Статья 60. общие начала назначения наказания

Алан-э-Дейл       10.07.2022 г.

О чем статья УК?

Статья 60 УК РФ содержит 3 части:

  1. В первой описано, что лицу, виновному в совершении преступлений, назначается справедливое наказание.
  2. Во второй – что при совершении совокупности преступлений назначается более строгое наказание.
  3. В третьей – что учитывается при назначении меры ответственности.

Основные положения

Общие начала назначения наказания по уголовному праву изложены в 60 статье кодекса. Если лицо признано виновным, то ему назначается справедливое наказание в рамках рассматриваемой статье Особенной части кодекса. Более строгий вид назначается, если менее строгий не сможет обеспечить достижение целей.

В каких случаях применяется?

В правилах назначения уголовного наказания сказано, что более строгое наказание, чем предусмотрено в статье, может назначаться при совокупности преступлений. Основания менее строгого характера определяются 64 статьей кодекса. При назначении меры ответственности учитываются:

  • характер;
  • степень опасности;
  • отягчающие и смягчающие обстоятельства;
  • влияние назначенной меры на исправление.

Статья 60.4 УИК РФ. Порядок отбывания принудительных работ

  1. В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
  2. Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:
    а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
    б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
    в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
    г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
    д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
  3. Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет.
  4. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
  5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
  6. Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
  7. Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
  8. Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Все разделы Расписания Болезней

Инфекционные и паразитарные болезни

Новообразования

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Психические расстройства

Болезни нервной системы

Болезни глаза и его вспомогательных органов

Болезни уха и сосцевидного отростка

Болезни системы кровообращения

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни костно-мышечной системы, соединительной ткани, системные васкулиты

Болезни мочеполовой системы

Беременность, роды и послеродовой период

Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних факторов

Понятие и виды

Система Уголовного кодекса РФ предполагает санкции, которые могут быть применены к подозреваемому лицу, в итоге признанному виновным. Кроме того, законом подробно устанавливается порядок, по которому могут назначаться меры принуждения согласно национальным и международным принципам.

Говоря о правовом регулировании данного вопроса, в первую очередь следует обращать внимание на общие начала назначения наказания, его виды и цели. Эти положения закрепляются в УК, а также УПК и ГПК Российской Федерации для непосредственной реализации регулятивных норм в процессе исполнительно-исправительной деятельности

УК РФ предусматривает цели, которые преследует установление подобных санкций.

Относят к ним следующее:

  • установление социальной справедливости;
  • исправление лиц, виновных в преступлениях, во избежание рецидивов;
  • предупреждение совершения опасных деяний как лицами, ранее судимыми по статье уголовного закона, так и непривлекаемыми гражданами.

Указанные цели должны достигаться в совокупности, что и влияет на уровень преступности.

Несмотря на точное определение направлений развития и применения рассматриваемой системы, судебная практика показывает распространение видов при назначении.

УК РФ устанавливает сразу несколько альтернативных вариантов принудительных средств ограничения для преступников:

  1. Штраф. Размер денежного взыскания может быть назначен до пяти миллионов рублей с учётом тяжести и характера преступного посягательства. Данный вид воздействия может рассматриваться как главное средство принуждения, так и в качестве дополнительного к тюремному сроку или принудительным работам.
  2. Лишение лица возможности занимать определённую должность или реализовывать конкретный вид деятельности. Срок такой меры не должен превышать пяти лет, однако по специальным статьям УК РФ период может увеличиваться до двадцати лет. Такой вариант возможен только в качестве дополнительного средства воздействия.
  3. Лишение специальных званий, чинов и наград. Такой вариант возможен только за тяжкие виды посягательств.
  4. Обязательные работы. Предполагает полезный труд виновных в свободное от работы или учёбы время. Наказываться лицо может не больше, чем на четыреста восемьдесят часов.
  5. Исправительные работы. Такой вариант также предусматривает полезный труд, однако в данном случае реализация возможна по месту деятельности лица. Срок не больше двух лет.
  6. Ограничения, связанные с прохождением военной службы. Независимо от того, контрактный это вариант или призывной. Период действия меры до двух лет.
  7. Ограничение свободы. Указанный вид предполагает наложение ряда запретов для осуждённого, которые не могут длиться больше четырёх лет. Если ограничение свободы рассматривается как дополнительный способ ограничения, что также допустимо при тюремном заключении, то период сокращается до двух лет.
  8. Принудительные работы. Этот вариант – альтернатива лишению свободы. Срок определяется не больше пяти лет.
  9. Арест. Здесь предполагается обеспечение строгой изоляции от общества, которая не должна превышать полугода.
  10. Заключение лица в дисциплинарной воинской части. Данный вариант также рассматривается как изоляция, но действует для военнослужащих. Период пребывания в таких частях не больше двух лет.
  11. Лишение свободы. По общему правилу тюремное заключение не может быть свыше двадцати двух лет. Исключения могут быть при совокупности преступлений, где максимум – двадцать пять лет, а также совокупность приговоров, при которой верхний предел определяется в тридцать лет тюрьмы.
  12. Пожизненный срок. Назначение такого вида воздействия предполагается при совершении деяний повышенной тяжести, которые посягают на жизнь и здоровье населения.
  13. Смертная казнь. Высшая мера в России, предусматривающая расстрел, однако на сегодняшний день применение не допускается.

Комментарий к статье 60 УИК РФ

1. Осужденные, содержащиеся в ИЦ, находятся под надзором администрации. Надзор осуществляется сотрудниками ИЦ в форме наблюдения и контроля. При этом администрация ИЦ взаимодействует с органами внутренних дел, расположенными по месту дислокации ИУ и месту работы осужденного. Администрация организаций, где работают осужденные, обязана контролировать их поведение на производстве, соблюдение ими трудовой дисциплины. Помощь в осуществлении контроля поведения осужденных могут оказывать общественные объединения и организации, действующие на территории органа местного самоуправления.
2. Наблюдение и контроль за поведением осужденных осуществляются в целях соблюдения ими установленного порядка отбывания наказания, предупреждения совершения ими новых правонарушений. Осуществление наблюдательных и контрольных функций может выполняться с применением технических средств, например с помощью применения технических средств охраны и надзора, устройств видеонаблюдения, установленных в помещениях общежитий, ДИЗО и по периметру территории ИЦ. При передвижении осужденных к месту работы и обратно на предприятиях промышленности и социальной инфраструктуры в целях осуществления всеобъемлющего надзора возникает потребность в применении систем дистанционного контроля. В частности, информация о местонахождении осужденного, параметрах его физического состояния может передаваться в дежурную часть ИЦ либо близлежащего органа внутренних дел по радио с помощью специальных датчиков, находящихся у этого лица при себе. Таким же способом возможно осуществление обратной передачи сообщений от оперативного дежурного к конкретному осужденному.
3. Применение технических средств контроля и надзора обусловлено необходимостью получения информации о поведении осужденных, незаконном оставлении ими пределов ИЦ, совершении иных правонарушений, а также в связи с установлением специального режима на территории учреждения и вблизи его. Перечень и порядок применения технических средств надзора и контроля должны быть регламентированы нормативными правовыми актами.
4. Нормы УИК устанавливают ряд обязанностей, которые должен выполнять осужденный при исполнении наказания в виде ограничения свободы, в частности работать там, куда его направит администрация ИЦ, постоянно находиться в пределах территории ИЦ и не покидать ее без разрешения администрации, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденного общежитиях, не покидать их в ночное время без разрешения администрации ИЦ, постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность, и т.д. Наличие данных обязанностей у осужденных обусловливает необходимость обеспечения надзора за их поведением. Порядок его осуществления может быть установлен Правилами внутреннего распорядка ИЦ, а также иными нормативными правовыми актами Минюста России.
5. Одним из действенных средств предупреждения и профилактики нарушений общественного порядка осужденным является его водворение в ДИЗО, который располагается в отдельных охраняемых помещениях на территории ИЦ. Требования к оборудованию ДИЗО техническими средствами охраны и надзора, а также порядок содержания в нем осужденных устанавливается нормативными документами.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность немедленного водворения осужденного в ДИЗО за нарушение общественного порядка, чем подчеркивается, что данный проступок является одним из наиболее грубых нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и поэтому он должен быть своевременно пресечен. Дальнейшее решение о применении к нарушителю мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК, должно быть принято администрацией ИЦ в течение 24 часов с момента водворения нарушителя в ДИЗО.

Если вам нужна помощь Адвоката

Комментарии к статье 60 УК РФ

Назначаемое виновному лицу наказание должно быть справедливым. В соответствии с уголовным законом справедливость наказания означает его соответствие характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6 УК РФ). Для того чтобы суд каждому виновному лицу назначал справедливое наказание, УК РФ предусматривает общие начала их назначения, т.е. правила, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о наказании за совершенное преступление.

Общие положения назначения наказания закреплены в ст. 60 УК РФ «Общие начала назначения наказания».

Эти начала являются гарантией справедливого и целесообразного наказания. Они способствуют соблюдению требований закона при выборе индивидуального наказания конкретному лицу за конкретное преступление.

Общие начала назначения наказания — это сформулированные в уголовном законе основополагающие правила (требования), которыми обязан руководствоваться суд при назначении наказания. Оно назначается:

  1. в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ;
  2. с учетом положений Общей части УК РФ;
  3. с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного и проч.

Если два ООО соединяются в одно, какое из них должно опубликовать извещение о реорганизации?

Когда ООО реорганизуется путем присоединения к нему еще одного ООО, первое из них считается реорганизованным с того момента как второе прекращает свою деятельность. Этот момент наступает после исключения сведений о нём из Единого реестра.
П 1 ст 60 ГК РФ указывает на то, что после внесения в ЕГРЮЛ отметки о начале реорганизации, находящаяся в процессе реорганизации фирма дважды публикует в СМИ (с периодичностью в месяц) сообщения о своем вступлении в эту стадию.
Это сообщается в СМИ от имени всех лиц, участвующих в процессе. Согласно ст 60 ГК РФ, непосредственную публикацию осуществляет то юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации, либо лицо, определенное в договоре о присоединении.

Статья 58 УИК РФ. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания

  1. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:
    а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;
    б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
    в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
    г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;
    д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
    е) невыполнение осужденным требования, указанного в части третьей статьи 50 настоящего Кодекса.
  2. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
  3. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.
  4. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:
    а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
    б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
    в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
    г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 настоящего Кодекса.
  5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.
  7. После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Обязана ли организация сообщить в СМИ о проведении реорганизации путем преобразования?

В 2014 г. Федеральным законом №99-ФЗ было внесено несколько поправок в ГК РФ. Согласно новым правилам, реорганизация юридического лица, происходящая путем преобразования, рассматривается обособленно. Положения ст 60 ГК РФ в отношении именно этой формы реорганизации более не применимы.

Статьей 60 ГК РФ установлены следующие правила для всех иных форм реорганизации предприятий:

  • юридическое лицо уведомляет регистрирующий орган о своем решении реорганизоваться в трехдневный срок;
  • а также размещает (в установленном порядке) об этом информацию в СМИ, ответственных за публикацию подобных данных.

Положения ст 3 ФЗ “О государственной регистрации”, аналогичные изложенным в ст 60 ГК, также более не применимы к этой форме реорганизации юридических лиц.

Другой комментарий к статье 60 ГК РФ

1. Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов. Ее решению посвящена комментируемая статья.

2. Правопреемство при реорганизации включает перевод долга (долгов) реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст. 391 ГК, перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Поэтому кредитор либо дает согласие на перевод долга правопреемникам реорганизуемого юридического лица, либо при отсутствии такого согласия вправе требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения иным удобным ему законным способом, в частности путем зачета (ст. 410 ГК) или расторжения договора (ст. 450 ГК), а также возмещения причиненных этим убытков (например, расходов на хранение досрочно полученного товара или процентов за оставшийся период досрочно возвращенного кредита).

В случае неуведомления кредиторов (о реорганизации юридического лица) им следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства и возмещения убытков от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии (ст. 6 ГК) норму п. 3 комментируемой статьи. На такие требования должен распространяться общий трехгодичный срок исковой давности, исчисляемый с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о состоявшейся реорганизации.

3. Правило п. 3 данной статьи действует независимо от причины, по которой возникла предусмотренная в нем неопределенность, а также от того, относится ли она к известному на момент составления разделительного баланса правоотношению или это правоотношение оставалось на тот момент невыясненным.

4. Существенной гарантией и средством защиты интересов кредиторов служит правило абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК, поскольку реорганизация не является завершенной и не вступает в действие до государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

5. Статья 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона и иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 60 УК РФ

1. Общие начала назначения наказания — это сформулированные в уголовном законе основополагающие правила (требования), которыми обязан руководствоваться суд при назначении наказания. В общих началах назначения наказания находят отражение и конкретизацию принципы уголовного права применительно к задаче назначения наказания за конкретное преступление. Наказание должно быть законным, справедливым и индивидуализированным.

2. Законность как общее начало назначения наказания означает, что оно определяется в соответствии с правилами, установленными в УК:

— в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК. Суд назначает виновному только такое наказание, которое непосредственно указано в санкции соответствующей нормы Особенной части УК. Если санкция — с альтернативно указанными видами наказания, то суду следует избрать конкретный вид и определить его срок, если назначается, к примеру, ограничение свободы или размер в случае применения штрафа. При назначении наказания нельзя выйти за пределы нижней и верхней границ наказания, за исключением специальных случаев, предусмотренных ст. ст. 64, 69 и 70 УК;

— с учетом положений Общей части УК. Это требование в определенной степени конкретизирует приведенное выше правило. Оно обусловлено тем, что в отдельных случаях, чтобы правильно назначить наказание в рамках санкции нормы Особенной части УК, необходимо обращаться к соответствующим положениям Общей части УК, в которых определяются особенности каждого вида наказания начиная от минимального и максимального сроков (размеров) и заканчивая его содержанием. Например, даже если в санкции предусмотрены исправительные работы, они не могут быть назначены всем осужденным, а назначаются только тем, которые не имеют постоянного места работы. В Общей части УК содержатся запреты назначения определенных видов наказания некоторым категориям осужденных.

3. Требование справедливости назначенного наказания предполагает при наличии альтернативно указанных видов наказания обязанность суда сначала рассмотреть возможность назначения более мягкого вида наказания из числа предусмотренных. Более строгий вид применяется только в случае, если менее строгий вид не может обеспечить целей наказания (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания»).

4. Из предыдущего правила вытекает требование индивидуализации наказания, т.е. оно не должно быть чрезмерно мягким, поскольку тогда оно будет порождать у виновного чувство вседозволенности, и неоправданно суровым, чтобы не озлобить осужденного.

Индивидуализация наказания также обеспечивается учетом при назначении наказания:

— характера и степени общественной опасности преступления (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания»);

— личности виновного;

— обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, относящихся как к деянию, совершенному виновным, так и к его личности;

— влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (при этом учитывается материальное положение семьи, является ли подсудимый единственным кормильцем, сколько членов семьи находятся на его иждивении, а также характер взаимоотношений подсудимого с членами его семьи).

5. Назначение наказания предполагает учет всех правил общих начал назначения наказания в совокупности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.