Оглавление
- Признаки и принципы систематизации
- Юридическая сила правовых актов
- Виды нормативных актов
- Функции Конституции
- Начало и срок действия нормативных актов
- Источник права
- Форма права
- Федеративно-территориальная система законодательства
- Кодификация
- Что такое официальная правовая информация
- Классификация
- Похожие термины:
- Вертикальная система законодательства
- Юридическая сила нормативных актов
- Проблемы систематизации законодательства
- Цели
- Виды подзаконных актов
- Юридическая сила актов
Признаки и принципы систематизации
Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:
- достоверность информации, основанной на официальных источниках, а также на своевременности фиксации изменений, которые вносились в правовые акты;
- систематизация законодательства, выражающая полноту информационной базы, обеспечивающей фиксацию справочной информации;
- удобство использования, которое необходимо для качественного и оперативного поиска правовых сведений.
Признаки систематизации:
- осуществляется правомочными органами, но в практике встречается и неофициальная систематизация;
- приставляет собой особый вид юридически значимой деятельности;
- систематизация законодательства по своей природе направлена на создание кодифицированных законодательных актов;
- объектом деятельности выступает законодательство в виде системы правовых актов;
- выражается в виде непрерывной деятельности правомочных лиц.
Юридическая сила правовых актов
Есть определенная зависимость формата акта от его нормативного наполнения.
Нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, издают в следующих формах: законы, постановления, распоряжения, указы, правила, приказы, инструкции и положения. Процесс разработки нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов управляется действующим в настоящее время законодательством РФ.
Ненормативные правовые акты издаются в различных формах и вариациях. Однако нужно сконцентрировать интерес на некоторых моментах: по определенному порядку, если правовые акты приняты в форме законов, инструкций, правил или положений, то эти документы считаются нормативными. Несмотря на это, возникают отступления от этого правила. Таким образом были созданы ненормативные акты в формате, классически присущем только нормативным актам, а именно: было издано девять законов, которые регламентируют материальное обеспечение и медицинский сервис некоторых семей погибших депутатов РФ. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонализированы. Юридическая теория негативно относится к практике издания такого рода актов в формате законов.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
-
закон;
-
подзаконные акты;
-
международные законы.
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
-
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
-
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Функции Конституции
- Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
- Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
- Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
- Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции — это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
- Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Источник права
Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.
Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.
Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:
- законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
- договоры, в т.ч., международные
- решения судов (т.н. прецедент)
- правовые обычаи, сложившиеся в обществе
- священные книги и писания
- иные
Список источников права весьма обширен и разнообразен
Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств
Форма права
По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.
Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.
Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.
Федеративно-территориальная система законодательства
Данная система, определяемая федеративной структурой страны и рассредотачиванием правотворческих возможностей между федеральными органами, органами субъектов РФ, органами районного самоуправления, согласно этим принципам разделяет законодательство РФ на:
- Федеральное. Главными федеративными документами являются — Конституция РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, распоряжения Правительства РФ, и т. д.;
- Субъектов РФ. Оно формируется из: конституций республик, уставов краев, областей, округов, распоряжений глав администраций и других нормативных актов и прочих документов;
- Законодательных актов органов районного самоуправления, таких как: заключения, распоряжения, постановления и т.д.;
- Локальных нормативных актов — приказы, распоряжения и т.д.
Вывод 1
Система законодательства много шире системы права, потому как формируется из составных частей, образуя отрасли законодательства. Согласно главному документу Российской Федерации, коей является Конституция, выделяется три ветви: одноименная правовая, комплексная законодательная, соответствующие сферам госуправления.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Кодификация
Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.
Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:
- Всеобщая кодификация – принятие определённой серии кодификационных норм, а также создание согласованной системы правовых актов.
- Межотраслевая кодификация. Допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений. Этот вид кодификации ещё называют комплексным, так как он считается дополнительным направлением в кодификационных работах, которые представляют существенное значение для общества.
- Отраслевая кодификация. Выступает в виде формы систематизации законодательства, которая, по сути, охватывает те или иные отрасли права.
- Специальная кодификация – издание актов, которые регулируют тот или иной институт права.
Что такое официальная правовая информация
Официальная правовая информация – это нормативные правовые акты, регулирующие отношения как внутри России, так и отношения с другими странами. НПА обладают полной юридической силой и обязательны для выполнения или применения в отношении всех граждан, юридических лиц и государственных органов. За нарушение правовых норм, указанных в НПА, последует ответственность, определяемая судебной системой.
НПА могут быть как постоянными, так и временными. Например, федеральный закон – это постоянная официальная информация, а указ Президента может иметь правовую силу только в определенный период.
Классификация
Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.
Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:
- Официальная – осуществляется по поручению, от имени или же с санкции уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, а следовательно на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности.
- Полуофициальная – издание сборников и собраний законодательства, исходя из поручения правотворческого органа, специально уполномоченными органами. Правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому такие нормативные тексты не наделены официальным характером.
- Неофициальная – осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий для издания собраний законодательства. Поэтому такой вид деятельности осуществляется только по инициативе самого субъекта, и нормативные акты, соответственно, правовой силой не наделяются.
В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:
- Хронологической – нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.
- Систематическая – нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания. В каждом разделе произведено распределение актов в соответствии с предметным принципом (иными словами, исходя из сфер государственного воздействия).
- Смешанная – при такой форме систематизации издания законодательных норм сочетаются по предметному и хронологическому принципу расположения материала. Это означает, что разделы собраний составляются тематически, а нормативные акты располагаются в порядке хронологии.
Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.
Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:
- Простой – из нормативных актов исключаются отменённые нормы, а также те положения, срок действия которых истёк.
- Сложной – из сборников подлежат исключению формально не отменённые, но в то же время утратившие силу акты.
Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.
Похожие термины:
-
включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативн
-
совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав личности на профессиональное образовани
-
совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав взрослых членов общества на образование.
-
совокупность нормативно-правовых и иных актов, регулирующих отношения в сфере образования.
-
правовые нормы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения.
-
(Information Legislation) – совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий (Моисеев В. Б. Ин
-
включает в себя статьи Конституции РФ, относящиеся к сфере образования, Закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также закон
-
совокупность законов, базирующихся на Конституции Украины. Состоит из законов Украины «Об образовании», «О научной и научно-технической деятельности», «О высшем образовании» и других нормативно-
-
иерархически выстроенная система нормативно-правовых актов, состоящая из законов и подзаконных нормативных актов, являющихся источниками нормативных предписаний (правил поведения), которые рег
-
включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере занятости населения
-
обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулирование общественных отношений в сфере образования.
-
в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это: а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
-
-соответствие Конституции Республики Беларусь; -соответствие общепризнанным принципам международного права; -обеспечение реализации права граждан на образование; -обеспечение доступности образ
-
прогнозируемые органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, включенными в отношения в сфере образования, результаты функционирования образовательной системы и образоват
-
классификатор, обеспечивающий унификацию формирования эталонных банков данных правовой информации. 190.000.000 Законодательство в образовании 190.010.000 Общие вопросы образования 190.020.000 Органы управлен
Вертикальная система законодательства
Разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы лежит в базе вертикальной (иерархической) системы законодательства. Вся нормативно-правовая деятельность страны состоит из законов, принимающихся высшим органом государства или же общественными референдумами. Они регулируют значимые вопросы социальной жизни, имеют высшую юридическую силу, подзаконные нормативные акты, которые в свою очередь обязаны отвечать законам и издаваться на их базе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на основании принадлежности к тому или иному правотворческому органу в иерархической системе страны (нормативные акты, принимаемые главой страны, правительством, органами районного самоуправления и др.).
В Российской Федерации вертикальная система законодательства формируется из следующих документов:
- Конституция государства — основа системы законодательства;
- законы, дополняющие и изменяющие Конституцию;
- указы Президента РФ;
- нормативные распоряжения, постановления правительства РФ;
- памятки и акты других министерств и ведомств, иных центральных органов исполнительной власти;
- нормативные акты органов районного самоуправления;
- нормативные акты, издаваемые администрацией компаний и учреждений (локальные, внутренние акты).
Юридическая сила нормативных актов
Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.
Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.
Эта структура состоит из:
- решений Президента;
- федеральных законов;
- правительственных постановлений;
- нормативных правовых актов министерств.
Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.
В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт — это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.
Для этих целей предусмотрены следующие меры:
- разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
- наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
- возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.
Проблемы систематизации законодательства
К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:
- Часть разделов имеет устаревшее деление.
- Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
- Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
- Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.
Цели
Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:
- установление, а также устранение существующих дефектов законодательства;
- информационное влияние норм права на человеческое правосознание;
- обеспечение максимального удобства пользования законодательными актами;
- повышение эффективности действующего законодательства;
- содействие исследованию и изучению законодательства.
Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:
- обеспечивает обнаружение и ликвидацию всех несоответствий в нормах права, которые являются устаревшими или противоречащими друг другу;
- позволяет производить совершенствование действующих норм права, придавать им непротиворечивость и системность;
- дает возможность быстро ориентироваться в нормативной базе.
Виды подзаконных актов
Существуют различные виды подзаконных актов.
- Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
- На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
- Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
- Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
- Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
- Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
- Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Юридическая сила актов
Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.
Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.
Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:
- законы о поправках к действующей Конституции;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- федеральные кодексы.

Эта тема закрыта для публикации ответов.