязанность возмещения ущерба организацией, если вред имуществу причинен по вине ее сотрудников. Решение о возмещении убытков принимается судом в гражданском порядке. При рассмотрении заявленного пострадавшей стороной иска. Не исключается и выплата стоимости ущерба по претензии, во внесудебном порядке.
На практике довольно часто при погрузке машин образуются повреждения, при этом страховая компания практически всегда отказывает в возмещении ущерба по таким обстоятельствам. Обычно в договоре об обязательном страховании есть пункт о том, что подобные случаи не являются страховыми. Поэтому необходимо запастись доказательствами (фотографиями, квитанциями) и составить иск в суд, если автомобиль был возвращен в поврежденном виде. Отсутствие каких-либо повреждений в протоколе о задержании ТС – это тоже подтверждение факта причинения ущерба на стоянке или при перемещении.
Порядок задержания транспортного средства
Существует определенный порядок, который должен быть соблюден при задержании автомобиля. При каком-либо нарушении, описанном выше, транспортное средство может быть задержано. Обычно при этом с него снимают номера, а владельцу дается период времени, чтобы исправить нарушение.
Процедура начинается с оформления протокола. В документе обязательно должно быть указано основание задержания, место и время совершения нарушения.
Указывается ФИО водителя, сотрудника, задержавшего его, а также того человека, который будет осуществлять перемещение автомобиля
ВАЖНО! Без правильно оформленного протокола никто не имеет права изъять ваш транспорт! После оформления автомобиль должны опечатать и предоставить все сведения о том, где он будет находиться
Здесь можно прочитать о том, как забрать автомобиль со штрафстоянки.
Обжалование незаконного административного задержания авто
В случае незаконного задержания владелец может обратиться в вышестоящие органы:
- суд;
- прокуратуру;
- к начальнику ГИБДД.
Существуют статьи Уголовного Кодекса РФ, которые говорят о превышении должностных полномочий (ст. 285, 286 УК РФ). Если вы уверены, что процедура производилась с грубым нарушением закона и ваших прав, возможно обращение в Следственный Комитет РФ.
При таком неприятном происшествии, как процедура задержания автомобиля, необходимо внимательно изучить протоколы, составленные должностным лицом, проверить транспортное средство, желательно сфотографировать его. По возможности, обратитесь к юристу, чтобы получить квалифицированную помощь.
При обращении в суд или в прокуратуру необходимо составить заявление. Оно составляется по специальному образцу. К заявлению прилагаются документы. Полный их перечень нужно заранее узнать, чтобы потом не пришлось подавать обращение заново
ВАЖНО! Некоторые документы заверяются у нотариуса
Статья 27.13 КоАП РФ. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.
2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2, 3, 4 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.
2.1. Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства.
3. Задержание транспортного средства соответствующего вида, запрещение его эксплуатации осуществляются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции.
4. О задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
5. Задержание транспортного средства соответствующего вида, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Что такое личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
Этот пункт мы решили вынести отдельно, так как он не относится к досмотру автомобиля, но имеет место быть.
Личный досмотр – это обследование вещей, которые находятся при физическом лице, при этом не нарушается их целостность. Основания для личного досмотра указаны также в Приказе МВД РФ.
189. Основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследования вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности, являются:
— наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества
— осуществление административного задержания (задержания)
Пункт 189 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
Досмотр осуществляется в присутствии двух понятых лицами того же пола, но бывают и исключения, когда понятые не требуются.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
Часть 2 и 3 статьи 27.7 КоАП РФ
В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Часть 4 статьи 27.7 КоАП РФ
Если во время личного досмотра будут найдены вещи, которые имеют признаки преступления, то физическое лицо и его транспортное средство будет доставлено в расположение органов внутренних дел, где будет возбуждено дело об Административном правонарушении.
193. Об обнаружении в ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, признаков преступления, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС или дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, доставлении лиц, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
По факту обнаружения признаков преступления сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или подается в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
194. В случае обнаружения в ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
Пункт 193 и 194 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
Во время досмотра физического лица и его вещей будет составлен протокол, в котором будут проставлены соответствующие отметки о том, какие вещи были найдены, их описание, так же будет указано, применялась ли фото или видеофиксация во время досмотра. Помимо этого в протоколе указывается основная информация о дате и времени, о том, кто проводит досмотр и, непосредственно, о водителе. (Пункт 195 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664)
Важно!
После составления протокола, его обязательно должен подписать сотрудник, который его составил, понятые, а так же водитель транспортного средства. Если же водитель отказывается пописывать, то в протоколе ставиться специальная отметка, которая будет об этом свидетельствовать. (Пункт 172 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185)

Эта тема закрыта для публикации ответов.