Статья 3 конституции россии

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Вопрос №36

Какие гарантии и компенсации установлены законом для работников – доноров крови и ее компонентов?

Выберите один из вариантов ответа:

  • А) в день сдачи крови и ее компонентов работник освобождается от работы и за ним сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
  • Б) за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха, а после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха;
  • В) в день сдачи крови и ее компонентов работник освобождается от работы, а после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха;
  • верны только варианты А и Б;
  • верны только варианты Б и В;
  • все варианты верны.

Правильный ответ в обсуждении вопроса: Ответ на 36 вопрос

Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия как форма народовластия — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органами представительной демократии могут являться как коллегиальные органы законодательной власти, так и единоличные органы. В науке конституционного права выделяют узкий и широкий подход к определению представительных органов. При узком подходе к таковым относят исключительно законодательные органы, а при широком — все органы государственной власти, сформированные путем выборов.

Существование представительной демократии обусловлено невозможностью использования институтов прямой демократии при решении всех вопросов государственного и местного значения. Представительная демократия необходима, когда государство имеет значительную территорию и большое население. Формы прямой демократии также ограничены возможностью принятия решения — как правило, народ имеет узкую альтернативу проголосовать «за» или «против», не имея возможности высказать иное суждение. Ряд вопросов государственного и местного значения требует специальной квалификации, что также обуславливает необходимость существования специальных органов. Более того, ежедневное применение форм прямой демократии невозможно, а институты представительной демократии позволяют добиться постоянного и непрерывного функционирования государственной власти.

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ,

Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.

Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.

Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.

Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.

показать содержание

Право как современный источник власти

Развитие права как науки и основного регулятора общественных отношений во многом видоизменило понимание и саму суть власти. На сегодняшний день право — это основной источник власти в любом легитимном государстве, коим является и РФ. Абсолютный вид регулирования общественных отношений отжил своё. На его место пришла политическая, «власть большинства». Правовая оболочка не просто держит под контролем власть, но ещё и делит её на основные составляющие, которые принято называть формой правления. Всего существует три вида власти, источником которой является право:

  • исполнительная,
  • законодательная,
  • судовая.

Нужно отметить тот факт, что правовая власть – это показатель наличия демократии в том или ином государстве.

Суверенитет в СССР

Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали:

  • право на свободный выход из Союза;
  • право на внесение изменений в собственные конституции;
  • запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения.

Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии:

  1. политическая (автономная республика – национально-государственное образование) ;
  2. административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа).

У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Замечание 1

Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.

Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP».

В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия».

31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права.

В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Определение 3

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Вывод 2

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Определение колонии и признаки стран-колоний

Согласно определению: 

Колония — это геополитическое образование (лат. colōnia «поселение»), имеющее все формальные признаки независимого государства, но по факту являющееся территорией добычи полезных ископаемых для нужд метрополии. Традиционная колония обычно управлялась тонкой прослойкой людей из метрополии и местной элиты.

После Второй мировой войны произошёл развал прежних колониальных империй — Британия, Япония, Франция. Пик деколонизации пришёлся на 1960-е годы. Однако это не привело к реальному освобождению государств и экономическая эксплуатация “освободившихся” продолжается по сей день. Страны-колонии продолжают завуалированно платить дань, их политическая независимость порой носит лишь формальный характер — что называется “неоколониализм”. Естественно, сегодняшние колонии отличаются от тех, что изучают в школе в мировой истории 17-19 веков — с рабовладением и торговлей людьми. При этом цели сегодняшних колонизаторов и признаки новых “цивилизованных” колоний всецело схожи с классическими порабощенными странами прошлого.

Из-за того, что понятие «колония» имеет негативный оттенок, в России запрещено употреблять в публичных медиа этот термин. Такие правила введены для того, чтобы население страны не знало, что живет на эксплуатируемой территории. 

Но как бы это ни вуалировалось, по существу, большинство колоний, включая Россию, по-прежнему остаются колониями (неоколониализм): природные богатства вывозятся, средние доходы населения намного ниже таковых у жителей метрополии, локальная элита состоит, в основном, из прибывших/имеющих гражданство страны-колонизатора чиновников и управляющих.

Признаки колонии и отсутствия суверенитета

Подойдя к проблеме с формальной стороны, увидим, действительно ли Россия — колония США. Перечислим признаки колонии, ответив на них сначала кратко, а далее развернуто, с доказательствами и ссылками на источники. Исторически сложились следующие признаки страны-колонии: 

1. Экономическая эксплуатация природных богатств, труда жителей в пользу метрополии — Да. По Конституции РФ, ст. 9. недра с 1993 года не принадлежат “народу”. Россия — богатейшая природными ресурсами, учёными и изобретателями имеет экономический рост ниже среднемирового. 

2. Политическая несамостоятельность, особый правовой статус, как правило отличающийся от статуса полноценных провинций метрополии — Да. Вся правовая и судебная система подчиняется внешним органам (Европейские Суды и т.д.), законодательная система функционирует в рамках смыслов и справил, заданных метрополией через специализированные международные учреждения (МВФ и т.д.), согласно Конституции п. 15.4.

3. Географическая обособленность и, в большинстве случаев, отдалённость от метрополии — Да.

4. Этническое, культурное, религиозное или иное подобное отличие большинства аборигенов от метрополии — Да.

5. Лишение колонии самостоятельного правового режима путём насаждения военной силой или инспирирование прихода к власти в колонии зависимого, марионеточного режима — Да. В 1991 году в СССР был совершен госпереворот, после в странах Союза (Прибалтика, Украина, Грузия и т.д.) прокатилась волна госпереворотов с приведением к власти марионеточных правительств.

6. Иммиграция в колонию значимого числа жителей из метрополии, формирование ими органов местной власти, политико-экономической, культурной элиты — Да. Собственной территории Американцам для жизни пока хватает, поэтому нашу территорию используют для других нужд: “размещают” предприятиями по добыче и переработки природных ресурсов, как полигон захоронения химических и ядерных отходов.

7. Насаждение чуждой аборигенам культуры, религии, языка, обычаев, дискриминация местной культуры, вплоть до расовой, сословной или иной сегрегации, сгона с земли, лишения средств к существованию, геноцида — Да. 

8. Стремление большинства жителей колонии к изменению, улучшению своего положения. Меры со стороны метрополии по насильственному подавлению такового — Да.

9. Колонии являются масштабными рынками сбыта — Да. Все товары, продаваемые на нашей территории импортированы, либо произведены внутри страны, но иностранными компаниями (офшорными).

✪ Если цель человека — реализация собственной души!

Тогда уж точно талант нашего народа сделает Россию-Русь самой богатой и процветающей!

Имея нормальные жилищные условия, возможность обеспечить свои социальные, духовные потребности, люди начнут создавать семьи по Любви! А не по расчету, не потому, что у кого-то богатый папа, кому-то перепало хорошее наследство …

Дети из детских домов вернутся домой! Кого-то заберут в любящую семью.

Наши старики из домов престарелых смогут вернуться к детям!

В ожидании квадратных метров внуки не будут ждать смерти стариков!

Со временем, и я думаю это произойдет очень быстро, детские дома и дома престарелых просто исчезнут.

Наши дети будут рождаться в Любви! Мы не будем отмахиваться от них, ссылаясь на занятость и усталость! И эту Любовь и заботу дети и внуки, престарелые родители будут чувствовать постоянно!

За ненадобностью исчезнут миллионы чиновников, которые занимают свои места, как возможность быть поближе к кормушке, а затем окажутся не у дел и целые государственные структуры.

А взяточничество, коррупция, грабежи, убийства с целью обогащения? Это также исчезнет само по себе, как что-то бессмысленное.

Возродятся деревни, засеянные хлебом поля, фермы. Обязательно найдутся люди, кому именно это и сегодня по душе, но отсутствие средств заставляет двигаться в другом направлении. Расцветут родовые поместья! И это будет другой, совершенно новый уровень жизни!

Да, наверно много чего еще можно было бы перечислить … Уж скорей бы это воплотилось в жизнь!

Непосредственная власть народа в действии

Толкование положений статьи 4 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 10-П от 11.06.2002г.

…Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, , и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно — правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации…

…Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, , 15 (часть 1), 65 (часть 1), и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством…

…Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67, часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором…

Факт 5. Государственный суверенитет России: РФ не обладает полной независимостью и суверенитетом

По Конституции РФ (статья 15, пункт 4): «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Международное право является составной частью правовой системы РФ и является главенствующим для России, а национальное право является второстепенным. Законы, изданные иностранными государствами для нашей страны, нашего народа главнее законов, которые издаёт наше собственное государство. Именно это зафиксировано в Конституции Российской Федерации. Как это реализуется в России? Очень просто: международные специализированные учреждения создают для нас законы, а наше государство их исполняет. Например, чётко исполняет «наше» Правительство: повышение пенсионного возраста и НДС до 20%  — это рекомендация МВФ. Документ от МВФ от 2017 года с указаниями повышения пенсионного возраста:

Также, все министерства федерального уровня в нашей стране курируются иностранными аудиторскими компаниями. Например, стратегический консалтинг и аудит над Министерством финансов РФ осуществляет иностранная компания Deloitte (США), Центральным Банком РФ – PwC (Англия).

Иностранные консультанты и аудиторы министерств и ведомств Правительства РФ (Консалтинговые аудиторские компании):

Данные взяты из законопроекта №667782-6 “О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации о ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран-агрессоров на территории РФ.” Пленарное заседание 09.06.2015 (16:00 — 18:00). 

Источники власти

Когда мы говорим об источниках власти, что имеется в виду? В данном случае подразумевается государственная власть, потому что субъективная возможность управлять окружающим миром есть практически у каждого. Все известные источники были выделены из работ психологов, философов, политиков и других учёных, занимающихся вопросом изучения феномена власти. Существует три классических источника, которые выдвинул Вебер, а именно:

1) Непосредственное насилие в любой форме его проявление.

2) Характер социальных связей, основанных на авторитете, который подкреплён верой.

3) Право.

Представленные источники власти имеют реальный исторический фундамент. Например, насилие является наиболее примитивным источником власти, к которому человечество прибегало на ранних этапах развития. Однако существует квалифицированный вид насилия, подкреплённый юридическим смыслом. Подобную мысль предложил Никколо Макиавелли. Он считал, что источник власти и суверенитета – это государство. В процессе своей деятельности оно может прибегать к насилию, если присутствует государственный интерес.

Во многом оправдывает себя авторитет как источник власти. Лучше примером является семья, координатором отношений, а также бесспорным лидером которой является домовладелец, или же отец. При этом все остальные члены семьи не имеют большого количества прав. Все строится на воле отца. Подобную власть можно наблюдать в преступных формированиях. Воля организатора, главы, дона или другой центральной личности является неоспоримой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.