Целевой приём

Алан-э-Дейл       19.11.2022 г.

Институт прокуратуры

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.). Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме

Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько — в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах

Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько — в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

  • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
  • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
  • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
    • наличии золотой (серебряной) медали,
    • почетных грамот,
    • побед в олимпиадах и т.д.

После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

Целевое поступление: плюсы и минусы

Несмотря на то что такой способ поступить в вуз – стопроцентный шанс для многих абитуриентов получить высшее образование бесплатно, целевое обучение имеет свои нюансы.

Достоинства

При поступлении При обучении После выпуска
  • абитуриент участвует в отдельном конкурсе целевиков, где меньше конкурентов и ниже проходной балл;
  • возможность участия в конкурсе на общих основаниях, если поступить по целевому направлению не удалось.
  • бесплатное обучение за счет государства или потенциального работодателя;
  • стипендия, иногда даже две – положенная бюджетникам и поощрительная от направившего предприятия;
  • гарантированное место для прохождения практики в госучреждениях или на предприятии;
  • поддержка в процессе обучения, например, при написании курсовых и дипломных работ;
  • для иногородних – первоочередное заселение в общежитие;
  • гибкий график для совмещения работы и учебы (после третьего курса).

Недостатки

Среди множества неоспоримых преимуществ поступления на целевое обучение есть и спорные моменты, в основном связанные с необходимостью обязательной отработки после окончания вуза:

  • в процессе учебы интересы или жизненные обстоятельства абитуриента могут измениться: например студентка выйдет замуж, а супруг живет и работает не в том городе, где расположено направившее ее на учебу предприятие;
  • обязательное условие – успешное обучение на уровне не ниже удовлетворительного;
  • при нежелании отрабатывать установленный в договоре срок бывший студент должен вернуть сумму, потраченную на его обучение (иногда дополнительно выплатить штраф).

Несмотря на имеющиеся недостатки, все-таки стоит искать потенциального работодателя, который выдаст целевое направление. Ведь в этом случае абитуриент не только получает возможность бесплатного обучения в престижных вузах и на «дорогих специальностях», но и может не переживать о будущем трудоустройстве.

Об изменениях в порядке приема на целевые места в вузах читайте в наших новостях.

Ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств

Со стороны студента невыполнением обязательств может считаться:

  • его отчисление из вуза (в связи с чем он не может быть принят на работу в качестве квалифицированного специалиста);
  • отказ устраиваться на работу к заказчику после окончания обучения.

В обоих случаях он должен возместить заказчику все понесенные им расходы (оплату учебы, проезда, проживания, стипендиальные выплаты).

Со стороны заказчика, ответственность наступает при отказе трудоустроить выпускника. В этом случае он обязан:

  • возместить затраченные на обучение специалиста деньги в тот бюджет, из которого оно финансировалось (если это не были его собственные средства);
  • выплатить нетрудоустроенному молодому специалисту из собственных средств неустойку в размере средней зарплаты по региону за 3 месяца.

Поиск компании, предоставляющей целевое обучение

Система по набору целевиков функционирует в различных отраслевых высших учебных заведениях: архитектурных, педагогических, медицинских, энергетических.

Поисками предприятия, которое заинтересовано в гарантированных квалифицированных кадрах, необходимо заниматься еще во время обучения в стенах родной школы.

В настоящее время многие компании, которые готовы оплачивать целевое обучение, сами пытаются отыскать для себя потенциальных сотрудников. Они устраивают различные конкурсы, пользуясь брендом компании, организуют встречи со старшеклассниками, выступают спонсорами при проведении профильных предметных олимпиад, а также информируют о своих услугах учебное заведение высшего звена.

Учиться с гарантией трудоустройства

Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

  • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
  • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
  • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
  • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

Как получить целевое направление в вуз: пошаговая инструкция

Начинайте подготовку к поступлению на целевое обучение заранее, где-то за полгода.

Приведем общий алгоритм действий:

  1. Определитесь с направлением, на которое хотите поступать.
  2. Найдите организацию, которая оплатит ваше обучение, и/или обратитесь в государственный орган.
  3. Соберите необходимые документы.
  4. Заключите целевой договор с заказчиком (работодателем или государственным органом).
  5. Подайте документы в вуз вместе с копией целевого договора.

Вы можете получить только одно целевое направление в один вуз. Многие крупные предприятия проводят конкурсный отбор среди учеников, которые к ним обратились. Они посмотрят на вашу школьную успеваемость и личные достижения, проведут собеседование. Дополнительным бонусом для вас могут стать призовые места на крупных олимпиадах, близких к направлению организации.

Если вы получаете целевое направление от государственного органа управления, успейте вовремя подать заявление. Информацию о дате можно найти на сайте учреждения. Чаще всего подавать документы можно с марта.

«Газпром» проводит серьезный отбор среди целевиков, вплоть до их тестирования

Целевой фейк

Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина замечает, что проблема целевого набора заключается не только в закрытости отбора абитуриентов на эти места. Она напомнила, что правила целевого набора менялись совсем недавно. Раньше был целевой прием, когда регионы самостоятельно осуществляли подбор абитуриентов, присылали списки в университеты — конкурсы проводились самим регионом. Вуз имел право рассмотреть списки и не принимать их к себе.

— Со временем в списки целевого приема попадали дети чиновников, те, кто имел специальный канал поступления в престижные университеты на престижные места, или это была просьба от чиновников, — рассказала Абанкина «Известиям». — Никаких обязательств, что эти ребята вернутся к себе в регион и будут там работать, что вуз будет способствовать их трудоустройству или работодатели из регионов получат обратно этих специалистов, никогда не было. Не подразумевалось и дополнительного тройственного соглашения с работодателем. Это просто были дополнительные бюджетные места университетам в ответ на их запрос, который формировали не сами университеты, а регионы на уровне правительства.

Татьяна Клячко замечает: в таких условиях нередко целевой набор превращался в «некоторый фейк», так как рабочее место конкретного студента в сельской школе через четыре-шесть лет оказывалось занято или он сам не хотел туда ехать. По словам Абанкиной, эта система не решала вопросов ни трудоустройства, ни насыщения рынков труда нужными специалистами. Однако эту систему заменили целевым обучением, когда студента не просто принимали без обязательств, а обязывали его отработать как минимум три года в компании, которая подписывает тройственное соглашение и частично софинансирует обучение.

В правительстве Камчатского края «Известиям» заявили, что целевое обучение — это еще и один из способов смягчения демографических проблем, так как талантливые выпускники «уезжают поступать в учреждения высшего образования за пределы края, но далеко не все возвращаются домой после завершения обучения».

В 2021 году 17 работодателей заявили о потребности в подготовке 53 специалистов по 30 немедицинским направлениям. Претендовали на право заключения договора о целевом обучении 48 граждан, с 27 по результатам конкурсного отбора заключены договоры о целевом обучении. Интерес выпускников камчатских школ к такому обучению в медицинских вузах традиционно высок: здесь министерство здравоохранения Камчатского края выступает в качестве заказчика целевого обучения за счет средств федерального бюджета — ежегодно на него принимается более 80 заявлений. В этом году отмечен рост интереса к обучению по врачебным специальностям со стороны выпускников районных школ.

— В последние годы поступает в медицинские вузы от 30 до 55 ребят, — сообщили в краевом правительстве. — В текущем году квота на поступление по направлениям специалитета «лечебное дело» и «педиатрия» для Камчатского края составляет 50 мест.

Новый механизм целевого набора на Камчатке считают необходимым.

— Согласно действующему порядку целевого набора, абитуриент при поступлении в образовательную организацию вместе с заявлением на обучение предоставляет договор о целевом обучении, заключенный с потенциальным работодателем, — поясняют в правительстве. — В отличие от действующего механизма целевого набора договор о целевом обучении по программе высшего образования будет заключаться в электронной форме в государственной информационной системе высшего образования, что значительно упростит процедуру заключения договоров.

Кроме того, устанавливаются требования к занесению работодателями сведений о трудовом договоре, который заключен со студентом-целевиком, в государственную информационную систему высшего образования. Это, считают в камчатском правительстве, упростит процедуру мониторинга трудоустройства выпускников после завершения целевого обучения.

Программы бакалавриата

Наименование конкурсных групп направлений подготовки и специальностей Код Контрольные цифры приема Целевая квота общая Детализация целевой квоты Целевая квота иных заказчиков приема на целевое обучение
Предприятия Роскосмоса Предприятия Минпромторга Предприятия Росатома Министерство обороны РФ Федеральная служба судебный приставов Отдельные федеральные органы исполнительной власти (Квота утверждена отдельным актом Правительства РФ)
Информационные технологии и прикладная математика 01.03.02, 01.03.04 250 25   3         22
Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.02 50 5             5
Экология и природопользование 05.03.06 27 3             3
Информатика и вычислительная техника 09.03.01 160 16 1 8         7
Информационные системы и технологии 09.03.02 56 6 1 3         2
Прикладная информатика 09.03.03 60 6     1       5
Программная инженерия 09.03.04 60 8 5 3        
Информационная безопасность 10.03.01 40 10 2 6 1   1  
Радиотехника 11.03.01 40 12 6 4         2
Инфокоммуникационные технологии и системы связи 11.03.02 83 8 1 2         5
Конструирование и технология электронных средств 11.03.03 76 11 1 7         3
Лазерные приборы и цифровые технологии в аэрокосмическом приборостроении 12.03.01 19 4 1 1         2
Биотехнические системы и технологии 12.03.04 75 8             8
Электроэнергетика и электротехника 13.03.02 40 4 2 2        
Математическое моделирование в механике и технологии цифрового производства 15.03.03, 15.03.04 45 5 1 3         1
Техносферная безопасность 20.03.01 40 4             4
Новые материалы и цифровые технологии 22.03.01, 22.03.02 62 6   6        
Ракетные комплексы и космонавтика 24.03.01, 24.03.03 108 22 13 3         6
Цифровые технологии производства аэрокосмической техники 24.03.01, 24.03.04, 24.03.05 70 21             21
Системы управлением движением и навигация 24.03.02 40 12 1 5         6
Авиастроение 24.03.04, 24.03.03 181 54 5 20         29
Двигатели летательных аппаратов 24.03.05 75 23 2 12         9
Стандартизация и метрология 27.03.01 18 4 2 2        
Управление качеством 27.03.02 36 4 1 3        
Системный анализ и управление 27.03.03 100 10 3 5         2
Управление в технических системах 27.03.04 40 4   2         2
Инноватика 27.03.05 22 2             2
Нанотехнологии и микросиситемная техника 28.03.01 21 2             2
Экономика и управление 38.03.01, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04 17 3             3

Договор с организацией

В приказе Министерства нет ни слова о трудоустройстве и других обязанностях предприятия. Не регулирует приказ и требования к студенту. Все обязанности будут прописаны в вашем договоре с предприятием. Поэтому внимательно изучите его, перед тем, как согласиться на целевое обучение. У каждой организации договор будет свой, но вы можете посмотреть на типовой пример такого договора.

Если вас устраивают условия фирмы, готовьтесь к собеседованию или тестированию. Компания должна понять, подходите ли вы ей или нет. Вас могут попросить пройти тест на знание определённых предметов или просто побеседовать, чтобы понять, что вы серьёзно настроены.

Компании выгодно целевое, потому что они 100% получают специалиста на работу. По договору вы должны будете отработать несколько лет в компании. Обычно этот срок 3-5 лет.

Учитывайте, что есть компании, которые сильно контролирует своих студентов. Например, принимают вместе с преподавателями экзамены и курсовые. А есть те, которые не особо следят за своими будущими работниками. Будьте готовы и к тому, и к другому.

Обратите внимание, что будет, если вас отчислят или вы сами захотите уйти из вуза. Такое бывает не только из-за плохой учёбы, но и по семейным обстоятельствам

Вероятно вам придётся выплатить всю стоимость обучения, а это 300-600 тысяч рублей в зависимости от специальности и вуза.

Бакалавриат

Наименование направления подготовки

План набора на целевое обучение

Вступительные испытания

1

Русский язык

Математика

География

1

Русский язык

География

Обществознание

1

Русский язык

География

Обществознание

1

Русский язык

География

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

История

Обществознание

1

Русский язык

История

Обществознание

1

Русский язык

История

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Физика/Информатика и ИКТ

1

Русский язык

Математика

Информатика и ИКТ

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

История

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Информатика и ИКТ

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Литература

1

Русский язык

Обществознание

Литература

1

Русский язык

Обществознание

Литература

1

Русский язык

История

Обществознание

1

Русский язык

Математика

Биология

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Биология

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

1

Русский язык

Обществознание

Литература

1

Русский язык

Обществознание

Литература

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Обществознание

Иностранный язык

1

Русский язык

Биология

Обществознание

Кто оплачивает и к чему обязывает?

Целевое направление выдает либо государство, либо предприятие. Государство предоставляет только бюджетные места, в то время как предприятия оплачивают платные. Для поступления необходимо получить при сдаче ЕГЭ нужное количество баллов, после чего уже действующего студента «берут под крыло» выше стоящие инстанции.

По факту целевого обучения и возможной оплаты происходит составление договора между сторонами – студентами, при их несовершеннолетии — их родителями и стороной, предоставившей место в ВУЗе.

В договоре прописываются все права и обязательства. Договор могут оформить с обязательной отработкой в течение определенного времени на предприятии, которое поручилось за абитуриента.

Минусы целевого обучения

Однако позволяет целевое обучение как получить массу преимуществ, так и связать себя существенными обязательствами. С этим связаны основные его недостатки:

  1. Компенсация затрат — выпускник не сможет сменить место работы, к которому его прикрепила компания, до тех пор, пока не отработает установленный договором срок (минимум три года). Если условия не будут выполнены, спонсор должен, по договору о целевом обучении, получить с выпускника все деньги за его образование.
  2. Условий работы — организация полностью сама решает, где и на каких условиях будет работать их специалист. Чаще всего, это маленькие населенные пункты с соответствующей оплатой.
  3. Отсутствие выбора — компания самостоятельно решает, в какое учебное заведение направить выпускника, он может выбрать только организацию, с которой заключит договор.
  4. Невозможность изменить специальность — выпускник не сможет ни перевестись внутри университета, ни устроиться на работу по другой специальности.

Медицинские ВУЗы

Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории  в численном выражении.

Далее эта информация отправляется в Правительство РФ, где формируется список целевых мест, которые будут предоставлены в Министерства образования регионов.

Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ

Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

  • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
  • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
  • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

Особенности поступления в медицинский вуз

Высшие медицинские учебные заведения всегда отличались повышенным спросом среди абитуриентов. Конкурс на медицинские специальности всегда высокий, поэтому абитуриенты стараются получить какие-то гарантии поступления. Одно из таких привилегий – целевое направление.

В медицинский университет поступают сразу после школы или после колледжа. Второй вариант – более надежный. Если человек окончил колледж и некоторое время работал по специальности, это говорит о том, что он не разочаровался в профессии и готов продолжать обучение, чтобы стать дипломированным врачом.

Некоторые медицинские специальности предполагают дистанционное образование . Удаленно вполне возможно получить профессию менеджера в медицине, зубного техника, медицинского оптика, фармацевта.

Сроки обучения на врача

Сейчас сроки, сколько учатся в медицинском вузе, поменялись. В колледже учатся 3 – 4 года, в зависимости от специальности: 3 года учатся медсестры и акушерки, 4 года – фельдшера. В вузе необходимо отучиться 5 – 6 лет, также в зависимости от специальности.

После этого дипломированный специалист проходит государственную аккредитацию – своеобразный тест на соответствие занимаемой должности. Если эту процедуру не пройти, то вести пациентов такой врач не сможет, а будет работать на низких должностях под руководством аккредитованных коллег.

После аккредитации можно поступать в ординатуру. Это займет еще несколько лет. Например, нейрохирурги учатся не менее 5 лет, педиатры 2 года. После окончания ординатуры также проводится аккредитация, после чего специалист может работать по специальности.

Заключение договора о целевом обучении

Данный договор является обычным договором гражданско-правового характера, который составляется в письменной форме. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 (вступило в силу с 30.03.2019).

Договор о целевом обучении заключается в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным указанным постановлением (далее – Положение).

Согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Положения существенными считаются следующие условия такого договора.

Стороны договора

Обязательства сторон

Заказчик (Министерство здравоохранения РФ, министерство здравоохранения субъекта РФ, государственная медицинская организация и др.)

1. Организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки:

  • материальное стимулирование (например, выплата стипендии);

  • оплата дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

  • предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;

  • и (или) другие меры поддержки.

2. Трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

Гражданин («целевой» студент)

1. Освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком).

2. Осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором

В договоре о целевом обучении указывается одно из следующих условий определения места осуществления трудовой деятельности (п. 10 Положения):

  • гражданин трудоустраивается в организацию, являющуюся заказчиком;

  • гражданин трудоустраивается в организацию, выступающую работодателем, включенную в число сторон договора о целевом обучении;

  • наименование организации-работодателя;

  • характер деятельности организации-работодателя;

  • выполняемая трудовая функция (функции), определяемая посредством указания должности, профессии специальности, квалификации или вида (видов) работы.

Место осуществления трудовой деятельности прописывается в договоре о целевом обучении с указанием следующей информации (п. 11 Положения):

  • или фактического адреса, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, в том числе в структурном подразделении, филиале, представительстве заказчика или организации-работодателя;

  • или наименования объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта РФ;

  • или наименования субъекта (субъектов) РФ.

Кроме существенных условий, подлежащих отражению в договоре о целевом обучении, в нем могут указываться:

  • вид (виды) экономической деятельности заказчика в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком, или организации-работодателя (п. 12 Положения);

  • условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда (в рублях или в процентах от среднемесячной начисленной заработной платы на территории субъекта РФ, где должен быть трудоустроен гражданин) (п. 13 Положения).

Дополнительно хотим обратить внимание на п. 14 Положения

Из него следует, что в договоре о целевом обучении должен быть указан период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после окончания учебы в образовательной организации. Для осуществления медицинской деятельности в должности врача или иного медицинского работника гражданин должен пройти аккредитацию специалиста в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В связи с этим в договоре необходимо прописать такое условие. На аккредитацию выделяется шесть месяцев. Значит, в данной ситуации установленный срок трудоустройства отсчитывается от даты завершения аккредитации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.