Статья 27.2. доставление

Алан-э-Дейл       25.08.2022 г.

Зарубежный опыт

11 марта 2020 года Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса.

Для предотвращения распространения вирусной инфекции во многих государствах был введен режим чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации. Это решение принимается правительством или президентом, а в некоторых странах — парламентом.

Как правило, вместе с этим вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, приостанавливается работа музеев, школ, детских садов, вводятся дистанционное обучение и работа «на удаленке». Ограничения на передвижение граждан рассматривается в качестве одной из крайних карантинных мер.

Для соблюдения указанных ограничений вводятся жесткая система штрафов (до 50 тыс. долларов), реальные сроки лишения свободы и даже смертная казнь (Китай).

В числе стран с введенным режимом ЧС или Ч П Италия, Испания, Казахстан, США, Чехия, Эстония, Румыния, Болгария, Венгрия и др. (см. таблицу).

Страна

Дата введения ЧП

Кол-во заболевших на дату введения ЧП

Кол-во умерших на дату ведения ЧП

Срок действия ЧП

Италия

31 января

2

6 месяцев

Венгрия

11 марта

13

Словакия

11 марта

10

США

13 марта

1629

41

Эстония

13 марта

27

до 01 мая 2020

Чехия

12 марта

96

30 дней

Болгария

13 марта

23

1

30 дней

Сербия

15 марта

48

Испания

15 марта

6500

195

15 дней

Румыния

16 марта

158

30 дней

Республика Казахстан

16 марта

8

30 дней

Таким образом, вопрос о введении ограничительных мер в большинстве государств принимался на федеральном уровне, что является законным и обоснованным способом предотвращения пандемии.

Положения иных законов

Так как чрезвычайное положение в РФ не объявлено, вполне резонно возникает вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения из-за коронавируса? Если ли какие-то иные нормы, предусматривающие введение режима повышенной опасности, который пока фигурирует во всех нормативных документах. Да, они существуют, вопрос в том, каким образом они согласуются с Конституцией РФ.

При этом Указ ссылается на положения закона №68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…». В пресс-службе Мэра сослались в обоснование законности Указа на ст. 4.1 этого нормативного акта.

В п. «а» ч. 10 ст. 4.1 этого закона указано, что уполномоченные лица, в том числе главы регионов, могут принимать дополнительные меры в условиях режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Это положение не вполне соответствует принимаемым мерам. Также в п. «д» этой же статьи указано, что можно принимать и иные меры, но только не ущемляющие конституционные права.

Эти «иные меры» можно найти в ст. 8 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» где сказано, что на отдельных территориях могут вводиться особые условия проживания, но только при наличии опасности распространения опасных заболеваний. Про соблюдение конституционных прав ничего не сказано, что логично.

В любом случае, применение правил противодействия коронавирусу возможно только властями и их представителями, не допускается самовольное ограничение свободы передвижения в 2020 году. Статья 53 УК РФ продолжает действовать.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Комментарий к ст. 27.2 КоАП

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————

См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Конституция РФ. Статья 27. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 27 Конституции Российской Федерации.

1) Каждый, кто находится на территории , имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2) Каждый может свободно выезжать за пределы .Гражданин имеет право беспрепятственно возвращаться в .

Расшифровка терминов статьи 27 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина
Права и свобода человека и гражданина представляют собой важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества.

Федеральный закон
Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.

Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.

Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Выборы
Выборы представляют собой процесс выбора гражданами РФ высших должностных лиц путем проведения всенародного открытого голосования.

Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Понятие на основании Конституции

Основные сведения о данном конституционном праве каждого россиянина приводятся в ст. 27 Конституции. Свобода передвижения и выбор места жительства считается фундаментальным, а также относится к личным свободам граждан.

Поэтому его запрещено ограничивать какими-либо способами независимо от обстоятельств. Право передвижения имеется не только у российского гражданина, но и у лиц без гражданства или иностранцев, находящихся на территории РФ.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Внимание! Даже представителями государственных органов такое право может ограничиваться только при серьезных основаниях.

Право на свободу передвижения учитывает следующие факторы:

  • гражданин самостоятельно принимает решение о том, где он будет проживать или оформлять постоянную прописку;
  • допускается беспрепятственно покидать территорию России для посещения других государств в разных целях;
  • возможность вернуться в РФ из другой страны.

На территории России граждане регистрируются по месту жительства, причем данная процедура является уведомительной. Люди самостоятельно выбирают объект недвижимости для проживания, о чем уведомляют уполномоченные органы власти.

Но право на свободу передвижения не является абсолютным. Поэтому допускается накладывать определенные ограничения, например, если необходимо защитить государственную безопасность или общественный порядок. Запрещено пользоваться этим правом, если оно наносит вред здоровью или нравственности россиян. Обычно такие ограничения встречаются на территории пограничных полос, а также мест, где введено военное положение.

Право на беспрепятственное передвижение имеется только у лиц, которые находятся законно на территории России. Если же человек проник в страну с нарушением визового режима, то он лишается данного права. По ФЗ N 5242-1 ограничивается свобода передвижений в некоторых районах страны. Хотя человек может легко менять место жительства, но в течение 7 дней он должен уведомить о своих передвижениях представителей МВД.

Если гражданин сталкивается с отказом в регистрации, то такое решение можно обжаловать в суде.

Для пересечения границы у человека должны иметься при себе определенные документы, к которым в первую очередь относится паспорт.

Представители государственных инстанций могут временно ограничивать право на выезд при следующих условиях:

  • призыв на военную службу;
  • гражданин задерживается по подозрению в каком-либо преступном деянии;
  • человек осужден за преступление, но еще не отбыл назначенное наказание;
  • он отказывается исполнять финансовые обязательства, возникшие на основании судебного решения;
  • человек имеет доступ к государственной тайне;
  • выявляется, что гражданин предоставил недостоверные данные при оформлении документации.

При отказе человек получает уведомление, в котором перечисляются причины принятия такого решения. При наличии веских оснований, представленных официальным ограничением, приводятся точные сроки, в течение которых гражданин не сможет покинуть территорию РФ.

Случай из судебной практики

Существует множество примеров, когда нарушалось право человека на свободу передвижения. Например, мужчины после работы приняли решение отпраздновать праздничное событие, поэтому остались в мастерской для распития алкоголя.

Мастерская располагалась в подвале производственного здания. Между мужчинами возник конфликт на почве ревности. Ответчик воспользовался сначала словесными угрозами, после чего замер собутыльника в производственном помещении, пообещав убить его из своего охотничьего оружия.

Ответчик после совершенных действий отправился в бар, после чего вернулся домой и заснул. Только через день он вспомнил, что оставил коллегу запертым в мастерской, забрав не только ключи, но и мобильный телефон жертвы. Пострадавший после освобождения написал заявление в полицию, уверяя, что его не только похитили, но и серьезно избили. Судья, рассмотрев все материалы дела, принял решение назначить наказание в виде ограничения свободы на 2 года.

Меры ответственности

Наказания за нарушение права свободы человека на передвижение предусматриваются положениями ст. 127 УК.

К основным мерам ответственности относится:

  • при отсутствии квалифицирующих признаков назначается арест на срок от 3 до 6 месяцев, который может заменяться тюремным сроком или ограничением свободы на 2 года;
  • если во время удержания человека использовались меры физического насилия или оружие, а также жертвами выступали дети или беременные женщины, то назначается тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет, которое может заменяться судьей на принудительные работы в течение 5 лет;
  • если преступление совершается организованной группой, а также связано с убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью человека, то это грозит тюремным заключением на период от 4 до 8 лет.

К квалифицирующим признакам относятся не только отягчающие, но и смягчающие обстоятельства, которые изучаются во время судебного заседания. Учитываются последствия совершенного деяния, а также наличие взаимосвязи с другими преступлениями. Нередко судья кроме принудительного удержания наказывает преступника по ст. 286, или 305 УК.

При выборе наказания судья изучает материалы дела, чтобы получить ответ на следующие вопросы:

  • как долго удерживался человек;
  • в каких условиях находилась жертва;
  • к каким негативным последствиям привели незаконные действия;
  • иные факторы, влияющие на тяжесть деяния.

Если изначально человек согласился посетить конкретное место, после чего ответчик по уважительным причинам и без злого умысла не смог выпустить жертву, то это является смягчающим обстоятельством.

А что будет за нарушение постановления?

На данный момент законом не установлена специальная ответственность за нарушение ограничительного режима.

Однако, КоАП РФ и УК РФ предусматривает ответственность за:

— Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 6.2 КоАП РФ);

— Неповиновение законному распоряжению уполномоченного органа, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

— Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до 10 лет (238 УК РФ).

Государственная дума сейчас спешно рассматривает законопроект, предусматривающий ответственность за нарушение ограничений, введенных в рамках пандемии короновируса.

В действительности карантина нет, различные постановления и указы принимаются на региональном уровне, но ответа, каким образом и к какой ответственности будут привлекаться нарушители, пока нет.

Пунктом 4 постановления рекомендовано ГУ МВД по НСО, ГУ МЧС и Росгвардии принимать необходимые меры для обеспечения реализации этого постановления.

Соответственно меры приниматься будут. Опыт принудительной госпитализации на территории Новосибирской области уже имеется.

Правительство будет координирующим органом и вправе вводить обязательные для граждан ограничения

31 марта Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Дополнены полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.

После введения закона в силу скорее всего последует официальные действия и от федеральных властей.

Комментарий к статье 27 УК РФ

1

В некоторых преступлениях возможно сочетание двух форм вины: умысла и неосторожности. Преступление, как и всякое явление, занимает определенное время

В силу объективных свойств сознания ближайшие вносимые лицом изменения в окружающий мир предвидятся легче, а более отдаленные — труднее. В силу этого элементы сложного по структуре и относительно протяженного по времени преступления могут не в полной мере осознаваться лицом, совершающим его.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда часть преступления, ближайшее последствие, осознается, а отдаленное последствие не предвидится, хотя лицо должно и могло его предвидеть. Такие преступления называют преступлениями с двумя формами вины

Типичным примером является умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть (ч. 4 ст

111 УК).

2. При юридической оценке преступлений с двумя формами вины возникают два практически важных вопроса.

Первый вопрос касается установления таких преступлений и отграничения их от сходных деяний. В указанных деяниях необходимо установить наличие, во-первых, нескольких, во-вторых, строго указанных в законе последствий и, в-третьих, их определенное сочетание. Так, при умышленном причинении тяжкого вреда, повлекшего смерть потерпевшего, надо зафиксировать тяжкий вред и смерть.

Далее надо выяснить, явилась ли смерть результатом дальнейшего усугубляющего развития тяжкого вреда и наступила ли она помимо причинения тяжкого вреда. В последнем случае состав умышленного причинения тяжкого вреда, повлекшего смерть, будет отсутствовать, поскольку смерть явилась результатом других обстоятельств.

Однако и этого объективного отграничения умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, от преступлений, в состав которых входит и то и другое последствие, недостаточно

Для приведенного состава необходимо сочетание умысла и неосторожности, причем умысла к ближайшему последствию, а неосторожности — к отдаленному. В противном случае преступление будет квалифицироваться либо как неосторожное причинение тяжкого вреда или смерти, либо как умышленное убийство

Второй вопрос состоит в определении вины в целом. Такая необходимость возникает в связи с тем, что дифференциация ответственности и индивидуализация наказания во многом зависят от формы вины. Так, наличие рецидива, степени тяжести преступления и другие вопросы ответственности обусловлены умышленным или неосторожным характером преступления.

Во главу угла здесь надо ставить юридическое значение, которое придает законодатель последствиям, т.е. какое из последствий является основным в структуре состава. В составе умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, таким последствием является тяжкий вред, а наступление смерти является признаком не основного, а квалифицированного состава. Исходя из того что в преступлениях с двумя формами вины основное последствие причиняется умышленно, все преступление в целом признается умышленным.

Нарушение права

Ограничения могут быть законными или незаконными. В первом случае они накладываются представителями государственных органов при наличии веских оснований. Во втором случае частные лица или органы власти без уважительных причин лишают человека его права свободно передвигаться.

Незаконное удержание обычно сопровождается изолированием в каком-либо помещении. Преступники иногда связывают своих жертв, угрожают им физическим насилием или опасным оружием, а также оказывают психологическое давление. Все эти действия представлены уголовным преступлением.

Нарушением права человека является даже отказ работодателя отдавать документы работнику, который трудится на основании вахтового метода, поскольку без этой документации человек не сможет доехать до дома или повторно устроиться на работу. Хотя руководитель компании не пользуется угрозами или физической расправой, но он незаконно лишает человека возможности вернуться домой.

Допускается лишать свободы человека при следующих условиях:

  • изоляция осуществляется добровольно самим гражданином;
  • возникает крайняя необходимость;
  • представители власти пользуются этими действиями в качестве карательной меры;
  • требуется задержать человека, который числится подозреваемым в каком-либо тяжком преступлении.

Справка! Если кроме ограничения передвижения человек перемещается в другое место, то такие действия квалифицируются по ст. 126 УК как похищение.

При определении меры наказания для преступника, который лишил другого человека права на свободу передвижения, учитывается мотив таких действий, место и время удерживания человека, а также средства, которые применялись для этих целей. Определяются условия, в которых находилась жертва, а также оцениваются другие факторы, которые могут быть отягчающими или смягчающими обстоятельствами.

К отягчающим обстоятельствам относится:

совершение преступления несколькими лицами по предварительному сговору;
осуществление насильственных действий;
жертвой выступает несовершеннолетний или беременная женщина;
во время ограничения свободы применялось оружие или другие предметы, которыми преступник мог нанести вред здоровью человека;
жертвами выступало несколько лиц;
причинение тяжкого вреда здоровью или убийство человека по неосторожности.

Если преступник, удерживающий человека, требовал выкуп, то при назначении наказания учитывается не только незаконное удержание, но и вымогательство денег.

Во время совершении преступления используются различные методы, к которым относится физическое воздействие (человек запирается или связывается), психологическое влияние (угрозы или шантаж), сочетание методик или обман (введение в заблуждение). Обычно такое удержание используется для совершения более тяжких преступлений, к которым относится вымогательство, убийство или разбой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.