Статья 88. камеральная налоговая проверка

Алан-э-Дейл       03.05.2022 г.

Место и основание

Согласно пункту 1 88-й статьи НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, то есть в здании ведомства. Основанием для ее проведения становятся налоговая декларация предпринимателя и иные документы (они либо уже есть в наличии у инспекторов, либо налогоплательщику приходится их предоставлять).

Заметим, если налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, иностранные организации) не предоставит вовремя налоговую декларацию, инспекторы вправе проводить проверку на основании тех данных, что у них есть, привлекая при этом и данные по другим, аналогичным компаниям (предприятиям). Вот только сделать это они смогут по истечении трех месяцев с того момента, как декларация должна была «оказаться» у них на руках. Если налогоплательщик предоставит декларацию в тот момент, когда проверку уже «запустят», инспекторы обязаны ее остановить и начать новую, на основе нового документа.

«Камералка» не проводится на основании специальной декларации, которую заполняет гражданин, решивший добровольно декларировать свои активы, счета в банках.

Крупные компании предоставляют отчетность на электронных носителях. Если они по каким-то причинам забудут принести документ в установленный законом срок, инспектор обязан в течение месяца прислать им уведомление с напоминанием. При этом следует уточнить, какой документ ждут и в каком виде он должен быть предоставлен.

Согласно п.2 указанной статьи, камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции, для этого им не требуется специального разрешения руководителя камерального отдела (как, например, при проведении выездной проверки).

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. НК РФ).

Решение

Суд первой инстанции поддержал инспекцию, однако «апелляция» и «кассация» встали на сторону компании, признав требование незаконным. Выводы судов:

  • недопустимо произвольно истребовать любые документы;
  • право инспекции на истребование документов ограничено определенным кругом документов. Так, отсылка в п.8 ст. 88 НК РФ к ст. 172 НК РФ указывает — истребованию подлежат лишь документы, подтверждающие основания предоставления налоговых вычетов;
  • право на применение вычетов поставлено в зависимость от наличия счетов-фактур и «первички», подтверждающей факт принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Прочие документы (например, договоры и регистры бухучета) в качестве основания для применения вычета в ст. 172 НК РФ не указаны;
  • статья 54.1 НК РФ не расширяет допустимый объем истребуемых документов, установленный п. 8 ст. 88 НК.

Декларация по НДС (п. 8, п. 8.1 ст. 88 НК РФ)

До 2015 года инспекция вправе была истребовать у компании документы только в ситуации, если НДС в декларации был заявлен к возмещению. В этом случае инспекция направляла компании требование о представлении документов, подтверждающих правомерность заявления в декларации налоговых вычетов.

Такими документами являются полученные счета-фактуры, первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету, договоры с поставщиками. Также инспекция вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации (на это в частности указала ФНС России в письме от 10.08.2015 №СД-4-15/13914@) .

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки.

Так, инспекция вправе направить компании требование о представлении документов, если:

  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • сведениям об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат сведениям, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

При этом важно отметить, что выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению. Перечень документов, которые инспекция вправе запросить в данной ситуации, законодатель оставил открытым, указав, что предметом истребования могут стать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

Таким образом, основное условие, которому должны соответствовать истребуемые документы, — их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить в данной ситуации, законодатель оставил открытым, указав, что предметом истребования могут стать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Таким образом, основное условие, которому должны соответствовать истребуемые документы, — их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Налоговый Кодекс РФ 2021 года (НК РФ редакция 2018-2020)

Налоговый кодекс (НК) РФ

устанавливает систему налогов и сборов. Определяет отношения с ФНС. Курирует такие вопросы, как законный представитель налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, консолидированная группа налогоплательщиков, виды налогов и сборов, взимаемых в нашем государстве, основания возникновения/изменения/прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Описывает права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и остальных участников подобных отношений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействий и их должностных лиц. Прописывает специальные налоговые режимы и т.д.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2021, подавать любую отчетность через интернет и пр. (от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно, при первой оплате (если переход по этим ссылкам с этого сайта) три месяца в подарок.

Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

Кому же грозит камеральный налоговый аудит? Если основанием для выездной проверки может стать то, что компания попала под пристальное внимание налоговиков из-за подозрительных схем работы, например, то для камерального аудита не нужны никакие особые основания – она проводится в отношении абсолютно всех компаний, чья деятельность подлежит декларированию:

  • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
  • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
  • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
  • налоговые агенты;
  • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

Что грозит компании, если она не подала декларацию: размеры санкций

Сразу стоит понимать, что нарушением является не только факт ее непредставления, но и несоблюдение сроков и правильность заполнения. Какие компанию ждут последствия?

  • Санкция представляет собой пятипроцентный штраф от обозначенной в декларации суммы налога. Причем этот штраф придется заплатить за каждый месяц со дня просрочки. Однако больше 30% от указанной суммы налога потребовать оплатить не могут. Плюс – руководитель компании заплатит штраф по административной статье.
  • После 10-дневной просрочки подачи декларации все финансовые операции в отношении компании прекращаются. Это решение после направления документа в налоговую оперативно отменяется.
  • Камеральная проверка может быть проведена без декларации. В этом случае налоговые органы будут основываться на уже имеющихся у них данных. Проверка, конечно, после подачи документов прекратится, и начнется новая – уже на основе поданного документа. Но если проверка завершится до того, как компания подаст декларацию, выявленные нарушения станут обязательными к исполнению налогоплательщиком, даже если в новой декларации этих недочетов и оснований для предъявления санкций нет.

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции. Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.

Бесплатно сдать всю налоговую отчетность через интернет

Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС Отправить заявку

Истребование документов у контрагентов налогоплательщика

Законом N 137-ФЗ в гл. 14 “Налоговый контроль” НК РФ введена ст. 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Напомним, что ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) было установлено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникала необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговый орган мог истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Законом N 137-ФЗ понятие “встречная проверка” из НК РФ исключено, хотя налоговый орган по-прежнему будет проводить мероприятия по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка. Этому и посвящена ст. 93.1 НК РФ.

Процедура истребования документов у контрагентов налогоплательщика стала существенно более регламентированной.

В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование таких документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Какой налоговый орган вправе истребовать документы? Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы вышеуказанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки – также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Что касается сроков истребования документов, то в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации), к которому прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в вышеуказанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ, а именно:

  • истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 настоящего Кодекса.

Декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

При представлении компанией декларации по НДПИ, водному, земельному налогу, инспекция вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Из описанных оснований видно, что случаи, в которых у инспекции возникает право на истребование документов у налогоплательщика, и объем истребуемых документов строго ограничены Налоговым кодексом. В то же время инспектора зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, которыми запрашивается гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и не представлять «лишние» документы.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора или иного лица на допрос, чтобы ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 495 134 32 23 (многоканальный)

Пишите: tax@arplaw.ru

Декларация с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Компания подает в инспекцию налоговую декларацию, в которой заявлен убыток. Проверяя такую декларацию, инспекция вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

Получив такое требование, компании необходимо направить в инспекцию ответное письмо, в котором раскрыть причины образования убытка в соответствующем периоде, указав какие факторы хозяйственной деятельности компании обусловили превышение суммы расходов над доходами.

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания вправе дополнительно представить подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Налоговый кодекс не раскрывает перечень документов, обосновывающих получение компанией убытка.

Место и основание

Согласно пункту 1 88-й статьи НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, то есть в здании ведомства. Основанием для ее проведения становятся налоговая декларация предпринимателя и иные документы (они либо уже есть в наличии у инспекторов, либо налогоплательщику приходится их предоставлять).

Заметим, если налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, иностранные организации) не предоставит вовремя налоговую декларацию, инспекторы вправе проводить проверку на основании тех данных, что у них есть, привлекая при этом и данные по другим, аналогичным компаниям (предприятиям). Вот только сделать это они смогут по истечении трех месяцев с того момента, как декларация должна была «оказаться» у них на руках. Если налогоплательщик предоставит декларацию в тот момент, когда проверку уже «запустят», инспекторы обязаны ее остановить и начать новую, на основе нового документа.

«Камералка» не проводится на основании специальной декларации, которую заполняет гражданин, решивший добровольно декларировать свои активы, счета в банках.

Крупные компании предоставляют отчетность на электронных носителях. Если они по каким-то причинам забудут принести документ в установленный законом срок, инспектор обязан в течение месяца прислать им уведомление с напоминанием. При этом следует уточнить, какой документ ждут и в каком виде он должен быть предоставлен.

Согласно п.2 указанной статьи, камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции, для этого им не требуется специального разрешения руководителя камерального отдела (как, например, при проведении выездной проверки).

Как получить вычет по НДФЛ

Физлица имеют право на получение стандартных, социальных, имущественных и инвестиционных вычетов при расчете и уплате НДФЛ (п. 3 ст. 210 НК РФ). Некоторые виды вычетов могут быть предоставлены работодателем, то есть при удержании НДФЛ из зарплаты бухгалтер сразу учтет вычет и уменьшит на него налоговую базу. Он сделает это, если работник представит соответствующее заявление и документы, то есть получение вычета на работе носит заявительный характер. Основным документом для оформления стандартного вычета является заявление сотрудника, в остальных случаях — уведомление о праве на вычет, которое выдает ФНС после проверки подтверждающих документов, поданных налогоплательщиком в контролирующий орган. То есть вычет при расчете зарплаты применяется не всегда. В этом случае можно самостоятельно заявить свое право на вычет и вернуть излишне уплаченный НДФЛ из бюджета, направив декларацию 3-НДФЛ по итогам года в налоговую инспекцию. Сделать это можно как лично в инспекции, так и через личный кабинет налогоплательщика (ЛК), зарегистрировавшись на официальном сайте налоговой. Второй вариант экономит много сил и времени, а также дает неоспоримые преимущества, о которых мы поговорим ниже.

Порядок истребования документов при проведении камеральной налоговой проверки

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В п. 2 ст. 93 НК РФ установлен также запрет на нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, определено, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Пунктом 3 ст. 93 НК РФ установлен срок представления документов по требованию налогового органа – 10 дней, а также определено, что если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в вышеуказанный срок документов с приведением причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, то есть субъектом данного налогового правонарушения являются участники налоговых правоотношений, отличные от налогоплательщика и налогового агента, например, п. 3 ст. 85 НК РФ установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Как уже отмечалось, в отношении деклараций по НДС, в том числе тех, в которых заявлена сумма налога к возмещению, установлен двухмесячный срок «камералки». Его можно продлить еще на один месяц, если будут выявлены признаки нарушений (п. 2 ст. НК РФ).

Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.

Подключиться к сервису для автоматической сверки счетов‑фактур с контрагентами

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц

Объекты проверок

Под проверки камерального отдела могут попадать любые коммерческие предприятия и юридические лица, которые получают прибыль в результате своей деятельности. Сейчас довольно распространена практика, когда проверке подвергаются только те организации, которые занимаются коммерческой деятельности.

При необходимости налоговые инспекторы из камерального отдела могут начать проверку различных религиозных и благотворительных организаций, которые не получают прибыли.

Как правило, в большинстве случаев проверке подвергаются лишь те предприятия и организации, которые в процессе своей деятельности уже имели недочеты в вопросе налогообложения. Также часто проверкам подвергаются те коммерческие организации, налоговые исчисления от которых гораздо ниже выплат, осуществляющихся со стороны предприятий такого же уровня доходов.

При своевременной и «прозрачной» выплате взносов и налогов со стороны предприятий, вероятность встречи с камеральным отделом резко снижается, т.к. основная доля всех проводимых в налоговых службе проверок приходится на уже «отметившиеся» организации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.