Статья 10 конституции россии

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Основы конституционного строя Российской Федерации

В теории конституционного права России принято выделять: а) основы конституционного строя, отражающие взаимосвязь государства и общества; б) основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни.

К первой группе относятся следующие правовые принципы.

  • Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также обязанность государства соблюдать и защищать их (ст. 2 Конституции РФ).
  • Демократический характер власти (ст. 1 Конституции РФ), означающий, что российское государство строит систему управления обществом с участием народа; это проявляется в форме референдума, выборов, участия граждан в отправлении правосудия, местном самоуправлении.
  • Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ), характеризующая государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (представительными) органами на определенный срок.
  • Федеративное государство (ст. 1 Конституции РФ), характеризующееся сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными (федеральными) органами власти и органами власти входящих в Федерацию государственных образований (субъектов Федерации).
  • Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), означающее самоограничение государством своей власти правом, то есть системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочения и стабилизации общественной жизни.
  • Верховенство права (ст. 4 Конституции РФ), то есть подчинение деятельности государственных органов и должностных лиц праву как общепризнанному социальному регулятору, обеспечивающему свободное развитие общества и позволяющему сочетать и учитывать разнообразные общественные интересы, разрешать мирным путем возникающие социальные конфликты.
  • Суверенитет народа (ст. 3 Конституции РФ), означающий, что выступающий важнейшим субъектом государственной власти и права народ осуществляет свою власть как непосредственно, выражая свою волю на референдуме и всеобщих выборах (так называемая прямая демократия), так и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Вторая группа представлена следующими правовыми принципами.

  • Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
  • Экономический плюрализм (ст. 8 Конституции РФ), гарантирующий единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу предпринимательской деятельности, признание и защиту равным образом всех форм собственности.
  • Политический и идеологический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ), означающий признание в Российской Федерации политического и идеологического многообразия, многопартийности; запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.
  • Российская Федерация — светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

показать содержание

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Поправки в Конституцию: защита семьи, материнства, отцовства и детства

30 апреля, 2020 10:15 | Политика и власть | 

Госдума одобрила президентскую поправку о закреплении в Конституции понятия, что брак является союзом мужчины и женщины.

Согласно поправке, к совместному ведению государства и регионов относится защита института брака как союза мужчины и женщины. А наряду с этим защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье и для осуществления детьми обязанности заботиться о родителях.

Это должно пресечь спекуляции на теме предоставления отдельных прав людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Поправки в Основной закон страны по данной теме выглядят следующим образом:

«Ст. 67.1

  1. «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Ст. 72

  1. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

е)… общие вопросы… молодежной политики».

Ст. 114.

Правительство Российской Федерации:

«в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области… поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей».

— Что происходит вокруг? Папа 1, папа 2, мама 1, мама 2… Дети не рождаются естественным путем, а из пробирок, от суррогатных матерей… И не потому, что люди не хотят иметь нормальную семью, а потому что им уже навязали такое мышление, что семья — нечто необязательное. И без этого можно счастливо прожить, — отметила председатель комитета по социальной политике и охране здоровья Мурманской областной думы, член Всероссийской политической партии «Единая Россия» Надежда Максимова в комментарии «Мурманскому вестнику».

Именно поэтому так важно закрепление в Конституции нормы, что семья — союз мужчины и женщины, а также проголосовать за это. — Мы таким образом не просто сохраним население России, мы сохраним население всего мира

Продолжение рода — это наши дети. От папы с папой и от мамы с мамой дети не рождаются. Они рождаются в семье, браке, где есть папа и мама, — подчеркнула депутат. — В центре внимания государства — семья и будущее наших детей, их духовное и нравственное воспитание. Голосуя за поправки, мы голосуем за будущее

— Мы таким образом не просто сохраним население России, мы сохраним население всего мира. Продолжение рода — это наши дети. От папы с папой и от мамы с мамой дети не рождаются. Они рождаются в семье, браке, где есть папа и мама, — подчеркнула депутат. — В центре внимания государства — семья и будущее наших детей, их духовное и нравственное воспитание. Голосуя за поправки, мы голосуем за будущее.

Общество начинается с семьи, поэтому сейчас государство на уровне Основного закона страны принимает решительные меры для защиты этого института.

Статистика

  • По данным «Российской газеты», в официальном браке состоят чуть больше половины россиян. Среднестатистическая российская семья — это мама с папой, мечтающие о втором ребенке или уже успевшие им обзавестись. Если в конце минувшего столетия среднестатистическая городская семья в России на первом ребенке и ставила точку, то с середины 2010 годов модель изменилась: иметь двоих детей стало нормой.
  • Молодые родители живут в отдельной квартире, взятой в ипотеку, чаще всего двухкомнатной, раз в год ездят на отдых в пределах своей страны.
  • Средний возраст жены, родившей первенца, 29 лет. Она на три года старше молодой мамы из конца 90-х.
  • Самый активный возраст вступления в брак в России — 20-29 лет. Но шесть лет назад социологи отметили, что «брачующихся» стало меньше, потому что молодежь 1990 годов рождения, готовая по возрасту к женитьбе, немногочисленна. По данным опроса ВЦИОМ, 90 процентов наших граждан не в восторге от неофициальных отношений.

‘+$(this).attr(‘alt’)+’

Какими НПА регулируются имущественные вопросы граждан и юрлиц

Нельзя односложно ответить на вопрос, каким законом определяется права граждан на собственность, так как основное регулирование содержится в гражданском законодательстве, общие положения предусмотрены в . Отдельные виды и режимы имущества, правила учета и регистрации регулируются и специальными НПА, например:

  • земельные участки — Земельным кодексом РФ;
  • водные объекты — Водным кодексом РФ;
  • имущественные отношения супругов Семейным кодексом РФ.

Очень часто отсылки к специальным нормативным правовым актам содержатся в общих правилах , в качестве примера — нормы ГК РФ по обязательности государственной регистрации прав на недвижимые объекты, ограничения (обременения) в отношении них. Регулирование этого вопроса относится к .

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших
принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое
государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа
верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы
организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с
государством.

Примат права выражается в верховенстве
Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую
юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что
законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом,
правом.

Конституция РФ содержит требование официального
опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Что такое право собственности

Конституция РФ и предусматривают следующие виды собственности:

  • государственная (двух уровней — федеральная и субъектов РФ);
  • муниципальная;
  • частная собственность граждан и юридических лиц;
  • иные формы (ст. 8 Конституции РФ, ).

Законодательством устанавливаются три правомочия, которые образуют право собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образований, РФ и субъектов РФ: владение, пользование и распоряжение (, ст. 35 Конституции РФ). Иными словами, собственник вправе по своему усмотрению в рамках, предусмотренных законодательством, определять судьбу объектов, которые ему принадлежат. Конституция РФ провозглашает неприкосновенность прав частной собственности граждан и юридических лиц, лишить имущества допускается только по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), а ограничения устанавливаются законами ().

Основы конституционного строя Российской Федерации

Специфика каждого государства проявляется в определенных, присущих только ему чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя.

Этот строй, будучи закрепленным Конституцией, становится конституционным строем данной страны.

Конституционный строй (в узком смысле) – это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Конституционный строй (в широком смысле) – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории – власть, суверенитет, свобода личности.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Многообразие отношений, вмещающихся в категорию конституционного строя, диктует необходимость всеобъемлющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим.

Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, политические, идеологические общественные отношения.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  1. базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  2. основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  3. конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права: основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; политико-правовой характер; нормативность и общеобязательность; юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства; сжатость и концентрированность изложения; общепризнанность; целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм Главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей Главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Впервые перечень основных элементов конституционного строя Российской Федерации был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получивший дальнейшее развитие в Конституции РФ 1993 года.

В категории «основы конституционного строя» необходимо выделить элементы, которые находят свое выражение в статьях Главы 1 Конституции РФ.

  1. осударственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ).
  2. уманный статус человека (ст. 2, 6 Конституции РФ).
  3. ародовластие (ст. 3, 12 Конституции РФ).
  4. едерализм (ст. 5 Конституции РФ).
  5. оциальное государство (ст. 7 Конституции РФ).
  6. ногообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ).
  7. азделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ).
  8. деологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ).
  9. ринцип светскости государства (ст. 14 Конституции РФ).
  10. елостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 15, 16 Конституции РФ).

Преамбула к Конституции России

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

Соединенные общей судьбой на своей земле,

Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

Сознавая себя частью мирового сообщества,

Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в частную собственность. Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее приватизации: перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате дарения или наследования участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке купли-продажи. Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности владелец утрачивает право эксплуатации участка.

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Кому может принадлежать?

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть изъята или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Также в качестве обременения участка может быть залог по ипотечному кредиту. Тогда право на его продажу предварительно нужно получить у банка.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Обязанности собственника

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Иногда может стоять вопрос о лишении его права собственности.

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

Основные отличия

Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.

Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.

Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.

Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:

  • Свободу на право владения.
  • Разделение материальной ответственности.
  • Разницу в контроле поведения.
  • Соизмеримость интересов.
  • Целевые направления.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

История становления и необходимость создания

Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.

На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.

Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования вместо полагающегося в таких случаях референдума. Дело в том, что в результате событий 1993 года были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Именно эти два органа и должны были по закону назначать референдум.

В результате в заключительном разделе Конституции и была прописана процедура принятия документа по результатам всенародного голосования. При этом действующими признаются только те законы, которые не противоречат Конституции. Эта норма второго раздела Конституции и стала стимулом изменения всего законодательства страны.

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации
государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из
основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает,
с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на
законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются
самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ,
судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь
главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в
исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление,
с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей
является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и
полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания
над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие
достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях
государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей — и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.