Муниципальные образования: порядок образования, преобразования и упразднения. границы муниципальных образований

Алан-э-Дейл       24.10.2022 г.

Что такое муниципальная собственность — охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований

Муниципальная форма собственности – это определение имущественного комплекса, принадлежащего муниципалитету. К этой категории могут относиться недвижимость, движимые ресурсы, земельные наделы. Все, что относится к муниципальной собственности, контролируется муниципальными образованиями, местным самоуправлением, в соответствии с их компетенцией. Муниципальной собственностью принято называть отдельный вид владения имуществом, который существует параллельно с государственным типом владения. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее не всему государству, а конкретным единицам. Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать, различая государственный и муниципальный тип владения:

Муниципальное имущество – это собственность, на которую государственная единица имеет свое унитарное право. Юридические особенности, характер этих объектов делает их схожими на владения государства. Задача обоих видов принадлежности имущества заключается в обеспечении общественных, не частных интересов

Но между этими понятиями есть ряд различий, которые также важно учитывать. К субъектам муниципальной собственности относятся села, области, административные центры и прочее

Субъект госсобственности – страна, государственное образование, властная структура, не имеющая отношения к обществу. Муниципальное образование часто подразумевает народ, жителей населенного пункта. Они имеют возможность самостоятельного управления, выбирают правящие звенья, регулируют управленческие процессы.

Автономный городской или сельский рычаг самостоятельного управления владеет, распоряжается, использует городское или областное имущественное владение. Управленческие функции выполняет местное самоуправление. Объекты, принадлежащие муниципалитету, подразделяются на несколько категорий по тому же принципу, что и державные владения:

  • Владения, которые не закреплены за областным учреждением, заведением или предприятием. Они относятся к муниципальной казне отдельного поселка, города или округа. Для таких владений характерно наличие весомого производственного значения. Это, преимущественно, социальные объекты: культурные центры, медицинские учреждения, образовательные заведения.
  • Владения муниципальных предприятий и заведений, которые обеспечивают оперативное управление и хозяйственное ведение деятельности городских или поселковых властей.

Имущественная база, принадлежащая муниципалитету, удовлетворяет потребности народа, основанные на проживании на определенной площади в соответствующем поселке или городе. Она также нацелена на материальное и финансовое обеспечение деятельности местных властей. Всю собственность, принадлежащую городу или другому образованию, сложно предназначить по стоимостным, количественным признакам к государственным владениям. Муниципальные владения всегда являются более ограниченными, чем собственность в государственном масштабе. 

Городское самостоятельное управление обладает уникальным экономическим столпом. Это имущественная база, городской бюджет, имущественное право. Принадлежность муниципалитету находится под защитой государства, ее охраняет федеральный законопроект. 

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе – его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Администрация муниципального образования

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Нормативно-правовая база полномочий органов местного самоуправления

Основываясь на данных положениях, можно сказать о том, что местные органы самоуправления наделены двумя видами компетенций: собственной и делегированной.

Первая регулируется законодательством страны (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), а также подзаконными нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного уровней. 

Вторая же компетенция — это государственная компетенция (компетенция Российской Федерации либо ее субъекта), которая передана местному самоуправлению (муниципальному образованию) посредством федерального закона или закона субъекта РФ соответственно.

Другие важные задачи местного самоуправления обозначены и в других статьях Конституции. 

Пример

Согласно 40-й статье, органы местного самоуправления способствуют жилищному строительству, а также стараются создать все условия для реализации права на жилищные условия для малоимущих категорий лицо либо другим, указанным в законе, гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условиях. Они могут претендовать на получение бесплатного (либо за доступную плату) жилища из жилищных фондов муниципалитета согласно законодательству страны. 
А 41-я статья предусматривает оказание медицинской помощи жителям в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается на безвозмездной основе.
В 43-ей же статье дается гарантия общей доступности и отсутствии платы за основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Закон, касающийся местного самоуправления, утвержденный в 2003 году, в третьей главе регулирует вопросы местного масштаба населенного пункта либо муниципального района (округа), должностные обязанности органов местного самоуправления для их решения, а также права органов местного самоуправления решать перечень вопросов, которые не имеют отношения к вопросам местного масштаба; 4-я же глава подразумевает передачу органам местного самоуправления специальных государственных полномочий.

Данный подход законодателя к созданию и закреплению компетенций местного самоуправления дает возможность устанавливать минимально возможный перечень функций и полномочий, который свойственен его природе и гарантирован федеральным законом, уточнить его касательно особенностей субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также передать на уровень местного самоуправления некоторые специальные полномочия, которые характерны для государственных органов, но наиболее эффективно исполняются на местном уровне, сохраняя при этом функцию государственного контроля за достоверным и законным исполнением данных полномочий.

Вопросами местного масштаба в вышеназванном законе считаются такие вопросы, которые непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых по Конституции и федеральному закону реализуется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Названный Закон подробно разграничивает вопросы местного значения на каждом из уровней территориальной организации местного самоуправления (будь то населенный пункт либо его часть/округ) согласно объективным возможностям муниципального образования и требованиям государственной политики в различных отраслях.

Он также подразумевает право муниципальных образований на решение иных вопросов, которые не находятся в компетенции органов местного самоуправления иных муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции законодательством Российской Федерации, лишь силами финансов местных бюджетов (исключая субвенции и дотации, предоставляемые из бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта России).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.

Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.

Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Формы обращения

Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:

  • Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
  • Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
  • Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
  • Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.

Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.

Местное самоуправление

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени

Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Основные моменты местного самоуправления

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

— участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;

— участие граждан в местных референдумах;

— участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

— обращение граждан в органы местного самоуправления;

— самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

— иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

Права и обязанности

Стоит учитывать, что права и обязанности структур местного управления имеют тесную взаимосвязь с предметами их ведения. Так, если при определении данных предметов актуальным становится ответ на вопрос, в каких сферах жизни местного общества орган является компетентным, то обязанности и права характеризуют границы возможностей структуры в той или иной области муниципальных отношений. Федеральным законом от 2003 года касательно общих принципов организации местной власти закрепляются правила правового регулирования и осуществления компетенции органов местного самоуправления:

  • Список вопросов местного характера может быть изменен лишь посредством внесения соответствующих дополнений и изменений в представленный закон.
  • Финансовые обязательства, которые возникают по причине решения проблем местного плана, выполняются за счет денежных средств бюджетов местного уровня. При этом федеральные законодательные акты, а также законодательные акты субъектов не могут включать в себя положения, которые определяют объем расходов, покрываемых средствами бюджетов местного уровня.
  • Правовое регулирование ответственности должностных лиц и структур местного самоуправления, их прав и обязанностей включается в число полномочий органов федерального значения, а также органов гос. власти субъектов РФ.
  • Согласно вопросам местного характера должностные лица и органы местного управления принимают правовые акты муниципального типа. Стоит дополнить, что данные документы являются обязательными для исполнения на всей территории соответствующего формирования муниципального типа.
  • При решении вопросов местного характера органы местного самоуправления в полномочиях соответствующего ранга и их пределах могут заключать соглашения и договора. Например, для формирования объединений межмуниципального значения.
  • Структуры местного управления имеют право – согласно уставам муниципальных образований – решать, привлекать ли граждан к исполнению работ, значимых для общества, на добровольной основе (например, к дежурству или уборке территории). Стоит дополнить, что к социально-ориентированной может быть отнесена только деятельность, которая не требует профессиональной подготовки. К реализации подобных активностей могут быть привлечены трудоспособные совершеннолетние граждане во время, свободное от учебы или основной работы, при условии безвозмездности труда не более чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, продолжительность этих работ не должна превышать 4-х часов без перерыва.
  • Допустимость подчиненности структуры или должностного лица местной власти одного муниципального формирования представительному органу местного самоуправления другого муниципального формирования.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.