Статья 80. налоговая декларация, расчеты

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ, обращаться за зачетом и возвратом допускается в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы есть возможность тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

Получив такое заявление о зачете переплаты по налогам, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Обычно, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности

Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

> Итоги

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам, с 01.10.2020 утрачивает силу (см. п. 22 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).

С 1 января 2021 года заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме не только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ. По общему правилу, установленному ст. 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Федеральный закон № 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей), абз. 3 п. 5 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ (установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога), начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Кто обязан принять жалобу на налоговую структуру?

Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ, жалоба на ИФНС оформляется на имя вышестоящего налогового органа, но направляется в инспекцию, которая совершила неправомерное действие (бездействие) или вынесла необоснованное решение. После подачи заявления отвечающая сторона перенаправляет документ в вышестоящую инстанцию.

Иными словами, при фиксировании нарушений, допущенных региональными отделениями, заявление подается первоначально в местный орган, а затем жалоба поступает в Управлении ФНС по городу (в Федеральную налоговую службу).

Также жалобы принимает:

  • Суд. Инстанция имеет право выносить решение по любым искам от любых заявителей. Подача заявления в суд имеет один существенный недостаток — длительность процедуры. Поэтому к нему прибегают в 97% случаев юридические, а не физические лица;
  • Прокуратура. Орган власти РФ отслеживающий корректность работы всех государственных структур. Но его деятельность распространяется только на правонарушения, носящие уголовный характер. Поэтому в налоговые споры орган власти вмешивается довольно редко.

Когда понадобятся новые формы

Если, согласно статье 78 НК РФ, налогоплательщики, у которых образовалась переплата, хотят распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств, —

им потребуется форма заявления о зачете переплаты по налогу. Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ), НДС, авансовые платежи. Но надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

Трудовые споры (о чем нужно знать)

Пожаловаться на своего работодателя можно в различные инстанции, среди которых и налоговая инспекция. Работник имеет право написать обращение в контролирующую структуру самостоятельно или же оформить жалобу от имени нескольких коллег. Жалоба в налоговую может быть составлена, если руководитель предприятия:

  • Официально не трудоустраивает своих подчиненных;
  • Не производит обязательных выплат по налогам, в пользу пенсионного и социального страхования;
  • Выдает серую или черную заработную плату;
  • Предоставляет недостоверные сведения в налоговую инспекцию о размере дохода его подчиненных, их налогах.

Разберем, что же такое белая, серая и черная зарплата:

  1. Белая зарплата – это оклад труда, который включает в себя все дополнительные премии и начисления. Со всей суммы работодатель выплачивает установленные налоги, взносы. Также работник имеет право запросить справку о доходах, в которой будет указан полный размер оплаты труда.
  2. Серая оплата труда – это заработная плата, состоящая из двух частей. Чаще всего это минимальный официальный размер оплаты плюс дополнительные премии. Работодатель оплачивает взносы и налоги лишь с официального заработка. Дополнительные надбавки являются неофициальными.
  3. Черная зарплата – это оплата труда работникам, которые никаким образом не трудоустроены. Работодатель оплачивает договорную зарплату, но между ним и наемным сотрудником трудовые отношения не зарегистрированы.

Есть вопрос по жалобе в налоговую на работодателя?

Задайте его опытному трудовому юристу в рамках консультации!

Самый оптимальный вариант при трудоустройстве – это получать белую заработную плату. При этом работодатель оплачивает все необходимые взносы, обеспечивая своего подчиненного медицинским обслуживанием и будущей пенсией.

Так почему же неофициальные трудовые взаимоотношения и черная зарплата так популярны на рынке труда? Основная причина – это выгода руководителей предприятий. Они не обязаны платить налоги и взносы за несуществующего сотрудника, нести за него ответственность, оплачивать больничные, обеспечивать достойные условия труда.

Письма в налоговые органы

Стоит знать о том, что при получении черной заработной платы ответственность несет не только работодатель, но и получатель дохода. Согласно Налоговому кодексу РФ, каждый гражданин обязан отчитаться обо всех полученных доходах.

Мнение эксперта

Гусев Павел Петрович

Адвокат с 8-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Статья 198 Уголовного кодекса РФ устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к гражданину за укрывательство полученного дохода. Чаще всего это штраф до трехсот тысяч рублей.

Перед тем как обратиться в государственные органы необходимо подготовить доказательства нарушения работодателем установленных законов. К рассмотрению вместе с жалобой могут быть приняты:

  1. Документы или их копии (фотографии), указывающие на получение заявителем черной зарплаты. Вы можете приложить к заявлению копию зарплатной ведомости или расчетные листы.
  2. Выписки из банка о получении денежных переводов от работодателя на вашу личную карту. Как правило, получать выписки нет необходимости, поскольку практически все руководители выплачивают черную зарплату наличными средствами.
  3. Документы или их копии, указывающие на причастность заявителя к деятельности компании. Обратившийся может предоставить налоговой инспекции накладные, счета или иные бумаги, где написаны его Ф.И.О. Это поможет госорганам установить связь между заявителем и работодателем.

Подать жалобу по причине получения черной зарплаты можно и на основании свидетельских показаний. Лучше всего если несколько коллег вместе с вами напишут коллективное обращение. Вы можете подать заявление самостоятельно, приложив к нему письменные показания свидетелей о том, что руководитель выдает черную зарплату.

Жалоба на работодателя в налоговую инспекцию, образец которой представлен в данной статье, может быть подана и в другие инстанции. Вы, как сотрудник, имеете право сообщить о нарушениях на предприятии в прокуратуру и даже в суд.

Какие изменения оформляют по заявлению Р14001

Форма Р14001 предназначена для сообщения о тех сведениях, которые не изменяют текст устава ООО, но при этом внесены в ЕГРЮЛ. Если же в результате внесения новых сведений меняется учредительный документ, то заявление по форме Р14001 не подходит. В этом случае надо подавать регистрационную форму Р13001.

Изменения в ЕГРЮЛ в Москве «под ключ»

Итак, форма Р14001 заполняется в следующих ситуациях:

  • при назначении нового руководителя;
  • при смене юридического адреса, если при этом не изменяется место нахождения ООО, прописанное в уставе (указан только населённый пункт, и новый адрес находится в его пределах);
  • при добавлении и/или исключении кодов ОКВЭД, если при этом не изменяется устав;
  • при проведении операций с долями в уставном капитале (продажа, наследование, дарение);
  • в случае выхода участника из ООО;
  • для исправления ошибочных сведений, указанных в ЕГРЮЛ.

В одно заявление по форме Р14001 можно внести одновременно несколько разных изменений, например, о смене адреса и назначении нового директора. Пошлина за сообщение новых сведений не взимается.

Обратите внимание: подать заявление в регистрирующую ИФНС надо в течение трёх рабочих дней после изменения сведений. Вместе с ним подают решение или протокол общего собрания о внесении изменений

За нарушение трёхдневного срока на организацию могут наложить штраф на сумму 5 000 рублей.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

Новые основания для признания налоговой декларации непредставленной

Декларация (или расчет) считаются непредставленными налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом (далее – налогоплательщики) при следующих обстоятельствах ( НК РФ):

  • установлен факт подписания налоговой декларации (расчета):

  • неуполномоченным лицом;

  • физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, дисквалифицированным на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении, в случае, когда срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

  • физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой декларации (расчета);

  • физическим лицом, о котором в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

  • в отношении налогоплательщика – организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении ЮЛ (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

  • установлен факт несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения, – НК РФ (либо обнаружены ошибки в расчете по взносам – НК РФ).

При наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств контролеры в срок не позднее пяти дней со дня обнаружения такого обстоятельства (если иное не предусмотрено НК РФ) обязаны уведомить налогоплательщика о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной ( НК РФ).

Иное предусмотрено НК РФ: в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая декларация считается непредставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в п. 5 ст. 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.). Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст

119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.