Административный процесс

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Убеждение и принуждение в государственном управлении

Убеждение — это главный метод деятельности органов исполнительной власти. Сущностью этого метода является использование должностными лицами органов исполнительной власти различных средств воспитания, разъяснения, пропаганды для формирования необходимого поведения управляемого (подвластного).

Принуждение — вспомогательный метод деятельности. Оно используется тогда, когда средства убеждения оказываются неэффективными, т.е. когда нарушаются требования правовых предписаний, установленных в сфере государственного управления.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия для обеспечения правопорядка.

В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Они выполняют карательную функцию. Административнопринудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения и пресечения.

Для административного принуждения характерно следующее:

  • возможно внесудебное применение принудительных мер;
  • эти меры применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении у полномочных органов исполнительной власти;
  • они применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющих ведомственных границ (например, правила дорожного движения, требования промышленной безопасности);
  • эти меры применяются уполномоченными органами исполнительной власти и судами (судьями).

По целевому назначению они могут быть разделены на три группы.

  1. административно-предупредительные меры;
  2. административно-пресекательные меры;
  3. административные наказания.

Административного-предупредителъныемеры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также предотвращения иных опасных для жизнедеятельности общества явлений (надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; реквизиция имущества и др.).

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий (применение оружия, специальных средств; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими угрозу для окружающих; непосредственное физическое воздействие и др.).

Административные наказания применяются в случаях совершения административного правонарушения. В статье 3.1. КоАП РФ административное наказание определяется как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Административные наказания применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Законодатель правильно отказался от прежнего термина «административное взыскание», так как новая терминология точнее отражает его сущность и согласуется с определением другой меры государственного принуждения — уголовным наказанием.

В КоАП РФ установлены общие правила, которыми должны руководствоваться суд, орган, должностное лицо при назначении административного наказания. Соблюдение этих правил предполагает при назначении наказания учитывать:

  • возраст, по достижении которого наступает административная ответственность;
  • применение основных и дополнительных административных наказаний;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Новый КоАП РФ изменил систему административных наказаний.

Из нее исключены исправительные работы. В то же время появились новые виды наказаний — дисквалификация и административное приостановление деятельности.

В соответствие со ст. 3.2 Кодекса за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

показать содержание

9.3. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Субъекты производства по делу об
административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их
процессуальной роли.

Компетентные органы и
должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять
правовые документы, определять движение и судьбу дела:

— 
административные комиссии при местных администрациях районов, городов,
поселков;

— 
администрации районов, городов, поселков, сел;

— 
районные (городские), районные в городах комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;

— 
судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных
судов);

— 
органы внутренних дел (милиция);

— 
органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции
(прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые
органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.).

Субъекты, имеющие личный
интерес в деле:

— 
лицо, привлекаемое к административной ответственности;

— 
потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным
правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

— 
законные представители обеих сторон (родители, усыновители, опекуны,
попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное
органом юридического лица).

Лица и органы, содействующие
осуществлению производства:

— 
свидетели (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела,
подлежащие установлению);

— 
эксперты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо,
обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле,
достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);

— 
переводчики (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее
лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или
глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу
об административном правонарушении);

— 
специалисты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее
лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в
обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении
технических средств);

— 
понятые.

Правовое
положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном
правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

Предыдущая

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях

К участникам производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ отнесены следующие субъекты: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического или юридического лица, защитник, представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор (ст. 25.1). Указанные лица наделены определенными правами, и на них возложены соответствующие обязанности.

Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.1).

В целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, КоАП РФ предусмотрено положение об обязательном его участии при рассмотрении дела. В отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено в случае, если это лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В то же время орган (должностное лицо) может признать обязательным присутствие такого лица при рассмотрении его дела. Обязательным является присутствие данного лица, если правонарушение, совершенное им, влечет наложение административного ареста или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (полиции).

Литература

  1. Бахрах Д.Н., Татарин В.Г. Административное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009.
  2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009.
  3. Административно-процессуальное право Германии: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении административных решений / Пер. с нем. . М.: Волтерс Клувер, 2007.
  4. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010.
  5. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2007.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 7-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008.
  7. Балашов А.Н. Участие сторон в гражданском судопроизводстве (проблемы теории и практики): Учебно-практическое пособие / Под ред. Н.В. Кузнецова. М., 2008.
  8. Блажеев В.В. Административное судопроизводство: перспективы и пути развития // Актуальные проблемы административного судопроизводства: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 28 ноября 2014 г.): Сб. статей / Отв. ред. Ю.П. Соловей. Омск: Омская юридическая академия, 2015. С. 43 — 52.
  9. Боннер А.Т. Неисковые производства в гражданском процессе: Учебное пособие. М., 2011.
  10. Боннер А.Т. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1966.
  11. Бутнев В.В. Правовой спор и виды гражданского судопроизводства // Новеллы гражданского процессуального права: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию М.С. Шакарян. М., 2004.
  12. Викут М.А. Стороны — основные лица искового производства. Саратов, 1968.
  13. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Статут, 2014.
  14. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2014.
  15. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В.И. Нечаева // СПС «КонсультантПлюс».
  16. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008.
  17. Курс советского гражданского процессуального права. Теоретические основы правосудия по гражданским делам. М., 1981. Т. 1.
  18. Майле А.Д. Особенности административно-правовой защиты прав граждан в ФРГ // Актуальные проблемы административного судопроизводства: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 28 ноября 2014 г.): Сб. статей / Отв. ред. Ю.П. Соловей. Омск: Омская юридическая академия, 2015. С. 126 — 131.
  19. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. М.: РАП, 2010.
  20. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012.
  21. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
  22. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юридическая литература, 1991.
  23. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы административного процесса // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина. М.: Юристъ, 2004.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются органами местного самоуправления районов и городов. В их компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ («Неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»); по ст. 5.36 КоАП РФ («Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»); по ст. 20.22 КоАП РФ («Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах») и др.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ («Безбилетный проезд»), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав только в том случае, если орган или должностное лицо передают их в комиссию.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Федеральным законом от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти комиссии образуются органами местного самоуправления. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего комиссии — с учетом личности и поведения подростков, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка — могут применить следующие меры воздействия:

  • объявить предупреждение;
  • обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;
  • возложить на несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб при наличии у него соответствующих трудовых навыков;
  • передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);
  • обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельного распоряжения своим заработком или иным доходом;
  • с согласия родителей (законных представителей) и несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, реабилитационные учреждения различных типов и видов;
  • ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает на закрытом заседании. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания. Несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, до рассмотрения дела (для обеспечения явки на заседание комиссии) может быть отдан под надзор администрации этого учреждения.

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об
административных правонарушениях
— особый вид процессуальной
деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной
группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство
по делам об административных правонарушениях является составной частью
административного процесса.

Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— 
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех
обстоятельств каждого дела;

— 
разрешение его в соответствии с законом;

— 
обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— 
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений.

Система принципов производства по
делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных
положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном
и ином законодательстве.

Система принципов:

— 
принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками
административных правоотношений);

— 
обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо,
привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях
производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения
обстоятельств, смягчающих ответственность);

— 
гласность производства по делам об административных правонарушениях
(производство по делам об административных правонарушениях осуществляется
гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к
разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы
обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных
правонарушениях);

— 
принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все
обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие
ответственность обстоятельства и др.);

— 
принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения
административных наказаний и др.);

— 
принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело
(независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— 
принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях
рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности);

— 
принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства и от его имени);

— 
принцип состязательности (участники производства по делам об
административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— 
принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства,
приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и
пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст.
24.5 КоАП РФ):

— 
отсутствие события административного правонарушения;

— 
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе
недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;

— 
невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);

— 
действия лица в состоянии крайней необходимости;

— 
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;

— 
отмена закона, установившего административную ответственность;

— 
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности;

— 
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, постановления о назначении административного
наказания либо о прекращении производства по делу об административном
правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— 
смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.

Предыдущая

Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях

Законными представителями физического лица являются лица, правомочные выступать в интересах несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического состояния, являясь дееспособными, не могут реализовать свои права и обязанности. Законными представителями несовершеннолетних выступают их родители, усыновители, а в определенных случаях — их опекуны или попечители. Их полномочия в указанном качестве удостоверяются соответствующим документом — паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об установлении усыновления, опеки или попечительства.

Права и обязанности указанных лиц ничем не отличаются от прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении юридического лица ведется производство по делу или если оно является потерпевшим. Законными представителями могут выступать руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может быть привлечен защитник, а для оказания аналогичной помощи потерпевшему — представитель (им может быть адвокат или иное лицо). Полномочия адвоката подтверждаются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания лица в связи с совершенным административным правонарушением.

Защитник и представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и т.д.

Комментарии к статье 25.4 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Представители юридического лица: законные представители и представители по доверенности

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 года сордержатся следующие разъяснения (извлечение):

Может ли о составлении протокола быть извещен руководитель филиала, представительства вместо руководителя юридического лица? … (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 8. Можно ли признать надлежащим извещением законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещение, направленное в адрес руководителя филиала или представительства юридического лица при условии, что правонарушение связано с деятельностью филиала или представительства? Может ли руководитель филиала или представительства юридического лица участвовать в составлении протокола об административном правонарушении?

Ответ: …Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

…Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

…Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица».

Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства

В сентябре 2015 года началось введение в действие Кодекса административного судопроизводства. Полностью введение административного процесса завершено в 2017 году. В соответствии с данным кодексом (КАС РФ), видами административного процесса являются:

  • оспаривание нормативных актов;
  • работа Дисциплинарной коллегии судей;
  • защита избирательных прав;
  • споры о стоимости недвижимости по кадастру;
  • споры о компенсациях за нарушение прав в судах;
  • споры о деятельности общественных и религиозных организаций, политических партий;
  • споры о депортации иностранцев;
  • вопросы административного надзора;
  • вопросы принудительной госпитализации и психиатрического освидетельствования;
  • принудительное лечение от туберкулеза;
  • взыскания платежей, установленных законом.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.