Ст. 22 тк рф: вопросы и ответы

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Статья 22 ТК РФ — Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
  • поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
  • привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
  • создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
  • реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

Работодатель обязан:

Другой комментарий к статье 22 Конституции Украины

Конституция признает, что все права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в этой Конституции, не могут считаться исчерпывающими. Тем самым Конституцию можно и необходимо рассматривать как правовую базу для дальнейшего развития, расширения и совершенствования системы прав и свобод и усиления их конституционных и других законных гарантиях.

Важное значение имеет определение направления развития прав и свобод человека и гражданина. Конституция признает разницу между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина, в то же время подтверждая их слитность

В Конституции закреплены как общечеловеческие права, так и права, присущие только гражданам Украины. В международном сообществе права человека охватываются сферой международного права, но через их утверждения и закрепления в Конституции они становятся нормами национального права.

Данная статья устанавливает конституционную гарантию существования определенного современного перечня прав и свобод человека, признанного как этой Конституции, так и международным правом. Причем подразумевается, что міжнародновизнаний перечень прав и свобод человека шире по содержанию, чем тот, который защищается этой Конституцией. Именно поэтому ч. 1 ст. 22 устанавливает правило, по которым права и свободы человека и гражданина, закріїїлені этой Конституцией, не являются исчерпывающими.

Если бы указанный выше правовая связь конституционного и международного права был основан на положении о примате международного права над внутренним, национальным законодательством, тогда международно признанный перечень прав и свобод человека, благодаря указанию о неисчерпаемости прежде всего конституционных прав и свобод, должен был бы действовать в Украине в полном объеме на основании международного права. Это положение, провозглашенное Декларацией о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., в Конституции своего закрепления не нашло. Суверенная Украина, соблюдая общепризнанных принципов и норм международного права, установила своей Конституцией четкий порядок введения в действие этих норм на территории страны {ст. 9). Нормы международного права, в том числе и те, что касаются прав и свобод человека, становятся частью национального законодательства при условии предоставления согласия на обязательность международных договоров украинским парламентом. Такой порядок не исключает, а предполагает возможность как внесение изменений в Конституцию Украины, так и принятия ряда обычных законов, что соответствует и Конституции, и международным правовым нормам в гуманитарной сфере.

Конституция закрепляет принцип гарантированности конституционных прав и свобод, невозможность их отмены. Этот общий принцип конкретизирован через конституционное требование невозможности сужения содержания и объема существующих прав и свобод. Конституция категорически запрещает внесения в нее изменений, нарушающих права и свободы гражданина (ст. 15 7 Конституции). В случае представления в Верховную Раду законопроекта О внесении в Конституцию изменений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, на Конституционный Суд Украины возлагается обязанность сделать вывод о конституционности такого законопроекта. При отсутствии положительного заключения Конституционного Суда законопроект отклоняется (ст. 159 Конституции).

Толкование положений статьи 21 Конституции РФ

…из Определения КС РФ N 428-О-П от 06.03.2008г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1), и никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Данные положения корреспондируют аналогичному предписанию статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статье 1 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Право на охрану достоинства личности, равно как и право на свободу и личную неприкосновенность, принадлежат каждому от рождения, относятся к числу основных прав человека и обеспечиваются повышенным уровнем гарантий со стороны государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации допускает возможность их ограничения лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь в установленном федеральным законом порядке (статья 55, часть 3). При этом предполагается, что государство обязано, не умаляя достоинство личности, устанавливать такой правопорядок, который позволял бы каждому реализовать себя, в том числе в профессиональной деятельности, без ущерба для своего достоинства, чести и деловой репутации…

…из Постановления КС РФ N 1-П от 15.01.1999г.

…Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия

Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (пункт 4)..

…из Постановления КС РФ N 14-П от 25.12.2007г.

…Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1)…

…из Постановления КС РФ N 8-П от 28.06.2007г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1); никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям — национальным и религиозным. В частности, оно должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, т.е. обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица — воздерживаться от посягательства на них…

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указательА  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.