Воздушный кодекс россии 2021

Алан-э-Дейл       08.05.2022 г.

Воздушный кодекс Российской Федерации

ПринятГосударственной Думой19 февраля 1997 года

ОдобренСоветом Федерации5 марта 1997 года

(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 № 150-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 18.07.2006 № 114-ФЗ, от 18.07.2006 № 115-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 01.12.2007 № 314-ФЗ, от 04.12.2007 № 326-ФЗ, от 04.12.2007 № 331-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 18.07.2009 № 179-ФЗ, от 23.07.2010 № 183-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 05.04.2011 № 46-ФЗ, от 05.04.2011 № 50-ФЗ, от 05.04.2011 № 51-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 22.11.2011 № 332-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 14.06.2012 № 78-ФЗ, от 28.07.2012 № 129-ФЗ, от 25.12.2012 № 260-ФЗ, от 07.06.2013 № 124-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 20.04.2014 № 73-ФЗ, от 20.04.2014 № 79-ФЗ, от 21.07.2014 № 253-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.06.2015 № 166-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 13.07.2015 № 253-ФЗ, от 13.07.2015 № 254-ФЗ, от 30.12.2015 № 462-ФЗ, от 26.04.2016 № 111-ФЗ, от 23.05.2016 № 147-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 291-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 01.07.2017 № 135-ФЗ, от 29.07.2017 № 228-ФЗ, от 27.11.2017 № 338-ФЗ,от 05.12.2017 № 376-ФЗ, от 31.12.2017 № 491-ФЗ, от 03.08.2018 № 312-ФЗ,от 03.08.2018 № 342-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного СудаРФ от 16.07.2018 № 32-П)

Объекты и термины

В обыденном понимании воздушным пространством можно назвать любую полость, заполненную газообразным содержимым. Однако к этой категории уже нельзя отнести резиновые шарики, заполненные гелием, поскольку воздухом называют то, из чего состоит атмосфера нашей планеты.

Воздухом заполнены помещения зданий, пещеры, метрополитены, но они не являются воздушным пространством, поскольку в соответствии с нормами ВЗК РФ, к таковому можно отнести только ничем не изолированные участки атмосферы. Их границы являются вертикальным продолжением государственных границ страны.

Данный кодекс регулирует взаимоотношения субъектов права в области использования воздушного пространства России при осуществлении (ст. 5 и ):

  • полётов любых воздушных судов России над территорией страны и за её пределами;
  • нахождения и перемещения иностранных судов на территории России;
  • строительства высоких сооружений;
  • выбросов в атмосферу веществ, снижающих видимость;
  • деятельности, создающей электромагнитные помехи;
  • взрывных работ.

Четыре последних пункта являются второстепенными. Деятельность людей в данной сфере регулируется только с позиции обеспечения безопасности полётов любых средств перемещения в воздухе.

Комментарий к статье 35 ВзК РФ

1. Действие ст. 35 ВзК распространяется только на гражданскую авиацию. Чикагская конвенция 1944 г. предусматривает, что каждое воздушное судно любого Договаривающегося Государства, занятое в международных полетах, должно иметь на борту свидетельство о регистрации и сертификат летной годности (ст. 29 Конвенции). Она также гласит, что сертификат летной годности выдается или признается действительным государством, в котором данное воздушное судно зарегистрировано (ст. 31 Конвенции). Кроме того, Чикагская конвенция 1944 г. требует от Договаривающихся Государств признания действительным сертификата летной годности, выданного или признанного действительным государством регистрации, при условии, что требования (нормы летной годности), в соответствии с которыми сертификат был выдан или признан действительным, эквивалентны минимальным стандартам, которые могут устанавливаться в приложениях к Чикагской конвенции 1944 г. (ст. 33 Конвенции), или более жесткие, чем данные стандарты.

2. Минимальные стандарты летной годности, указанные выше, содержатся в приложении 8 к Чикагской конвенции 1944 г. Эти стандарты включают лишь наиболее общие требования, которые подлежат конкретизации в национальных нормах летной годности.

При разработке национальных норм и правил необходимо должным образом учитывать, что государство регистрации обладает исключительными полномочиями и берет на себя обязанности по обеспечению соответствия каждого воздушного судна, внесенного в реестр данного государства, нормам летной годности, принятым государством для рассматриваемого класса воздушных судов. Кроме того, государство регистрации принимает обязательства в области поддержания летной годности каждого такого судна в течение всего срока его службы.

Постановлениями Правительства РФ от 23.04.1994 N 367 и от 27.03.1998 N 360 полномочия на разработку требований к летной годности и на охрану окружающей среды переданы МАК (см. комментарий к ст. 6 ВзК). Указанные требования содержатся в нескольких частях авиационных правил, принятых в качестве временных Федеральных авиационных правил РФ:
АП-23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов. — 2000;
АП-25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. — 2003;
АП-27. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории. — 2000;
АП-29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. — 2002;
АП-31. Нормы летной годности пилотируемых свободных аэростатов. — 2003;
АП-ОЛС. Нормы летной годности очень легких самолетов. — 2006;
АП-33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов. — 2002;
АП-ВД. Нормы летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов. — 1997;
АП-34. Требования к сливу топлива и эмиссии выхлопных газов для самолетов с турбинными двигателями. — 2002;
АП-35. Нормы летной годности воздушных винтов. — 1994;
АП-36. Сертификация воздушных судов по шуму на местности. — 2002;
АП-39. Директивы летной годности. — 1994.

В государственной авиации аналогом вышеуказанных норм и требований являются общие технические требования Минобороны России. В экспериментальной авиации Минпромторг России также может принимать специальные требования к годности воздушных судов к полетам.

Безопасность, спасение и расследование

Полёты воздушных судов связаны с большой опасностью для людей

По этой причине данный кодекс особое внимание уделяет проблеме безопасности и помощи тем, кто попал в аварийную ситуацию

Следует различать понятия авиационной безопасности и оказания помощи судну, терпящему бедствие. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости процесса перемещения судов в атмосфере. Это комплекс превентивных мер, которые снижают вероятность возникновения аварийных ситуаций по разным причинам (ст. 83 ВЗК).

По отношению к судну, терпящему и потерпевшему бедствие, должны быть приняты меры по поиску и спасению экипажа и пассажиров. Это осуществляется специальными службами во взаимодействии с федеральными и местными органами власти.

Сами спасательные и поисковые работы осуществляются на безвозмездной основе. Однако эвакуация пассажиров и экипажа производится за счёт предприятия или эксплуатанта.

Таким образом, Воздушный кодекс представляет собой документ, посвящённый всему комплексу вопросов регламентации перемещения пилотируемых и беспилотных аппаратов в атмосфере, расположенной над территорией и акваторией России. Точнее было бы назвать его не столько воздушным, сколько полётным кодексом. Однако название ему дано не по процессу, а по среде, в которой этот процесс происходит.

Полёты

Законодательной регламентации полётов посвящены две главы – десятая и одиннадцатая. Первая содержит нормативы обеспечения полётов российских перевозчиков, вторая – иностранных и отечественных, совершающих международные перемещения.

Глава 10 создаёт базу для регламентации перемещения воздушных судов. По этой причине она состоит 13 статей, в то время глава 11 содержит всего лишь 4 статьи.

Для того, чтобы судно могло осуществить полёт, оно должно:

  • иметь допуск и полный пакет необходимых документов;
  • пройти определённую процедуру подготовки;
  • иметь утверждённый план полёта;
  • осуществлять связь с наземными службами на своей радиочастоте.

При полётах над населёнными пунктами летательный аппарат должен перемещаться на такой высоте, которая обеспечит ему возможность приземления при аварии за пределами строений. Сверхзвуковые самолёты должны летать на такой высоте, которая обеспечивает защиту населения от негативного воздействия ультразвука.

Авиационная безопасность

В новой редакции статьи 7 ВК РФ «Принадлежность имущества авиации» установлено, что к объектам инфраструктуры воздушного транспорта в том числе относятся здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг.

Новой редакцией статьи 47 ВК РФ определено, что приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. Приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон или в случае, предусмотренном п. 5.2 статьи 47 ВК РФ, с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны.

Для седьмой подзоны установлен перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством, для предотвращения негативного физического воздействия. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статья 84 ВК РФ в новой редакции предусматривает, что оценка соблюдения обязательных требований авиационной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Воздушный кодекс РФ 2016 последняя редакция с комментариями скачать:

Знать установленные правила в последней редакции в особенности рекомендуется тем, кто использует такой вид транспорта для перевоза больших грузов (к примеру касается тех предпринимателей и владельцев бизнеса, что имеют тесные связи с торговлей) или же в силу собственной работы (артисты, исполнители) часто передвигается по воздуху.

99 пункт в Кодексе гласит:

Расходы на оплату согласно закону работы группы по расследованию какого-либо происшествия или инцидента оплачиваются за федеральный счет, а на расследование авиационного происшествия или какого-либо инцидента с гражданским самолетом, кроме того, за счет централизованных в обозначенном законом порядке активов компаний гражданской авиации с дальнейшим этих активов за счет прямых виновных в порядке, предусмотренном профильным законодательством Российской Федерации.

108 статья Кодекса с изменениями

Когда пассажиром оформлено соглашение о перевозке, обозначающее условие о возврате установленной платы при полном прекращении договора о перевозке, ему возвращается уплаченная провозная сумма (за исключением оплаты расходов компании, прямо понесенных и связанных с обеспечением обязательств по соглашению транспортировки гражданина) при условии, что гражданин уведомил компанию об отказе от такой перевозки не позже, чем за сутки до окончания обозначенного в соответствии с федеральными законом правилами срока регистрации граждан на обозначенный в путевом билете рейс.

Статья 46 воздушного кодекса РФ с последними изменениями

Составление проектов, строительство и увеличение городских и сельских районов, а также возведение и реконструкция заводов, сельскохозяйственных и иных строений в границах приаэродромной зоны должны согласовываться с исполнением требований безопасности перевозок воздушных судов, с учетом всевозможных негативных влияний оборудования аэродрома и перелетов воздушных судов на здоровье людей и функционирование юридических лиц и по согласованию с владельцем аэродрома.

Статья 107 в последней редакции Воздушного Кодекса

Компания вполне может в одностороннем порядке прекратить соглашение перевозки гражданина, соглашение о перевозке груза в обозначенных ниже случаях:

  • если пассажир нарушил правила зафиксированные в настоящем кодексе;
  • состояние здоровья пассажира не соответствует нормативам, прописанным для транспортировки;
  • прямой отказ пассажира выполнять законные требования перевозчика;
  • отказ от оплаты дополнительного багажа;
  • пассажир нарушил правила поведения в процессе транспортировки.

Что касается невозвратных билетов, то согласно Воздушному закону в новой редакции, если гражданином подписано соглашение о перевозке, предусматривающее правило о возврате провозной суммы при расторжении соглашения, то ему возвращается внесенная за воздушную транспортировку провозная сумма с взысканием неустойки в размере 25 % провозной суммы и суммы затрат компании, прямо понесенных и непосредственно связанных с обеспечением обязательств по соглашению воздушной перевозки. Компания при этом всегда вправе по своему желанию уменьшить размер обозначенной неустойки.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Объекты использования воздушного пространства

Теме объектов посвящены главы 5 – . В качестве таковых рассматриваются воздушные суда, наземные службы обеспечения движения, авиационный персонал, экипажи судов, эксплуатанты, предприятия.

Под воздушным судном понимается любой летательный аппарат, который может передвигаться в воздушном пространстве за счёт сил взаимодействия с газообразной средой (ст. 32). К этой категории не относятся аппараты на воздушной подушке. Несмотря на отсутствие касания с грунтом, они относятся к наземному транспорту.

Аэродромы и вертодромы представляют собой территории (акватории), на которых размещены строения, оборудование и специальные площадки, приспособленные для того, чтобы обеспечить судам взлёт, посадку и руление. Аэропорты, кроме аэродромов включают в себя ещё и аэровокзалы, то есть помещения для обслуживания пассажиров. Все эти объекты, а так же отдельные посадочные полосы и специальные сооружения представляют собой структурные части единой системы обеспечения воздушного движения (ст. 42 ВЗК РФ).

Кадровый состав людей, обеспечивающих полёты, делится на две категории – авиационный персонал и экипаж. К первой категории относятся люди, не входящие в состав экипажа, но работающие в сфере обеспечения полётов (ст. 52).

Для пилотируемых судов устанавливается минимально допустимый состав экипажа, который делится на две части – лётный и кабинный. К последней категории относятся бортпроводники и бортоператоры (ст. 56).

Под авиационными предприятиями Воздушный кодекс России понимает такие организации, которые осуществляют перемещения воздушным транспортом пассажиров и грузов (ст. 61). В отличие от предприятия эксплуатант только владеет или пользуется судном на условиях аренды.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.