Автотехническая экспертиза при дтп

Алан-э-Дейл       11.11.2022 г.

Оглавление

Порядок оспаривания экспертизы

Оспаривание результатов судебной экспертизы должно проводиться по определенному порядку:

Прежде всего, собственник транспортного средства, являющийся одной из сторон судебного разбирательства, должен ознакомиться с постановлением о назначении проведения такой процедуры. Данный документ содержит сведения об обстоятельствах аварии, протокол осмотра автомобиля, показания свидетелей произошедшего, схема дорожно-транспортного происшествия.
После получения заключения эксперта о проведении исследования, автомобилист должен внимательно изучить данный документ

Важно уточнить, ответил ли специалист на все поставленные перед ним вопросы, нет ли в документе противоречивых фактов. Именно нарушение данных требований является основанием для признания эксперта некомпетентным.

Для того чтобы оспорить заключение специалиста, необходимо вызвать его на судебное заседание

В ходе рассмотрения дела необходимо будет объяснить ему все причины несогласия с его решением, указать на выявленные несоответствия и неточности. В результате проведения такой беседы судья принимает решение о необходимости или об отказе в проведении повторной экспертизы.
После получения сомнительной или неполной информации, автомобилист должен подать ходатайство о назначении даты для проведения повторного исследования.

Основные вопросы автоэкспертизы по исследованию обстоятельств ДТП:

  1. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при данной длине следов торможения?
  2. Каков остановочный путь транспортного средства в данных дорожных условиях?
  3. На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
  4. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) при указанных исходных данных?
  5. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход (препятствие), когда водитель еще располагал технической возможностью для предотвращения наезда (столкновения) путем торможения?
  6. Какова максимальная скорость транспортного средства, допустимая при указанном расстоянии видимости дороги?
  7. Какова критическая скорость транспортного средства при движении на повороте заданного радиуса по условиям заноса (опрокидывания)?
  8. На какое расстояние в поперечном направлении можно сместить полосу движения транспортного средства при известных значениях времени или удаления от препятствия?
  9. Каково минимальное значение безопасной дистанции при движении транспортных средств с заданной скоростью?
  10. Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации?

Исходные данные, общие для всех видов ДТП:

  1. Проезжая часть: покрытие (асфальтобетонное, щебеночное грунтовое и т.п.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег), продольный уклон (горизонтальная, спуск или подъем в градусах).
  2. Видимость в направлении движения и видимость конкретного препятствия в условиях времени и места происшествия.
  3. Транспортное средство: модель, техническое состояние, количество груза (пассажиров), результаты контрольного торможения на месте ДТП.
  4. Длина и характер следов колес (торможения, заноса, волочения), до каких колес (передних или задних) замерены следы.
  5. Скорость транспортного средства при полном или частичном отсутствии следов торможения.
  6. Время реакции водителя для данной дорожно-транспортной ситуации.
  7. Расположение места происшествия (столкновения, наезда) относительно границ проезжей части.
  8. Обустройство дороги: наличие светофоров, разметки, дорожных знаков (зона их действия) и т.д.

Дополнительные исходные данные:

а) Наезд на пешехода, двигавшегося в поперечном направлении:

  1. Время (или путь и скорость) движения пешехода с момента возникновенияопасности для движения до момента наезда.
  2. Какой частью транспортного средства произведен наезд (если не передней, тона каком расстоянии от нее).
  3. Путь транспортного средства в заторможенном состоянии до или после наезда.

б) Наезд на пешехода, двигавшегося в продольном направлении:

  1. Направление движения пешехода (попутное или встречное).
  2. Скорость пешехода.
  3. На каком расстоянии от края проезжей части двигались транспортное средство и пешеход.
  4. Расстояние между транспортным средством и пешеходом, на котором водительмог обнаружить пешехода.

в) Столкновение транспортных средств на перекрестке:

  1. Значимость перекрестка (равнозначный, неравнозначный), главная и второстепенная дороги.
  2. Наличие светофоров, длительность работы каждого сигнала (необходима соответствующая справка ГИБДД).
  3. Время (либо путь и скорость) движения транспортного средства, не имеющего преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения.

г) Столкновение транспортных средств вне перекрестка:

  1. Расположение транспортных средств по ширине дороги до и в момент столкновения (удаления от края проезжей части или от середины).
  2. Расстояние, преодоленное транспортным средством, не имеющим преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения либо время этого движения.
  3. Расстояния, преодоленные транспортными средствами с момента изменения направления движения до момента столкновения (продольное или поперечное перемещение).

д) Занос и опрокидывание транспортного средства:

  1. Величина поперечного уклона от центра к краю дороги.
  2. Радиус поворота дороги (транспортного средства).
  3. Наличие и расположение следов юза (заноса, волочения).

Что такое автотехническая экспертиза ДТП

Комплексное исследование поврежденных транспортных средств проводится для выявления факторов, приведших к аварийной ситуации. Технический осмотр позволяет определить степень вины каждого участника инцидента, собрать данные для составления статистики о возникновении дорожных происшествий после изучения места столкновения и масштабов механических дефектов автомобилей.

В каких случаях проводится

Автотехническое исследование осуществляется для установления обстоятельств аварии в ходе судебного разбирательства. Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП может быть подана на любом этапе расследования. При несогласии с вынесенным решением автовладелец имеет право обратиться к независимым экспертам. Инициатором осмотра могут выступать страховые компании для определения суммы материального ущерба пострадавшему на ремонтные работы поврежденного транспортного средства.

Административное расследование

Автовладельцы вправе самостоятельно урегулировать конфликт при возникновении аварии. При невозможности достичь соглашения на месте происшествия, водители обязаны вызвать сотрудников ГИБДД.

Страховщики или сотрудники независимой организации проводят исследования для определения пунктов нарушенных правил дорожного движения, действия автовладельцев до момента столкновения при управлении машиной.

Судебное разбирательство

Рассмотрение дела в вышестоящей инстанции проводится при серьезном нанесении вреда движимому имуществу, наличии пострадавших с тяжелой степенью повреждений или смертельным исходом. Экспертиза назначается по прошению следователя на любой стадии разбирательства. Участники ДТП вправе подать ходатайство в суд первой инстанции для установления виновной стороны дорожного происшествия.

Кто проводит

Автотехническое исследование может осуществляться экспертной компанией или частным специалистом независимой оценочной организации. Для проведения осмотра поврежденного транспортного средства техник обязан иметь документы, подтверждающие соответствующее образование и профессиональную подготовку. Данные эксперта, прошедшего аттестацию, должны быть внесены в государственный реестр. Информация о техниках, имеющих сертификат на проведение работ по исследованию обстоятельств транспортного происшествия, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции.

Как провести автотехническую экспертизу — 7 простых шагов

Существует определенный порядок проведения независимой автотехнической экспертизы. Сейчас мы разберем эту процедуру подробно — по шагам.

Но первое, что нужно запомнить — до окончания экспертных исследований автомобиль нельзя подвергать никаким ремонтным работам.

Общий порядок проведения независимых экспертиз описан в соответствующей статье на нашем сайте.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Это первое, что нужно сделать. Главный критерий — экспертная компания должна быть зарегистрирована, состоять в СРО (саморегулируемой организации оценщиков).

Стоит уделить внимание репутации компании, отзывам о ней. Услуга экспертизы автомобиля довольно распространена

Поэтому не поленитесь опросить знакомых автолюбителей на предмет того, обращались ли они за автоэкспертизой, если да, то в какую компанию, и какое впечатление от услуг у них осталось

Услуга экспертизы автомобиля довольно распространена. Поэтому не поленитесь опросить знакомых автолюбителей на предмет того, обращались ли они за автоэкспертизой, если да, то в какую компанию, и какое впечатление от услуг у них осталось.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услугу

Внимательно изучите договор перед тем, как его подписать. Уделите время и сделайте это вдумчиво, останавливаясь на каждом непонятном пункте. Задавайте вопросы. Если нужно — покажите договор юристу.

Заранее оговорите вопрос оплаты — какую сумму она составит, когда вы должны ее внести, может ли стоимость вырасти.

Проведите оплату в оговоренный договором срок, не стоит нарушать условия — за несвоевременную оплату услуг возможны санкции, прописанные в договоре. Сохраняйте документы об оплате.

Шаг 3. Согласовываем время и место проведения экспертизы

Заранее обсудите с экспертом, где лучше и эффективнее провести экспертизу. В зависимости от вида это может быть как место происшествия, так и гараж или СТО.

Учтите, что техническую проверку автомобиля удобнее проводить на СТО — там для этого есть необходимые условия и оборудование.

Шаг 4. Оповещаем всех участников о проведении экспертизы

Обязательно оповестите заранее (не менее, чем за трое суток) заинтересованные лица о дате и месте проведения экспертизы (страховую компанию, других участников ДТП). Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о доставке.

Обязательно сохраните документы об отправке письма. Если приглашенные лица не явятся на экспертизу, вы сможете подтвердить, что известили их.

Если заинтересованные стороны на экспертизу не придут, но вы их заранее известили об этом и можете это доказать, то этот факт никак не повлияет на законность и достоверность результатов исследований.

Шаг 5. Подготавливаем машину к осмотру

Обязательно вымойте машину, чтобы имеющиеся дефекты и повреждения было легче обнаружить.

Проследите, чтобы эксперт смог свободно осмотреть все необходимые участки автомобиля, не создавайте ему препятствий лишними предметами. Багажник должен быть пуст, чтобы облегчить доступ к автомобилю.

Шаг 6. Предоставляем необходимые документы и ожидаем проведения экспертизы

В день экспертизы нужно предоставить документы на автомобиль, бумаги о ДТП.

Документы должны быть на месте в оговоренное время.

Не мешайте эксперту осматривать автомобиль, спокойно ждите конца осмотра, а потом уже задавайте вопросы.

Шаг 7. Получаем отчет

Компания предоставит отчет с результатами исследований после проведения всех исследований. Изучите документ перед тем, как подписывать. Подписывайте его, только если у вас нет нареканий и замечаний.

На каждой из стадий проведения автотехнической экспертизы незаменима будет помощь квалифицированного юриста.

Найти юриста соответствующего профиля и задать вопросы как на бесплатной, так и на платной основе можно на сайте Правовед.ру. Через сайт оказывают услуги более 17 тысяч опытных юристов различных специализаций. А коллегиальное мнение помогает избежать ошибок.

КАК ВЫИГРАТЬ В СУДЕ: ВИНОВНИК ДТП ИЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ

По опыту можем сказать, что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП, в деле об административном правонарушении, и особенно в уголовном деле.

Вне зависимости от того, насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств, недооценивать роль экспертизы не стоит, поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.

Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать:

  1. как заказать или инициировать проведение экспертизы, как настоять на её проведении;
  2. какие материалы необходимо передать эксперту для проведения экспертизы;
  3. как правильно сформулировать вопросы с учётом конкретной ситуации;
  4. как правильно выбрать эксперта (если экспертиза проводится в частном порядке);
  5. как действовать, если второй участник ДТП также провёл экспертизу (можете не сомневаться, что результаты такой экспертизы будут прямо противоположны вашей экспертизе).

Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение, которых требует участие в деле опытного защитника.

В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы, в отличие от гражданского процесса, законодательством не предусмотрено.

Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена, то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае, если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам, пассажирам.

Что такое автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза представляет собой комплексное диагностическое мероприятие, которое позволяет осуществить процесс выявления различных факторов, повлекших за собой неприятное пришествие. Также осуществляется систематизация полученных данных, что провоцирует возможность объективного восстановления полной картины случившегося. Кроме того, устанавливаются все технические аспекты состояния автомобиля, осуществляется проверка дороги, что позволяет также выявить ряд важных факторов, посредством которых в дальнейшем можно определить соответствовали ли участники происшествия правилам движения, проводили ли должный ремонт и обслуживание автомобиля.

Другими словами, становится понятно, что именно посредством проведения такой экспертной оценки можно получить необходимые результаты восстановления картины происшествия, проверить работоспособность автомобиля, четко определить его повреждения с учетом ситуации, а также установить нарушение правил, если такие действия имели место быть. Соответственно, процесс экспертной оценки считается очень важным элементом расследования дорожных происшествий.

Очень часто такая экспертиза производится в процессе следственных действий, чтобы восстановить особенности происшествия и правильно квалифицировать нарушения. Нередко такие исследования осуществляются на основании судебного постановления, когда есть необходимость более детально осуществить процесс оценки ситуации с позиции четко поставленного списка вопросов.

В настоящий момент такая же экспертиза особенно активно используется в процессе разбирательств, которые связаны со страховыми выплатами. Основная задача эксперта в таком случае, произвести полноценное и детализированное изучение обстоятельств, произвести диагностические мероприятия, посредством которых будут даны ответы на самые актуальные вопросы. Если список вопросов определяет суд, то эксперты оценивают возможность предоставления ответов на поставленные задачи, правильно выбирают методики исследования и производят все необходимые действия, направленные на исполнение поставленных задач. Если список вопросов не предоставляется, например, осуществляется независимая экспертиза для предоставления документов в страховую компанию, то используется стандартный формат исследования:

  • Выясняются и систематизируются все факторы, которые стали причиной возникновения происшествия. Причем в данном случае, эксперты производят достаточно детализированные варианты исследований, которые позволяют получить полноценный и обоснованный ответ;
  • Формируется возможность определить техническое состояние автомобиля, его деталей, особенности и нюансы, которые могли стать причиной возникновения аварийной ситуации. То есть, например, автомобиль требовал ремонта, определенные его узлы работали неправильно, технический осмотр был сделан несвоевременно, что повлекло за собой серьезные проблемы на дороге, что и стало причиной возникновения аварии;
  • Также осуществляется проверка состояния самой дороги, устанавливаются все моменты, которые касаются возможности участников происшествия избежать столкновения, предотвратить аварийную ситуацию;
  • Проверяются все данные, которые могут определить, соответствовали ли действия участников установленным правилам дорожного движения. Нередко причиной возникновения аварийной ситуации становится именно аспект нарушения правил движения. Такие варианты предполагают, что в суде можно будет доказать вину определенного транспортного средства или же водителя, с учетом того, что в такой ситуации есть возможность взыскать компенсационные выплаты;
  • Также в обязательном порядке производится детализированное изучение выполненных ремонтных работ, их качества, а также возможности последствий, если ремонт выполнялся самостоятельно, и мог стать причиной возникновения критической ситуации на дороге.

Существует четко проработанная структура, на основании которой производится процесс дальнейшего рассмотрения обстоятельств дела. Есть государственная автотехническая экспертиза, посредством которой осуществляется процесс формирования обвинения или же расследования. Есть возможность использования услуг сторонней – частной компании, когда можно будет получить высококвалифицированное платное обслуживание по вопросу исследования всех материалов дела. Естественно, если вы приняли решение воспользоваться услугами частной компании, вы должны внимательно рассмотреть все предложения, после чего, вы сможете получить детализированный отчет с точным описанием всех обстоятельств дела.

Срок проведения

Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.

Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц. Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки. Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.

Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:

  • загрузка специалистов;
  • сложность транспортного происшествия;
  • объем выполняемых работ;
  • выбранный заказчиком срочный или стандартный вариант подготовки отчета.

Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.

В каких ситуациях водителю не обойтись без автотехнической экспертизы

Произошла авария. Оба водителя адекватно оценили свои действия, определились с виновником и договорились о размере компенсации. В этом случае нет необходимости ни в вызове сотрудника ГИБДД, ни в независимой экспертизе.

Но так бывает не всегда. Ситуации, когда каждый водитель не признает свою вину в ДТП и считает себя пострадавшим, наиболее распространены. Владельцы машин спорят, не могут договориться и в итоге вызывают автоинспектора. Он и определяет виновника аварии. Если же вы не согласны с решением сотрудника ГИБДД, инициируйте автотехническую экспертизу.

Эксперты определяют величину и характер повреждений, влияние факторов внешней среды на ДТП, степень виновности водителей, оценочную стоимость авто и его ремонта, другие особенности происшествия. Вот в каких случаях понадобится автотехническая экспертиза:

  • если водители не могут определить виновника аварии;
  • если происшествие стало результатом поломки авто;
  • если машина получила ущерб из-за сторонних явлений, форс-мажорных обстоятельств или же по вине третьих лиц;
  • если автовладельцы спорят из-за стоимости компенсации, занижают выплаты, не согласны с расходами пострадавшего;
  • если дело дошло до судебных разбирательств и любая сторона хочет оспорить решение суда;
  • если у владельца автомобиля возникли разногласия со страховой компанией — страховщики отказываются выплачивать компенсацию, занижают ее, игнорируют условие договора автострахования;
  • если машина, пострадавшая при аварии, находится в залоге (куплена в кредит).

Автотехническая экспертиза всегда независима — ее проводит экспертная организация или частный эксперт. Обязательно проверьте все лицензии и разрешения на оценочную деятельность исполнителя. Если вы проводите автотовароведческую экспертизу, запросите у оценщика свидетельство о членстве в саморегулируемой организации — СРО.

Помимо автотовароведческой, выделяют экспертизу состояния автомобиля, ДТП и транспортного полотна (можно проанализировать все в комплексе или каждый фактор по отдельности). Эксперты также проводят транспортно-трасологическую (выявляют все обстоятельства ДТП) и инженерно-психологическую оценку участников аварии. Экспертиза бывает первичной (осмотр поврежденных объектов), дополнительной (изучение вопросов, возникших в ходе анализа) и повторной (перепроверка сведений).

Независимая оценка нужна не только для выявления обстоятельств аварии, но и для расчета фактической стоимости материального ущерба и определения компенсации для страховой компании. В результате автотехнической экспертизы оценщик выдает независимое заключение, которое является юридически значимым документом. Его используют юристы, судьи и страховщики.

Что такое судебная автотехническая экспертиза

На основании ст. 79 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от г. № 138-ФЗ каждая из сторон разбирательства имеет право обращаться к суду с ходатайством о назначении судебной автоэкспертизы. При этом стороны имеют право предлагать перечень вопросов к эксперту и подавать ходатайство о судебной автотехнической экспертизе в конкретном экспертном учреждении.

Дорожно-транспортное происшествие всегда порождает конфликтную ситуацию, которая далеко не всегда разрешается в рамках страхования ОСАГО. Во многих случаях стороны не приходят к согласию относительно обстоятельств происшествия, определения виновника, размера ущерба и т.д. В подобных случаях дело решается в суде. Для получения необходимых объективных данных может назначаться судебная автотехническая экспертиза ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда

Независимая экспертиза автомобиля для суда является довольно распространенной процедурой. Ее целью является предоставление суду достоверной и объективной информации относительно ключевых обстоятельств дела. Наиболее распространенным видом независимой судебной экспертизы автомобиля является определение повреждений и фактического размера ущерба транспортного средства.

Необходимость в независимой судебной экспертизе после ДТП возникает, при проведении разбирательств между автовладельцем и страховой компанией по поводу заниженного размера страховой выплаты по ОСАГО или КАСКО. Также провести независимую оценку автомобиля для суда бывает необходимо, если максимальный размер страховой выплаты не покрывает полученного ущерба, и пострадавшая сторона обращается с иском к виновнику ДТП.

Независимая экспертиза автомобиля для суда всегда назначается по определению самого суда. При этом ходатайствовать о ее проведении могут обе стороны – и истец, и ответчик. При необходимости разрешения дополнительных вопросов возможно назначение дополнительной независимой автоэкспертизы для суда.

Из чего состоит судебная автотехническая экспертиза

Оценка автомобиля для суда выполняется в сертифицированном судебно-экспертном учреждении. Выполнять ее должны квалифицированные эксперты, которые имеют высшее профильное образование или прошли повышение квалификации по соответствующей специальности. Специалист, проводящий судебную автоэкспертизу, обязательно должен быть включен Реестр Минюста и состоять в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков.

Оценка ущерба автомобиля для суда состоит из комплекса экспертных действий. Проводится осмотр поврежденного транспортного средства техником-оценщиком. Результаты осмотра оформляются актом и находят свое отражение в отчёте о судебной экспертизе автомобиля после ДТП. Если осмотр невозможен по причине продажи, ремонта авто и т.п., то экспертиза может проводиться по имеющимся материалам, фотографиям и документам судебного дела.

Результаты судебной экспертизы автомобиля после ДТП служат доказательством при рассмотрении дела.

Кто вправе проводить автотехническую экспертизу?

У кого можно заказать проведение автотранспортной экспертизы? Имеется ряд обязательных требований, которые позволяют организациям и частным оценщикам осуществлять этот вид деятельности:

  1. Специалист или оценочная организация должны иметь соответствующую аккредитацию и лицензию на подобную деятельность. Профессиональные оценщики обязаны иметь документальное подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор специалиста соответствующего профиля;
  2. Оценку могут проводить только автотехники и инженеры с профильным образованием;
  3. Автотехническая экспертиза проводится только в тех СТО, которые не ремонтировали автомобиль после дорожной аварии. Это позволяет избежать заинтересованности в результатах экспертизы;
  4. Эксперты не должны сотрудничать со страховой фирмой или иметь иной интерес в результатах обследования автомобиля или обстоятельств ДТП.

Специалист, который проводит оценку, в обязательном порядке должен иметь лицензию Министерства юстиции и персональный идентификатор. Его обязанности подробно прописываются в соглашении на проведение автоэкспертизы, которое скрепляет своей подписью и заказчик.

Для проведения автоэкспертизы потребуется предоставить независимым оценщикам ряд документов и материалов, среди которых данные о марке и типе автомобиля, а также информация о техническом состоянии ТС, количестве пассажиров в момент столкновения и величине загрузки автомобиля.

Специалисты при составлении экспертного заключения будут использовать любые данные, которые имели отношение к ДТП, включая следы шин на дорожном полотне, состояние дороги и ее ширину, наличие характерных следов аварии на проезжей части и скорость автомобилей до момента столкновения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.