Статья 12 тк рф. действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Алан-э-Дейл       24.04.2022 г.

Когда не требуется согласовывать с работником передачу данных о нем?

Существуют ситуации, когда персональные сведения о работнике передаются третьим лицам вне зависимости от того, есть его согласие на это или нет. Это делается по запросам:

  • судебного пристава-исполнителя (п. 2 ст. 64 и п. 10 ст. 65 закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 закона РФ «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ);
  • негосударственного пенсионного фонда (ст. 15 закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ);
  • ПФР (ст. 9 и 11 закона РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • полиции (п. 4 ст. 13 закона РФ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ);
  • прокуратуры (п. 2.1 ст. 4 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1);
  • банка России (п. 3 ст. 32 закона РФ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»);
  • государственных органов, отвечающих за профилактику коррупции (ст. 4 закона РФ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ).

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ТК РФ

Согласно комментируемой статье лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Следовательно, в каждой организации необходимо принять положение о конфиденциальности персональных данных.

Работодатель вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ (ст 88 ТК РФ).

Несчастный случай на производстве обязывает работодателя: при необходимости доставить пострадавшего в медицинскую организацию; немедленно проинформировать органы и организации, указанные в ТК (см. ст. 228), других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ; родственников пострадавшего при тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом (ст. 228 ТК).

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

ТК ТС. Для ее расчета может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов). Соответственно, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Комментарий к Ст. 3 ТК РФ

1. Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права, закрепленных, в частности, в Конвенции МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

2. О запрещении дискриминации в сфере труда свидетельствует и конституционная норма, устанавливающая равные права и свободы человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ) в реализации трудовых прав сторон трудового договора на всех этапах действия соглашения о труде.

3. Закрепляя равенство всех граждан в реализации трудовых прав, ТК устанавливает запрет на возможность ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Исключена возможность неравенства граждан в сфере труда в зависимости от наличия или отсутствия любых обстоятельств, поскольку перечень таких обстоятельств, указанных в ст. 3 ТК, не является исчерпывающим.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

4. Установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников возможно только в том случае, если свойственные данному виду труда требования, во-первых, установлены федеральными законами либо, во-вторых, обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (см. комментарий к разд. XII ТК).

5. Дискриминация в сфере труда может быть обжалована в судебном порядке (см. комментарий к гл. 60 ТК).

Ответственность

Статья 81 Трудового кодекса предполагает следующие случаи, когда договор обоснованно расторгается по инициативе руководства:

  1. Если предприятие ликвидировано или завершается ИП деятельность.
  2. Когда возникла необходимость штатного сокращения или снижения количества персонала ИП либо предприятия.
  3. Когда работник не соответствует той должности, которую он занимает, или недостаточно квалифицирован.
  4. Если меняется собственник организации.
  5. При многократном беспричинном неисполнении обязанностей при наличии дисциплинарных взысканий.
  6. Если сотрудник допустил грубое нарушение должностных обязанностей вроде прогула, пьяного состояния, разглашения тайны, хищения, либо нарушил требования трудохраны.
  7. Когда персонал, занимающийся ценностями либо деньгами, совершил действия, вызвавшие утрату доверия руководства.
  8. При трудоустройстве по подложным документам.

Также в статье 81 Трудового кодекса прописана ответственность работодателя и обстоятельства, при которых надлежит уволить сотрудника.

К примеру, увольнение вследствие ликвидации или штатном сокращении применимо, когда человека нельзя перевести на вакантное место, либо на должность с соответствующей квалификацией.

Руководство обязано предложить любые альтернативные вакансии, даже в нижестоящем статусе или с меньшей оплатой.

Другой комментарий к статье 349.3 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья дополнила ТК РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников».

Следует обратить внимание, что действие данной статьи распространяется только на ограниченную категорию работников:
— руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;
— руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий. Обобщая, можно сказать, что указанные работники занимают руководящие должности в государственных или муниципальных компаниях, учреждениях и т.п

Обобщая, можно сказать, что указанные работники занимают руководящие должности в государственных или муниципальных компаниях, учреждениях и т.п.

Общие гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора, перечислены в главе 27 ТК РФ.

Статьей 181 ТК РФ, положения которой распространяются и в отношении обозначенных выше категорий работников, предусмотрены гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации. В частности, установлено, что в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника.

Аналогичная гарантия установлена ст.279 ТК РФ в отношении руководителя организации в случае прекращения трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Комментируемая статья ограничивает размер совокупных выплат при расторжении трудового договора с рассматриваемой в данной статье категорией работников по любым основаниям, предусмотренным ТК РФ, величиной трехкратного среднемесячного заработка.

Данный совокупный размер включает в себя:
— выходные пособия;
— компенсации, предусмотренные ст.181 и ст.279 ТК РФ;
— выходные пособия, предусмотренные трудовым договором или коллективным договором в соответствии с ч.4 ст.178 ТК РФ;
— иные выплаты в любой форме.

Таким образом, суммарная величина перечисленных выплат не может превышать трехкратного среднемесячного заработка уволенного работника.

Часть 5 комментируемой статьи содержит перечень выплат, которые не учитываются при расчете такой суммарной величины и выплачиваются работнику в любом случае при расторжении трудового договора.

Положения комментируемой статьи направлены, в первую очередь, на ограничение внесения в ЛНА и коллективные договоры положений, устанавливающих для руководящих должностей размер компенсаций, значительно превышающий общепринятый.

Следует обратить внимание, что условия заключенных до 13 апреля 2014 года трудовых договоров с работниками, на которых распространяется действие комментируемой статьи, прекращают действие со дня вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 56-ФЗ (т.е. с 13 апреля 2014 года) в части, противоречащей требованиям, установленным ст.181.1 ТК РФ и ч.ч.2-5 комментируемой статьи

Спрашиваем и отвечаем по статье 3 ТК РФ

Какова цель принятия статьи 3 ТК?

Она прописывает необходимость ориентироваться на деловые качества сотрудника, а не на его личные физические особенности и убеждения религиозного и иного плана. Таким образом Трудовой кодекс гарантирует россиянам возможность получать работу на основе своих профессиональных качеств.

В статье 3 ТК дан полный или расширенный перечень запретов на дискриминацию?

Этот перечень является открытым. После обширного перечисления случаев с запретом дискриминации в статье указываются иные обстоятельства, не связанные с профессиональными качествами сотрудников. Юридически это означает, что любой мотив личного характера – за исключением случаев, особо отмеченных в тексте статьи – нарушает права сотрудника на его оценку работодателем по деловым качествам.

Если гражданину РФ отказывают в трудоустройстве из-за отсутствия у него регистрации, то является ли это дискриминацией?

Да, является. Отсутствие регистрации не может служить поводом для отказа в приёме на работу. Это нарушает не только положения статьи 3 ТК, но и статью 19 Конституции РФ.

Как статья 3 ТК действует в области приёма на работу?

Помимо запрета дискриминационных практик в ходе самого процесса трудоустройства, эта статья отсекает публичные вакансии с требованиями дискриминационного характера. При публикации такого рода вакансий может быть применена статья 13.11.1. КоАП РФ, предусматривающая штрафы для отдельных граждан, а также должностных и юридических лиц от 500 до 15 000 рублей.

Куда следует обращаться гражданам, подвергшимся дискриминации в области трудовых отношений?

Ранее статья 3 ТК предусматривала возможность обращения по этому поводу в трудовую инспекцию, но её последняя редакция указывает, что гражданин может сразу подавать заявление в суд. Практика по данным спорам показывает, что суды часто встают на сторону заявителя, присуждая ему компенсацию за ущерб материального и морального характера.

На какие сведения медицинского характера запрет не распространяется?

Несмотря на прямой запрет о сборе сведений медицинского характера, ст. 88 ТК РФ делает оговорку в отношении тех данных, которые значимы с точки зрения отбора кандидатов на конкретную должность или работу в определенных условиях. Это относится:

  • к педагогам (ст. 331 ТК РФ);
  • работникам служб авиационной безопасности (подп. 2 п. 4 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ);
  • морякам торгового флота (п. 2 ст. 55 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81);
  • работникам объектов атомной энергетики (ст. 27 закона РФ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ);
  • персоналу объектов топливно-энергетического комплекса (подп. 2 п. 1 ст. 10 закона РФ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011 № 256-ФЗ);
  • муниципальным служащим (подп. 4 п. 1 ст. 13 закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации»от 02.03.2007 № 25-ФЗ);
  • государственным служащим (подп. 4 п. 1 ст. 16 закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • лицам, направляемым на работу в местности, требующие наличия профилактических прививок (п. 2 ст. 5 закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 № 157-ФЗ);
  • людям, имеющим дело с источниками повышенной опасности (ст. 6 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1);
  • работникам прокуратуры (п. 2 ст. 40.1 закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1);
  • сотрудникам органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (подп. 5 п. 1 ст. 14 и п. 4 ст. 97 закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ);
  • лицам, связанным с обеспечением транспортной безопасности (подп. 2 п. 1 ст. 10 закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • лицам, имеющим дело с пищевыми продуктами (п. 2 ст. 23 закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ);
  • работникам ведомственной охраны (ст. 6 закона РФ «О ведомственной охране» от 14.04.1999 № 77-ФЗ);
  • лицам, работающим с химическим оружием (ст. 2 закона РФ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).

Поскольку человек может скрыть нежелательную для него информацию о наличии медицинских противопоказаний, препятствующих трудоустройству на соответствующую работу (должность), работодателю предоставляется возможность получить такие сведения из других источников. Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы

К смежным с трудовым правом отраслям российского права можно отнести, в первую очередь, гражданское право, административное право и право социального обеспечения, но определенные «точки соприкосновения» трудовое право имеет и с некоторыми иными отраслями права.

Основные положения, относящиеся к предмету, методу и функциям трудового права, рассмотренные выше, позволяют отграничить отрасль трудового права от других, смежных отраслей, которые имеют схожие предмет и метод правового регулирования. Так, например, схожими являются трудовые и некоторые гражданско-правовые отношения, отграничение которых имеет большое значение на практике в силу правовых последствий. Те и другие отношения связаны с трудом. Однако, если для трудового права важен весь процесс труда, то для гражданского права – лишь результат труда (например, результат, передаваемый от подрядчика к заказчику по акту приема-передачи).

В гражданско-правовых отношениях, как и в трудовых, человек получает вознаграждение за свой труд, но трудовым законодательством установлен минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Отличием является и подчинение лица, работающего по трудовому договору, ПВТР.

Работник имеет право на социальные гарантии, которые на исполнителя по гражданско-правовому договору не распространяются.

Трудовое право «пересекается» с административным правом по вопросам регулировании труда государственных служащих. По ст. 11 ТК РФ на госслужащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной службе, таким образом, труд этой категории работников регулируется во многом нормами административного права, но с учетом основных принципов и положений трудового права. Ряд вопросов, связанных с трудом на госслужбе регулируются нормами трудового права по причине отсутствия регулирования специальным законодательством.

Административным правом устанавливается и ответственность за некоторые нарушения в сфере труда, например, нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ), нарушение норм охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и т.д.

При упоминании об ответственности можно подчеркнуть и связь с уголовным правом – некоторые наиболее тяжкие правонарушения в сфере труда влекут уголовную ответственность (статьи 143, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Трудовое право соприкасается с гражданским процессуальным правом по поводу рассмотрения трудовых споров в суде. Правила рассмотрения таких споров установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ). Вместе с тем, для рассмотрения трудовых споров установлены отдельные специфические правила о порядке и сроках рассмотрения дел, возможности использования примирительных процедур, наличия комиссий по трудовым спорам и т.д.

В значительной степени трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения, которое до недавнего времени было его частью. Если трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателем и работником, то право социального обеспечения – правоотношения, возникающие по вопросам социальной защиты граждан, состоявших в трудовых отношениях, а также никогда не работавших граждан (в том числе по причине инвалидности, болезни).

Правоотношения по социальному обеспечению могут возникать либо после трудовых отношений (выход на пенсию), либо предшествовать им (получение социальных пособий детьми), либо сопутствовать им (получение пенсий и мер социальной поддержки работающими пенсионерами). Размер пенсионного обеспечения зависит от страхового стажа работника. Характер и условия труда влияют на уровень пенсионного обеспечения. Однако, эти две отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования. Если в праве социального обеспечения основной метод – централизованное регулирование, то в трудовом праве он сочетается с договорным методом.

Нельзя не упомянуть и конституционное право, которым устанавливаются исходные положения для всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. Именно на уровне Конституции РФ закреплены основные права и свободы в сфере труда.

показать содержание

Основные принципы

Являясь базовым актом, разъясняющим и конкретизирующим поведение в сфере общественных
трудовых отношений,
статья 2 Кодекса устанавливает основные нормативные положения-принципы,
на которых формируются основные права граждан в данной сфере, и строится их защита в
трудовых отношениях в Российской Федерации:

Свобода труда и право добровольно выбирать интересующую работника трудовую сферу по его
способностям, профессиональному интересу и сфере деятельности;

Запрет на принуждение к труду и на дискриминационную трудовую политику;
Гарантии защиты, в том числе и государственные, от безработицы и проведение политики
обеспечения трудоустройства граждан;
Обязательная защита прав работников, включая гарантирование справедливых условий оплаты
работы, социальных прав, связанных с трудом (требования безопасности места труда, режима
работы и отдыха
, выходных и праздников, отпусков);
Предоставление работникам равных прав и возможностей, в том числе при продвижении по работе
(далее этот раскрывается – в расчет принимается способности, квалификации и стаж, а также
профессиональное обучение и повышение квалификации);
Гарантированное получение полной зарплаты в установленный срок не ниже закрепленного ФЗ
минимума по оплате труда

Особенно важно, что она должна обеспечить достойное проживание
человеку и его семье;
Предоставление работникам и работодателям права на ассоциации и профессиональные союзы,
которые будут обеспечивать защиту их интересов и соблюдение их прав;
Право коллективного управления – то есть участия работников в формировании управленческой
политики предприятием в формах, разрешенных по законодательству;
Гарантия гражданско-правового (договорного) и государственного участия в регулировании
общественных отношений, связанных с трудовой деятельностью;
Регулирование договорных отношений на совместной основе работодателями и работниками
(включая их объединения);

Гарантирование компенсации работнику за вред, полученный в ходе выполнения работ, предусмотренных договором;
Гарантии государства в лице его органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и
выполнением своих обязанностей работодателями и работниками;
Гарантирование защиты (включая судебную) участникам трудовых отношений со стороны
государства;
Право разрешения индивидуального и коллективного спора в трудовых отношениях, в том числе
через возможность забастовок, организуемых согласно положениям Кодекса и других актов
федерального законодательства;
Pacta sunt servanda – принцип добросовестного выполнения взятых на себя по договору
обязательств, включая право требования выполнения таковых обязательств и норм трудового
права
;
Для работодателя: требования от работников внимательного отношения к принадлежащему
работодателю используемого в процессе труда имущества;
Предоставление профсоюзным деятелям возможности контролировать добросовестное соблюдение
работодателем трудового законодательства по отношению к работающим;
Социальные гарантии трудящимся в период их трудовой деятельности,
включая право на защиту их
чести и достоинства;
Государственные гарантии социального страхования работников

Первые два принципа относятся к так называемым свободам и правам человека. Их суть более подробно
раскрывается в следующих статьях (3 и 4 соответственно) раздела общих положений.

Цели, задачи и функции трудового права

Цели трудового права совпадают с целями трудового законодательства, зафиксированными в ст. 1 ТК РФ:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового права являются:

  1. создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;
  2. правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права – это «основные направления правового воздействия данной отрасли на регулируемые общественные отношения, отражающие не только настоящее, но и будущее трудового права, реализация которых призвана достичь цели и обеспечить решение задач в сфере наемного труда, стоящих перед государством и перед трудовым правом».

Система функций трудового права включает в себя функции, свойственные праву в целом, так называемые общеправовые функции, и собственные или отраслевые. Регулятивная и охранительная функции, являясь общеправовыми функциями, обусловлены социальным назначением трудового права и необходимостью охраны общественных отношений, являющихся предметом трудового права как самостоятельной отрасли.

Регулятивная функция устанавливает позитивные правила поведения, обеспечивает правовые стимулы, льготы, поощрения, гарантии, преимущества, что способствует удовлетворению интересов как работников, так и работодателей.

Охранительная функция реализуется путем правовых ограничений, обязанностей, запретов, наказаний, целью которых является охрана общественных отношений в сфере труда. Эта функция вторична по отношению к регулятивной функции, производна от нее и призвана ее обеспечивать. Охрана и защита трудовых прав необходима тогда, когда нарушаются права работников или работодателей.

Отраслевые функции трудового права определяются его социальным назначением. Одной из основных функций трудового права является экономическая. Цели экономической функции – стабильное развитие рынка труда, оформление легальных трудовых отношений, повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий производства, создание конкурентоспособного производства, повышение материального благосостояния работников.

Основная цель социальной функции трудового права – обеспечение работнику реализации его социальных прав (на отдых, охрану труда, на нормирование труда и гарантированную государством минимальную оплату труда, на защиту от безработицы и т.д.) Социальная функция является одной из важнейших в трудовом праве, так как обеспечивает гражданам социальные права, закрепленные в Конституции РФ. Особую роль играет данная функция в обеспечении трудовых прав отдельных категорий граждан, таких как женщины, подростки, лица с ограниченной трудоспособностью, лица с семейными обязанностями. Социальная функция реализуется через предоставление льгот, прав, дополнительных гарантий работникам, которые трудятся в опасных и вредных условиях, в районах Крайнего Севера, при работе в условиях ненормированного рабочего дня. Значимость этой функции подтверждается таким относительно новым понятием в трудовой сфере как «социальный пакет», представляющим собой набор социальных благ за счет средств работодателя.

Защитная функция трудового права выражается в защите прав работника и работодателя. Условно нормы трудового права, выполняющие защитную функцию, можно разделить на две группы. К первой могут быть отнесены нормы, которые осуществляют защиту работника от произвола работодателя путем запретов и ограничений, к их числу относятся:

  • запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора;
  • запрет направления в служебные командировки, запрет работы в ночное время для отдельных категорий работников;
  • запрет привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.

Во вторую группу входят нормы, регулирующие защиту уже нарушенных трудовых прав и свобод. Наиболее действенной является норма ст. 8 ТК РФ, запрещающая ухудшать нормами локальных нормативных актов положение работников по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством.

Судебная практика

Граждане достаточно часто обращаются в суд по вопросу несправедливого сокращения работодателем с использованием 81 статьи. Причём суды достаточно часто удовлетворяют требования истцов.

В результате несправедливо уволенных восстанавливают в должности или выплачивают выходное пособие. Но только в рамках законодательства.

Практика показывает, что при законных действиях руководства при увольнении по 81 статье судебное решение выносится в пользу руководства компании. То есть надеяться на возвращение в должность или материальную компенсацию при отсутствии обоснований бессмысленно.

Структура ст. 354 ТК

В её начале говорится, что федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из:

  • федерального органа исполнительной власти, ответственного за госконтроль (надзор) в плане соблюдения трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право;
  • его территориальных органов (госинспекций труда).

Подчёркнуто, что руководством данной инспекции занимается глава федерального органа исполнительной власти, ответственного за федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, – главный госинспектор труда РФ. Его назначением и освобождением от должности занимается Правительство.

Рассмотренная статья определяет, какая именно ключевая госструктура надзирает за корректностью взаимодействий между участниками трудовых отношений в масштабах всей страны. Более подробно нюансы её функционирования рассмотрены в профильном законодательстве.

Заключение

Итак, 81 статья Трудового кодекса регламентирует:

  • в каких ситуациях работник может попасть под увольнение не по собственному желанию, а по воле работодателя;
  • при каких условиях и на каком основании допускается законное увольнение сотрудника;
  • какие предварительные действия обязано предпринять руководство перед увольнением (предложить аналогичную должность, заранее уведомить сотрудника, выплачивать пособие по сокращению и пр.).

Законы пишутся людьми, но соблюдают и нарушают их тоже люди, потому ошибки не исключены. Для восстановления справедливости нужно обращаться в суд.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.