Статья 28.1 коап рф. возбуждение дела об административном правонарушении

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Оглавление

Исключающие обстоятельства

Они содержатся в ст. 24.5 КоАП. В том случае, если имеет место хотя бы одно из исключающих обстоятельств, разбирательство по совершенному проступку подлежит прекращению. Соответственно, должностное лицо/орган, в производстве которого находится данное дело, не направляет его на рассмотрение в судебную инстанцию или вышестоящему служащему. Об этом должен быть вынесен соответствующий акт. Постановление о прекращении разбирательства по материалам дела должно отвечать требованиям, установленным в ст. 29.10. Относительно рассматриваемого случая в акте должна присутствовать информация о:

  1. Должностном лице/структуре, принявшей данный документ.
  2. Месте, дате и времени производства по делу.
  3. Субъекте, в отношении которого был составлен акт.
  4. Обстоятельствах, выявленных при разбирательстве и проверке сведений.
  5. Конкретной статье КоАП, в которой предусмотрены основания для прекращения рассмотрения материалов и исключающие передачу их в суд.
  6. Мотивах принятого решения.
  7. Порядке и сроках обжалования акта.

В постановлении также необходимо решить вопрос, касающийся изъятых предметов и документов, вещей, находящихся под арестом.

Когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Статья 28.1. КоАП РФ называет случай, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным. Это вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования. Все остальные случаи — составление протокола, применение мер обеспечения (личный досмотр, административное задержание), таких действий уполномоченных лиц не требуют.

Долгое время среди юристов спорили — о проведении расследования и о возбуждении дела — 2 или 1 определение? Практика пошла по тому пути, что это одно определение. И о возбуждении дела и о проведении расследования.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление.

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Комментарий к Статье 28.1 КоАП РФ

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Комментируемая статья раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

— если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

— достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Частью 4 комментируемой статьи определены действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

— составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП;

— составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

— оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется;

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (с 1 января 2008 г.);

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 (с 1 июля 2008 г.).

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 статьи, связаны с нововведениями, установленными п. 2 и 3 ч. 1 статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

Обязательные данные

В документе должно быть зафиксировано время события. Это имеет особое процессуальное значение, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении допускается не позднее 2 месяцев с даты его совершения. В некоторых случаях данный срок увеличен до года. В акте также должны присутствовать сведения о месте события. Это необходимо для правильного установления органа, уполномоченного на рассмотрение данного дела. В акте также должно содержаться описание события. Характеристика правонарушения позволяет правильно его квалифицировать. В протоколе указывается конкретная статья, устанавливающая наказание за проступок.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Убеждение и принуждение в государственном управлении

Убеждение — это главный метод деятельности органов исполнительной власти. Сущностью этого метода является использование должностными лицами органов исполнительной власти различных средств воспитания, разъяснения, пропаганды для формирования необходимого поведения управляемого (подвластного).

Принуждение — вспомогательный метод деятельности. Оно используется тогда, когда средства убеждения оказываются неэффективными, т.е. когда нарушаются требования правовых предписаний, установленных в сфере государственного управления.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия для обеспечения правопорядка.

В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Они выполняют карательную функцию. Административнопринудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения и пресечения.

Для административного принуждения характерно следующее:

  • возможно внесудебное применение принудительных мер;
  • эти меры применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении у полномочных органов исполнительной власти;
  • они применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющих ведомственных границ (например, правила дорожного движения, требования промышленной безопасности);
  • эти меры применяются уполномоченными органами исполнительной власти и судами (судьями).

По целевому назначению они могут быть разделены на три группы.

  1. административно-предупредительные меры;
  2. административно-пресекательные меры;
  3. административные наказания.

Административного-предупредителъныемеры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также предотвращения иных опасных для жизнедеятельности общества явлений (надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; реквизиция имущества и др.).

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий (применение оружия, специальных средств; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими угрозу для окружающих; непосредственное физическое воздействие и др.).

Административные наказания применяются в случаях совершения административного правонарушения. В статье 3.1. КоАП РФ административное наказание определяется как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Административные наказания применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Законодатель правильно отказался от прежнего термина «административное взыскание», так как новая терминология точнее отражает его сущность и согласуется с определением другой меры государственного принуждения — уголовным наказанием.

В КоАП РФ установлены общие правила, которыми должны руководствоваться суд, орган, должностное лицо при назначении административного наказания. Соблюдение этих правил предполагает при назначении наказания учитывать:

  • возраст, по достижении которого наступает административная ответственность;
  • применение основных и дополнительных административных наказаний;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Новый КоАП РФ изменил систему административных наказаний.

Из нее исключены исправительные работы. В то же время появились новые виды наказаний — дисквалификация и административное приостановление деятельности.

В соответствие со ст. 3.2 Кодекса за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

показать содержание

Глава 28 — другие статьи

  • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
  • Статья 28.7. Административное расследование
  • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Судебная практика по статье 28.1 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 11-АД17-37 от 22.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1844/09 от 06.04.2009 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8108/09 от 30.06.2009 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13578/09 от 22.10.2009 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-35 от 25.02.2009 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Решение Верховного суда: Определение N 302-АД17-10938 от 12.09.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного
суда: Постановление N ВАС-15652/12 от 25.02.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 11-АД17-20 от 05.07.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1639/10 от 23.03.2010 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 307-АД17-5767 от 18.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Глава 28 — другие статьи

  • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
  • Статья 28.7. Административное расследование
  • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Кто уполномочен на возбуждение дела об административном правонарушении

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник.

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Скачать бланки:

Комментарий к ст. 28.1 КоАП

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Комментируемая статья раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

— если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

— достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Частью 4 комментируемой статьи определены действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

— составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП;

— составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

— оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется;

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (с 1 января 2008 г.);

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 (с 1 июля 2008 г.).

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 статьи, связаны с нововведениями, установленными п. 2 и 3 ч. 1 статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

Направление материалов

После оформления протокола или прокурорского решения, иных существенных документов они передаются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение таких дел. При направлении материалов следует правильно установить подведомственность. Для этого необходимо определить, какой суд, орган или служащий уполномочен рассматривать дело. Если им выступает руководитель органа, должностное лицо которого составило соответствующий акт, то материалы направляются ему. Постановление о нарушении, за совершение которого в качестве наказания предусмотрен арест, направляется вместе с остальными сведениями суду незамедлительно после составления. Субъект, которому грозит такая санкция, может быть задержан на срок до 48 час.

Полномочия прокурора

Они установлены в ст. 28.4. Кодекс об административных правонарушениях формулирует полномочия прокурора посредством перечисления конкретных норм особенной части. Он может, в частности, начать производство об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением установленного порядка и правил:

  • Избирательного процесса.
  • Распоряжения объектами, формирующими жилой фонд.
  • Ограничения прав управления ТС и его эксплуатации и проч.

Кроме этого, прокурор может вынести постановление об административном правонарушении в иных случаях. Для этого факт совершения проступка должен быть выявлен в ходе его надзорной деятельности. Данное положение закрепляется в ст. 22 и ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Основания

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется при:

  1. Непосредственном обнаружении должностными лицами, которые уполномочены составлять акты, фиксирующие проступки, достаточных сведений, указывающих на наличие такого рода события.
  2. Поступлении из правоохранительных, а также иных госорганов, структур местного управления, общественных организаций материалов, в которых присутствует информация о совершенных проступках.
  3. Принятии заявлений от физических и юрлиц, представителей СМИ, указывающих на административное правонарушение.
  4. Фиксации проступка в сфере дорожного движения автоматическими техническими средствами, имеющими соответствующие функции, или устройствами кино- и фотосъемки.
  5. Подтверждении сведений, содержащихся в заявлении или сообщении владельца/собственника ТС о том, что в сформулированных в п. 4 случаях автомобиль находился в пользовании иного лица.

Положения частей 2 и 3 статьи 28.1, прямым образом связанные с содержанием статьи 28.3, предписывают, что возбуждение дела об административном правонарушении определенного типа осуществляется уполномоченным на такую процедуру должностным лицом

В связи с этим, а также принимая во внимание специфику рассмотрения обстоятельств таких проступков по сравнению с уголовными процессами, соответствующее решение принимается без согласования с прокурором

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

Отмена определения о возбуждении дела об административном правонарушении

Правила обжалования постановлений по делу об административном правонарушении посвящена глава 30 КоАП РФ. В статье 30.1 есть ссылка, что на определение об отказе в возбуждении дела участник дела подать жалобу может. Более ни о каких определениях Кодекс не говорит.

Правовую позицию по этому вопросу высказал и Конституционный суд РФ (определение от 18.04.2006 № 107-О), и Высший арбитражный суд РФ (постановление от 02.06.2004 г. № 10). Суть такова: отдельно определение о возбуждении дела об административном правонарушении обжаловать нельзя. Вместе с тем на недостатки данного документа, порядка его вынесения и доведения до сведения участников дела податель жалобы сослаться может. И, возможно, суд сочтет нарушение такого порядка существенным для отмены постановления.

КоАП

Об административных правонарушениях говорится во многих актах. Однако основная информация содержится в отраслевом нормативном документе. Им является Кодекс об административных правонарушениях

Особое внимание следует обратить на ст. 28.1

В ней устанавливаются основания, по которым допускается возбуждение дела об административном правонарушении.

Приведенный в статье список считается исчерпывающим. В соответствии с этими основаниями исследование обстоятельств начинается при наличии достаточной информации, указывающей на совершение проступка, материалов, в которых присутствуют такие сведения, а также обоснованных заявлений и сообщений от физлиц, СМИ или организаций. Пункт 3 части 1 этой статьи определяет специальных субъектов, от которых могут приниматься данные о том, что есть административное правонарушение и административная ответственность. В частности речь идет о проступках, за которые предусмотрено наказание в форме дисквалификации.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный — непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия — необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти. Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности. Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как вести себя правильно при возбуждении дела

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается. А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности. Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП)

Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс «выйти сухим из воды» существенно увеличится.

Гарантии

При составлении протокола всем участникам производства разъясняются их обязанности и права. В качестве важнейшей гарантии достоверности и полноты сведений, присутствующих в документе, субъектам предоставляется возможность ознакомиться с ним. Более того, лица, в отношении которых составлен акт, могут представить свои замечания и объяснения по содержанию акта в письменном виде. Уполномоченное лицо обязано приложить их к протоколу. Составление документа завершается подписью служащего, составившего его, и субъектом, совершившим проступок. Копия документа вручается последнему под роспись.

Упрощенный порядок

В случаях, специально предусмотренных в КоАП, допускается производство по делу без составления акта. Это, в частности, касается ситуации, когда проступок признается незначительным и за него может назначаться штраф или предупреждение. Если протокол составлен не был, то должностное лицо на месте происшествия оформляет наложение санкции. При совершении проступка в сфере дорожного движения составляется протокол о наложении штрафа в порядке, установленном в ст. 32.3. При этом субъекту выдается квитанция. Сам штраф на месте не взимается. Его сумма перечисляется или вносится добровольно на соответствующий счет. В случае неуплаты штраф взыскивается в принудительном порядке. Если субъект, совершивший проступок, оспаривает действия должностного лица, то происходит переход к производству по делу в обычном порядке. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Другой комментарий к Ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При осуществлении возложенных на прокуратуру функций по надзору за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, прокурор согласно ст.22, 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, статьей установлены случаи, когда дела об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в предусмотренные сроки выносится мотивированное постановление. Право вынесения указанного постановления дано только прокурору и его заместителю. При вынесении мотивированного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор должен выяснить: образует ли действие (бездействие) характер административного правонарушения; какое конкретное предписание закона нарушено; установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение; истек ли срок привлечения к административной ответственности; какой орган или должностное лицо вправе привлечь виновного к административной ответственности.

3. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол в этом случае не составляется.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.