Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Оглавление

Упрощенное производство в арбитражном процессе

Такой порядок по арбитражным делам (то есть по тем, где сторонами является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) уже давно, и довольно часто практикуется. В целом, процедура рассмотрения такая же, как и в гражданском судопроизводстве, но есть отличия:

  • цена иска по делу, которое рассматривается упрощенно, составляет не более 500000 рублей (если сторона – юридическое лицо) и 250000 рублей (для ИП). До 1 июня 2016 года были меньшие суммы – 300000 и 100000 рублей соответственно;
  • кроме обычных требований о взыскании, по АПК РФ упрощенно могут быть рассмотрены дела об оспаривании решений государственных органов, а также ненормативных правовых актов, если в них есть требования об уплате суммы, не превышающей 100000 рублей. Например, в арбитражном упрощенном порядке индивидуальный предприниматель вправе обжаловать решение налогового органа о доначислении налога на прибыль, штрафов и пени и т.д.;
  • о взыскании обязательных платежей (в основном, налогов и сборов) иски могут быть рассмотрены упрощенно, если суммы взыскания составляет от 100000 до 200000 рублей;
  • могут быть рассмотрены и дела об административных правонарушениях, если санкция в виде штрафа не превышает 100000 рублей (напомним, что по ГПК РФ такие дела рассматриваться сокращенно не могут);
  • кроме тех дел, по которым ответчиком обязательство признается, но не исполняется, в таком же порядке может быть требование, основанное на нотариальном протесте векселя в неплатеже;
  • не подлежат сокращенному судопроизводству иски, касающиеся оспаривания действий государственных органов, не связанных с начислением и взысканием каких-либо сумм. К примеру, оспаривание действий судебных приставов не подлежат рассмотрению в таком порядке;
  • не может быть упрощенного порядка по корпоративным спорам, по делам о защите интересов группы лиц или интеллектуальной собственности, по заявлениям о банкротстве;
  • подтверждающими наличие задолженности документами могут быть договора, акты сверки, банковские выписки и т.д. По налоговым искам – налоговая декларация, свидетельствующая о неуплате в установленный законом срок;
  • дела вне зависимости от суммы взыскания могут быть рассмотрены в таком производстве, если есть ясно выраженное согласие сторон (аналогично правилу, действующему в соответствии с ГПК РФ). Суд вправе предложить сторонам упрощенный порядок, отразив такое предложение в определении о принятии искового заявления или о подготовке к судебному заседанию, а стороны имеют право выразить согласие путем направления его на сайт арбитражного суда;
  • сроки для представления возражений, доказательств обоснования требований и сроки для предоставления сторонам и суду дополнительных доказательств такие же, как и в гражданском праве – 15 и 30 дней соответственно. Вместе с тем, в соответствии с ГПК РФ это календарные дни, а в арбитражном судопроизводстве – рабочие (то есть, за исключением выходных и праздничных);
  • в течение 3 дней на сайте арбитражного суда размещаются ходатайства, которые были поданы в период, установленный судом. Стороны вправе выразить свое мнение, направить его электронно по интернет-системе «Мой Арбитр». Определение по итогам рассмотрения ходатайства также размещается на сайте не позднее суток после вынесения. Таких требований ГПК РФ не содержит;
  • на официальном сайте арбитражного суда обязательно должны быть размещены не только резолютивные части решения, но и определение о принятии к производству, а также остальные процессуальные документы в полном перечне (не позднее 5 суток со дня поступления иска в суд). При этом заявление о вынесении полного мотивированного решения может быть подано в течение 5 суток со дня размещения резолютивной части на официальном сайте. АПК РФ не содержит нормы, в отличие от ГПК РФ, об обязательном направлении копии сторонам, достаточно размещения на сайте;
  • если на решение арбитражного суда подана апелляционная жалобы, она должна быть размещена вместе с возражениями в интернете;
  • решение арбитражного суда, вынесенное в порядке сокращенного судопроизводства, подлежит немедленному исполнению в день подписания резолютивной части. По гражданским делам такого правила нет, судебное решение приводится в исполнение после вступления в законную силу.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

Статья 294.1. Отмена решения суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, судом, принявшим решение.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных настоящего Кодекса.

Упрощенное производство в гражданском процессе

В соответствии с положениями ст. 232.2 ГПК РФ, в форме такого производства рассматриваются дела следующих категорий:

иски о взыскании денег, если сумма не превышает 100000 рублей, за исключением тех дел, которые подпадают под правила приказного производства. Так, в упрощенном производстве не могут быть рассмотрены требования о взыскании алиментов, коммунальных платежей, заработной плате и т.д.

иски об истребовании какого-либо имущества, если его цена не превышает 100000 рублей

Как считается сумма, которая не должна превышать 100000 рублей? При подсчете во внимание берется не только так называемое «тело» долга, но и проценты, штрафы и т.д. Если требований несколько, то производится подсчет общей суммы

К примеру, если иск предъявлен на сумму долга 99000 рублей, но истец требует взыскать еще и проценты в размере 17000 рублей, то дело будет рассматриваться в обычном порядке, поскольку цена иска (116000 рублей) превышает границу в 100000 рублей.

иски о признании права собственности, если цена требования не превышает 100000 рублей;

иски о взыскании по договорам или по таким обязательствам должника, которые им признаются, но по каким-то причинам реально не выплачиваются (вне зависимости от суммы). Например, когда подрядчик не выполнил условия договора с физическим лицом, ответил на претензию согласием и заверил в том, что вернет деньги позже. Нередко такое «позже» растягивается на года, должник ссылается на временные финансовые трудности и форс-мажорные обстоятельства. Чтобы не пропустить срок исковой давности, истец предъявляет иск о взыскании, предоставляя ту самую претензию и ответ на нее, дело рассматривается в сокращенном порядке.

Чаще всего такие обязательства, с которыми соглашается ответчик, возникают из договоров аренды, займа, оказания услуг и т.д. Подтверждением обоснованности взыскания и возникновения обязательства у ответчика могут быть следующие документы:

  • копии договоров;
  • акты выполненных работ;
  • квитанции об оплате;
  • дополнительные соглашения;
  • накладные и счета;
  • расписка;
  • акт о сверке счетов и т.д.

Могут быть такие варианты: об этом заявляет истец, а ответчик выражает согласие, или наоборот; суд вправе по своей инициативе предложит сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, но при обязательном письменном согласии и истца, и ответчика. Верховный суд РФ в своих разъяснениях уточнил, что отсутствие возражений не может считаться согласием, которое должно быть ясным и понятным, четко выраженным.

Уточним, что при наличии формальных оснований к сокращенному рассмотрению (то есть тех, которые указаны выше в четырех пунктах), согласия сторон не требуется.

Ходатайство составляется в свободной форме и подается вместе с иском:

В Чистореченский районный суд г. Липецка

Истец:
Прохоров К.В., проживающий в г. Липецке,
ул. Дневная, д. 12, кв. 5,
Тел. 892534343

По гражданскому делу о взыскании суммы
с ответчика Яковлева Е.С.

Ходатайство о рассмотрении дела
по упрощенному производству (образец)

20.08.2021 мною в адрес суда направлено исковое заявление о взыскании суммы долга в размере 76000 рублей (основной – 55000 рублей, проценты за пользование – 11000 рублей, расходы на представителя – 10000 рублей) с Яковлева Е.С.

Поскольку сумма взыскания не превышает 100000 рублей, предоставлена расписка с признанием долга в полном объеме от Яковлева Е.С., на основании ст.ст.232.1 -232.4 ГПК РФ,

ПРОШУ:

Рассмотреть гражданское дело по иску Прохорова К.В. к Яковлеву Е.С. о взыскании долга в размере 76000 рублей в порядке упрощенного судопроизводства.

Прохоров К.В., число, подпись.

Такое ходатайство может содержаться прямо в тексте искового заявления, это допустимо.

В практике возникали вопросы, можно ли рассматривать упрощенно иски об истребовании недвижимого имущества, ведь обычно цена иска в таких делах будет много превышать 100000 рублей. Верховный Суд РФ разъяснил, что проведение сокращенной процедуры по делам об истребовании недвижимости возможно с согласия сторон, вне зависимости от цены.

Как быть, если наряду с имущественными требованиями в иске содержатся требования неимущественного характера? Например, когда подается заявление о признании договора недействительным с одновременным взысканием убытков и возмещением морального вреда? В таких ситуациях суд вправе выделить неимущественные требования в отдельное производство. Если это сделать невозможно, упрощенный порядок по всем требованиям вместе допускается.

После получения ходатайства стороны или если суд по своей инициативе приходит к выводу о возможности сокращенного разбирательств, об этом указывается в определении о принятии к производству.

Основания для проведения упрощенного производства по делу

Сразу следует отметить, что КАС РФ не предусматривает наличия конкретного перечня дел, по которым может быть использован упрощенный порядок производства, следовательно, его применение возможно к любому делу при наличии одного из следующих условий: 

  1. Все участники процесса предоставили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Данное условие используется только тогда, когда участие лиц по делу не является обязательным, как, например, по делам об оспаривании решения органа власти, когда суд вправе признать обязательной явку представителя органа власти.
  2. Административный истец предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в упрощенном порядке, при этом ответчик не возражает.
  3. Цена иска по обязательным платежам и санкциям в общем размере составляет не более 20 000 рублей.
  4. Другие условия, предусмотренные нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Статья 291. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

1. Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) Всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) Ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) Указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) В иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, предусмотренные , настоящего Кодекса.

Обзор документа

Верховный Суд выпустил новые разъяснения по рассмотрению административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Указано, при каких условиях применяется данный порядок, как выносится определение. Отдельно рассмотрен вопрос о возможности упрощенного производства при неявке всех участников. Прописаны правила на случай, когда имеются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства. Затронут вопрос направления доказательств, документов и возражений одной стороной другой стороне. Разъяснен порядок отмены решения по административному делу, принятого в упрощенном порядке.

В частности, указано, что правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суд переходит к рассмотрению дела после вынесения определения и истечения 10-дневного срока для предоставления возражений. Отказ ответчика от получения копии определения не является препятствием к применению упрощенного порядка.

Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях. Однако это также не будет препятствовать упрощенному производству. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, то они могут выступать основанием для вынесения определения о рассмотрении дела по общим правилам.

Решение, принятое в порядке упрощенного производства, отменяется, если поступившие после принятия решения возражения относительно применения данного порядка подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам; подано заявление лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и об обязанностях которого принято решение; поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом существенными для рассмотрения и разрешения дела.

Определение суда об отмене решения, принятого в порядке упрощенного производства, и о возобновлении рассмотрения дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.

Ранее изданные разъяснения по этому вопросу не применяются.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

Комментарий к ст. 33 КАС РФ

  1. 1

    При рассмотрении административных дел отвод может быть заявлен не только судье, но и другим субъектам, а именно прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику. Для перечисленных субъектов действуют те же основания для отвода, которые установлены для судей (см. комментарий к ст. 31 КАС). Указанные субъекты относятся к разным группам субъектов административно-процессуальных правоотношений: прокурор включен в число лиц, участвующих в деле; эксперт, специалист и переводчик — это лица, содействующие осуществлению правосудия; секретарь суда — сотрудник суда. Почему именно данные лица выделены законом в качестве субъектов, которым может быть заявлен отвод? Такой подход законодателя обусловлен теми функциями, которые каждый из перечисленных субъектов выполняет в процессе судебного разбирательства. Тем, насколько они независимы от иных участников процесса, определяется возможность добросовестного выполнения ими своих функций.

    Прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Также прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС (ст. 39 КАС). При выполнении возложенных полномочий прокурор должен быть независим от других участников процесса, именно по этой причине он подлежит отводу при наличии обстоятельств, указанных в ст. 31 КАС.

    Эксперт, специалист и переводчик выполняют в судебном разбирательстве важные функции. На основании проведенного исследования эксперт подготавливает заключение, которое является доказательством по делу. Наличие заинтересованности эксперта может привести к необъективному отношению к предмету его деятельности. В итоге в основу судебного решения может быть положено недостоверное или даже сфальсифицированное заключение. Кстати, одними из оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу (п. 2 ч. 2 ст. 350 КАС). Консультация заинтересованного специалиста также может негативно отразиться на разрешенном деле.

    Секретарь судебного заседания:

    1) осуществляет направление судебных вызовов и извещений;

    2) проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, выясняет причины их неявки и докладывает об этом председательствующему в судебном заседании;

    3) обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами;

    4) ведет протокол судебного заседания;

    5) оформляет материалы административного дела;

    6) выполняет иные поручения председательствующего в судебном заседании (ст. 53 КАС).

    Значимость перечисленных полномочий, возложенных законом на секретаря судебного заседания, также подчеркивает необходимость отсутствия его заинтересованности в исходе дела.

  2. 2

    Применительно к эксперту и специалисту установлены дополнительные основания для отвода: они не могут участвовать в рассмотрении административного дела, если они находились либо находятся в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, и их представителей. Наличие такой зависимости (как в настоящем, так и в прошлом) может оказать отрицательное воздействие на объективность выводов.

  3. 3

    Законом установлено определенное исключение: участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении судом данного административного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода. Данный подход законодателя обоснован тем, что перечисленные субъекты выполняют свои профессиональные и должностные обязанности как в предыдущем, так и в настоящем судебном заседании.

Комментарий к ст. 33 КАС РФ

1. При рассмотрении административных дел отвод может быть заявлен не только судье, но и другим субъектам, а именно прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику. Для перечисленных субъектов действуют те же основания для отвода, которые установлены для судей (см. комментарий к ст. 31 КАС). Указанные субъекты относятся к разным группам субъектов административно-процессуальных правоотношений: прокурор включен в число лиц, участвующих в деле; эксперт, специалист и переводчик — это лица, содействующие осуществлению правосудия; секретарь суда — сотрудник суда. Почему именно данные лица выделены законом в качестве субъектов, которым может быть заявлен отвод? Такой подход законодателя обусловлен теми функциями, которые каждый из перечисленных субъектов выполняет в процессе судебного разбирательства. Тем, насколько они независимы от иных участников процесса, определяется возможность добросовестного выполнения ими своих функций.

Прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Также прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС (ст. 39 КАС). При выполнении возложенных полномочий прокурор должен быть независим от других участников процесса, именно по этой причине он подлежит отводу при наличии обстоятельств, указанных в ст. 31 КАС.

Эксперт, специалист и переводчик выполняют в судебном разбирательстве важные функции. На основании проведенного исследования эксперт подготавливает заключение, которое является доказательством по делу. Наличие заинтересованности эксперта может привести к необъективному отношению к предмету его деятельности. В итоге в основу судебного решения может быть положено недостоверное или даже сфальсифицированное заключение. Кстати, одними из оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу (п. 2 ч. 2 ст. 350 КАС). Консультация заинтересованного специалиста также может негативно отразиться на разрешенном деле.

Секретарь судебного заседания:

1) осуществляет направление судебных вызовов и извещений;

2) проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, выясняет причины их неявки и докладывает об этом председательствующему в судебном заседании;

3) обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами;

4) ведет протокол судебного заседания;

5) оформляет материалы административного дела;

6) выполняет иные поручения председательствующего в судебном заседании (ст. 53 КАС).

Значимость перечисленных полномочий, возложенных законом на секретаря судебного заседания, также подчеркивает необходимость отсутствия его заинтересованности в исходе дела.

2. Применительно к эксперту и специалисту установлены дополнительные основания для отвода: они не могут участвовать в рассмотрении административного дела, если они находились либо находятся в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, и их представителей. Наличие такой зависимости (как в настоящем, так и в прошлом) может оказать отрицательное воздействие на объективность выводов.

3. Законом установлено определенное исключение: участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении судом данного административного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода. Данный подход законодателя обоснован тем, что перечисленные субъекты выполняют свои профессиональные и должностные обязанности как в предыдущем, так и в настоящем судебном заседании.

〈 Предыдущая
 
 Следующая 〉

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Упрощенное производство по административным делам — основания

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Решение суда по административному делу, принятом в порядке упрощенного судопроизводства

Решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, должно соответствовать всем требованиям, предъявленным к данном акту. Оно не оглашается устно лицам, участвующим в деле, а направляется им не позднее следующего дня после его вынесения. Как и решение, принятое в обычном порядке, судебный акт, вынесенный по результатам упрощенного производства, должен содержать – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть. В случае удовлетворения требований истца в решении суда обязательно должны быть изложены конкретные действия ответчика, которые он должен предпринять, например, отменить нормативно-правовой акт или решение и другое. Также в решении могут содержаться конкретные указания на порядок и предельный срок исполнения этих указаний. Судебное решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, вступает в силу в более короткие сроки – через 15 дней, следовательно, и срок апелляционного обжалования сокращен – он также составляет 15 дней с момента получения решения истцом, ответчиком или иным лицом, заинтересованным в деле. Обжалование решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, проходит по общим правилам. В случае возникновения у сторон дела вопросов, связанных с исполнением вынесенного решения, внесения в него исправлений (арифметических ошибок или описок), по разрешению одного из требований истца (о возмещение судебных расходов и т.д.) в суд необходимо подать соответствующее заявление либо требование о вынесении дополнительного решения по поставленному вопросу. Отметим, что вопросы по поводу законности вынесенного решения могут решаться только в порядке обжалования.

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об
административных правонарушениях
— особый вид процессуальной
деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной
группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство
по делам об административных правонарушениях является составной частью
административного процесса.

Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— 
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех
обстоятельств каждого дела;

— 
разрешение его в соответствии с законом;

— 
обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— 
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений.

Система принципов производства по
делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных
положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном
и ином законодательстве.

Система принципов:

— 
принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками
административных правоотношений);

— 
обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо,
привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях
производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения
обстоятельств, смягчающих ответственность);

— 
гласность производства по делам об административных правонарушениях
(производство по делам об административных правонарушениях осуществляется
гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к
разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы
обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных
правонарушениях);

— 
принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все
обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие
ответственность обстоятельства и др.);

— 
принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения
административных наказаний и др.);

— 
принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело
(независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— 
принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях
рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности);

— 
принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства и от его имени);

— 
принцип состязательности (участники производства по делам об
административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— 
принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства,
приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и
пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст.
24.5 КоАП РФ):

— 
отсутствие события административного правонарушения;

— 
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе
недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;

— 
невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);

— 
действия лица в состоянии крайней необходимости;

— 
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;

— 
отмена закона, установившего административную ответственность;

— 
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности;

— 
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, постановления о назначении административного
наказания либо о прекращении производства по делу об административном
правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— 
смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.

Предыдущая

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.