Статья 8. трудового кодекса рф. локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Другой комментарий к статье 348.8 ТК РФ

§ 1. Вопросы защиты трудовых прав несовершеннолетних в трудовом праве не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Масштабы детского труда, особенно в спорте, измерить трудно. Во всех странах существуют возрастные ограничения и правила, но многие дети работают нелегально и не подпадают под официальную статистику.

Невозможно (да и нецелесообразно) запретить заниматься спортом несовершеннолетним, тем более что оптимально подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья юных спортсменов. Вместе с тем, во-первых, необходимо помнить, что ранняя специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и интенсивности могут привести к спортивным травмам, болезни, использованию допинга и т.д.

Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба реабилитации и контроля за их состоянием. Поэтому ТК учел все эти особенности и предусмотрел систему дополнительных гарантий для спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет.

§ 2. Заключению трудового договора со спортсменом до 14 лет должны предшествовать:

— предварительный медицинский осмотр (обследование), порядок проведения которого определяется Правительством РФ (см. комментарий к ст. 348.3 ТК);

— согласие одного из родителей (опекуна);

— разрешение органа опеки и попечительства.

Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

§ 3. Продолжительность ежедневной работы для спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет, может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени.

Статьей 92 ТК предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю; для учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет — не более половины установленных норм.

§ 4. Допускается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Для этого необходимо установить такой режим работы в коллективных договорах, локальных нормативных актах или в трудовом договоре.

§ 5. Кроме того, допускается превышение предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, если это необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Необходимо учитывать, что в Трудовом кодексе РФ запрещено применять труд молодежи на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Для несовершеннолетних ограничен вес переноски и передвижения тяжестей на работе. Предельная норма установлена в 4 кг для лиц до 16 лет, в 10 кг — для лиц от 16 до 18 лет.

Поэтому превышение предельно допустимых норм нагрузок следует прописывать в плане подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям, предварительно получив соответствующее медицинское заключение.

§ 6. К спортсменам в возрасте до 18 лет допускается применять временный перевод, предусмотренный на общих основаниях (см. комментарий к ст. 348.4 ТК).

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении

4.1. В учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда:

  • положение об организации нормирования труда на предприятиях судостроительной промышленности;

  • методические рекомендации по разработке норм труда;

  • методические рекомендации по разработке системы нормирования труда;

  • нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы выработки, обслуживания).

4.2. На уровне учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчёте производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда предприятия разрабатывают местные нормы труда.

4.3. Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствовать современному уровню техники и технологии, организации труда;

  • учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;

  • обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряжённости (интенсивности) труда;

  • соответствовать требуемому уровню точности;

  • быть удобными для расчёта по ним затрат труда в учреждении и определения трудоёмкости работ;

  • обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.

4.4. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные.

4.5. Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ.

4.6. Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации труда.

4.7. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.

4.8. Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утверждённых норм труда на срок не более 1 (одного) года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда.

4.9. Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность.

4.10. Техническими обоснованными считаются нормы труда установленные на основе аналитических методов нормирования труда с указанием квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

4.11. Наряду с нормами, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно — техническим условиям работы, применятся временные и разовые нормы.

4.12. Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.). Они могут быть расчетными и опытно — статистическими.

4.13. Временные опытно — статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалиста по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период времени. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе — на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда.

4.14 О введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ.

Механизм принятия ЛНА

Какой порядок принятия внутреннего нормативного акта компании следует соблюдать – ответ на этот вопрос зависит от того, о каком именно акте идет речь. Некоторые ЛНА работодатель может принимать единолично. Однако законом предусмотрены случаи, когда придется учитывать мнение выборного органа ППО (первичная профсоюзная организация), если, конечно, такой орган в компании существует.

Итак, при подготовке и принятии следующих ЛНА работодатель обязан согласовать содержание документа с профсоюзом:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение о системе оплаты труда;
  • порядок аттестации сотрудников;
  • акты, регулирующие вопросы дополнительного профессионального образования работников;
  • нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ.

Все вышеперечисленные ЛНА должны согласовываться с профсоюзом в связи с тем, что это прямо установлено в ТК РФ. Помимо этого, в коллективных договорах, соглашениях могут быть предусмотрены и другие акты, при принятии которых работодателю придется советоваться с профсоюзной организацией.

Компания может утвердить отдельный акт – Порядок принятия ЛНА организации, где будут прописаны все этапы создания внутренних официальных документов. Мы же разберем четыре основных стадии, которые проходит проект до того, как он становится действующим локальным нормативным актом, а именно:

  1. Разработка.
  2. Согласование.
  3. Утверждение.
  4. Введение в действие и ознакомление.

Разработка

Это начальный этап, на котором поднимается вопрос о необходимости издания конкретного внутреннего акта. Проект ЛНА разрабатывается специально созданной рабочей группой, в состав которой входят несколько специалистов, либо одним уполномоченным сотрудником.

Согласование

Итак, проект ЛНА готов. Если этого требует закон, документ следует согласовать с профсоюзом. О том, как осуществляется такое согласование, рассказывает ст. 372 ТК РФ.

Сначала работодатель должен направить в выборный орган ППО готовый проект ЛНА и обоснование по нему. Профсоюз в свою очередь готовит письменный ответ со своим мотивированным мнением. На подготовку ответа отводится 5 дней.

Далее все зависит от того, какова была позиция профсоюзной организации. Если возражений не поступило, работодатель утверждает акт.

Если от профсоюза поступили возражения, то работодатель:

  • либо соглашается с полученными замечаниями;
  • либо организовывает дополнительные консультации с выборным органом ППО.

Дополнительные консультации следует провести в течение 3 рабочих дней после получения мотивированного ответа профсоюза. Цель этого мероприятия – достижение соглашения между обеими сторонами.

Вам также будет интересно:

— Инструкция по охране труда для заведующего складом— Роструд будет штрафовать работодателей, которые не проиндексируют зарплаты

Если даже после консультаций взаимопонимания не достигнуто, составляется протокол, в котором перечисляются все существующие разногласия. После этого работодатель может утвердить свой вариант акта, а профсоюз вправе:

  • обжаловать решение нанимателя в ГИТ и суд;
  • начать процедуру коллективного трудового спора.

В свою очередь, инспектора ГИТ после получения жалобы выборного органа ППО обязаны в течение 1 месяца организовать проверку, и при выявлении нарушений – выдать предписание об отмене соответствующего ЛНА.

Помимо согласования с профсоюзом (когда это требуется законом), как правило, каждый внутренний документ проходит согласование с определенными профильными специалистами и службами компании, например:

  • с юридическим отделом;
  • с бухгалтерией;
  • со службой делопроизводства;
  • с кадровой службой и другими.

Утверждение

После прохождения стадии согласования проект ЛНА подлежит утверждению. Утверждает документ руководитель компании либо уполномоченное им лицо.

Локальный акт утверждают одним из следующих способов:

  • путем проставления на титульном листе документа грифа утверждения с подписью руководителя или другого уполномоченного лица;
  • путем издания специального приказа, протокола или постановления.

Введение в действие

ЛНА начинает действовать с момента его утверждения либо с другой даты, которая указана в акте.

Внутренний документ регистрируется в специальном журнале и предоставляется для ознакомления работникам организации. Наиболее популярные способы ознакомления — это лист ознакомления или журнал ознакомления. Ознакомленный сотрудник проставляет в листе или журнале свою подпись, а также указывает дату, когда его ознакомили с содержанием акта.

Уведомление об отсутствии вакансий

Если на предприятии нет свободных должностей, которые подошли бы работнику по состоянию здоровья, то гражданина уведомляют об этом письменно. В законодательстве необходимость подобного ознакомления не закреплена, но такое уведомление может подтвердить факт осведомлённости сотрудника в случае возникновения судебного разбирательства по иску о неправомерном увольнении.

Ознакомление работника с документом проходит точно так же, как и при получении уведомления о необходимости перевода на новую должность. Как и в первом случае, отказ специалиста подписывать извещение следует зафиксировать в составленном при свидетелях акте.

РАЗДЕЛ X «ОХРАНА ТРУДА «ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включен впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).

Самые серьезные изменения ждут нас:

• после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и

• во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.

А сейчас обо всем по порядку.

В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше:

Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов, на которые обратим внимание

Главы переформатированы, дополнены новыми статьями, а содержание действующих статей частично изменено. В частности:

1. Разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ.

2. Изложены государственные нормативные требования ОТ и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда.

3. Установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям ОТ.

4. Изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области ОТ.

5. Регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда.

6. Изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.

7. Закреплены права работников на получение информации об условиях и ОТ, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание.

8. Установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах.

9. Изложены правила обучения по ОТ, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников СИЗ, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием.

10. Определен порядок создания службы ОТ у работодателя, а также комитетов (комиссий) по ОТ.

11. Определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателями.

12. Установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.

https://clck.ru/VPTEy. Проект Федерального закона «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Проект). Доступен для скачивания (услуга «Сервис форм»).

Далее — СИЗ.

Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

  По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

Комментарий к статье 34 БК РФ

В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, содержание принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств уточнено с целью большей его ориентации на внедрение (с учетом сложившейся терминологии) концепции повышения результативности бюджетных расходов.

Целью Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 (в соответствии с данной Концепцией и разрабатывался законопроект, принятый в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ), являлось создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции «управление ресурсами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

В рамках концепции «управление результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики

Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни

Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть — распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Окончательный расчёт

При завершении сотрудничества выплата всех положенных специалисту сумм производится в последний рабочий день. Если в день увольнения работник отсутствовал, то окончательный расчёт должен быть произведён не позже следующего дня после требования уволенного гражданина выплатить ему причитающиеся денежные средства.

В случае возникновения спора о размере суммы наниматель обязан в установленный срок выдать расчёт бывшему сотруднику в том объёме, который был насчитан бухгалтерией. А существующая, по мнению гражданина, разница будет выплачена лишь после перепроверки документации, при условии, что правота работника подтвердится.

И также сотруднику положены следующие выплаты:

  • Компенсация за неиспользованные дни ежегодного отпуска согласно ст. 127 ТК РФ.
  • Выходное пособие, равное двухнедельной средней заработной плате на основании ст. 178 ТК РФ. Но в трудовом контракте сотрудника либо в коллективном договоре размер этой выплаты может быть увеличен.

Со специалиста, увольнение которого производится по статье 77 часть 1 пункт 8 Трудового кодекса РФ, удержание отпускных, полученных за использованные, но неотработанные дни отдыха, недопустимо. Эта норма установлена в ст. 137 ТК РФ.

Предложение о переводе на другую должность

Если специалист не подал заявление о переводе самостоятельно, то обязанность предложить ему смену работы законодательство возлагает на нанимателя. При этом предлагаемая вакансия должна соответствовать таким требованиям, как:

  • наличие утверждённой должностной инструкции;
  • соответствующие Трудовому кодексу условия рабочего времени;
  • официально установленный уровень оплаты труда.

Руководитель в письменной форме составляет для сотрудника уведомление о необходимости перевестись на другое рабочее место, которое соответствует его состоянию здоровья. Условия работы на предлагаемой вакансии чаще всего описаны в предложении нанимателя.

Кроме того, к нему прилагают копию должностной инструкции, чтобы человек мог подробно ознакомиться с производственными функциями и объективно принять решение о смене специальности. Если вакансий несколько, то можно направить сотруднику информацию обо всех свободных должностях, чтобы он самостоятельно выбрал новое место.

Предложение следует оформлять в двух экземплярах и регистрировать в установленном порядке, к примеру, в книге уведомлений работников. Один экземпляр документа вручается лично сотруднику, второй остаётся у нанимателя. На нём специалист должен поставить отметку об ознакомлении с уведомлением и расписаться, указав дату получения. Если работник отказывается получать предложение, то по этому факту следует составить специальный акт, достоверность которого заверяют подписи свидетелей отказа.

Если гражданин официально отказался от перевода, то есть поставил на уведомлении необходимую отметку или подал заявление об отказе от перемены рабочего места, то наниматель инициирует процедуру увольнения сотрудника по п. 8 ст. 77 ТК РФ. Комментарии от 2017 года помогут провести расторжение трудового договора согласно нормам российского законодательства.

Основные вопросы по ст. 312.8 ТК

Какой порядок взаимодействия предусмотрен ч. 9 ст. 312.3 ТК, на которую ссылается комментируемая статья?

В этом абзаце разбирается взаимодействие удалённого сотрудника и нанимателя, в т.ч. при:

  • выполнении трудовых обязанностей;
  • отправке необходимых данных, относящихся к результатам работы.

Указано, что порядок этих контактов между сторонами оговаривается в:

  • трудовом договоре (дополнении к нему) индивидуального или коллективного формата;
  • локальном акте нанимателя, созданном им с учётом замечаний представителей профсоюза.

Исходя из положений комментируемой статьи эти документы могут предусматривать более длительные сроки отсутствия контактов, чем два обычных дня.

Какие могут быть уважительные причины, упомянутые в ст. 312.8 ТК, невыхода сотрудника на связь?

Они могут относиться к:

  • состоянию здоровья сотрудника;
  • непредвиденным обстоятельствам внешнего плана;
  • неисправности коммуникационного оборудования;
  • проблемам со связью (особенно если сотрудник трудится в удалённой местности) и т.д.

Для профилактики разногласий по обоснованности причин невыхода удалённого сотрудника на связь рекомендуется применять соответствующие положения:

  • трудового договора (дополнения к нему) индивидуального или коллективного формата;
  • локального акта работодателя, созданного с учётом замечаний представителей профсоюза.

Данная мера позволит формализовать параметры контактов работодателя с удалённым сотрудником, что не только полезно для профилактики конфликтов, но и даёт документарную основу при возможных судебных разбирательствах с уволенным. Следует упомянуть, что общие принципы взаимодействия нанимателя с удалённым персоналом установлены в ст. 312.3 ТК.

Статья 312.1. Общие положения

Дистанционной (удаленной) работой (далее — дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Для целей настоящей главы под дистанционным работником понимается работник, заключивший трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, указанные в части второй настоящей статьи, а также работник, выполняющий трудовую функцию дистанционно в соответствии с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со статьей 312.9 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе — работник).

На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Основные вопросы по ст. 312.5 ТК

Каковы предпосылки для появления данной статьи?

Её необходимость вызвана как объективными аспектами удалённой работы, так и субъективными взглядами нанимателя.

К объективным факторам относятся:

  • возможность дистанционного сотрудника устанавливать удобный для себя график работы, если другой порядок не установлен соответствующими источниками (ст. 312.4 ТК);
  • дистанционный формат взаимодействия нанимателя с удалённым работником (ст. 312.3 ТК);
  • возможность для сотрудника трудиться из другого региона или страны (ст. 312.1 ТК).

Все эти аспекты дистанционной работы приводят к следующим последствиям:

  • для нанимателя уменьшаются возможности непосредственного контроля за деятельностью удалённого сотрудника – хотя они и доступны с помощью специальных программ и камер, но требуют дополнительных вложений и не всегда обеспечивают нужный результат;
  • удалённый сотрудник может трудиться в более комфортабельных условиях, чем его обычный коллега, в частности из дома;
  • у дистанционного сотрудника освобождается время, которое он в противном случае тратит на поездки в офис, а также сокращаются соответствующие издержки (на транспорт и т.д.).

Все эти преимущества могут послужить поводом для работодателя уменьшить зарплату удалённому сотруднику, по сравнению с обычным персоналом. Для профилактики подобных шагов и служит ст. 312.5 ТК.

Комментарий к Ст. 34 Трудового кодекса РФ

1. Особые правила установлены в отношении представительства работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации или ее субъектов, иные государственные органы, органы местного самоуправления. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении возникших при этом коллективных трудовых споров, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении деятельности соответствующих комиссий они могут быть представлены органами исполнительной власти (федеральными или субъектов РФ), иными государственными органами, органами местного самоуправления.

2. Общие полномочия федеральных органов исполнительной власти по представительству работодателей — подведомственных указанным органам организаций при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне установлены Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне». Полномочия конкретных органов исполнительной власти на представление работодателей в отношениях социального партнерства могут устанавливаться в положениях об этих органах. В частности, полномочия на представительство соответствующих работодателей оговорены применительно к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подп. 21 п. 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868).

3. Данный вид представительства работодателей используется в тех случаях, когда решение вопросов, составляющих предмет коллективных переговоров, находится вне сферы компетенции конкретного работодателя (например, определение размеров оплаты труда лиц, работающих в организациях, финансируемых из соответствующего бюджета).

Возможность представления указанных работодателей органами исполнительной власти, органами местного самоуправления не исключает представительство со стороны объединения работодателей.

4. Представление указанных работодателей в иных отношениях социального партнерства осуществляется по общим правилам представительства работодателей (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней).

Предъявление медицинского заключения

Если сотрудник в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, получил в специализированном учреждении медицинское заключение, подтверждающее необходимость смены производственной деятельности, то он обязан предъявить этот документ нанимателю. В справке должно быть указано в каком переводе нуждается специалист:

  • Временный — исполнение других трудовых обязанностей в течение некоторого периода времени, но не менее четырёх месяцев.
  • Постоянный — смена производственной деятельности без возможности вернуться к прежней работе.

Если наниматель имеет возможность удовлетворить прошение сотрудника, то он направляет заявление в кадровую службу организации. Работники отдела кадров в соответствии с визой руководителя начинают процедуру перевода специалиста. Если же у работодателя нет вакантных должностей либо сотрудник отказывается от подходящего ему рабочего места, то наниматель может уволить его по пункту 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Что содержится в локальных нормативных актах

Диапазон правил, вписанных в этот документ, довольно широкий. Условно можно поделить локальные нормативные акты на обязательные и необязательные

Первые важно составить обязательно, поскольку ради них он и создаётся, а в дальнейшем споры внутри компании или даже в суде будут решаться с учётом этой информации. Вторые работодатель создаёт на своё усмотрение, если считает их необходимыми

Обязательные:

  • Правила внутреннего трудового распорядка. Основы взаимодействия сотрудников, режим работы, время отдыха, дисциплина труда. Сюда также входит порядок назначения на вакантные должности и увольнения с них, ответственность сторон.
  • Правила охраны труда. Создаётся строго по законодательным нормам.
  • График отпусков. Составляется, чтобы сотрудники имели возможность планировать длительный отдых, а работодатель мог быть уверен, что работа не будет «простаивать».
  • Штатное расписание. Общий документ для установления точного времени посещения.

К необязательным относятся такие документы, как положения о материальном стимулировании, о премировании, журнал ознакомления с локальными актами и т.д. Они могут быть созданы на усмотрение работодателя. Это не отменяет необходимости соответствия нормам ТК.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.