Государство как субъект гражданского права

Алан-э-Дейл       05.01.2023 г.

Оглавление

Органы Российской Федерации, осуществляющие ее гражданские права и исполняющие ее гражданско-правовые обязанности)

Традиционно основным органом, в лице которого советское российское государство принимало участие в гражданских право отношениях, было Министерство финансов. Это было вполне объяснимо и логично в условиях отождествления понятия государственной казны с государственным бюджетом. В настоящее время в гражданский оборот вовлекаются не только бюджетные средства, но и иное, нераспределенное между унитарными предприятиями и публичными учреждениями имущество, в частности — государственные земли, находящиеся на них здания и сооружения, жилищный фонд и иное имущество, подлежащее приватизации. По этой причине сегодня в сфере участия Российской Федерации в имущественных отношениях можно констатировать своеобразное «разделение властей», хотя сфера распоряжения бюджетными средствами, а также — сфера сбора так называемых «внебюджетных поступлений» (обращение в государственную собственность бесхозяйного имущества, открытых кладов, а также имущества, изымаемого в государственную собственность по иным законным основаниям) по прежнему осталась за Министерством финансов РФ и его территориальными органами.

Приватизация, управление и распоряжение иным государственным имуществом (прежде всего — недвижимым) и земельными ресурсами внутри России, в том числе — закрепление имущества за создаваемыми Российской Федерацией унитарными предприятиями и публичными учреждениями, осуществляются Министерством имущественных отношений Российской Федерации (Минимуществом России) и его территориальными органами).

Управление федеральной собственностью, прежде всего — за рубежом, в том числе и совершение сделок по поводу зарубежного имущества, составляющего федеральную собственность, с иностранными организациями и, прежде всего, публичными образованиями, управление государственным внутренним и внешним долгом, осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 14, 15 и 21 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г., ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Широко распространена практика делегирования российским Правительством своих полномочий органам Минимущества, Минфина и ЦБ РФ.

Кроме того, для осуществления имущественных гражданских прав Россиской Федерации за границей при российских посольствах созданы и действуют торговые представительства, торговые советники и торгово-экономические отделы, функционирующие на основании Положения о торговых представительствах СССР за границей, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1989 г. № 10245-XI115.

Отдельные функции по управлению имуществом Российской Федерации и ее представлению в гражданских правоотношениях выполняют Министерство культуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, некоторые иные министерства и ведомства, созданные по отраслевому признаку, а также — Управление делами Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью

Ст. 1298 ГК устанавливает возможность определенных условий в контракте по созданию произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как единолично заказчику, так и последнему наряду с исполнителем. В случаях, когда оно остается за автором, заказчик получает простую лицензию на использование произведения бесплатно.

В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права могут также принадлежать заказчику, однако такое условие должно содержаться в контракте. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к изъятым из оборота объектам, если доведение до применения финансируется РФ, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований


По общему правилу, публично-правовые образования могут отвечать своим имуществом в рамках взятых на себя обязательств. Так же как и другие субъекты гражданско-правовых отношений, госорганы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций и предприятий, а также иных публично-правовых образований. Исключением из этого правила является прямое поручительство или гарантии этих субъектов гражданского права.

Кроме того, при выполнении обязательств не всякое имущество может быть отчуждено у государства. Существуют виды имущества, которое может находиться только в исключительной собственности государства. Например, недра и природные ископаемые.

У публично-правовых образований есть специфический вид ответственности.

Эти субъекты гражданских правоотношений несут ответственность за вред, причиненный их действиями при выполнении основной функции — управления государством. Например, при принятии нормативных актов, ухудшающих положение того или иного субъекта правоотношений, местных законов, не соответствующих конституции или федеральному законодательству и т. д.

Физические лица как субъекты гражданского права

Правоспособность физического лица возникает с его рождением и исчезает с его смертью. Дееспособность может быть реализована по достижении 18 лет и предполагает осознанное принятие решений и ответственность.

Гражданская правоспособность

Права, составляющие содержание правоспособности, заключаются в следующем:

  • право на обладание имуществом;
  • право наследования;
  • предпринимательская деятельность;
  • совершение сделок;
  • возможность создания юридического лица;
  • выбор места жительства;
  • авторское право.

Лишение гражданина субъективных прав в законном порядке не является ограничением его правоспособности.

Гражданская дееспособность

Дееспособность граждан подразделяют на несколько уровней:

  • Полностью недееспособны дети до 6 лет, от их имени действуют родители либо опекуны.
  • Недееспособные в возрасте от 6 до 14 лет не могут совершать сделки без специального оформления. Но в этом возрасте является обязательным согласие ребенка на усыновление.
  • Частично дееспособны подростки от 14 до 18 лет. С согласия родителей они могут распоряжаться финансовыми средствами, авторскими правами. По закону несут ответственность за причиненный ущерб.
  • Полностью дееспособным гражданин становится по достижении совершеннолетия, либо с 16-ти лет по эмансипации (работает по трудовому договору) или по причине вступления в брак. Он обладает всеми правами и обязанностями гражданина.

К особым случаям ограничения дееспособности совершеннолетних относят:

  • Полностью недееспособными признаются лица, страдающие психическими заболеваниями. Все сделки от их имени совершаются опекуном.
  • Ограниченно дееспособны лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Сделки они совершают с согласия попечителя.

В обоих случаях вопрос об ограничении дееспособности решает суд.

Правосубъектность публично-правовых образований

И государство в целом, и отдельные его части, относятся к субъектам гражданско-правовых отношений (ГК РФ, ст. 124). Соответственно, на их действия распространяются законодательные нормы, действующие и на других участников таких отношений — юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным правилам, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений.

Несмотря на то, что правила гражданско-правовых отношений устанавливает государство, у властных структур нет и не должно быть особых преференций по отношению к другим субъектам таких взаимоотношений.

Вместе с тем, для публично-правовых образований характерны некоторые особенности законодательного регулирования. Связано это, прежде всего со спецификой таких субъектов гражданских правоотношений.

Основной задачей госорганов (муниципалитетов) является управление государством в целом либо отдельными его частями. То есть выполнение функции администрирования на той или иной территории. Поэтому и возникновение гражданско-правовых отношений, и вступление в них публично-правовых образований носит второстепенный характер и связано с обеспечением выполнения основной функции.

Кроме того, специфика госуправления создает специфические правовые отношения, не характерные для других участников гражданско-правовых отношений. Это финансирование государства через налоги и государственные ценные бумаги, порядок отчуждения госимущества, администрирование государственной собственности и т. д. Такие специфические отношения регулируются отдельными законодательными нормами.

Совокупность всех этих условий и определяет специфичность правосубъектности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права.

Юридические лица

Имущественные отношения (купля-продажа, мена, аренда и т. п.) возникают как между гражданами, так и между организациями. Эти отношения также нуждаются в правовом регулировании. Для обеспечения устойчивости и надежности регулирования данных отношений необходимо не только определение прав и обязанностей их участников, но и определение того, какие организации вправе в них участвовать. Этим целям служит понятие юридического лица. Быть субъектом права, т.е. приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности, вправе только те организации, которые являются юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).

Выделяются следующие четыре признака юридического лица: 1) организационное единство; 2) обособленность имущества; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) выступление в гражданском обороте от своего имени.

Требование организационного единства юридического лица — это обязательное условие для существования организации как субъекта права, поскольку в противном случае станет невозможным определение того, кто же является носителем гражданских прав и обязанностей. Организационное единство юридического лица закрепляется в его уставе, штатном расписании.

Обязательной предпосылкой участия в имущественных отношениях является наличие у юридического лица определенного имущества. При этом это имущество должно быть обособлено от имущества других организаций, в том числе от имущества их учредителей. Имущество кооператива обособлено от имущества членов кооператива, имущество одного государственного унитарного предприятия, являющегося юридическим лицом, — от имущества других государственных юридических лиц и т.д. Об обособленности имущества юридического лица свидетельствует самостоятельность его баланса (сметы), наличие счета в банке.

Самостоятельная имущественная ответственность как признак юридического лица является следствием его имущественной обособленности. По своим долгам юридическое лицо обязано отвечать принадлежащим ему имуществом. Учредители и участники юридического лица, в том числе и собственники его имущества, по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей, участников и собственников. Исключения из этого правила могут быть только в случаях, предусмотренных ГК или учредительными документами юридического лица. Например, по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества может нести ответственность Российская Федерация (ст. 56 ГК РФ).

Обособленность имущества и принцип имущественной ответственности обусловливают наличие у юридического лица еще одного признака — выступление в гражданском обороте от своего имени. Участники имущественных отношений должны точно знать, кому принадлежат те или иные права, на ком лежит та или иная обязанность. Для этого установлено правило, что юридические лица должны действовать от своего имени. Наименование юридического лица устанавливается при его создании. В наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму.

Понятие и виды субъектов гражданского права

Субъекты гражданского права — участники гражданских правоотношений, обладающие правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это способность лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Граждане РФ, в том числе иностранцы и лица без гражданства, наделяются правоспособностью в момент рождения, юридические лица — в момент государственной регистрации, а государственные и муниципальные образования — в момент их образования в соответствии с нормами конституционного права. Правоспособность нельзя путать с субъективным правом, которое всегда конкретно и возникает исключительно в рамках конкретного гражданского правоотношения.

Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Физические лица наделяются ею в 18 лет (по общему правилу), а юридические лица и государство — одновременно с правоспособностью. Элементами дееспособности являются сделкоспособность (способность самостоятельно совершать сделки) и деликтоспособность (способность нести ответственность за гражданское правонарушение) .

Публично-правовые образования: что это

Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.

С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.

Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.

Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:

  • само государство — Российскую Федерацию;
  • отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
  • муниципалитеты.

Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.

Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.

Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.

Государство как субъект гражданского права

В качестве государства в гражданском обороте участвуют Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Хотя последние и не попадают под определение государства.

Государство участвует в гражданских правоотношениях в лице государственных и муниципальных органов власти и юридических лиц, управомоченных на то государственными органами (например, унитарные предприятия).

В гражданских правоотношениях оно равноправно с другими субъектами — физическими и юридическими лицами.

Вместе с тем государство является специфическим субъектом гражданских правоотношений, так как не только участвует в них, но и само устанавливает «правила игры». К тому же оно обладает суверенитетом, едино и неделимо.

Государство в обязательном порядке имеет также иммунитет, то есть неприкосновенность. Оно отвечает по обязательствам своим имуществом, кроме:

  • государственного и муниципального имущества, изъятого из оборота;
  • имущества, закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Юридические лица, учрежденные государством, не отвечают по обязательствам государства. Это императивная норма.

Государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, кроме ситуаций, предусмотренных законом (например, в случае с федеральными казенными предприятиями). РФ и ее субъекты не отвечают по обязательствам друг друга, за исключением случаев поручительства, которое является способом обеспечения исполнения обязательств.

показать содержание

Публично-правовые образования: что это

Любые структуры, созданные для управления государством или отдельными его частями, выполняют функцию публичной власти. Они организовывают определенный порядок на подконтрольной территории, исполняют социальную функцию и решают другие проблемы, находящиеся в ведении государства.

С другой стороны, для решения вопросов, находящихся в ведении этих органов, необходима и хозяйственная деятельность. Поэтому органы власти не только создают нормы и правила (законодательство), но и подчиняются им.

Специфика выполняемых функций и вовлеченности властных структур в гражданско-правовой оборот порождает необходимость выделения их в отдельный вид субъектов правовых взаимоотношений — публично-правовые образования.

Хотя российское законодательство и не содержит четкого определения таких образований, на основании правовых теорий, международных документов и правоприменительной практики, к ним относят:

  • само государство — Российскую Федерацию;
  • отдельные территориальные образования в виде субъектов РФ;
  • муниципалитеты.

Примерами публично-правовых образований являются органы исполнительной власти. Вместе с тем, не все исполнительные органы принимают непосредственное участие в гражданско-правовых взаимоотношениях.

Например, глава муниципального образования может выступать как самостоятельный субъект, а вместо Президента РФ действует его управление делами, администрация и т. д.

Кроме того, органы власти могут создавать отдельные организации, учреждения, которые действуют от их имени и по поручению госоргана.

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав — механизм реализации мер по защите субъективных гражданских прав и интересов.

Выделяют две основные формы защиты:

  • неюрисдикционную;
  • юрисдикционную.

Неюрисдикционная форма защиты осуществляется самостоятельно частным лицом, чьи права нарушены или оспариваются. Юридсдикционная формаможет быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

Формы защиты прав:

  • административная;
  • судебная;
  • самозащита.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Способы защиты гражданских прав

Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, под которыми традиционно понимают предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. При этом содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав, сформулированный как открытый (неисчерпывающий), ограничивается указанием на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.

Судебная практика нередко прибегала к расширению указанного перечня, в частности, допустив возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной или иска о признании договора незаключенным.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

  • Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права
  • Признание оспоримой сделки недействительной
  • Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления
  • Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).
  • Возмещения убытков и взыскания неустойки
  • Компенсации морального вреда

Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решения.

  1. Субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, т. е. его принципам. 
  2. Субъекты гражданского права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту.

Правосубъектность публично-правовых образований

И государство в целом, и отдельные его части, относятся к субъектам гражданско-правовых отношений (ГК РФ, ст. 124). Соответственно, на их действия распространяются законодательные нормы, действующие и на других участников таких отношений — юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования подчиняются тем же законодательным правилам, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений.

Несмотря на то, что правила гражданско-правовых отношений устанавливает государство, у властных структур нет и не должно быть особых преференций по отношению к другим субъектам таких взаимоотношений.

Отграничение Гражданского права от других отраслей права

Рассмотренные специфические признаки имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, позволяют отграничить их от имущественных отношений, регулируемых иными отраслями права. В то же время каждая отрасль отличается и каким-либо своим признаком.

Гражданское и административное право. Представление о гражданском праве будет более полным и ясным в случае его четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными

отраслями права. Любая деятельность человека требует определенной организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются организационные отношения. Те организационные отношения, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с возникающими там же имущественно-стоимостными отношениями. Так, для занятия строительной деятельностью необходимо получить лицензию от компетентного органа государственного управления.

Гражданское и трудовое право. Для разграничения гражданского и трудового права принципиальное значение имело то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в нашей стране концепцией рабочая сила не признавалась товаром. Соответственно считались утратившими стоимостный характер и имущественные отношения, возникавшие по поводу трудовой деятельности человека (трудовые отношения). Поэтому их правовое регулирование осуществлялось не гражданским, а трудовым правом, в котором не применяется метод юридического равенства сторон, а отдается приоритет юридическим интересам работника.

Гражданское и природоресурсовое право. Поскольку земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты не созданы трудом человека, а даны ему самой природой, долгое время считалось, что возникающие по поводу природных объектов отношения также лишены стоимостного признака и поэтому должны регулироваться нормами особой отрасли, именуемой природоресурсовым правом.

Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Гражданское и семейное право. Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Между отдельными членами семьи также складываются имущественные отношения. Однако в силу особого характера имущественных отношений между членами семьи они утрачивают стоимостный признак. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Потому имущественно-семейные отношения регулируются нормами семейного, а не гражданского права. Между членами семьи могут возникать не только имущественные, но и неимущественные отношения. В отличие от личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они складываются между конкретными, строго определенными членами семьи. В рамках этих неимущественных отношений не происходит индивидуализации гражданина как личности посредством выявления его нравственных и иных социальных свойств. Поэтому данные отношения также регулируются семейным, а не гражданским правом. Впрочем, сейчас происходит сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями. В частности, допускается заключение между супругами брачных контрактов, возможен переход от общей совместной собственности супругов к долевой собственности и т.п. Это нашло свое внешнее проявление в том, что целый ряд норм, которые традиционно “прописывались” в актах брачно-семейного законодательства, оказались включенными в ГК РФ.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.