Оглавление
- Как получить допуск к гостайне
- Прекращение допуска к гостайне
- Порядок допуска к государственной тайне
- Как проходят закупки с гостайной по 44-ФЗ
- Практические шаги владельца тайны
- Допуск к информации
- Порядок предоставления доступа к гостайне
- Ограничения для тех, кто работает с гостайной
- Законодательное регулирование
- Как утвердить перечень
- Кто имеет доступ
- Ответственность за нарушение
Как получить допуск к гостайне
Многие считают, что для получения доступа к гостайне достаточно устроиться в любое силовое ведомство — и доступ к секретным документам обеспечен. Но на самом деле это не так: условный полицейский кинолог или полиграфолог может поступить на службу и через много лет уйти на пенсию, так и не увидев ни одного секретного документа.
Но в некоторых случаях допуск действительно можно получить в связи с назначением на должность без проведения проверки. Но не для всех, а только для следующих должностей:
- Членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
- Судей на период исполнения ими своих полномочий.
- Адвокатов, но не всех, а только тех, кто участвует в делах, связанных с гостайной. Допуск им дается только к материалам этого конкретного дела.
Для них специальная процедура допуска не предусмотрена: при назначении либо при допуске к делу их предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. Если нарушат режим секретности, этого достаточно, чтобы привлечь их к ответственности.
А для всех остальных граждан порядок сложнее: нужно получать допуск. Допуск — это серия мероприятий, во время которых человека проверяют.
Прекращение допуска к гостайне
Если человек уволился, ему закрывают доступ к гостайне. Такое решение имеет право принять должностное лицо, принявшее решение о допуске. Бывают и другие случаи, когда допуск прекращают. Но в любом случае для этого нужны основания: просто так по желанию руководителя прекратить допуск не получится.
Например, допуск могут закрыть по таким причинам.
Человек расторг трудовой договор или контракт в связи с организационными или штатными мероприятиями. Это возможно, когда, например, меняется структура предприятия или человек уволился по личным обстоятельствам.
Работник нарушил обязательства, которые связаны с защитой государственной тайны. Это необязательно связано с разглашением — иногда достаточно оставить совершенно секретный документ на рабочем столе и уйти домой. Это уже может быть основанием для прекращения допуска, а в большинстве случаев — и для увольнения.
Пример из суда. Женщина работала в военкомате Таловского района Воронежской области. В ее дежурство обнаружилась пропажа секретного документа. В результате женщине прекратили допуск к гостайне и, как следствие, уволили. Женщина обратилась в суд. Она считала, что раз ее вина в пропаже документа не доказана, то и увольнять ее нельзя. Но суд с ней не согласился: когда она заступила на дежурство, то под подпись секретный документ приняла, а потом его не оказалось. А раз подпись поставила в приеме, значит, ей и отвечать. Увольнение признали законным.
Бывает, что когда допуск оформляли, у человека все было в порядке и никаких ограничений не было. Но потом выясняется, что родственники выехали за границу или появилась судимость. А еще бывает, что человек при трудоустройстве обманул работодателя, например скрыл судимость. Даже если об этом станет известно позже, допуск тоже можно прекратить, а сотрудника — уволить.
В городе Полярный сотрудник при устройстве на работу в организацию скрыл сведения о судимости, но через некоторое время это выяснилось. Допуск к гостайне прекратили, а сотрудника уволили. Он с увольнением не согласился и обратился в суд. В суде он заявил, что допуск к гостайне — это вообще проблема работодателя, а не сотрудника, нельзя на таком основании увольнять. И вообще, работодатель был обязан предложить ему вакансии, которые не связаны с государственными секретами, пусть и в других городах.
Суд с мужчиной не согласился. Если есть основания для отказа в допуске — это не проблема работодателя, решить своими силами руководство предприятия это никак не может, и обязать его нельзя. Судимость — это основание для отказа в оформлении допуска. А то, что работнику других вакансий не предложили, так это потому, что их просто не было, и работодатель это документально подтвердил. Увольнение признали законным.
Но даже если допуск к гостайне прекращен — это не повод делиться с окружающими известными секретами. От ответственности это не освободит.
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
- члены Совета Федерации РФ,
- депутаты Государственной Думы РФ,
- судьи на период исполнения ими своих полномочий,
- адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.
Как проходят закупки с гостайной по 44-ФЗ
Информацию, которая относится к гостайне, не публикуют в ЕИС (ч. 4 ст. 4 № 44-ФЗ). Это правило касается измененных и расторгнутых контрактов, планов закупок и планов-графиков — их размещают на официальном сайте, исключая секретные данные.
Информацию о контрактах и банковских гарантиях, представленных как обеспечение заявок или сделок, содержащих гостайну, вносят в соответствующие закрытые реестры, минуя ЕИС.
В целом к таким закупкам закон № 44-ФЗ относит две ситуации. Во-первых, когда секретными являются нужды госзаказчика, для которых приобретают товары, работы или услуги. Во-вторых, когда сведения о самом предмете контракта не подлежат разглашению. Для всех таких торгов предусмотрены закрытые процедуры (ч. 2 ст. 84).
Если в первом случае проводят закрытый конкурс (аукцион), то извещение о самом тендере публикуют в ЕИС за 30 дней до вскрытия конвертов. При этом информация о предмете контракта должна содержаться в документации. В течение этого срока поставщики могут запрашивать ее у заказчика. Подобные запросы составляют в письменном виде с приложением необходимых документов (в т. ч. лицензии ФСБ). Ответ на запрос (документацию) покупатель должен предоставить просителю в течение трех дней. Услуга может быть платной (цена за изготовление копии).
Во втором случае извещение не требуется. Госзаказчик сам направляет приглашения подходящим участникам не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 85).
При закупках у единственного поставщика, в которых содержатся государственные секреты, извещение также не размещают в ЕИС.
Контролирует такие процедуры орган власти, уполномоченный в сфере гособоронзаказа.
Практические шаги владельца тайны
Сразу отметим, что согласно ст.3 Закона N 98-ФЗ обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо, которое не только владеет этой информацией на законном основании, но и ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.
Примечание. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (ст.3 Закона N 98-ФЗ).
Таким образом, организация, претендующая на наличие секретной информации, обязана принять меры по ее охране. Закон не ограничивает обладателя коммерческой тайны в выборе способов ее защиты. В соответствии с п.4 ст.10 Закона N 98-ФЗ для защиты конфиденциальности информации организация вправе применять технические средства и методы, не противоречащие законодательству РФ.
Однако прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги, организации необходимо решить, какую именно информацию и от кого нужно защитить. Спрятать документы от налоговых органов предприятие, конечно, не сможет. Согласно Закону представители госорганов имеют право получать сведения, отнесенные к коммерческой тайне. Вместе с тем введение особого порядка хранения, учета и доступа к некоторым видам документов позволит обезопасить фирму от конкурентов.
А теперь — о последовательности действий. Комплекс мер, которые обладатель конфиденциальной информации должен предпринять для ее охраны, прописан в п.1 ст.10 Закона N 98-ФЗ.
На первом этапе следует определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, и составить список «тайных» сведений. Включать в данный перечень информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами, не следует. Новый Закон дает возможность засекретить ту информацию, на которую такие права не зарегистрированы. Кроме того, нужно иметь в виду, что введение режима коммерческой тайны — дело трудоемкое. Поэтому, чем больше объем секретных данных, тем сложнее их оберегать, как следствие — дополнительные расходы и снижение оперативности работы сотрудников. Таким образом, необходимо, чтобы количество «особых» документов было разумным, а мероприятия по засекречиванию информации — обоснованы с финансовой точки зрения. Рекомендуется предварительно оценить экономический эффект от введения режима коммерческой тайны — то есть величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба. Если утечка информации действительно грозит компании убытками, то пренебрегать введением режимных мероприятий и экономить на них нецелесообразно. На этом же этапе нужно определить, как долго сведения, составляющие коммерческую тайну, будут актуальными.
Итак, перечень запрещенной для общего использования информации установлен и утвержден приказом руководителя. Начинается второй этап, цель которого — установление порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением этого порядка. Руководство издает соответствующие приказы и распоряжения, определяется список сотрудников, имеющих доступ к секретным документам, места хранения носителей «особых» сведений, назначаются ответственные за соблюдение режима коммерческой тайны.
В обязательном порядке следует внести изменения и дополнения в документы, регулирующие взаимоотношения с работниками и контрагентами (подробно эти вопросы будут рассмотрены ниже).
На завершающем этапе на всех документах, подшивках, папках, других носителях закрытой информации проставляется гриф «Коммерческая тайна», с указанием полного наименования и местонахождения юридического лица. Электронным документам, содержащим охраняемые сведения, необходимо присвоить пароли, которые следует сообщить только уполномоченным работникам под расписку.
После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер режим коммерческой тайны на предприятии считается установленным и обладатель информации, таким образом, получает права на нее и может предъявлять претензии в связи с ее незаконным использованием.
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, может быть и индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры. С целью охраны коммерческой тайны предприниматель должен:
- Нанести на документы, содержащие «тайную» информацию, гриф «Коммерческая тайна» с указанием своих фамилии, имени, отчества и места жительства.
- Вести учет лиц, получивших доступ к информации, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
- Внести соответствующие пункты в гражданско-правовые договоры с контрагентами.
Допуск к информации
Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).
Доступ к секретной информации государственной важности имеют:
- Председатель российского правительства.
- Генпрокурор РФ.
- Руководитель Администрации президента.
- Секретарь Совбеза РФ.
- Первый зам. председателя правительства.
- Заместитель председателя российского правительства.
- Министр финансов РФ.
- Руководитель аппарата правительства государства.
- Первый зам. Генпрокурора — председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
- Председатель российского Следственного комитета.
- Федеральный министр.
- Председатель Центризбиркома РФ.
- Председатель российской Счетной палаты.
- Председатель Центробанка страны.
- Президент РАН.
- Директор федеральной службы.
- Руководитель федерального агентства.
- Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
- Уполномоченный по правам человека в России.
- Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.
К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:
- Депутаты Госдумы.
- Члены Совета Федерации.
- Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
- Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.
Порядок предоставления доступа к гостайне
Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:
- Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
- Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
- Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
- Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
- Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
- Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.
Оформление допуска к гостайне
- Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
- Анкета, заполняемая самим сотрудником.
- Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
- Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
- Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
- Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.
Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.
Инструкция по оформлению
Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:
- Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
- Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
- Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
- Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
- Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.
С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.
Ограничения для тех, кто работает с гостайной
Надбавки, доплаты и льготы дают не просто так. Права должностного лица или обычного гражданина в этом случае можно ограничить. Причем ограничения могут действовать как в период допуска, так и после того, как человек перестал работать с гостайной.
Ограничения в правах могут быть такие:
- На выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре или контракте при оформлении допуска к гостайне. При этом могут обязать сдать заграничный паспорт работодателю либо отказать в выдаче нового, в том числе и после прекращения допуска.
- На распространение сведений, которые были государственной тайной. Например, после работы не получится написать книгу или статью. А еще можно ограничить право на использование открытий и изобретений, которые содержат такие сведения. В случае если человек изобрел принципиально новый двигатель, а его признали секретным, рассказать о своем изобретении никому не получится.
- На неприкосновенность частной жизни, но только в то время, когда проводятся проверочные мероприятия и оформляется допуск. В это время и у соседей человека можно справки навести, и послушать, о чем он по телефону говорит, без судебного решения. Когда проверка завершена и человек получил допуск, так сделать уже не получится.
Законодательное регулирование
Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе «О государственной тайне» №5485-1 (1993), ст. 8.
Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну
Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: «особая важность», «совершенно секретно» и просто «секретно».
Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.
Как утвердить перечень
Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.
1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:
- планируемых сделках и контрагентах;
- маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
- научно-технических и технологических решениях;
- производственных секретах (ноу-хау);
- механизмах ценообразования;
- хозяйственной деятельности;
- бухгалтерской отчетности.
2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.
Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:
- Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.
На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:
- определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
- устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
- учитываются лица или должности, получившие допуск;
- устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
- документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.
Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.
Кто имеет доступ
Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.
Ответственность за нарушение
Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:
- уголовную: сбор и огласка данных коммерческого, банковского или налогового характера карается по ст. 183 УК РФ штрафом, принудительными работами или ограничением свободы;

Эта тема закрыта для публикации ответов.