Статья 77. семейного кодекса рф. отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Алан-э-Дейл       22.01.2023 г.

Комментарий к ст. 77 СК РФ

1. Возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название «отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

В акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

2. Отобрание ребенка осуществляется в соответствии не с судебной, а административной процедурой, указанной в п. 2 комментируемой статьи. В данном случае использование административной, а не судебной процедуры обусловлено как интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка, так и публичными интересами, поскольку общество должно защищать своих членов всеми возможными способами.

〈 Предыдущая
 
 Следующая 〉

Комментарий к статье 77 СК РФ:

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Изъятие ребенка означает отобрание его у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке, необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. Использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Основанием такого отобрания служит постановление органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

За отобранием ребенка следуют: незамедлительное уведомление о случившемся прокурора; временное устройство отобранного ребенка; предъявление в суд иска о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка

Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст

123 СК. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

В результате отобрания ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 152 СК); отменяется усыновление (ст. 141 СК).

Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Пункт 2 не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (пункт 7 данного документа).

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

К названным в настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством ( настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Предположу самый худший вариант — ребенка отбирают. Кто принимает решение об этом?

Три инстанции могут вынести такое решение — суд, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних. Подробнее об этом можно прочесть в третьем разделе специальной памятки юристов.

Обратите внимание, что если решение об отобрании принимает комиссия по делам несовершеннолетних, то причиной может послужить следующее основание: «Родители иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в СОП». Между тем понятие «воспитание детей», которое дано в статье 75 Кодекса о браке и семье, имеет весьма общий характер

И это, в свою очередь, дает возможность весьма широко трактовать «неисполнение обязанностей по воспитанию»

Между тем понятие «воспитание детей», которое дано в статье 75 Кодекса о браке и семье, имеет весьма общий характер. И это, в свою очередь, дает возможность весьма широко трактовать «неисполнение обязанностей по воспитанию».

Что думают эксперты о реформе Семейного кодекса

В общей сложности в концепции содержится 70 законодательных предложений по изменению Семейного кодекса, которые касаются не только мер защиты ребенка. Директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства, эксперт ОНФ Александра Марова замечает, что проблема назрела давно, однако раньше были не самые удачные законодательные инициативы.

— В целом концепция поправок Мизулиной мне нравится и нравится гораздо больше, чем то, что было предложено раньше, — сказала она «Известиям».

Руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко Эльвира Гарифулина замечает, что уже несколько лет обсуждаются разные концепции изменения Семейного кодекса. Это касалось даже порядка реформирования: предлагалось, в частности, не точечно вносить изменения, а сразу создать один законопроект по всей проблематике, чтобы собрать всё, касающееся детей, в одном документе.

Материнская плата

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Такие прецеденты есть — в той же Шотландии, где в одном документе собрали все основные моменты, регулирующие деятельность в отношении ребенка, — сказала она «Известиям». — Другое дело, что поменять постепенно более реалистично. Однако в будущем желательно прийти к тому, чтобы не было нескольких параллельных документов, которые могут говорить совершенно противоположное друг другу.

Сейчас нестыковки встречаются очень часто: например, в 481-м постановлении правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот…» говорится о том, что нужно учитывать мнение ребенка, спрашивать его позицию, но по 44-ФЗ — закону о закупках — детские дома вынуждены всё закупать большими партиями: и одежду, и какие-то вещи, не спрашивая о желаниях детей.

— Такие нестыковки можно сразу из законодательства отлавливать, оперативно их менять и постепенно идти к тому, чтобы формировать понятное, доступное всем законодательство, которое не разобщено, а ориентирует все ведомства на одну цель, — сказала Гарифулина.

Нюансы изъятия органами попечительства

Если отобрание малолетних граждан, не достигших 18 лет, изымают от родителей, то действия могут иметь временный характер. Срок зависит от всех обстоятельств по данному вопросу. В такой ситуации малыши будут находиться в доме малютки. В некоторых случаях их передают на временное проживание в другую семью.

Процедура передачи уполномоченному ведомству

Если чадо передали временно другим людям, а в отношении отца и матери инициировали процедуру по аннулированию родительских прав, то новые опекуны могут усыновить малышей.

Аналогичная ситуация возникает при следующих обстоятельствах:

  • биологические мать и отец числятся в списках, пропавших без вести;
  • присвоение статуса «недееспособные» через суд;
  • более 6 месяцев родители не жили вместе с малышами.

Примечательно, что порядок по изъятию несовершеннолетнего гражданина попечительским советом не уполномочивает сотрудников ведомства препятствовать общению мамы и папы с ребенком.

В соответствии с законом запрет могут ввести, если родители осознанно, либо под воздействием наркотиков и/или спиртного вредили физическому здоровью малолетнего лица. К примеру, использовали силу, оставляя телесные повреждения.

Если детей не забрали

Не всегда малышей изымают после первичного посещения попечительского совета. Сотрудники ведомства сначала могут вынести первое предупреждение и поставить на учет. Такие меры позволяют матери и отцу осознать угрозу потери чада и устранить замечания.

В 2021 году ситуации с возникновением неурядиц продолжают возникать и нередко людям сложно их преодолеть. В таких случаях эксперты рекомендуют обращаться в специализированные центры, которые оказывают социальную помощь. При этом поддержка носит как моральный, так и материальный характер.

Комментарий к статье.

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Это является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

В тех случаях, когда не соблюдается установленный порядок возникает ответственность. В частности, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме:

Второй комментарий к СТ 69 СК РФ

1. Лишение родительских прав — крайняя мера ответственности отца (матери), применяемая лишь в том случае, когда остальные способы защитить права и интересы ребенка исчерпаны.

К этой крайней мере можно прибегнуть лишь при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в комментируемой статье, и только в порядке, установленном ст. 70 СК (см. комментарий к ней).

2. Отец и (или) мать лишаются родительских прав, если они:

1) без уважительных причин отказываются взять своего ребенка из родильного дома, иного лечебного, воспитательного учреждения и т.п. В то же время следует знать, что относительно детей с серьезными физическими или психическими недостатками действуют особые правила: они могут быть помещены в учреждения социальной защиты на полное государственное обеспечение;

2) уклоняются от выполнения обязанности родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов. Это означает отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии (например, ребенка постоянно оставляют дома одного, без присмотра и еды), обучении, подготовке к труду;

3) злоупотребляют своими правами, т.е. используют их в ущерб интересам детей (например, создают препятствия в обучении, склоняют к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртного, наркотиков);

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе применяют к ним физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность. Понятие «жестокое обращение с детьми» включает, помимо этого, недопустимые методы воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатация);

5) больны хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такие болезни должны быть подтверждены медицинским заключением. Родители могут быть лишены своих прав независимо от того, признаны ли они ограниченно дееспособными (п. 11 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10);

6) совершили преступление против жизни или здоровья:

а) своих детей;

б) супруга.

Если такие преступления совершены против жизни или здоровья других членов семьи, возможны иные меры, но не лишение родительских прав (например, отобрание ребенка, см. комментарий к ст. 77 СК РФ).

Верховный Суд РФ особо подчеркивает, что лишить родительских прав по основаниям, предусмотренным ст. 69 СК, можно только в случае виновного поведения отца (матери).

Что же касается последнего (шестого) основания, то здесь просто вины недостаточно: преступление должно быть совершено умышленно, а не вследствие неосторожности. Крайнюю меру нельзя применять и к лицам, не выполняющим своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психическое расстройство или иное хроническое заболевание, за исключением хронического алкоголизма и наркомании)

Если ребенку оставаться в такой среде опасно, суд может прибегнуть к ограничению родительских прав (см. комментарий к ст. 73 СК РФ) и передать его органам опеки и попечительства (п. 12 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10)

Крайнюю меру нельзя применять и к лицам, не выполняющим своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психическое расстройство или иное хроническое заболевание, за исключением хронического алкоголизма и наркомании). Если ребенку оставаться в такой среде опасно, суд может прибегнуть к ограничению родительских прав (см. комментарий к ст. 73 СК РФ) и передать его органам опеки и попечительства (п. 12 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10).

При этом необходимо решить вопрос о взыскании с родителей алиментов.

Кроме того, Верховный Суд РФ указал: в исключительных случаях даже при очевидности вины родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в иске о лишении родительских прав, но строго предупредить ответчика и возложить на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Отказывая в таком иске, суд в интересах ребенка может передать его от родителей этим органам (п. 13 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10).

Как вернуть ребенка после изъятия

Если ребенка забрали и родители считают, что изъятие незаконно, они вправе обжаловать решение об отобрании в течение 10 календарных дней в порядке административного производства. Как выглядит весь процесс:

  1. Один или оба родителя подают административное исковое заявление в районный суд по адресу расположения ответчика.
  2. Судья принимает документы к производству, назначается заседание.
  3. Дело рассматривается в течение 10 дней.

Как составить исковое заявление

В заявлении указываются данные об ответчике, а также реквизиты оспариваемого распоряжения и обстоятельства, при которых оно вынесено.

Документы

При обращении в суд вместе с заявлением представляется паспорт, оспариваемое распоряжение об отобрании, а также документы, подтверждающие необоснованность изъятия ребенка. Это может быть характеристика с места работы родителя, справка о доходах, характеристика с места учебы несовершеннолетнего.

Другой комментарий к статье 77 Семейного Кодекса РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего. Данная мера имеет следующие особенности:

1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;

2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

4) решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;

6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» <1> (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

7) в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;

8) как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>.

———————————
<1> Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. N 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 9.

2. Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых — в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (вопросы об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.) либо в административном порядке (вопросы о передаче под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, о патронатном воспитании и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, договора о патронатном воспитании.

Другой комментарий к Ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 10, к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст.66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п.3 ст.67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст.68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п.2 ст.150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК РФ); о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст.76 СК РФ) и др.

2

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судья должен правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка

3. В случае вынесения решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из п.2 ст.24 СК РФ, должен принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях. В этих целях следует разъяснять сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. В резолютивной части решения необходимо указать на право и обязанность родителя, проживающего отдельно от ребенка, участвовать в его воспитании и после расторжения брака.

4. В соответствии со ст.42 ГПК и ст.78 СК РФ к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

В соответствии со ст.41 ГПК, п.4 ст.73, п.2 ст.70, п.2 ст.72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор.

5. Суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций.

Если при рассмотрении дел данной категории в деяниях родителей, иных лиц, на воспитании которых находятся дети, будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетних, либо действия по вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, суд должен уведомить об этом прокурора (ч.З ст.225 ГПК). О правонарушениях и других антиобщественных поступках, допущенных несовершеннолетними, следует доводить до сведения комиссий по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.