Оглавление
Замена согласования на информирование и требования к срокам информирования
Во многих регионах проблему накладок несогласуемых мероприятий решили тем, что фактически вернули для них процедуру согласования. Местные законы требуют от организаторов письменно «информировать» органы власти о планируемой акции.
Сроки «направления информации» могут кардинально отличаться в зависимости от региона. А в некоторых региональных законах (в Рязанской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Еврейской автономной области, Коми) они вообще не указаны.
В некоторых регионах (в Калмыкии, Калининградской и Костромской областях) для акций в гайд-парках сроки такие же, как для других мест: от 15 до 3 дней до акции для пикетов и от 15 до 10 дней для остальных мероприятий (как на схеме ниже). Разница между мероприятиями, требующими и не требующими согласования, здесь фактически стирается.
Обычно в законах устанавливается диапазон: первый и последний день, когда можно «информировать» об акции.
От первого дня зависит приоритет мероприятий. Если начинать согласовывать акцию разрешается раньше, чем информировать о мероприятии, не требующем согласования, то к началу срока «информирования» гайд-парк уже может оказаться занят согласованной акцией. Такую ситуацию мы наблюдаем в Краснодарском и Пермском крае, Псковской и Нижегородской областях: в этих регионах информировать об акции в гайд-парке можно самое раннее за 10 дней — на пять дней позже, чем подавать уведомление об обычном митинге.
В ряде регионов (в Якутии, Удмуртии, Новосибирской, Смоленской, Брянской, Ульяновской областях) срок начала «информирования», напротив, вообще не ограничен. Теоретически организатор может забронировать площадку так рано, как пожелает, — если никто не сделал этого еще раньше.
Последний день информирования определяет, насколько заранее следует организовывать мероприятие. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе и в Ставропольском крае информацию можно передавать самое позднее за 10 дней. В том числе и для пикетов, хотя не в гайд-парке уведомление можно было бы подавать еще в течение недели. Хуже оказываются сроки и для пикетов в гайд-парках в Смоленской, Новосибирской, Нижегородской, Ленинградской областях (самое позднее за пять дней до акции) и в Санкт-Петербурге (за четыре).
В Брянской области и в Якутии организаторам, наоборот, дается больше времени. Информацию следует передать не позднее двух дней до акции. Если один из них выпадает на воскресенье или праздничный день — то трех.
В Москве и ряде других регионов информировать можно самое позднее за три дня до акции, причем о мероприятиях любых форматов, а не только о пикетах (как за пределами гайд-парков). В Якутии, Ульяновской, Брянской и Псковской областях организаторы получают еще один дополнительный день: если акция не требует согласования, «информировать» здесь разрешается за два дня.
В Красноярском крае организаторов не обязывают сообщать об акции до 1500 участников, но они вправе это сделать в свободной форме. В этом случае информация о готовящейся акции будет опубликована.
Изменения в не так давно появившиеся правила пользования гайд-парками внес в июне 2018 года Пленум Верховного суда. Его постановление не запрещает проводить несколько мероприятий одновременно, пока общее количество участников не выше предельной заполняемости. Однако оно обязывает организатора заранее выяснять информацию о других запланированных акциях, независимо от того, требуется согласование или нет. Суды, оценивая выполнение обязанностей организатора, должны учитывать, проинформировал ли он органы власти о готовящейся акции.
Иными словами, Верховный суд потребовал заранее сообщать органам власти о любых акциях в гайд-парках. Если в региональном законе не определены сроки, то они приравниваются к срокам подачи уведомления для обычных акций.
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
- Уведомление о проведении спортивного мероприятия по форме.
- В случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица, по форме.
Комментарий: в уведомлении о проведении спортивного мероприятия указываются:
- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора(ов), сведения о месте проживания или пребывания (место нахождения) и контактные телефоны;
- фамилия, имя, отчество уполномоченного организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия и контактные телефоны;
- дата, время начала и окончания мероприятия;
- место (маршрут движения) проведения мероприятия;
- цель и форма мероприятия;
- предполагаемое количество участников мероприятия; перечень используемых технических средств;
- регламент проведения мероприятия.
Образец уведомления о проведении спортивного мероприятия размещается на сайте Комитета и на Портале с предоставлением возможности их свободного копирования на безвозмездной основе.
II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):
- Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
С чего начать
Итак, вы готовы провести митинг или массовый пикет. Прежде всего, нужно создать оргкомитет, или инициативную группу по проведению акций. Такой оргкомитет должен взять на себя всю подготовительную работу, и прежде всего — определить цели и задачи митинга (или пикета).
Нужно определиться с тем, на какую именно протестную акцию, или, как сказано в законе, «публичное мероприятие» вы способны: на митинг или на пикет, и, если на митинг — то с каким числом участников
Последнее важно, так как предельное число участников вам придется указывать в уведомлении (заявке) на проведение митинга
Когда вы придете к выводу, что уже набрали необходимую критическую массу для протестной акции, в соответствии со статьями 5 и 7 ФЗ необходимо подать заявку на ее проведение. В соответствии со статьей 5 этого ФЗ заявка будет исходить от инициативной группы граждан, которые и будут считаться организатором публичного мероприятия.
Для этого нужно определиться с местом и со сроками такой акции.
Законны ли протесты?
На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.
Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.
Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.
В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:
- Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
- Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
- Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
- Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».
То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.
Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.
Предельная численность
Если норма предельной заполняемости определяет, сколько человек может собраться на конкретной площадке, то от «предельной численности» зависит, нужно ли согласовывать акцию. Только мероприятия с меньшим количеством участников не требуют подачи уведомления. Остальные согласуются, как в любом другом месте.
Федеральный закон устанавливает только нижний предел в 100 человек. Это означает, что для мероприятий в пределах 100 человек в гайд-парках в любом случае не нужно подавать уведомления.
Обычно региональные законодатели не отходят от предложенного минимума. «Предельная численность» в 100 человек установлена в 66 регионах, еще в одном — Новгородской области — она составляет 101 человека. Еще в нескольких областях она не установлена. Следовательно, здесь применяется минимум в 100 человек.
В пяти регионах (в Татарстане, в Калужской, Самарской, Томской и Тюменской областях) норма увеличена до 150 человек. В Санкт-Петербурге она составляет 200, в Мурманской области — 250, на Камчатке — 300 (если иного не указано в «технической документации специально отведенного места»), в Иркутской области — 500 и только в Красноярском крае — рекордные 1000 человек.
В московском законе предельная численность не установлена. Уведомление не требуется, если мероприятие проводится на «специальной площадке» в рамках ее предельной заполняемости. Предельная заполняемость единственного действующего в Москве на апрель 2019 года гайд-парка в Сокольниках определена правительством города и составляет 1500 человек. Соответственно, для любых акций до 1500 человек на этой площадке подавать уведомление не нужно.
Предельная численность — норма крайне коварная. Формально только из-за одного дополнительного участника акцию могут посчитать несогласованной. Это, в свою очередь, может привести к задержаниям.
Точно определить количество участников само по себе непросто, но еще сложнее отличить их от других людей, оказавшихся в гайд-парке: «предельная численность» устанавливается именно для участников акции. В некоторых регионах законы даже прямо запрещают «ограничивать проход» или «создавать препятствия для доступа на территорию специально отведенного места граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия». Такие требования есть в Вологодской, Калужской, Орловской областях.
Какие изменения в 2021 году
С 10 января 2021 года вступили в силу изменения к документу № 54–ФЗ, которые обозначены как Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 541–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Реформирование затрагивает несколько важных пунктов.
Ужесточение правил проведения
Часть внесенных в закон изменений касаются порядка и правил проведения публичных мероприятий:
- запрещено проводить все формы акций рядом со зданиями экстренных оперативных служб, к которым относятся полиция и ФСБ
- содержание информации о количестве предполагаемых участников, целях проведения и других условиях события в предварительной агитации должно быть достоверным
- разрешено признание судом в качестве публичного мероприятия не только совокупности одиночных пикетов, но и поочередного участия в них нескольких человек, а также массового одновременного нахождения или перемещения граждан в общественных местах, объединенного общими идеями и направленного на выражение суждений и акцентирование требований по различным вопросам
- в случае отсутствия возможности обеспечения полной безопасности участников акции при возникновении чрезвычайной ситуации или террористической угрозы организатор обязан изменить место и время ее проведения по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления
Финансирование митингов
Определены новые требования к финансированию публичных мероприятий:
- организаторам акций полностью запрещено получение финансирования от иностранцев, международных организаций, некоммерческих и незарегистрированных общественных объединений, признанных «иностранными агентами», а также анонимов и юридических лиц, имеющих регистрацию менее чем за год до даты перечисления средств
- спонсоры мероприятий должны указывать достоверные личные данные, сведения о гражданстве, необходимые банковские реквизиты и идентификационные номера
- все финансовые средства на проведение и организацию акций, заявленное количество участников которых превышает 500 человек, необходимо вносить только безналичным способом на открытый в российском банке счет, указанный в уведомительном документе о событии
- весь объем финансирования публичного мероприятия может быть использован только на покрытие расходов, связанных с его подготовкой и осуществлением, а неизрасходованные остатки средств организатор обязан возвратить спонсорам в течение 10 дней после завершения события
- обязательно предоставление отчета о расходовании финансовых средств, собранных в целях организации и проведения акции с предполагаемым числом участников свыше 500 человек, который составляется по принятой форме и передается в установленные сроки в органы местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ
Освещение мероприятий СМИ
Права и запреты для журналистов регламентированы вновь принятыми изменениями законодательства:
- на них распространяются все обязанности и запретные действия, предусмотренные для участников публичных мероприятий в законе № 54–ФЗ
- им запрещено принимать участие в освещаемой акции (обсуждать и принимать решения, организовывать сбор подписей или пожертвований, применять наглядную агитацию, совершать другие действия в соответствии с целями события)
- нельзя скрывать отличительный признак представителя СМИ, утверждаемый профильным ведомством и обязательный к ношению во время публичных действий
Предельная заполняемость
Одна из норм, которая прописывается в региональных законах, — это «предельная заполняемость». Иными словами — сколько человек может помещаться на одном метре площади или сколько квадратных метров отводится на одного человека.
Самая распространенная норма — один человек на квадратный метр. К марту 2019 года она была в 63 регионах.
В целом по России число колеблется от 0,33 до 3,33 квадратных метра на человека. Не совсем ясно, почему оно отличается от региона к региону и почему — так сильно. Может быть, жители одних российских субъектов более компанейские, а других — более нелюдимые? Или это связано с климатом и погодой? Ведь еще со школы мы помним, что при нагревании тела увеличиваются в объеме.
В некоторых регионах нормы заполняемости действительно зависят от времени года. Например, в Иркутской и Белгородской областях люди могут занимать в гайд-парке больше места зимой, чем летом. С апреля по октябрь здесь разрешают помещаться на одном квадратном метре трем людям. С ноября по март — только двум.
Иногда на предельную заполняемость влияет расположение. Так, в Бурятии в огороженных гайд-парках людям можно стоять теснее, чем в гайд-парках без ограждений.
Больше места требуется для акций на тротуарах или у торговых центров в Татарстане и Хабаровском крае — 3 и 3,33 квадратного метра соответственно. Причем в последнем предлагают помещать людей в квадратный метр по частям.
Во время акций на площадях, у вокзалов и учреждений культуры здесь может находиться «не более 0,8 человека на 1 квадратный метр», а на тротуарах — «не более 0,3 человека на 1 квадратный метр». Правда, не уточняется, приходится ли на квадратный метр 0,8 массы, объема или площади человека. Аналогичное деление людей на части есть и в законе Дагестана.
Для организатора акции предусмотрено серьезное наказание за превышение этих норм. Это штраф от 30 до 50 тысяч рублей, до 100 часов обязательных работ или до 15 суток ареста. Однако совершенно неясно, как соблюдать это требование на практике.
Даже если предположить, что организатор может повлиять на количество участников акции, в гайд-парке находятся и другие люди. В московском законе даже прописано, что на заполняемость влияют также присутствующие на мероприятии сотрудники полиции и журналисты. Могут попасть на площадку и случайные прохожие.
Нередко в перечнях гайд-парков исполнительные власти указывают лишь площадь территории (как, например, в Новосибирской области) или же не дают вообще никакой дополнительной информации (как в Воронежской области). Если площадь гайд-парка известна, организатору остается только вычислять допустимое количество участников, исходя из общих требований регионального закона. Если же площадь не указана, точно определить ее, скорее всего, не удастся: границы гайд-парков, как правило, описываются в нормативных документах очень неопределенно.
В санкт-петербургском законе норма вообще не установлена. Предполагается, что определять ее будет правительство города для каждой площадки, но так, чтобы помещалось как минимум двести человек.
Небольшое послабление сделал в 2018 году Пленум Верховного суда. Он потребовал наказывать организаторов только если превышение произошло по их вине и угрожало общественной безопасности. Повлияло ли это на практику, еще предстоит изучить.
Обратите внимание
1. Мероприятия, на которых осуществляется торговля или возможны иные действия, связанные с получением прибыли, должны быть обеспечены полицейским, медицинским, противопожарным и иным сопровождением (осуществляется на договорной основе).
2. Уборка места проведения мероприятия и прилегающей территории, обслуживание мобильных туалетов — на основании уведомления Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы (осуществляется на договорной основе).
3. Администрация объекта проведения мероприятия:
- принимает распорядительный документ с указанием конкретных задач для всех служб объекта, участвующих в проведении мероприятия;
- не менее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия составляет акт готовности объекта;
- за сутки и за 4 часа до начала массового мероприятия совместно с представителями правоохранительных и противопожарных органов, органов исполнительной власти проводит обследование объекта, включая предприятия торговли и общественного питания;
- за 1,5 часа до начала мероприятия утверждает расстановку лиц, ответственных за определенные места, выставляет контрольно-распорядительную службу;
- информирует по окончании мероприятия должностных лиц, принимавших распоряжение о согласии на его проведение.
4. Проведение фейерверков.
Устроитель фейерверочного показа (только юридическое лицо) должен иметь:
- лицензию на право проведения фейерверочных показов, а также согласованную с ГУ МВД по г. Москве и Главным управлением МЧС России по г. Москве выкопировку схемы места проведения фейерверочного показа с обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны;
- специалистов, заключивших с ним трудовые договоры и соответствующих квалификационным требованиям по проведению фейерверочных показов;
- автотранспорт, пригодный для перевозки используемой пиротехнической продукции и оборудования;
- пусковое оборудование для проведения фейерверочных показов;
- технологическую документацию, регламентирующую безопасность выполняемых работ;
- разрешение на проведение фейерверка, выданное Департаментом региональной безопасности г. Москвы (запрос рассматривается не менее чем за 5 дней, разрешение выдается не менее чем за 4 дня до проведения фейерверка).
5. Ответственность организаторов
Административная или уголовная — в зависимости от деяния.
Что именно называется протестом?
Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать». Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику. Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).
Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».
Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.
Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации. С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.
С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.
«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.
Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.
Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.
Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.
Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.
При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.
Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Эта тема закрыта для публикации ответов.