Статья 67 конституции россии

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Оглавление

Советская правовая доктрина

В советском конституционном праве существовала концепция разделения правительственного суверенитета между союзной властью и союзными республиками. Некоторые современные авторы, в том числе приверженцы конституционного строя, все еще верят в признание делимости суверенитета, и поэтому говорят о «разделении суверенитета», «долях суверенитета» и т. д. Эта позиция противоречит конституционному пониманию единого и неделимого государственного суверенитета. Согласно доводам авторов, речь идет не о разделении правительственного суверенитета, а о разграничении обязанностей, прав и полномочий.

Независимость России в современное время ограничена, прежде всего, принципами конституционного строя, которым должна следовать правительственная власть. Это положения о том, что народ является источником правительственного суверенитета (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации); человек, его права и свободы – высшая ценность (статья 2). Субъекты Российской Федерации сохраняют за собой все государственные полномочия за пределами юрисдикции Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по вопросам общей юрисдикции (статья 72). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решает вопросы местного значения (ст. 12) и т. д.

Замечание 1

Государственный суверенитет Российской Федерации также ограничен внешними факторами. Общепризнанные принципы и нормы межнационального права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью внутреннего права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, отличающиеся от законодательных положений государства, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Права и свободы людей и граждан признаются и гарантируются в России на основании Конституции и в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права (часть первая статьи 17 Конституции Российской Федерации). В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обратиться в межправительственные органы по защите прав и свобод человека после исчерпания всех доступных внутренних средств юридической защиты (часть третья статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Российская Федерация может участвовать в межправительственных объединениях и передавать им некоторые свои полномочия в соответствии с международными договорами при условии, что это не влечет за собой ограничения прав и свобод граждан и не противоречит основам конституционного строя Федерации (статья 79 Конституция Российской Федерации).

В настоящее время существуют некоторые внешние ограничения, связанные с членством России в ООН, СНГ, ОБСЕ, Совете Европы и некоторых других экономических, экологических и других международных организациях, связанных с заключением международных договоров, которые поддерживают волю каждого участника, для того, чтобы координировать и укреплять межгосударственные взаимосвязи. Поэтому вступление России в Совет Европы и ее присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года и ряду протоколов к ней потребовало пересмотра некоторых положений Закона о правах и свободах, предложений о продолжении этой работы. В соответствии с Конвенцией созданы условия, при которых граждане могут обращаться в Европейский суд по правам человека и т. д.

Как вернуть суверенитет России? Что делать?

Проблема СМИ и выступающих аналитиков, политологов и экономистов, в том, что мало кто решается затрагивать тему суверенитета России, совершенно никто не говорит, что делать и как выходить из колониального положения?

Наиболее полную концепцию управления Россией извне и пути возврата суверенитета излагает Депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он не только смотрит на проблему с экономической и политической сторон, но и ведет координацию национально-освободительного движение России (НОД).

Приведем основные тезисы НОД 

Поражение Холодной войне было зафиксировано официально в ельцинской Конституции РФ 1993 года по которой до сих пор живем. Основы этой Конституции написаны так, чтобы Россия была внешне управляемой. Главные колониальные статьи:

  • статья 13 пункт 2
  • статья 15 пункт 4
  • статья 75 пункт 2
  • статья 9
  • статья 29 пункт 5

Международный валютный фонд управляет России как раз именно по статье 15 п.4, 

Как вернуть суверенитет России

  1. Получить конституционное большинство Единой России в Госдуме, как партии с влиянием Путина, а не американцев.
  2. Референдум по новой Конституции, в рамках России или Союзного Государства
  3. Принятие новой Конституции.
  4. Реализация суверенитета: создание национальных институтов, экономический рост.

В интервью координатор национально-освободительного движения, депутат Госдумы Е.А. Федоров рассказывает о развитии событий и возможности вклада каждого в возврат свободы и независимости России.

После референдума 1 июля 2020 Россия взяла устойчивый курс на суверенитет, и наш портал составил аналитический прогноз на ближайшие годы  “Что ждет Россию?”, в котором при позитивном сценарии Россия вернет суверенитет до 2024 года.

Список источников

1. Багдасарян В.Э. Сравнительный анализ конституций.

2. Книга «Англосаксы и Россия», Е.А. Фёдоров

3. Книга «Госпереворот. Технология предательства» Е.А. Федоров,  Издательство: ИГ ВЕСЬ, 2016 г. Твердая обложка, 192 стр. ISBN 978-5- 9573-3088-2

4. Интервью, Владимир Полеванов, глава Госкомимущества в 1994 году, 2020 год. 

5. Передача в.Соловьева “Полный контакт”, Россия-1, 27.09.2021

6 .Белрусинфо, Аналитическая передача “НОДОВСКИЙ эфир Соловьева? Россия — КОЛОНИЯ! Что нам ЖДАТЬ дальше. Обзор БЕЛРУСИНФО 2021” 29.09.2021

7. Законопроект №667782-6 “О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации о ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран-агрессоров на территории РФ.” Пленарное заседание 09.06.2015 (16:00 — 18:00).

8. Интервью депутата Госдумы, Е.А. Федорова, официальный YouTube-канал. 

Концепция верховенства права

Представленная концепция не может иметь множества вариаций, так как имеет конкретный смысл. Это своеобразная доктрина, которая закрепляет равенство всех людей перед правом. Так, человек не может быть подвержен наказанию, если он не сделал ничего противоречащего закону. Никто не вправе обвинять кого-то без имеющихся на то причин

При этом совершенно неважно, какой социальный статус имеет человек, сколько он зарабатывает, какое у него мировоззрение и т. д

Принцип верховенства права позволяет защитить гражданина, помочь ему обрести уверенность в законности и справедливости.

Имеет рассматриваемый принцип и вторую трактовку. Так, все нормативные акты должны подчиняться какому-то закону, который считается основным. В России таким законом является Конституция.

Верховенство права: проблемы с концепцией

Несложно догадаться, что одного принципа верховенства правовых основ для эффективной работы государственной и судебной системы будет недостаточно. Принцип будет обеспечиваться лишь в том случае, если у российского гражданина сформировано особое сознание. Высокий уровень правовой культуры среди населения — вот что действительно поможет государственной системе.

С самой концепцией, по мнению различных специалистов в области юриспруденции, существует немало трудностей. Основной проблемой является наличие большого количества правовых коллизий и юридических дыр. Многие положения различных федеральных законов до сих пор не соответствуют основному закону страны. При этом сами законодатели не обращают на подобную проблему никакого внимания.

Верховенство права

Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции).

показать содержание

Суверенитет в СССР

Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали:

  • право на свободный выход из Союза;
  • право на внесение изменений в собственные конституции;
  • запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения.

Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии:

  1. политическая (автономная республика – национально-государственное образование) ;
  2. административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа).

У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Замечание 1

Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.

Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP».

В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия».

31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права.

В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.

Основные принципы суверенитета РФ

Допускаются только случаи, подкрепленные явно выраженным и добровольным согласием на ограничение собственного суверенитета, исходящим от государства. В статье 79 Конституции Российской Федерации закреплено право государства на принятие участия в межгосударственных объединениях с возможностью передачи им части собственных полномочий согласно международным договорам — если это не повлечет за собой ограничение человеческих и гражданских прав/свобод, а также не противоречит основам конституционного строя государства.

Главные признаки государственного суверенитета Российской Федерации закреплены в ее Конституции. К ним относятся:

  • верховенство федерального права, которое преобладает над правами субъектов страны;
  • целостность территории и неприкосновенность границ государства;
  • единство основных экономических систем (денежной, бюджетно-финансовой, банковской);
  • единство армии;
  • право государства защищать собственный суверенитет, свои интересы, а также права и интересы граждан, как внешние, так и внутренние;
  • монополия государства, распространяющаяся на регулирование/управление наиболее важными отраслями народного хозяйства, производством/товарами, а также стратегическими природными ресурсами.

При этом субъект РФ не может располагать собственной армией, денежной системой, а также не имеет возможности самостоятельного установления собственного гражданства (согласно статусу РФ).

Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит упоминание о том, что суверенитет государства распространяется по всей его территории, но при этом субъекты РФ суверенитета не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только многонациональный народ РФ является единственным источником власти и носителем суверенитета в государстве. При этом государственный суверенитет исключает наличие двухуровневой суверенной власти, которая находится в единой системе власти государства и которая обладала бы верховенством и независимостью (согласно Конституции РФ).

Замечание 2

Таким образом, любые субъекты страны не могут обладать суверенитетом, так же, как и не имеют прав наделять себя свойствами суверенного государства, даже при наличии ограниченного суверенитета (согласно постановлению Конституционного Суда РФ «По делу прверки конституцинности ряда положения Устава Алтайского Края»).

Конституция РФ. Статья 15. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

1) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории . и иные правовые акты, принимаемые в , не должны противоречить .

Пункт 3 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

3) подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные не применяются. Любые , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пункт 4 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

4) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее . Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные , то применяются правила международного договора.

Расшифровка терминов статьи 15 Конституции РФ.

Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт представляет собой документ специально установленной формы, который принимается в пределах компетенции уполномоченного государственного органа.

Правовая система
Правовая система представляет собой связь системы права, правовой культуры и процесса реализации права.

Местное самоуправление
Местное самоуправление представляет собой такую форму организации деятельности граждан, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Правовое государство
Правовое государство представляет собой государство, в котором права и свободы человека провозглашены высшей ценностью. В правовом государстве в обязательном порядке действует режим законности, соблюдаются права и свободы человека, существуют реальные механизмы защиты своих прав и гарантии обеспечения и защиты нарушенных прав.

Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.

Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.

Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.

Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Спрашиваем и отвечаем по статье 4 ТК

Считается ли работа, за которую работодатель задерживает выплаты, имеющей принудительный характер?

Да, в соответствии со статьёй 4 ТК. Принуждение к ней работодателем не допускается, и сотрудник может вовсе отказаться от этой работы или приостановить её выполнение (статьи 142 и 379 ТК). Однако на практике есть ряд тонкостей по отказу или приостановке работы. Так, по ст. 142 ТК сотрудник имеет право приостановить подобную работу, но лишь после того, как сообщил об этом нанимателю в письменном виде, а также при условии, что зарплата задерживается на срок свыше 15 дней. Также подчёркивается, что госслужащие не вправе приостанавливать свою деятельность в данной ситуации. Налицо коллизия по приостановке работы, если задержка зарплаты менее 15 дней.

На какие правовые положения опирается статья 4 ТК?

Если говорить о международном законодательстве, то базой для этой статьи являются Конвенции МОТ № 29 и № 105, а также Международные пакты ООН о правах граждан от 1966 года. Эти правовые акты были ратифицированы в надлежащем порядке ещё при СССР. Также соответствующие положения содержатся в иных международных актах – Европейской конвенции о правах и свободах от 1950 года и т.д. В России в ст. 37 Конституции специально подчёркивается свободный характер труда и содержится прямой запрет на принуждение к нему.

Какая ответственность положена нанимателю за нарушение им статьи 4 ТК?

В первую очередь речь идёт об административной ответственности по ст. 5.27 КоАП. По этой статье положены штрафы от одной до пяти тысяч рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц. В более тяжёлых формах речь может идти и о применении ст. 127.2 УК, по которой полагается весьма значительное наказание: сроки по обычным случаям до 5 лет, а с отягчающими обстоятельствами – до 15.

Как положения о принудительном труде применяются при увольнении сотрудника?

Работодатель не может отказать сотруднику в увольнении, если тот надлежащим образом оформил своё решение. Ведь в данной ситуации будет нарушена не только статья 4 ТК, но и статья 37 Конституции РФ. Исключения, указанные в ст. 4 ТК, касаются военнослужащих, периодов чрезвычайных ситуаций и т.д.

Понятие суверенитета

Термин «суверенитет» впервые появился в знаменитом труде Жана Бодена «Шесть книг о республике». Вот какое определение он приводит.

Определение 1

Суверенитет является признаком государства, сущность которого в абсолютной, не связанной никаким законодательством властью над народом.

Спустя столетие Томас Гоббс внес в понятие суверенитета элементы демократии. Определение звучит следующим образом.

Определение 2

Суверенитет выступает результатом договора между людьми в качестве проявления действия «естественного закона», который положил конец догосударственному периоду под эгидой «война всех против всех».

Вывод 1

Из данной мысли вытекает логичный вывод об ограниченности госвласти, что значило привнесение в понятие суверенитета элементов демократии.

Законность принципа

Принцип верховенства права также должен иметь законный характер. Речь в данном случае идет про соответствие международным правовым нормам. Так, в статье 15 российской Конституции говорится о приоритете всемирных норм перед национальными.

Большую роль в реализации рассматриваемого принципа играет правоприменительная практика. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного права, а также судов общей юрисдикции должны выноситься строго в соответствии с положениями основного закона страны. Не должны допускаться коллизии между федеральными законами или договорами международного характера.

Принцип верховенства и приоритетности права порождает множество других принципов, в частности: конституционности, независимости судей, гуманности, приоритета международного права, а также разделения властей.

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Определение 3

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Вывод 2

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.