Налоговая «просит» предоставить документы и информацию о вашей компании. что необходимо знать

Алан-э-Дейл       03.09.2022 г.

Введение.

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет))))
заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в
декларации даже в 1 рубль. Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для
себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя,
допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год.
В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Введение.

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет))))
заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в
декларации даже в 1 рубль.

Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для
себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя,
допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год.
В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчеты)».

Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со «статьей 101.4» настоящего Кодекса. «Форма» требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Что делать, если нет требуемых документов

Нередки случаи, когда запрашиваемые товарные накладные или договоры у компании отсутствуют. Со счетами-фактурами такое случается реже, поскольку порядок документооборота по НДС строго регламентирован. Если какие-либо бумаги у вас отсутствуют, есть три варианта действий:

  1. Если это встречная проверка, рекомендуется связаться с контрагентом и запросить недостающую документацию в электронном виде. Ваш контрагент максимально заинтересован в благоприятном исходе контрольного мероприятия.
  2. Если с этим контрагентом отношений не было (иногда налоговые органы допускают ошибки), в качестве ответа напишите письмо в произвольной форме о том, что контрагент отсутствует в вашей базе данных, сделок с ним не заключалось, оплаты не поступали и не производились.

Нереальность исполнения срока уплаты налога и пени, указанного в требовании

Срок исполнения требования об уплате налога в НК РФ не закреплен. На практике он обычно равен десяти дням с момента выставления требования. Недопустимо направлять требование, заведомо неисполнимое в установленный для исполнения срок с учетом времени на получение заказной корреспонденции. Более разумно урегулирована аналогичная ситуация в Таможенном кодексе РФ. Согласно п. 4 ст. 350 ТК РФ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее десяти рабочих дней и не более двадцати дней со дня получения требования.

Арбитражный суд обязал налоговый орган представить требование с указанием реальных сроков уплаты предъявленных к уплате платежей, поскольку в требование включены 15 позиций по налогам, сборам и при этом срок уплаты для всех платежей, кроме подоходного налога, установлен продолжительностью в один день (Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2003 по делу N Ф09-3720/03-АК).

Установив нереальный для исполнения срок уплаты налога, налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность уплатить недоимку в добровольном порядке. Данным требованием существенно нарушаются права налогоплательщика, закрепленные в ст. 21 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2003 по делу N А52/3576/2002/2).

Ответ на запрос.

Как составить ответ и в каком виде.

В общем случае, отвечать на требование об уплате обязанности, а часто и необходимости, нет. Основная ваша задача — заплатить указанные суммы по требованию в
установленный срок, но лучше раньше. В некоторых случаях можно (нужно) уведомить налоговый орган о факте погашения задолженности, направив соответствующее
письмо в свободной форме с приложением копий платежных поручений. При этом желательно не просто «отправить и забыть», а все-таки выяснить через пару дней в налоговой –
получили ли они ваши платежки/ответ на требование, есть ли входящий номер, получил ли эти документы исполнитель и так далее (в зависимости от целей).

Если же суммы, указанные в требовании, вами уже были оплачены, мы рекомендуем обязательно отправить в налоговую письмо с приложением копий платежных
документов и просьбой отозвать требование, в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и отсутствием указанной в требовании задолженности.
Не лишним в такой ситуации будет связаться с исполнителем, указанном в требовании – убедиться, что ваше письмо и ваши платежки налоговая получила и
они отражены у вас на лицевом счете налогоплательщика, и вообще у вас все хорошо. Либо запрашиваем в налоговой акт сверки или выписки операций по расчетам с бюджетом.
Не секрет, что “с переходом на новое программное обеспечение” (с) ФНС, проблем у налогоплательщиков, связанных с незаконными блокировками счетов и
повторным списанием налогов явно прибавилось.

Как посчитать эти сроки

Чтобы избежать штрафа, соблюдайте два правила:

  • квитанцию следует отправить в течение 6 раб. дней с момента получения уведомления о поступлении документа из ФНС;
  • ответить на требование налогоплательщик обязан в течение 5 или 10 раб. дней с момента отправки квитанции.

Иногда у бухгалтеров возникает вопрос, когда требование считается полученным по ТКС:

  • в момент фактического поступления (обычно уведомление о поступлении распорядительного документа из ФНС приходит на телефон или электронную почту бухгалтера);
  • в момент прочтения;
  • в день отправки квитанции.

Этот момент зависит от оператора электронного документооборота, с которым заключен договор. В некоторых системах специально формировать квитанцию не требуется: документ признается полученным в момент его открытия. Другие системы предусматривают отправку квитанции путем нажатия соответствующей кнопки. Эти условия уточняйте у вашего оператора.

Установленный законодательством срок подтверждения получения требования из налоговой составляет 6 раб. дней. Например, если распоряжение получено системой 18.12.20 (пятница), вы обязаны открыть его и ознакомиться с содержанием в срок до 28.12.20 включительно. Таким образом, отсчет начинается с рабочего дня, следующего за днем поступления.

Если ФНС отправила документ в пятницу поздно вечером, он поступит к вам утром в субботу. Тогда отсчет начнется со вторника, т. к. днем поступления является первый рабочий день после отправки, т. е. понедельник.

Немаловажный вопрос — как посчитать срок ответа на требование налоговой, полученное в предпраздничный период. Предположим, квитанция отправлена 25.12.20, в пятницу. Тогда пятидневный период отсчитывается с понедельника, 28.12.20, и истекает 11.01.21 (в первый рабочий день нового года).

Какая ответственность за неисполнение требований об уплате налога?

Как известно, все субъекты предпринимательской деятельности в стране имеют одно общее обязательство перед государством – вовремя и в полном объеме платить требуемые налоги и сборы. Конечно, их размер отличается в зависимости от системы налогообложения, размеров компании и ее оборота, доходов и расходов за отчетный период и т.д., но в целом требования остаются идентичными для всех. Если какой-либо налог не будет уплачен в установленные сроки, налогоплательщик получит специальное уведомление – то самое требование об уплате налогов от своего отделения ФНС, с указанием суммы и сроков, в которые необходимо погасить задолженность перед бюджетом или фондом.

Что же будет, если налогоплательщик получит требование уплатить налоги, но не исполнит его? По закону это то же самое, что и уклонение от уплаты налогов, а значит, к виновному могут быть применены следующие санкции:

штраф за неисполнение требования об уплате налога – наиболее распространенный вид санкций для тех предпринимателей, которые не платят налоги вовремя. Размер штрафа устанавливается в зависимости от величины задолженности по налогам, срока просрочки и других факторов

При этом важно помнить, что штраф не освобождает от необходимости уплатить основную часть налоговой задолженности, а только добавляется к ней, увеличивая размер налогового долга перед бюджетом;
пени за нарушение сроков внесения налоговых платежей – если налоги, в том числе и те, что пришли из ФНС в виде требований, не будут уплачены в срок, за каждый день просрочки будут назначаться пени, в размере 1/150 от ставки рефинансирования на день начисления. Если не погашать задолженность по налогам достаточно долго, размер пени может очень сильно вырасти, усложнив и без того непростую ситуацию для налогоплательщика

За неуплату пени предусмотрены те же санкции, что и за другие налоговые платежи;
блокировка расчетных счетов компании до погашения налогового долга – если другими способами добиться уплаты налогов не удается, налоговая имеет право заблокировать все расчетные счета налогоплательщика, что приводит к фактической остановке деятельности предприятия – становится невозможно осуществлять никакие операции. Блокировка в таких случаях может быть снята только после погашения задолженности по налогам или по решению суда, если компания решила обратиться с иском по защите своих интересов и добилась положительного решения по нему;
возбуждение уголовного дела против должностных лиц предприятия, виновных в неуплате налогов – если сумма долга по налогам превышает установленные законодательством пороговые значения, и нарушены все сроки погашения налогового долга, может быть возбуждено уголовное дело по статье об уклонении от уплаты налогов. Эта статья Уголовного кодекса достаточно строгая и предусматривает наказание для виновных вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а также крупные штрафы, конфискацию имущества, запрет занимать те или иные должности, временное ограничение свободы передвижения и т.д.

Срок для претензий налоговиков может истечь

Несмотря на то, что в НК РФ прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается налоговая задолженность, все-таки этот срок не бесконечен и может быть определен косвенно, поскольку правила ее взыскания ограничивают действия налогового органа определенными временными рамками.

Так, чтобы взыскать недоимку, в первую очередь налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Согласно НК РФ в общем случае на это отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения этого требования, если в нем не указан более продолжительный период для уплаты налога ( НК РФ).

Если в этот срок налогоплательщик добровольно не исполнил требование, то налоговый орган на основании НК РФ принимает решение о взыскании соответствующей суммы. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании отводится, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб. Если не превышает, то указанное решение может быть принято намного позже, когда эту сумму превысит общая сумма по нескольким требованиям или пройдет три года. С того и другого моментов тоже должно пройти не более двух месяцев.

Если задолженность не удается взыскать в виде денежных средств, то налоговому органу дается еще год, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя ( НК РФ). Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление можно подать в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок для взыскания налога в зависимости от обстоятельств бывает разным, обычно он достаточно долгий, но все же не бесконечный. Он обусловлен активными и последовательными действиями налогового органа, с одной стороны, и затруднениями для взыскания недоимки, с другой стороны. Тогда окончательное решение принимает суд.

Отметим: только если налоговый орган нарушит какой-либо из перечисленных сроков и суд откажет в его восстановлении, то недоимка будет признана безнадежной к взысканию на основании НК РФ.

В НК РФ названы случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признаются безнадежными к взысканию.

Подчеркивается, что это такие недоимки и задолженности, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными. Среди указанных случаев отсутствует такой, как истечение срока давности. Но присутствует такая причина, как принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Что нам «за это будет»

Если будет доказано иное, то считается, что трудовые отношения между вами возникли с того момента, как физическое лицо допустили к работе (ст. 19.1 ТК РФ). 

Соответственно, организации грозит, помимо ранее перечисленного:

  • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • недоимку по страховым взносам в зависимости от того, с кем вы заключили ГПД:
    • если договор заключен с ИП или самозанятым — по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ. Это связано с тем, что при выплате доходов этим лицам вы не начисляли взносы в принципе (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 15 Закона о налоге на профдоход);
    • если договор заключен с обычным физлицом — по взносам по ВНиМ. При выплате доходов таким гражданам вы должны были начислять и уплачивать взносы на ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  • недоимку по НДС, если вы принимали к вычету «входной» налог по сделкам с ИП, поскольку в рамках трудовых отношений НДС не начисляется;
  • недоимку по НДФЛ, так как не удерживали и не перечисляли этот налог (п. 9 ст. 226 НК РФ);
  • пени на сумму задолженности;
  • штрафы за неуплату налогов и взносов.
  • административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 и 27.1 КоАП РФ).

Не хотелось бы пугать  организации и наводить на мысль, что стоит отказаться от заключения договоров с самозанятыми. Гражданско-правовые отношения с физическими лицами в статусе НПД разрешены и законны. Законопослушным и добросовестным компаниям при экономически обоснованном и грамотном юридическом оформленном взаимоотношении, вышеуказанные риски не страшны.

О правах контролеров

Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ. В пункте 4 нормы сказано, что контролерам разрешено вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений:

  • в связи с уплатой и перечислением им налогов;

  • в связи с налоговой проверкой;

  • в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Как видим, формулировка нормы весьма расплывчата, а значит, позволяет контролерам на законных основаниях требовать от налогоплательщика явиться в инспекцию и задать ему любые вопросы, касающиеся налогообложения его деятельности.

В довольно старом Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговое ведомство привело для примера несколько конкретных ситуаций, где может быть применен НК РФ.

Ситуация 1. Непосредственно у налогоплательщика необходимо получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им норм НК РФ, в том числе в ходе заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Иными словами, налогоплательщик может быть вызван в инспекцию, так сказать, для беседы. А тем для такой беседы предостаточно: низкая (по сравнению со среднеотраслевой) налоговая нагрузка, значительная (превышающая среднее значение по региону) доля налоговых вычетов, применение вычетов на основании счетов-фактур сомнительных поставщиков, систематическое возмещение НДС из бюджета, неисполнение обязанности по уплате налога, в том числе доначисленного по результатам налоговой проверки.

Добавим: как правило, комиссии по легализации налоговой базы проводятся вне рамок налоговой проверки. Судьи давно признали, что это не нарушает прав коммерсантов. Так, в Постановлении от 08.05.2014 по делу № А27-10859/2013 ФАС ЗСО подчеркнул, что в силу ст. 82 НК РФ такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, налоговики могут проводить и в ходе проверок, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства. В Постановлении АС ПО от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015 отмечено, что получение объяснений от налогоплательщика возможно не только в ходе проверок. Инспекторы не ограничены в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. По мнению ФАС ДВО (Постановление от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012), проведение комиссий преследует цель пресекать случаи неполного отражения налогоплательщиками в учете хозяйственных операций, выявлять фальсификацию отчетности, схемы ухода от налогообложения.

Ситуация 2. В ходе контрольных мероприятий у инспекторов возникли вопросы, которые можно разрешить только при личной встрече с проверяемым лицом. Напомним, что НК РФ обязывает ИФНС уведомить налогоплательщика о том, что камеральной проверкой выявлены ошибки (противоречия) в сданной им отчетности или несоответствие представленных им сведений сведениям, которыми располагает налоговый орган. В целях реализации указанной нормы инспекция направляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений. Оно считается исполненным, если в течение пяти рабочих дней налогоплательщик обоснует причины установленных проверкой противоречий или несоответствий либо уточнит свои налоговые обязательства.

Однако бывают случаи, когда представленных налогоплательщиком пояснений контролерам недостаточно. Вот тогда они и могут воспользоваться правом, которое им дает НК РФ. Как отметила ФНС, необходимость явки может усматриваться из объема выявленных проверкой ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда требуются ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы.

Ситуация 3. Необходимо вручить лично проверяемому лицу (как правило, уклоняющемуся от проверки или препятствующему ее проведению) какие-либо документы или ознакомить его с ними под подпись. Очевидно, что в данном случае явка налогоплательщика в ИФНС требуется в связи с проведением камеральной или выездной проверки.

Есть и другие ситуации, при которых налоговики могут реализовать право на вызов проверяемого лица в инспекцию.

Полученные при личной встрече пояснения налогоплательщика фиксируются (иначе какой в них толк?). Поскольку действующим законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения пояснений от коммерсанта, налоговый орган сам решает, как это сделать (главное, чтобы налогоплательщик был не против). Пояснения могут быть закреплены в письменной форме или иными способами, в том числе с использованием технических средств.

Президиум ВАС РФ о нарушении срока

Забегая немного вперед, скажем, что опасения были не напрасны. Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.11.2011 N 8330/11 была рассмотрена следующая ситуация.

Инспекция провела выездную проверку налогоплательщика за 2006 — 2008 гг. По ее результатам было вынесено решение о доначислении сумм налогов, пеней и штрафов. Требования об уплате недоимки, пеней и штрафов в нарушение установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока были направлены в адрес налогоплательщика с задержкой более чем на месяц.

Посчитав, что налоговый орган нарушил положения названной нормы, налогоплательщик обратился в суд с требованием признать выставленные требования недействительными. В качестве дополнительного основания для этого налогоплательщик назвал отсутствие в них расчета пеней.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, признав факт нарушения срока выставления требований достаточным основанием для вывода об их недействительности.

Президиум ВАС РФ, напротив, встал на сторону налогового органа, указав на ошибочное толкование норм ст. ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ нижестоящими судебными инстанциями.

В итоге высшие арбитры пришли к заключению, что налоговая инспекция имеет право выставить требование об уплате сумм, доначисленных по результатам налоговой проверки, и после истечения 10 дней, предусмотренных для этого п. 2 ст. 70 НК РФ. Нарушение срока выставления требования не изменяет предусмотренного срока принудительного взыскания доначислений (ст. ст. 46, 47 НК РФ) <7>.

<7> Что конкретно указали арбитры в мотивировочной части данного решения, пока неизвестно. На момент подготовки журнала в печать текст Постановления не был опубликован, была известна лишь резолютивная часть данного документа.

Но это, к сожалению, отнюдь не означает, что процедура принудительного взыскания налогов, сборов (пеней и штрафов) в отношении конкретного налогоплательщика ограничена по времени. Как указывалось выше, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ сроки ее проведения могут быть существенно увеличены.

ВАС пришел на помощь

Налоговый орган в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, направил территориальному органу Росстата требование о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Сославшись на то, что согласно ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее — Закон N 282-ФЗ) запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа, не подлежит разглашению и распространению, может использоваться только в целях формирования официальной статистической отчетности, а не для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, Росстат отказался представлять налоговикам документы. В результате инспекция привлекла его к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Организация не согласилась с контролерами и обжаловала решение ИФНС в судебном порядке.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований заявителя, придя к следующим выводам. Инспекция, запросив у организации необходимые для осуществления налогового контроля документы о деятельности проверяемого лица, действовала в рамках, установленных ст. ст. 31, 82, 93.1 НК РФ. При этом отсутствие в действующем законодательстве порядка представления в налоговые органы первичных статистических данных не может служить достаточным основанием для отказа в исполнении требования инспекции о представлении документов (информации).

Арбитры согласились с заявителем, что в силу ст. 9 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные относятся к сведениям ограниченного доступа. Однако указанная норма права не содержит положений, устанавливающих, что соответствующие государственные органы не могут истребовать такую информацию в рамках контрольных мероприятий. Кроме того, ст. 102 НК РФ предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений, полученных проверяющими в ходе проверки.

В итоге ФАС ДВО Постановлением от 06.06.2012 N Ф03-2062/2012 признал отказ территориального органа Росстата представить истребованные документы неправомерным, а решение ИФНС о привлечении организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, — соответствующим закону.

Как видим, арбитры в ходе судебного разбирательства не ставили под сомнение правовую квалификацию совершенного плательщиком правонарушения. Не оспаривал ее и сам Росстат. Тем не менее он не смог смириться с решением судей и обратился за помощью к высшим арбитрам. И, как оказалось, не зря.

Хотя Президиум ВАС РФ и согласился с приведенными выводами нижестоящих судов, но в Постановлении от 05.02.2013 N 11890/12 отметил обстоятельства, которые они не учли

Принимая во внимание прямое указание, содержащееся в п. 6 ст

93.1 НК РФ, о наступлении ответственности за неисполнение требования налогового органа о представлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, по ст. 129.1, Президиум счел, что в действиях заявителя состав правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 126 НК РФ, отсутствовал. Таким образом, по мнению высших арбитров, налоговое правонарушение было квалифицировано неправильно, что является основанием для признания решения инспекции недействительным в части привлечения к ответственности.

<3> Данный судебный акт размещен на официальном сайте ВАС 07.05.2013.

Примечание. Если лицо, располагающее сведениями о проверяемом налогоплательщике, отказалось исполнить требование о представлении документов (сведений), к нему применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ.

Важно, что рассматриваемое Постановление содержит указание на возможность пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами. К сведению

В соответствии со ст. 312 АПК РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта

К сведению. В соответствии со ст. 312 АПК РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.