Статья 285.3. внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Алан-э-Дейл       25.04.2022 г.

Срок исковой давности. Что это такое?

Срок исковой давности по моральному вреду при дтп если легкий вред здоровью? Рассмотрим норму подробно.

Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст.

286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции. Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. Срок исковой давности по взысканию штрафа по уголовному делу? В этом случае ответственность вменяется по части второй ст.

286 УК РФ. Она может быть в виде.

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

Статья 286 УК РФ — превышение должностных полномочий

Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.

Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан: Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.

Читайте другие статьи на сайте:

  • Понятие и виды экономических преступлений в области таможенного дела
  • Состав преступления и виды наказаний за уголовное преступление
  • Рассмотрение гражданского иска в уголовном процессе по правилам гпк
  • Понятие и особенности дознания как формы предварительного расследования
  • Понятие и содержание принципов презумпции невиновности и права на защиту

Комментарий к Статье 285.2 УК РФ

1. Об общественной опасности посягательства см. п. 1 коммент. к ст. 285.1.

2. Государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 6 БК). Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК).

2.1. Согласно ст. 144 БК в состав государственных внебюджетных фондов РФ входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Следует, однако, отметить, что 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения был упразднен.

2.2. На основании ст. 147 БК расходование средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регулирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных Фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

3. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок расходования должностными лицами средств государственных внебюджетных фондов. В качестве факультативного объекта могут выступать социальные права граждан.

4. Предмет посягательства — средства государственных внебюджетных фондов. К ним, в частности, относятся денежные средства, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении.

5. Объективная сторона составов преступления состоит в действии, выражающемся в расходовании должностным лицом средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах.

5.1. Обязательным признаком объективной стороны основного состава преступления является крупный размер государственных внебюджетных средств, израсходованных не по назначению. В соответствии с примеч. к ст. 285.1 он составляет сумму, превышающую 1 млн. 500 тыс. руб.

6. Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный осознает, что незаконно расходует средства государственных внебюджетных фондов не по их целевому назначению, и желает совершить указанное деяние. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют, однако учитываются при назначении наказания.

7. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо, обладающий компетенцией по распоряжению соответствующими внебюджетными средствами.

8. Квалифицированный состав преступления содержит признаки, аналогичные указанным в ч. 2 ст. 285.1. Об их содержании см. п. 8 — 8.2 коммент. к ст. 285.1.

9. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а закрепленные в ч. 2 ст. 285.2 — к преступлениям средней тяжести.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объект преступления — отношения по обеспечению нормальной деятельности органов власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы. Данные действия являются уголовно-наказуемыми при условии, если они повлекли существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.

Состав является материальным.

Объективная сторона характеризуется 3 признаками:

  1. совершение действий, указанных в диспозиции статьи;
  2. наступление вредных последствий;
  3. причинная связь между использованием служебных полномочий и наступлением указанных вредных последствий.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 285, виновный действует в пределах предоставленных ему полномочий и пользуется предоставленными ему правами, однако действует он вопреки интересам службы.

Преступление может совершаться как путем действий, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Суд устанавливает, насколько серьезно нарушены права или законные интересы, исходя из обстоятельств дела. Существенные нарушения могут выражаться в причинении материального ущерба, а также нарушении, например, конституционных права и свобод, подрыве авторитета органов власти, государственных и других организаций и т. д.

Субъективная сторона выражается только умышленной формой вины в виде прямого и косвенного умысла. Виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что это приведет к существенному нарушению охраняемых законом прав и интересов, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

Обязательным элементом субъективной стороны является мотив: корысть или иная личная заинтересованность. Действуя по корыстным мотивам, лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность понимается как стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными побуждениями: карьеризмом, семейственностью, получением взаимной услуги и др.

Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 285 предусматривает квалифицированный состав — то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, преступление представляет повышенную опасность, если субъектами его являются:

  1. лица, занимающие государственные должности РФ, то есть лица, должности которых установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285), например, председатели палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы;
  2. лица, занимающие государственные должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы, депутаты представительных органов субъектов Федерации);
  3. главы органов местного самоуправления — должностные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями будет причинение в результате их тяжких последствий. Такими последствиями могут быть дезорганизация аппарата управления, нанесение ущерба в особо крупном размере.

Наказание

Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.

Наказание за «простое» злоупотребление

К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:

  1. Штраф:
    • до 80 тыс. руб.;
    • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  2. Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
  3. Принудительные работы до 4 лет.
  4. Арест от 4 месяцев до полугода.
  5. Заключение в тюрьме до 4 лет.

Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.

Квалифицированный состав

По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:

  • Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
  • Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
  • Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).

Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.

Такое преступление может повлечь:

  1. Штраф:
    • 100–300 тыс. руб.;
    • в размере заработка за 1–2 года.
  2. Принудительные работы до 5 лет.
  3. Тюремное заключение до 7 лет.

К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.

Особо квалифицированный состав

Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.

В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.

Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.

Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.

Другой комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях формирование и ведение которого осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и комментарий к ст. 170 УК РФ). Это: а) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), б) единый государственный реестр юридических лиц, в) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, г) единый государственный реестр автомобильных дорог, д) единый государственный реестр прав на воздушные суда, е) единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ж) единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, з) единый государственный реестр субъектов страхового дела, и) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к) единый государственный реестр лотерей, л) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: а) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; в) подлог таких документов.

6. Преступление окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст. 292 УК РФ.

Понятие должностного преступления

Под словами «должностное преступление» в УК РФ понимаются неправомерные действия лица, у которого есть специфические права. Кроме того, функции, выполняемые служащим, должны быть обоснованы с точки зрения закона. И третье условие – такой человек должен работать в определенной организации, учреждении, органе.

К числу должностных лиц в России относятся

  • сотрудники органов государственной власти;
  • лица, занимающие руководящие должности хозяйственного, административного, распорядительного характера в государственных структурах и учреждениях;
  • руководители различных подразделений в Вооруженных силах.

Квалифицирующие признаки

В части второй рассматриваемой нормы предусмотрено наказание за злоупотребление полномочиями лицом, имеющим особый статус. В частности, к ответственности привлекаются сотрудники федерального или регионального госоргана, а также главы территориальных структур самоуправления. В качестве особо квалифицирующего признака, предусмотренного в части третьей нормы, выступают тяжкие последствия от совершенного деяния.

В чем они выражаются? Действия лица, злоупотребившего должностным положением, могут, например, привести к крупным авариям, продолжительным простоям транспорта/производственного процесса, возникновению крупного имущественного ущерба, причинению смерти по неосторожности, покушению к самоубийству или суициду потерпевшего и так далее

Примеры из практики судов

Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.

Вот лишь несколько примеров:

  • Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  • Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  • Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  • Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
  • Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  • Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  • Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  • Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.

Комментарий к статье 285.2 УК РФ

1. Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение:

— по возрасту;

— по болезни;

— в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

— медицинской помощи.

В Российской Федерации образуются следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

2. Характеристика объективной и субъективной сторон, субъекта преступления, квалифицирующих признаков совпадает с аналогичными элементами и признаками преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, различаясь лишь в части источника расходуемых средств (средства внебюджетных фондов).

Мотивы

С субъективной стороны деяние характеризуется виной в умышленной форме. Умысел может быть как косвенным, так и прямым. Обязательным элементом субъективной стороны выступает мотив. Им является корыстная либо другая личная заинтересованность. Под первой следует понимать стремление служащего посредством совершения противоправных действий извлечь для себя или иных лиц имущественную выгоду. При этом она не связана с безвозмездным незаконным обращением материальных ценностей в свою пользу или иных граждан.

Под комментируемую норму подпадают действия, направленные, например, на противоправное получение льгот, займа, освобождение от расходов, возврата имущества, оплаты услуг, погашения задолженности и пр. Другая личная заинтересованность проявляется в стремлении служащего извлечь неимущественную выгоду. Она обуславливается такими побуждениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить реальное положение дел, получить взаимное предоставление услуг, заручиться чьей-либо поддержкой при решении какой-либо проблемы, скрыть некомпетентность и так далее.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так же прочтите: Что такое предмет доказывания в уголовном процессе

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Примечание к ст. 285 УК РФ

Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами. Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:

  1. Госорганах.
  2. Структурах территориального управления.
  3. Муниципальных и госучреждениях.
  4. Госкомпаниях, госкорпорациях.
  5. Унитарных предприятиях.
  6. Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
  7. ВС, прочих войсках и формированиях.

Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.