Что такое третейский суд

Алан-э-Дейл       25.08.2022 г.

Предмет третейского разбирательства

Публично-правовые споры, в частности жалобы на действия различных органов государственной или муниципальной (публичной) власти, например по поводу государственной регистрации объектов недвижимости, не могут быть предметом третейского разбирательства. Неприменение судом (в том числе третейским) нормативных актов, противоречащих закону, является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).

Гражданско-правовые отношения, т.е. отношения, составляющие предмет регулирования гражданского права, определены в п. 1 ст. 2 ГК РФ. В соответствии с этим предметом третейского разбирательства не могут быть споры, вытекающие из частноправовых по своей природе отношений, не входящих, однако, в предмет гражданского права: семейно-правовые, земельно-правовые, трудовые.

В их число входят отношения, связанные с осуществлением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ). По этому поводу статья 31 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года к компетенции третейских судов относит:

  • споры об авторстве на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
  • об установлении патентообладателя;
  • о нарушении исключительных прав патентообладателя;
  • о заключении и исполнении лицензионных договоров на использование объекта промышленной собственности;
  • о праве преждепользования;
  • о выплате автору работодателем вознаграждения за объект, созданный в порядке выполнения служебного задания;
  • о выплате предусмотренных Законом компенсаций и другие споры, связанные с охраной удостоверяемых патентом прав.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что рассмотрение споров с публичным элементом с участием третейских судов, в том числе и применительно к заложенному недвижимому имуществу возможно. Публично-правовой характер споров, не допускающий их рассмотрение третейским судом, зависит не от вида имущества, а от сторон и специфики возникших между ними правоотношений.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о международном коммерческом арбитраже к его компетенции относятся споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей (например, при осуществлении строительной и иной инвестиционной деятельности), если хотя бы одним из участников спорного правоотношения является:

  • либо иностранный предприниматель (лицо, «коммерческое предприятие» которого находится за границей РФ, или если оно в установленном соответствующим законом порядке осуществляет свою коммерческую деятельность за границей);
  • либо созданное на территории Российской Федерации предприятие (организация) с иностранными инвестициями;
  • либо международное объединение или организация, в том числе созданная на российской территории;
  • либо сторонами спора являются участники предприятия (организации) с иностранными инвестициями либо международного объединения или организации (в том числе российские).

Аналогия права при третейском разбирательстве споров допустима при наличии пробела в правовом регулировании, невосполнимого с помощью аналогии закона (и подзаконного, но не ведомственного нормативно-правового регулирования), при обязательном соблюдении названных выше критериев.

На каких основаниях дело попадает в третейский суд. Третейское соглашение

Для того, чтобы иметь возможность рассматривать спор в третейском суде, сторонам спора надо заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда. В этом соглашении, как правило, указывается намерение сторон рассмотреть спор в третейском суде, определяется вид и наименование суда, определяются правила, которые используются при рассмотрении спора. 

Соглашение о рассмотрении спора в третейском суде может быть составлено в виде отдельного документа или третейской оговорки в договоре.

Например третейское соглашение может иметь следующий вид:

Арбитражное соглашение

о передаче споров в третейский суд

г. __________                                                                                         “___”________ ____ г.

    ООО “Ромашка”, именуемое в дальнейшем “Сторона-1” в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны  и ООО “Одуванчик”, именуемое в дальнейшем “Сторона-2”, в лице директора, действующего на основании Устава, с другой   стороны    заключили   настоящее   Арбитражное   соглашение  о нижеследующем:

    1.  Все  споры,  разногласия  и  требования, которые возникли или могут

возникнуть между Сторонами в связи с договором подлежат разрешению в третейском суде при ________________________________________________________,         (наименование постоянно действующего арбитражного учреждения) 

находящемся  по  адресу:  _______________________________________  (далее –

Третейский        суд),        в       соответствии       с       Правилами ___________________

(наименование постоянно действующего арбитражного учреждения)

2. Решение Третейского суда является окончательным, обжалованию не подлежит, обязательно для Сторон настоящего Соглашения.

3. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами всех обязательств по Договору.

4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

5. Все не оговоренное в настоящем Соглашении регулируется положениями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”.

6. При перемене Стороны в обязательстве, в отношении которого заключено настоящее Соглашение, оно действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.

7. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто (прекращено) или изменено по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

8. Адреса, реквизиты и подписи Сторон

Какие компетенции суда

  1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
  2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
  3. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.
  4. Третейский суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
  5. Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме:

Описание Закона «О третейских судах в РФ»

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» под номером 102 принят Государственной Думой 21 июня 2002. Документ вступил в силу в день официального опубликования 24 июля того же года.

На протяжении его функционирования в положения были внесены некоторые поправки, призванные устранить неточные формулировки и актуализировать документ. Последние изменения в Закон о третейском суде были внесены в декабре 2015.

Документ подразделяется на главы, каждая из которых регламентирует определенные аспекты:

  • общие положения, нацеленные на создание правовой базы для регулирования последующих вопросов;
  • понятие третейского соглашения, его формы и содержание;
  • состав третейского суда;
  • расходы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций через судебное рассмотрение дела;
  • процедура третейского разбирательства;
  • порядок принятия решения.

Для углубленного изучения документа определенные главы следует рассматривать подробнее. Общие положения закона регулируют основные аспекты, связанные с действием данного правового акта:

  • сфера применения;
  • основные понятия и определения;
  • порядок учреждения третейских судов, их деятельность;
  • оформление документов;
  • порядок передачи споров на судебное рассмотрение и применяемые нормы при разбирательстве.

Состав третейского суда регламентируется следующими правовыми нормами:

  • предписания и требования к назначаемому судье;
  • количество судей и формирование судейского состава;
  • основания и порядок отвода судей;
  • прекращение их полномочий и замена.

Рассмотрение дела и судебное разбирательство осуществляется в соответствии со следующими положениями закона 102 ФЗ:

  • определение компетенции третейского суда;
  • принципы и правила разбирательства, место проведения слушания;
  • определение принципа конфиденциальности;
  • подача искового заявления и отзыв на него;
  • процедура оформления встречного иска и его требований;
  • порядок предоставления доказательств и участие сторон в рассмотрении дела;
  • последствия неявки или непредставления требуемых документов;
  • назначение и проведение судебной экспертизы;
  • составление протокола заседания.

По результатам рассмотрения дела выносится решение. Судебное постановление регламентируется следующими правовыми нормами:

  • принцип обязательности к исполнению;
  • порядок принятия решения, его форма и содержание;
  • дополнительное постановление и разъяснение;
  • порядок исправления технических ошибок и неточностей;
  • прекращение разбирательства и направление документов на хранение.

Главы 7 и 8 Федерального закона о третейских судах утратили свою силу. В заключительные положения документа включена статья о его вступлении в силу, а также предписание об упразденнии следующих правовых актов:

  • приложение под номером 3 к ГПК РСФСР;
  • Постановление Верховного Совета РФ 3115-1, утверждавшее Временное положение о третейских судах;
  • п 7 ст 1 ФЗ 144, регулировавшего отдельные изменения в судебном законодательстве РФ.

Порядок оспаривания решений третейского суда

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации.

Порядок оспаривания арбитражного решения установлен ст. 40 ФЗ. В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене.

Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основаниями отмены решения могут стать, например:

    • недействительность третейского соглашения,
    • выход решения за пределы соглашения,
    • нарушение закона о третейских судах в части несоответствия состава суда и процедуры разбирательства.

С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в районный суд по месту жительства или месту нахождения одной из сторон третейского разбирательства.

Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Главная часть заявления — тщательное аргументированное раскрытие таких недостатков третейского производства, которые могут привести к отмене оспариваемого решения.

Осно­вания отмены исчерпывающе перечислены в ст. 421 ГПК РФ:

  1. одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
  2. третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Российской Федерации;
  3. решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
  4. состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
  5. сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
  7. решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Никакие ссылки на ошибочную оценку доказательств, необо­снованность, незаконность, обычно фигурирующих в жалобах на акты государственных судов, юридической силы по отношению к третейским судам не имеют.

Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Штрафы и санкции

В случае, если правилами постоянно действующего арбитражного учреждения не устанавливается ответственность некоммерческой организации, при которой оно создано, перед сторонами арбитражного соглашения в большем размере, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом, некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию арбитража или связанных с осуществлением им своих обязанностей, предусмотренных правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, при наличии умысла или грубой неосторожности. Некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража за убытки, причиненные действиями (бездействием) арбитра

Арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража, а также перед постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке. При этом правилами постоянно действующего арбитражного учреждения может быть предусмотрена возможность снижения гонорара арбитра в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих функций.

Обязательно ли решение третейского суда и как его обжаловать

Результат разбирательства оформляется судебным решением, которое становится обязательным к добровольному исполнению с момента вынесения за исключением случаев, когда сроки предусмотрены самим документом.

Если же решение добровольно не исполнено, то включается механизм принуждения с привлечением государственного суда, который вызвав ответчика, сначала интересуется, имеются ли у него основания для отказа в выдаче исполнительного листа по третейскому решению, перечень которых представлен в ст. 426 ГПК РФ и ст. 239 АПК РФ. И если таковых не имеется – выдает исполнительный лист, с которым истец может обратиться в ФССП или осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Обжаловать же решение можно по следующим обстоятельствам:

Расходы, связанные с разрешением споров в третейском суде

В отличие от арбитражных судов и судов общей юрисдикции деятельность третейских судов государством не финансируется. Однако по экономической сути и составу расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, во многом совпадают с расходами, связанными с деятельностью государственных судов.

По составу эти расходы можно подразделяются на общие и дополнительные расходы (издержки) сторон в связи с третейским разбирательством, которые возникают по их инициативе в зависимости от обстоятельств дела.

К общим расходам отнесены: гонорары третейских судей; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства и деятельности суда (вознаграждение секретариата суда, расходы на аренду помещения, организацию делопроизводства, техническое обеспечение, эксплуатационные, типографские, почтовые расходы и т.п.).

Общие расходы третейского суда включаются в третейский сбор, оплачиваемый при подаче искового заявления. Размер третейского сбора определяется с учетом экономических расчетов и нормируемых расходов. На практике нередко размер третейского сбора устанавливается ниже размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче иска в государственный арбитражный суд. Это подчеркивает экономичность рассмотрения спора в третейском суде.

Ставки третейского сбора зависят от цены иска. Если постоянно действующий третейский суд образован и действует при организации, то ставки третейского сбора и соответственно гонораров третейских судей устанавливаются этой организацией. Главное при определении размера третейского сбора состоит в том, чтобы третейский сбор компенсировал все общие расходы, связанные с деятельностью третейского суда.

К дополнительным расходам (п. 1 ст. 15 Закона) следует отнести:

  • расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения;
  • суммы, подлежащие выплате экспертам, переводчикам;
  • расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
  • расходы, понесенные свидетелями;
  • иные расходы, определяемые третейским судом.

Дополнительные расходы сторон по разрешению споров возникают в зависимости от договоренности или инициативы сторон и конкретных обстоятельств дела. Они не включаются в третейский сбор и оплачиваются отдельно. Третейский суд может потребовать от сторон или от одной стороны, заявивших о проведении указанных выше действий в связи с разбирательством спора, внести аванс на покрытие расходов третейского суда.

В практической деятельности третейских судов наиболее часто возникают дополнительные расходы на проведение экспертизы, на командировочные и дорожные расходы третейских судей.

Особое место в составе расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, занимают расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда.

Расходы за юридические услуги по подготовке и ведению дела в третейском суде подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение. Ранее такие расходы возмещались только истцу, так как ответчики не требовали их возмещения. Исходя из текста Закона, можно сделать вывод, что они могут взыскиваться и в пользу ответчика, если истцу решением суда будет полностью отказано в удовлетворении его исковых требований в связи с их необоснованностью.

В третейском суде для разрешения конкретного спора как количество судей, так и размер гонорара третейским судьям и порядок их выплаты определяются по договоренности между сторонами.

Сторонам третейского разбирательства не предоставлено право оспаривания предварительного решения третейских судей о наличии у них компетенции рассматривать спор в компетентном (государственном) суде (ст. 17 Закона).

Третейский суд: главное

Третейские суды представляют собой арбитражные учреждения (это может быть единоличный арбитр или коллегия арбитров), которые рассматривают споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, физическими лицами, а также между юрлицами и гражданами. В России такие суды существуют уже не первый год, однако благодаря начавшейся в 2016 году реформе качество разбирательств существенно возросло. За рубежом же третейские учреждения пользуются заслуженной популярностью.

На данный момент для того, чтобы иск был принят к рассмотрению, между сторонами должно быть заключено письменное соглашение, предусматривающее передачу дела в конкретный ТС. Такое соглашение может заключаться или как третейская оговорка (в самом договоре, в разделе, касающемся порядка разрешения спорных ситуаций), или как допсоглашение к договору.

В чем заключаются отличия ТС от арбитражных судов и судов общей юрисдикции? Для тех, кто обращаются в ТС, первостепенное значение имеют более высокая скорость разрешения дел и меньшее количество формальностей, по сравнению с государственными судебными органами. Также к числу отличительных особенностей третейских судов относят:

  • наличие у сторон возможности самостоятельно выбирать арбитров и определяться с их количеством;
  • особые условия финансирования (ТС не финансируются государством);
  • закрытый порядок рассмотрения дел (сторонам гарантируется конфиденциальность).

Для того чтобы стороны могли обратиться в такой суд, обязательным условием является наличие взаимного согласия на разрешение конфликта посредством третейских разбирательств. Для обращения в государственный суд, напротив, договоренности не нужны.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.