Статья 114. временное отстранение от должности

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Принцип презумпции невиновности сформулирован в соответствии со ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1>; п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. <2>, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. <3>; ч. 2 ст. 6 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. <4>.
———————————
<1> РГ. 1995. 5 апр.

<2> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

<3> ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

<4> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.

2. Закрепленное в ч. 1 настоящего Кодекса положение означает, что обвиняемый имеет такой же правовой статус, как и любой другой гражданин, за изъятиями, предусмотренными настоящим Кодексом (временное отстранение от должности, ограничение передвижения или свободы, обязанность явиться на допрос или участвовать в других следственных действиях и т.п.).

Только после того, как законно сформированный суд вынесет обвинительный приговор и этот приговор вступит в законную силу, обвиняемый становится осужденным, его общественный статус меняется, он может быть назван преступником и подвергнут уголовному наказанию.

3. Права обвиняемого как участника уголовного процесса предусмотрены ст. 47 УПК РФ (см. комментарий к ней).

4. О порядке вынесения обвинительного приговора и вступления его в законную силу см. комментарий к ст. 390 УПК РФ.

5. Уголовное преследование осуществляется в соответствии с главой 3, доказывание по уголовному делу — с главой 10 настоящего Кодекса (см. комментарий к указанным главам).

6. Запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою невиновность.

7. Доказывать виновность лица, привлеченного к уголовной ответственности, и опровергать доводы, приводимые в защиту подозреваемого или обвиняемого, обязана сторона обвинения.

8. Доказывать свою невиновность — право обвиняемого, а не его обязанность (ч. 2 ст. 49 Конституции). Обвиняемый и подозреваемый могут представлять доказательства, давать любые показания либо полностью отказаться от дачи показаний или от ответов на отдельные вопросы. Отказ от показаний, дача противоречивых или ложных показаний не являются основанием для привлечения обвиняемого к ответственности и вынесения обвинительного приговора за эти действия.

9. Право на молчание является общепризнанной международно-правовой нормой (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Оно способствует тому, чтобы обвинение не прибегало к доказательствам, добытым с помощью принуждения или давления.

10. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения только тогда, когда оно подтверждено совокупностью доказательств.

11. Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 21 Конституции).

12. Всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции). Это означает, что если доказательства по делу спорны или противоречивы и могут получить различное толкование, то решение должно быть вынесено в пользу обвиняемого. Правила о толковании сомнения в пользу обвиняемого относятся только к тем сомнениям, которые не могут быть устранены.

13. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (п. 1 ст. 51 Конституции РФ).

14. Никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеют заранее установленной силы.

15. Принципу презумпции невиновности сопутствует право обвиняемого на защиту (ст. 48 Конституции, ст. ст. 49 — 53, п. 3 ч. 4 ст. 46, п. 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ и комментарий к ним).

16. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана.

Статья 111 УПК РФ. Основания применения иных мер процессуального принуждения

  1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:
    1) обязательство о явке;
    2) привод;
    3) временное отстранение от должности;
    4) наложение ареста на имущество.
  2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения:
    1) обязательство о явке;
    2) привод;
    3) денежное взыскание.

Другой комментарий к статье 113 УПК РФ

1. Привод в уголовном судопроизводстве есть принудительное доставление в органы предварительного расследования и в суд подозреваемого, обвиняемого, а также свидетеля или потерпевшего, не явившихся по вызову без уважительной причины.

2. Причины неявки по вызову того или иного участника процесса должны быть установлены до принятия решения о приводе. Если имеется уважительная причина неявки (болезнь, стихийное бедствие, авария, катастрофа, командировка, бездорожье, землетрясение и т.п.), то привод не применяется, а лицо повторно вызывается повесткой, телефонограммой или телеграммой.

3. При наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший должен незамедлительно уведомить об этом любыми возможными средствами орган, которым он вызывался.

4. Обвиняемый (подозреваемый) может быть подвергнут приводу без предварительного вызова только в тех случаях, когда он скрывается от следствия или не имеет определенного места жительства, но при условии, что эти и другие обстоятельства дела не дают основания для задержания или заключения лица под стражу.

5. Привод лица производится по мотивированному постановлению дознавателя, следователя, прокурора и судьи либо по определению суда, которые немедленно направляются для исполнения уполномоченному на то органу. Привод на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора или судьи производят органы дознания, а также судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов по постановлению суда по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки по вызову.

6. Перед исполнением постановление (определение) о приводе объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на соответствующем документе.

7. Закон запрещает производить привод в ночное время, т.е. в промежуток с 22 до 6 часов по местному времени, кроме случаев, не терпящих отлагательства (см. коммент. к ст. 5).

8. Приводу не подлежат несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место лечения или пребывания, что подлежит удостоверению лечащим или дежурным врачом либо руководителем медицинского учреждения. Перечень лиц, не подлежащих приводу, является исчерпывающим.

9. При исполнении привода должны соблюдаться все гарантии неприкосновенности личности, чести и достоинства человека и гражданина, его жилища (см. коммент. к ст. 9 — 13).

10. Неповиновение исполнению привода и т.п. действия должны расцениваться как неподчинение законному требованию органа дознания или судебного пристава и влечь последствия в зависимости от характера и общественной опасности деяния лица, подлежащего приводу.

11. Общие положения и порядок осуществления привода подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля органами внутренних дел регламентируются Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438 (БНА. 2003. N 47).

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

  1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
  2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
  3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
  4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
  5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
  6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Статья 408 УПК РФ. Решение суда надзорной инстанции

  1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
    1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
    2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
    3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
    4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
    5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
    6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
  2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 6 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со статьей 409 настоящего Кодекса.
  3. Определение и постановление суда надзорной инстанции должны соответствовать требованиям статьи 388 настоящего Кодекса.
  4. Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума.
  5. Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 406 настоящего Кодекса.

Другие основания для отстранения от должности

Указанный в трудовом кодексе перечень причин для отстранения от работы не является исчерпывающим. В законодательных актах, регулирующих различные сферы деятельности, могут содержаться и другие основания для отстранения от должности или работы.

Например, в законе о госслужбе (№ 79-ФЗ), указано, что причиной для временного отстранения работника может стать проверка достоверности сведений о его доходах.

Также госслужащего могут отстранить от должности на время проверки его персональных данных или урегулирования ситуации с «конфликтом интересов».

Отстранить от должности можно и единоличного директора акционерного общества, на основании принятого собранием акционеров или наблюдательным советом решения о временном приостановлении полномочий, этого должностного лица (закон об акционерных обществах № 208-ФЗ).

Решение об отстранении от должности может быть принято и в том случае, когда у работника-иностранца закончился патент на работу в России. В случае бессрочного трудового договора, отстранение от должности трактуется как временное приостановление трудовых отношений. На переоформление этого документа должно быть потрачено не более 30 дней, в противном случае трудовое соглашение расторгается.

Наниматель вправе применить временное отстранение от должности и к тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководство может не только понизить такого работника в должности или уволить его, но и дать время на повышение квалификации или повторное прохождение аттестации.

Временно отстранить сотрудника можно и на период приостановления допуска к работе с информацией ограниченного распространения. В этом случае решение вопроса зависит от того, насколько возможным является выполнение работы без доступа к таким данным.

Комментарий к Ст. 114 УПК РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).

Комментарий к Статье 114 Уголовно-процессуального кодекса

1. В соответствии с предписаниями комментируемой статьи временное отстранение от должности, как мера процессуального принуждения, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

2. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может:

1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении);

2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств;

3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора военного суда.

Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного расследования. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в течение 48 часов с момента поступления ходатайства. Суд вправе отказать в удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным. В случае если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.

Статья 113 УПК РФ. Привод

  1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.
  2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.
  3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.
  4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.
  5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
  6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
  7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов — на основании постановления суда.

Обзор документа

Согласно УПК РФ в случае, если подозреваемого или обвиняемого необходимо временно отстранить от должности, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении лица от должности или об отказе в этом.

Региональный парламент в своем запросе просил проверить конституционность этих положений. По его мнению, в силу принципа разделения властей вопрос об отстранении от должности председателя и иных должностных лиц регионального парламента должен решаться этим органом самостоятельно.

Конституционный Суд РФ не принял запрос к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого без каких-либо изъятий может быть применено и в отношении должностных лиц региональных парламентов, включая их председателей. Вместе с тем к ним эта мера может применяться лишь в рамках возбужденного в особом порядке уголовного дела (возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по региону).

Правовой статус председателя и иных должностных лиц регионального парламента является производным. Он обусловлен их статусом депутатов. Поэтому защита их прав, связанных с осуществлением парламентской деятельности, в рамках уголовного преследования обеспечивается на основе функционирования общего режима парламентской неприкосновенности.

При этом временное отстранение от должности председателя регионального парламента не приостанавливает его депутатский статус. Равно как и не затрагивает права такого органа по назначению его на должность или отрешению его от должности, по назначению на нее иного лица.

Ранее Конституционный Суд РФ указывал на недопустимость введения федеральным законом — помимо Конституции РФ — такого условия, как согласие регионального парламента на применение к депутату ареста и иных мер процессуального принуждения в ходе уголовного преследования. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и на временное отстранение от должности председателя и иных должностных лиц региональных парламентов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Комментарий к статье 113 УПК РФ

1. Привод — это восстановительная мера уголовно-процессуального принуждения, состоящая в принудительном доставлении в органы расследования или суд для участия в процессуальных действиях лиц — источников показаний, не явившихся по неуважительной причине. Данную меру уголовно-процессуального принуждения следует отличать от сходных мер, обеспечивающих производство по административному делу: доставления (ст. 27.2 КоАП РФ) и привода (ст. 27.15 КоАП РФ), меры ответственности в исполнительном производстве в виде привода (ч. 5 ст. 24 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2. Приводу подвергаются только те участники процесса, для которых это прямо предусмотрено законом. Привод применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Основанием для привода являются доказательства о том, что: а) участник процесса знал, что его вызывают (корешок повестки с его подписью, расписка в протоколе судебного заседания, уведомление почтового учреждения об отказе получить повестку, рапорт или протокол допроса нарочного (лица, доставлявшего повестку). О порядке вызова см. ком. к ст. 188; б) участник процесса не явился в назначенный срок (протокол процессуального действия, справка); в) отсутствовали уважительные причины неявки. Уважительными причинами неявки являются несвоевременное получение повестки, болезнь (ст. 146 УПК РСФСР), стихийное бедствие, длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта, болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и др. О наличии причин, препятствующих явке, вызываемое лицо обязано заблаговременно уведомить тот орган, которым оно вызывалось (ч. 3 ст. 113 УПК). Поэтому отсутствие уважительных причин неявки презюмируется, если есть доказательства о том, что лицо знало о вызове.

Действующий УПК, в отличие от прежнего законодательства (ст. 147 УПК РСФСР), не предусматривает привода без предварительного вызова. В то же время такой привод обвиняемого иногда может быть необходим, например, для доставления не находящегося в розыске обвиняемого в судебное заседание, проводимое в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 108.

4. О приводе следователь, дознаватель или судья выносит мотивированное постановление, а суд — определение. Копия этого решения остается в деле, а подлинник направляется для исполнения в стадии предварительного расследования соответствующему органу дознания, указанному в ч. 1 ст. 40 УПК (ч. 7 ст. 113, п. 4 ч. 2 ст. 38), в судебном производстве — судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 7 ст. 113). В судебных стадиях процесса правом применять привод наделен только суд (Определение КС РФ от 25.12.2003 N 511-О).

5. Исполнение привода регулируется ведомственными нормативными актами: Инструкцией «О порядке осуществления привода», утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438; Инструкцией «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности», утвержденной Приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226.

Привод исполняют ОВД и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки.

6. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается по судебному решению или в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК.

7. Решение о приводе и действия по его исполнению могут быть обжалованы заинтересованными лицами прокурору или в суд (глава 16 УПК).

Как оформляется процедура?

Если процесс реализуется в рамках уголовного дела, то порядок временного отстранения от должности заключается в выполнении следующих действий:

  • первоначально следователь убеждается в необходимости применения данной меры, что позволит пресечь дальнейшее нарушение со стороны какого-либо должностного лица;
  • им составляется специальное ходатайство, передающееся в суд;
  • в течение двух суток судья принимает решение;
  • если оно является положительным, то формируется специальное постановление, на основании которого определенное должностное лицо временно отстраняется от реализации своих должностных обязанностей;
  • данный документ направляется в организацию, где работает подозреваемый;
  • документация вручается руководителю предприятия, который далее должен привести указание в исполнение;
  • по указанию директора человек должен сразу оставить свое рабочее место, после чего отправляется домой.

В течение действия данной меры человек может получать пособие от государства, так как он не сможет рассчитывать на заработную плату от работодателя.

Условия применения

Порядок отстранения от должности по УК должен реализоваться при учете некоторых важных условий. К ним относится:

  • применяется данная мера только при наличии веских оснований, например, если следователь уверен, что должностное лицо будет пользоваться разными способами, позволяющими препятствовать расследованию, или будет влиять на свидетелей, находящихся в подчинении;
  • нередко целью применения отстранения выступает предотвращение ситуации, когда обвиняемый сможет уничтожить важные документы, являющиеся доказательством его вины;
  • чтобы суд принял положительное решение, у дознавателя должны иметься подтверждения того, что конкретное должностное лицо действительно виновато в тех или иных противозаконных действиях;
  • допускается выполнить процесс даже в отношении работников правоохранительных органов, но для этого нужно следовать требованиям, которые приводятся в Приказе МВД № 630.

Специалисты правоохранительных органов отстраняются от своей работы, если они приходят на службу в нетрезвом виде или если заканчивается срок, в течение которого они допускаются до сведений, являющихся государственной тайной.

Какие документы передаются судье?

Дознаватель должен подготовить множество документов, чтобы судья принял положительное решение по его ходатайству. С помощью такой документации он сможет доказать, что действительно имеется острая необходимость в реализации данной меры. К таким документам относится:

  • непосредственное ходатайство, где следователь просит об отстранении какого-либо должностного лица, являющегося подозреваемым или обвиняемым в определенном серьезном преступлении;
  • документ, который подтверждает, что в уголовном процессе было инициировано соответствующее дело;
  • бумаги, доказывающие, что конкретное должностное лицо получило статус подозреваемого в преступлении;
  • процессуальные документы, выступающие основанием для использования вышеуказанной меры.

Документация рассматриваться судьей, причем иногда это осуществляется в рамках проведения судебного заседания. К этому заседанию может привлекаться обвиняемый.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.