Новая редакция трудового кодекса рф: обзор изменений

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Виды трудовых отношений

Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

  • трудовые отношения по основному месту работы;
  • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • трудовые отношения на государственной службе;
  • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

Рассматривая механизмы воплощения базисных конституционных принципов в трудовом законодательстве России, а также проблем соответствия норм Трудового кодекса РФ конституционным принципам и правам с учетом последних изменений трудового законодательства, трудовое право в РФ стало представлять собой систему государственного контроля над законодательными весами регулирующими трудовые отношения работников и работодателей, а так же тесно связанные с ними иные отношения, к примеру налоговые вопросы. Именно социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание,

Свобода труда (п. 1 ст. 37 Конституции РФ)

понимается как право каждого субъекта права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конкретизация принципа свободы труда дана в абз. 2 статьи 2 Трудового кодекса РФ: свобода труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Следует признать, что Конституция провозглашает не право на труд как на гарантированную государством занятость, а право на безопасные условия труда.

В России основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ, пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

Кодекс позволяет регулировать и определять: порядок приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего времени, формы оплаты труда, поощрения за успехи в работе и меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.

Выходные пособия

Новой редакцией предусмотрена выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременной компенсации при увольнении работников в связи с ликвидацией компании-работодателя. Определено, что если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч.1 ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 статьи 81 ТК РФ), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

По решению органа службы занятости населения может быть установлена выплата среднего месячного заработка также за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Это происходит, если уволенный работник в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

Уволенный работник получил возможность обратиться к работодателю в письменной форме за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения. Или после принятия решения органом службы занятости населения о выплате компенсации за третий месяц, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. После получения заявления от уволенного работника у работодатель есть не более 15 календарных дней для осуществления выплат в его пользу.

По договоренности с работником вместо выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (за два или три месяца) работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. Коллективным или трудовым договором может быть установлен индивидуальный (повышенный) размер компенсации.

При ликвидации организации все выплаты работникам в размере среднего месячного заработка за период трудоустройства или выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения процедуры ликвидации организации в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Поправки о выплате компенсации внесены в .

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

В качестве объекта регулирования Федерального
Закона о трудовой деятельности РФ №197, принятого в 2001 г., трудовые отношения по
статье 15 складываются на основе обоюдного письменного соглашения между работником и нанимающим его
работодателем.

Бесплатная консультация Юриста
8 800 100-61-94

Для первого оно закрепляет обязательство добросовестного выполнения работы согласно режиму и
правилам работодателя.

Для второго – своевременно и в надлежащей мере оплачивать выполняемые обязанности и соблюдать
гарантируемые работнику государством социальные права, включая право на труд.

Разъясняя вышеизложенное, исходя из
статьи 16, данный вид отношений определяется на
основании двух положений:

  1. На основе заключаемого между сторонами трудового договора. То есть между
    дееспособными лицами заключается письменное соглашение, включающее в себя описанные работы
    их условия, компенсацию за выполнения, а также статьи, гарантирующие обязательное выполнение
    сторонами положений ТК и другого законодательства страны.
  2. На основе фактического применения труда работника. Это означает, что
    работник исполняет свои трудовые обязательства, а наниматель согласился, прямо указал фронт
    работ или не возразил по поводу начала трудовой деятельности – без уведомления нанимателя
    трудовая деятельность таковой не считается и запрещена.

Важно! Даже если трудовые отношения начались по
факту, в дальнейшем их обязательно прописать в соглашении.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли научному сотруднику в 2021 г. оформить очередной отпуск, первый день которого приходится на воскресенье либо субботу?

Можно. ТК не запрещает нанимателю предоставлять отпуска именно с нерабочего дня. Таковым может быть как выходной, так и праздничный день.

Между тем предоставление основного отпуска исключительно по выходным вступает в противоречие с трудовыми нормами. Делать это нельзя.

Зам. директора Департамента Т. В, Маленко.

(письмо Минтруда РФ № 14-2/ООГ-9754 от 07.12.2021).

Подобные действия нанимателя признаются нарушением, за которое предусмотрен штраф по ст. 5.27 КоАП РФ размером от 30 до 70 тыс. руб.

Вопрос №2: Редактор отдела уходит в отпуск с понедельника (рабочий день). Имеет ли право он требовать выплаты отпускных в четверг?

Положенные отпускнику деньги наниматель обязан выплатить заранее, не менее чем за 3 дня до первого дня отдыха. Об этом свидетельствует ч. 9 ст. 136 ТК РФ. Следовательно, отпускные должны начислить (выдать) не позднее четверга. Четкое обоснование по этому вопросу имеется в письме Минтруда РФ № 14-1/ООГ-7157 от 05.09.2021.

Из разъяснений Минтруда РФ следует, что, во-первых, подобные выплаты – обязательство нанимателя, которое тот должен выполнять. Во-вторых, нарушать требование законодательства, ухудшать положение работника никоим образом он не вправе.

Зам. директора Департамента С. Ю. Горбарец.

Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Суточный график работы трудовой кодекс время отдыха дежурного

В то же время согласно части четвертой указанной статьи продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда. Иными словами, если по условиям труда это необходимо, то продолжительность работы в ночное время можно не сокращать.

Список работ, по которым такое сокращение не производится, должен определяться коллективным договором, локальным нормативным актом. Это требование содержится в части четвертой ст. 96 ТК РФ. В соответствии с частью первой ст.

108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Из ст.

В то же время статья 104 ТК РФ позволяет в случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, ввести суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды, но не более одного года) не превышала нормального числа рабочих часов. Отмечу, что применение суммированного учета не зависит от особенностей оплаты труда сотрудников, поэтому, если по условиям производства невозможно соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, то суммированный учет рабочего времени должен применяться вне зависимости то того, получает работник оклад или у него почасовая оплата. Таким образом, Трудовой кодекс РФ позволяет установить работникам, не относящимся к перечисленным в ст.

О круглосуточных дежурствах

Теперь рассмотрим, какие дополнительные выплаты могут полагаться работнику, работающему по суточному графику. Сюда относятся:

  • оплата ночных часов работы:
  • оплата сверхурочных часов работы;
  • оплата праздничных часов работы.

Поскольку совершенно ясно, что в 24 часовую непрерывную смену будут входить и ночные часы, то они соответственно требованиям трудового законодательства и должны быть оплачены. Ночными часами в Трудовом Кодексе определено время с 22 часов вечера до 6 часов утра следующих суток.

То есть за одну 24 часовую смену получается 8 ночных часов. Как правило, доплата за ночные часы устанавливается в виде процентной надбавке к основной ставке за час. Это обязательная доплата. Оплата сверхурочных часов работы зависит от принятого учетного периода времени.

Если это месяц, то подсчет и оплата должна производиться в конце каждого месяца.

Каков перерыв на отдых между ночными и суточными (выходными) дежурствами?

Норма времени в каждом месяце будет разная, поскольку разным будет количество рабочих дней по «стандартной» 5 дневной рабочей неделе. Количество часов отработанных в каждом конкретном месяце не должно превышать установленную норму. Теперь можно произвести нехитрые подсчеты:

  1. В среднем в месяце 30 дней, при графике сутки через двое периодичность цикла составляет трое суток.
  2. Соответственно за месяц выходит примерно 10 рабочих смен. Умножаем это количество на 24 и получаем примерно 240 рабочих часов за месяц.
  3. Если посмотреть производственный календарь, который устанавливает количество допустимых рабочих часов, то можно увидеть, что даже самый большой по количеству рабочих часов месяц не превышает нормы в 200 часов.

Какое время отдыха положено при работе в 24 часа?

Таким образом, можно сделать вывод, что 24 часовая рабочая смена также разрешена.

Суточный график предполагает непрерывное нахождение на рабочем месте в течение 24 часов, то есть он будет включать в себя как ночные так и дневные рабочие часы.

Отдых при суточном графике работы Естественно, что при 24 часовой рабочей смене график работы будет отличаться от привычной 5 дневной недели с 8 часовым рабочим днем.

В данном случае для работников будет устанавливаться особый график. Очень часто практикуются графики сутки через двое или сутки через трое. На первый взгляд, и первый, и второй являются допустимыми, поскольку соблюдается предписание Трудового Кодекса продолжительности междусменного отдыха, которое гласит, что он должен быть вдвое длиннее продолжительности рабочей смены.

В данном случае продолжительность смены составляет 24 часа (сутки), а продолжительность отдыха 48 или 72 часа.

Возмещение расходов по командировкам

В установлено, что:

  1. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяет правительство РФ нормативными правовыми актами.
  2. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений определяют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления соответственно.

Обзор новостей трудового законодательства актуальных на 2021 г.

Изменения, которые вносятся в трудовое законодательство, подразумевают обновление не только ТК РФ, но и ряда подзаконных актов. На 2021 г. таких обновлений ТК отмечается немного и они, по сути, не являются ключевыми. Более существенные изменения касаются скорее иных нормативных актов.

  Основные в трудовом

на

 новшества

законодательстве

2021 г.

 
по части выходных и отпусков повышение МРОТ и соцпособия по безработице по пенсионному обеспечению в отношении мигрантов и аттестации
Добавлены выходные дни для сотрудников, проходящих диспансеризацию;

работающие граждане с 3 и более несовершеннолетними детьми могут брать очередной отпуск вне графика

Новый размер МРОТ на 2021 г.: 11 280 рублей;

минимальное соцпособие для безработных составляет теперь 1500 руб., а максимальное – 8 000 руб.

Повышен возраст для выхода не пенсию

(для женщин – до 60 л., а для мужчин – до 65 л.);

калькуляция выплат производится не по баллам, а индивидуально для каждого пенсионера;

за незаконное увольнение лиц предпенсионного возраста предусмотрена уголовная ответственность

За несоблюдение требований по трудоустройству иностранца (не предоставление работы по заявленной специальности без учета даты выезда) нанимателей теперь штрафуют;

на нанимателей, организации, которые не провели аттестацию рабочих мест до 31.12.2021, налагается штраф

Помимо этого, обновлены бланки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ, а также отчетные формы, применяемые при персонифицированном учете (ОДВ-1, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ).

Новые требования к государственным и муниципальным служащим

В кодекс ввели новую статью 349.6 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления». В ней указано, что на работников государственных органов, органов местного самоуправления распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К работникам государственных органов и органов местного самоуправления отнесли всех лиц, замещающих, на основании трудового договора, в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Для них установлено ограничение — лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне. Такие лица, которые уже замещают эти должности, обязаны сообщать в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Аналогичные обязанности предусмотрены для государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно).

После получения такого сообщения работодатель:

  • предлагает перевод на другую работу (для которой не предусмотрены такие ограничения);
  • прекращает трудовой договор по основанию, предусмотренному п. 13 части первой , в случае, если этого работника невозможно перевести на другую, имеющуюся у работодателя, работу.

Предусматривается, что гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном президентом РФ, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Если работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства РФ или имеет гражданство (подданство) иностранного государства (вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства), при прекращении с ним трудового договора не применяется часть вторая статьи 83 ТК РФ. Срок сообщения — 10 дней, до 11. 07.2021. Если государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники хотят продолжить работать до 01.01.2022 и далее, они должны до 21.07.2021 предоставить уполномоченному должностному лицу работодателя документы, подтверждающие намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Государственные гарантии уволенным в связи с ликвидацией или сокращением работникам

Поправками в установлено, что если работник проработал в организации больше одного месяца и был уволен в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, то и за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

По решению органа службы занятости населения средний месячный заработок придется выплатить также последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства. Это произойдет при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.