Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Специфика деятельности высшего должностного лица субъекта РФ

Для полномочий высшего должностного лица субъекта РФ в ряде ситуаций свойственно досрочное прекращение. Оно может быть из-за выражения недоверия ему рядом законодательных органов госвласти субъектов РФ, в ситуациях, когда суд признает его недееспособным, когда данное лицо утрачивает гражданство РФ и т.д.

Для законодательного органа госвласти субъекта РФ допустимо обозначить свое недоверие относительно высшего должностного лица в ситуациях, когда им были изданы акты, которые противоречат законодательству РФ и субъектов РФ, в ситуациях, когда ряд противоречий установил суд, и не они не были устранены в течение месяца с того момента, когда судебное решение вступило в силу и т.д. После решения законодательных органов о недоверии наступает немедленная отставка данного лица.

Замечание 4

Для Президента РФ допустимо использовать в отношении высшего должностного лица субъекта РФ ряд мер воздействия. Речь идет о предупреждении, отрешении от должности

В ситуациях, когда используются данные меры, для Президента РФ важно назначить лицо, которое будет временно исполнять обязанности высшего должностного лица субъекта РФ

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Органы исполнительной власти в субъектах РФ: понятие, виды, правовой статус, компетенция

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят в единую систему исполнительной власти государства (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Важную роль в этой системе играют республиканские правительства и возглавляемые ими министерства, ведомства и государственные комитеты, а также администрации (правительства) и главы администраций (губернаторы) краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.

В соответствии с республиканскими Конституциями и законами о Правительстве в их состав входят Председатель (Премьер-министр), его заместители, министры, председатели государственных комитетов и руководители иных республиканских ведомств. В большинстве республик

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия парламента, а его заместители и другие члены Правительства – Президентом республики по предложению вновь назначенного Председателя Правительства. В ряде республик не предусмотрено создание Правительства.

Органы исполнительной власти республик обладают обширной компетенцией. Она определяется республиканскими конституциями и законами о правительствах и, в целом, сходна с полномочиями Правительства Российской Федерации с учетом, конечно, масштабов деятельности.

Иначе формируются органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Здесь весьма важную роль играет глава администрации (губернатор), который, вне зависимости от того, избран ли он населением региона или назначен Президентом России, формирует администрацию (правительство) и руководит всеми органами исполнительной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Глава администрации (губернатор) края, области, города федерального значения и автономного образования является высшим должностным лицом региона. Он может быть освобожден от должности Президентом России в случае письменного заявления об отставке, утраты гражданства Российской Федерации, вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда, признания его недееспособным по решению суда, а также в случае, когда он не справляется с возложенными на него обязанностями.

Формируемые главой администрации правительства (администрации) могут включать в себя различные отраслевые органы государственного управления региона.

Среди них, как правило, департаменты (комитеты, отделы) по управлению краевым (областным и т. д.) имуществом, по строительству, труду и занятости, финансам, образованию, науке и культуре, социальному обеспечению и т. д.

В интересах реализации принципа разделения властей на региональном уровне действующим законодательством достаточно четко определены взаимоотношения глав администраций (губернаторов) с соответствующими законодательными (представительными) органами. Законодательный (представительный) орган власти региона вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в изданные им акты, либо их отмене в случае противоречий этих актов законам края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Особо следует остановиться на характере взаимоотношений главы администрации региона с федеральными органами исполнительной власти.

Указанные взаимоотношения базируются на том, что глава администрации входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Он подчиняется Президенту и Правительству России по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. 71, 72) к ведению Федерации и совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов.

Существенную роль в укреплении организационного единства системы исполнительных органов власти в России призваны сыграть полномочные представители Президента России в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе. Они назначаются Президентом России, подчиняются ему и действуют в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в субъекте Федерации.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в системе органов исполнительной власти

Президент формально не является главой исполнительной власти. Однако он, как мы говорили выше, напрямую руководит рядом министерств и служб.

Кроме того, в отношении всех органов исполнительной власти глава государства осуществляет следующие полномочия:

  • назначает Председателя Правительства РФ после утверждения его кандидатуры Госдумой;
  • решает вопрос об отставке Правительства РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • производит назначение и освобождает от должности его заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров после утверждения Госдумой их кандидатур;
  • издает указы и распоряжения;
  • имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти (в т. ч. субъектов РФ) в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам страны и в других установленных законом случаях.

Вам может пригодиться статья на сайте КонсультантПлюс «Проблема осуществления полномочий: указы и распоряжения Президента Российской Федерации». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Государственный совет

Для содействия реализации Президентом РФ своих полномочий в 2000 году был создан совещательный орган – Государственный совет

Перед оргнами поставлены задачи по обсуждению проблем, имеющих важное государственное значение, по содействию Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами власти и т.д

Госсовет возглавляет глава государства. В состав органа входят также Председатели Совета Федерации и Госдумы, руководители фракций в Госдуме, главы субъектов РФ, полномочные представители главы государства в федеральных округах (п. 7 указа Президента РФ «О Государственном Совете РФ» от 01.09.2000 № 1602).

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ ст. 83 основного закона была дополнена п. «е.5», в соответствии с которым Президент РФ формирует Госсовет. Ранее в Конституции РФ про этот орган не говорилось.  

Важно! 11.11.2020 Госдума приняла в первом чтении законопроект о Госсовете. В соответствии с ним Госсовет не совещательный, а конституционный орган, созданный для взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики

В его задачи входит:

  • подготовка для главы государства предложений по вопросам госстроительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления;
  • рассмотрение проектов законов и указов Президента РФ;
  • обсуждение основных параметров проекта закона о федеральном бюджете и т.д.

Обратите внимание! В состав Госсовета войдут премьер-министр, руководитель администрации Президента, председатели Госдумы и СФ, руководители регионов. По решения Президента РФ в его состав могут быть включены представители партий, имеющих фракции в Госдуме и представители местного самоуправления

Возглавлять орган по-прежнему будет глава государства.

***

Итак, мы изучили систему и структуру органов исполнительной власти РФ, принципы их формирования. В России систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство. Все органы данной ветви власти можно разделить на 2 уровня: федеральные и субъекта.

Органы МСУ не относятся к органам исполнительной власти, хотя активно с ними взаимодействуют и даже могут исполнять часть властных полномочий последних (при наличии соответствующего административного соглашения). 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Субъекты исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

  1. Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
  2. равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
  4. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  5. главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
  6. правительства субъектов РФ;
  7. иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

  1. число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
  2. субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
  3. должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
  4. органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
  5. государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

показать содержание

Особенности разделения

Субъекты исполнительной власти разделяются на несколько подвидов, каждый из которых обеспечивается определенными особенностями и обязанностями. А именно:

  • Демократическое государство Российская Федерация со своим суверенитетом и гражданами.
  • Каждое подразделение, входящие в состав России, имеющее централизованную власть и поддержку Конституции.

В первом случае власть и ее законные основания распространяются на всю территорию

Неважно, это какой-то остров в океане или анклав Калининграда. Каждый принятый закон, любые положения и их обоснования берутся за основу и действуют по всей территории РФ

Вся исполнительная власть сосредоточена в Москве, что значительно упрощает координацию и взаимодействие чиновников с народом. Любые обращения стекаются туда и рассматриваются в установленном законом порядке.

Во втором случае субъекты исполнительной власти имеют не такой размах. Они больше руководствуются уже созданными правилами, нормативно-правовыми актами и положениями. Но бывает автономия. В этом случае у региона есть своя конституция, которая, по федеральному закону и положению, не может отличаться от общей. А все вытекающие особенности исходят из конкретных региональных обычаев и жизненных устоев. Они, как правило, касаются религии и традиций, но не учреждений, где предусмотрены общие государственные стандарты и культура. То есть в регионах, где преобладающей религией является ислам, девушки носят хиджаб, но при входе в школы или детские сады его снимают. Либо это относится к местам и учреждениям с узкоспециализированной наклонностью.

Субъектами исполнительной власти являются все образования на территории РФ. Они полностью подчиняются всем конституционным законам и правовым актам.

Также не стоит забывать и про дополнительные разрешения, которые определяются индивидуальными особенностями и не идут в разрез с общими правилами.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума. 

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

6) Осуществляет управление федеральной собственностью;

7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Понятие органа государственной власти

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Отметим также, что в Конституции РФ и в законодательстве получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган. Мы исходим из их тождества.

Для органа российского государства характерны особые черты, закрепленные Конституцией России. В Российской Федерации порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативными правовыми актами. Этот признак органов государственной власти предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов. Органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ, которая предусматривает, что порядок образования органов должен быть определен федеральным законом. Только федеральным конституционным законом или федеральным законом учреждаются органы судебной власти. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами Президента РФ. Конституциями и уставами субъектов Российской Федерации устанавливаются система их органов власти.

Орган всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим конституционным признаком органа государственной власти является его компетенция, которая является юридическим выражением его функций.

Орган государственной власти всегда наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию — круг предметов ведения, границы которого очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал своей власти и не вторгался в сферу других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при создании органа, хотя впоследствии может и меняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она подчеркивает его самостоятельность.

Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие юридическую силу, и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие на правоприменительную деятельность.

Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах. Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов Российской Федерации.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ

Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов

Согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть осуществляют следующие органы: Президент России, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, суды РФ. Этот перечень соответствует определенным главам Конституции РФ, в которых достаточно конкретно определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями. Однако орган может быть в лице одного человека: Президент РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека и другие единоличные органы.

Наряду с органами государственной власти, в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую природу, не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков органов государственной власти: они также имеют властные полномочия, определенный порядок создания и деятельности.

Специфика наименований законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ

Можно проследить определенную логику в многообразие названий законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особо оригинальны среди субъектов РФ в обозначение наименований высших законодательных (представительных) органов госвласти ряд республик. Речь идет о Государственных советах в Татарстане, Народном хурале в Бурятии, Законодательном собрании в Карелии и т.д.

Среди самых распространенных названий – Законодательные собрания и Думы.

Учреждение многих субъектов РФ было осуществлено однопалатными высшими законодательными органами. В состав Парламента Чеченской Республики входит две палаты. Речь идет о Совете Республики и Народном Собрании.

Существует несколько ключевых групп по числу депутатов высших законодательных органов субъектов РФ. Речь идет о крупных, средних и малых группах.

Большинство субъектов РФ сегодня имеют высших должностных лиц, представляющих субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральной властью и рядом иных субъектов РФ. Практически всегда для данного лица субъекта РФ свойственно и возглавлять и руководить исполнительной властью. В некоторых субъектах Федерации для данного лица свойственно именоваться губернатором или выступать в качестве главы администрации.

Замечание 3

В Москве в качестве высшего должностного лица выступает мэр города.

Для большинства субъектов РФ свойственно называть правительством или администрацией высший коллегиальный орган исполнительной власти.

Особую роль при правовом анализе работы и организации государственной власти в субъектах РФ играет ряд решений конституционного суда субъекта РФ. Исследуя акты данных органов, можно сформировать мнение относительно проблем правового регулирования и практики того, как организована система органов гос власти субъектов РФ, которые возникают со стороны ряда регионов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.