Жилищный кодекс российской федерации от 29.12.2004 n 188-фз ст 57 (ред. от 28.06.2021)

Алан-э-Дейл       03.09.2022 г.

Оглавление

Документы, подтверждающие право на жилье

Перечень документов, которые по своему существу будут подтверждать право лица на жилье определяется в зависимости к какой категории граждан относится тот или иной гражданин.

  • Так, в случае если гражданин относится к категории многодетной семьи – то подтверждающими право на жилье документами будут служить – справка многодетной семьи, свидетельства о рождении детей, если многодетная мать-одиночка, то документ подтверждающий утрату кормильца (супруга) или если супруг признан безвестно отсутствующим – решение суда.
  • Гражданам, относящимся к категории работников ведомств – такими документами убудут служить служебные удостоверения, документы, подтверждающие их трудовую деятельность.
  • Граждане, имеющие тяжелые хронические заболевания – должны будут предоставить документы подтверждающие постановку указанного диагноза (справка, выписки из мед. Документов).
  • Лица, которые проживают в непригодных для проживания домах – соответствующие решение уполномоченного органа о признании здания таковым. Сиротат-выпускникам из детских домов – необходимо предоставить свидетельства о рождении, решении судов о лишении род. прав, постановления, решения или иные документы от уполномоченных органов.

В дальнейшем, после постановке на учет в качестве нуждающегося лица, документами которые будут подтверждать право на предоставления жилья — будет являться решение ОМС о наделении гражданина жильем. И как итоговый документ, подтверждающий право гражданина – договор социального найма жилого помещения.

Отказ в предоставлении жилья по договору о социальном найме

Предусмотрена возможность осуществить отказ со стороны государственных органов гражданам в постановке их на учет в качестве нуждающихся. Подобная возможность регламентирована ст. 54 ЖК РФ. В данной правовой норме указан исчерпывающий перечень оснований для осуществления подобного правомочия, в частности:

  • Если в уполномоченный орган нанимателем не предоставлены документы, которые являются обязательным условием для постановки на учет.
  • Если субъект правоотношений предоставил документы, но они не подтверждают статус, который позволил бы принять лицо на учет в качестве нуждающегося.
  • Если не истек срок, зафиксированный в ст. 53 ЖК РФ. В частности, речь идет о 5-летнем сроке, который ведется с момента совершения нанимателем правонарушения, что является детерминантой наложения определенных санкций на субъект отношений.

Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается только компетентным на то лицом. Постановление должно в обязательном порядке содержать в себе аргументированные основания, которые и послужили причиной подобного решения. Документ отправляется заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия в письменной форме, заверенной подписями уполномоченного представителя государственной власти РФ. Наниматель, если не согласен с вердиктом, имеет законодательную возможность оспорить принятие подобного решения в судебной инстанции.

Кто вправе претендовать на получение жилья

В каждую из перечисленных очередей вносятся лица, притязающие на постановку и соответствующие критериям, предъявляемым к таковым.

Критерии предусматривают документальное подтверждение.

Предоставление жилья является социальной акцией, предусматривающей передачу прав на основании составления договора социального найма.

Это говорит о том, что группы претендентов должны складываться из числа лиц, относящихся к социально незащищённым слоям населения.

Независимо от различия критериальных рамок регионов и статуса поселений, в которых устанавливается очередь, существуют некоторые унифицированные форматы определения очередников.

Общая очередь предусматривает лиц, которые являются резидентами РФ и входят в социальные слои:

  • нуждающихся в жилье;
  • малоимущих граждан.

Рамки, которые установлены для определения таковых, устанавливаются по усмотрению местного законодательства и могут расширять или сужать стандарты, предлагаемые федеральным законодательством.

Например, в Москве такие рамки сужены до пределов, а требования, предъявляемые к претендентам на постановку в очередь очень жёсткие.

Само продвижение по списку сопровождается постоянным контролем над состоянием благополучия семьи, требованием систематического обновления справок о доходах семьи, её жилищном положении.

В Санкт-Петербурге, напротив, такие рамки расширены. В частности, постановка на учёт в данном качестве допустима не только для малоимущих и нуждающихся в жилье, но и для:

  • многодетных семей;
  • ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • лиц, имеющих высшие награды;
  • реабилитированных коренных ленинградцев.

Такие нюансы в ведении местных администраций, которые располагают достоверными сведениями о том, каким образом они компонуют списки.

Кто имеет право на получения жилья?

Законодатель зафиксировал следующие категории граждан, которые могут претендовать на жилые помещения предоставляемые государства:

малоимущие — нуждающиеся в предоставлении жилья

семьи многодетные, в которых трое и более детей, к данной категории законодатель также относит и многодетных матерей-одиночек

При этом, важно, чтобы указанные семьи являлись малообеспеченными, малоимущими, претендующими на улучшение жилищных условий.

сотрудники определенных ведомственных структур, военнослужащих, сотрудников медицинских организаций, работников МЧС (спасателей), работников сферы ЖКХ, судей всех уровней, чиновников. Обязательно должен иметь место ведомственный фонд и действовать программы по обеспечению сотрудников служебным жильем

Более того, указанные категории граждан вправе приватизировать жилье, в случае если не реализовывали такое право раньше.

лица, имеющие тяжелые хронические заболевания. Перечень лиц относящихся к указанной категории установлен Министерством здравоохранения РФ, к ним относят лиц с тяжелыми психическими заболеваниями, заболеваниями ЦНС и другим лицам).

собственники аварийных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах, дома которых признаны аварийным жильем и в будущем будут снесены.

сироты — выпускающиеся из детских домов, при обязательном факте отсутствия жилья принадлежащего по наследству, а также законных представителей, не лишенных в усыновленном законом порядке родительских прав. Также обязательным фактором, возврат не должен достигать 23 лет.

Указанный перечень граждан достаточно узок, но превалируют категории граждан, наиболее уязвимые. Важным обстоятельством является также, что жилье предоставляется в основном из числа квартир, стоящих на балансе регионального или муниципального фондов, соответственно указанное жилье предоставляется по договорам социального найма, с сохранением права граждан впоследствии провести приватизацию своего жилья.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал YouTube

Законодательное регулирование вопроса

Согласно 40 статье Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение жилплощади.

Права на социальное жильё есть не у всех граждан, а лишь у некоторых категорий. Поскольку всех желающих сразу обеспечить жилой площадью не получится, то действуют некоторые критерии, по которым определяют особо нуждающихся в получении объекта недвижимости.

Правила предоставления соцжилья в аренду нуждающимся категориям населения закреплены в Жилищном кодексе РФ (раздел 3). В нём определено:

  • Категории льготников, которые могут получить жильё от государства (статья 91 и 51).
  • Порядок и условия получения такой жилплощади.
  • Процедура заключения договора соцнайма и другие вопросы.
  • Кого можно вселить в эту квартиру (статья 70).

А поскольку аренда соцжилья у государства возможна только при заключении договора, то вступают в силу нормы Гражданского Кодекса (глава 35). В нём установлено, как именно заключается договор аренды, на каких условиях возможно пользование жилплощадью, а также основания, при наличии которых можно расторгнуть соглашение.

При этом требования, при выполнении которых можно встать в очередь на получение жилой площади, помогают выявить, действительно ли человек не в состоянии решить жилищную проблему самостоятельно. Основания, согласно которым желающему должны предоставить социальное жильё, должны подтверждаться документально. После подачи пакета правоустанавливающей документации их внимательно проверят на соответствие законным требованиям.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Что такое Фонд строительства

Обязанность обеспечить всех нуждающихся жилой недвижимостью закреплена за местной администрацией.

Жилплощадь предоставляется с расчётом на федеральные стандарты, а чтобы механизм помощи работал, созданы и работают фонды развития строительства соцжилья. Их цель – стимулировать строительство домов, помещения в которых будут доступны для населения.

Для этого фонд проводит аукционы, на которых реализует земли под строительство объектов жилой недвижимости, а также тендеры, где определяются фирмы-застройщики. Затем с ними согласовывается проекты строительства, стоимость жилплощади и т.п. Таким образом, фонды работают на региональном уровне. Тогда как на федеральном уровне государство предоставляет различные жилищные и ипотечные программы для нуждающихся граждан.

О данном варианте помощи от государства гражданам в улучшении их жилищных условий рассказано в следующем видеосюжете:

Должен сам

При пассивности собственников ЖК РФ предусматривает в качестве временной меры проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, сказал Дмитрий Гордеев. Число многоквартирных домов, которыми управляют компании, отобранные властью, снизилось с 139,3 тыс. в 2009 году до 61,7 тыс. в 2019-м, отметил эксперт. Сегодня доля таких объектов составляет около 3% от числа всех многоквартирных домов, рассказал он.

Но, как писали «Известия», сегодня около 90% решений или протоколов собраний собственников жилья по поводу выбора и смены УК могут быть фальсифицированы.

— Собственник должен сам управлять своей собственностью. Государство же сегодня не может справиться и с имеющейся: со школами, детсадами, поликлиниками. Имеются в виду долги за коммунальные ресурсы, текущее содержание и капремонт, — поделился мнением Андрей Широков.

Из существующей сегодня задолженности за ЖКУ в 1,33 млрд рублей больше половины относится к бюджетным организациям, указал он. Долги населения составляют только примерно 300–400 млн рублей, добавил Андрей Широков.

Управляй и властвуй

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Создание регоператоров — движение не в правильном направлении, повышающее коррупционную составляющую рынка и лишающее граждан права на самостоятельный выбор. Необходимо, наоборот, двигаться в сторону коммерческого и свободного рынка управления ЖКХ, вернуть понятие прибыли и инвестиционной привлекательности отрасли, — отметил генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.

По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, реализация этого предложения потребует, по сути, пересмотра всего ЖК РФ. Но при этом такое решение может благотворно сказаться на сфере ЖКХ, если будет реализовано, как в Москве, добавил эксперт.

— Роль собственников в последние годы становится всё более формальной и сводится к тому, чтобы направлять жалобы и платить вовремя, — всё остальное взяло на себя государство. Но наиболее оптимальным вариантом будет использование регоператоров для обслуживания социального жилья и ветхих домов, — считает он.

В подготовленной Минстроем стратегии отражено создание новой централизованной модели управления домами, полагает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Сусана Киракосян. Но, по ее мнению, введение нового оператора требует четкого определения его статуса и полномочий, а также обоснования необходимости такого субъекта, уверена она.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ

«В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет» <3>.

——————————— <3> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 36.

Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 года N 85-В08-3, которым были отменены вышеназванные решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г. и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г.

В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее:

«Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе» <4>.

——————————— <4> Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10. С. 21.

Итак, с учетом изложенного, считаю, что можно следующим образом ответить на вопросы, поставленные выше: внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Читайте еще по данной теме:

• Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

Кто может заключить договор соцнайма

Право на жилье по соцнайму имеют лица, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях. Первое понятие использовалось до 2005 года, второе в ходу сейчас.

Малоимущим может быть признан один человек или вся его семья с доходом меньше регионального прожиточного минимума. Общий доход семьи делится на количество ее членов. При этом все взрослые и трудоспособные родственники должны работать.

На статус нуждающегося в улучшении жилищных условий могут рассчитывать:

— человек или семья, у которых нет собственного жилья в собственности или соцнайме;

— человек или семья, у которых такое жилье есть, но его площадь меньше установленных нормативов. В каждом регионе свои нормативы, обычно это 10–12 кв. м жилой площади (без учета ванной, туалета и прихожей) на человека;

— люди, которые живут в непригодных для проживания домах. Такой статус могут получить аварийные постройки, здания, которые скоро будут снесены, и дома, расположенные в зоне риска затопления или оползней;

— люди, проживающие в квартире по соцнайму вместе с человеком с тяжелым хроническим заболеванием: туберкулезом, гангреной и т. д. Полный список заболеваний можно посмотреть в приказе Минздрава.

Жилье по соцнайму предоставляется в порядке очереди. На внеочередное получение могут претендовать люди из последних двух категорий и жители коммуналок — если их соседи освобождают площадь, она делится между остальными жильцами.

Согласно Жилищному кодексу, членами семьи нанимателя квартиры по соцнайму по умолчанию считаются его родители, несовершеннолетние дети и иждивенцы, проживающие с ним. Другие родственники тоже могут быть признаны членами семьи, если будет доказано, что они живут вместе с нанимателем и ведут общее хозяйство.

К примеру, отец и мать двух несовершеннолетних детей разведены. Один ребенок живет с отцом, а второй — с матерью. Вместе с отцом проживает еще и его троюродная тетя.

Допустим, ребенок, отец и тетя живут в Брянской области. Чтобы быть признанными малоимущей семьей, им нужно зарабатывать меньше 32,61 тыс. руб. — прожиточный минимум в регионе составляет 12,085 тыс. руб. для трудоспособного взрослого, 9,319 тыс. руб. для пенсионеров и 11,206 тыс. руб. для детей.

Отец ребенка и его тетя на двоих получают 30 тыс. руб. и могут быть признаны малоимущими. Тогда государство признает единой малоимущей семьей их троих — ребенка, отца и тетю. Они будут иметь право на квартиру по соцнайму. Но ни у бывшей жены, ни у второго ребенка, который не живет с отцом, никаких прав на нее не будет.

Как формируется список на получение жилья

Органы муниципальной власти населённого пункта или городов федерального значения, выделяют департаменты жилищной политики при городских исполкомах. Районные центры формируют аналогичные отделы при исполкоме, а в сельсоветах таким вопросом может заниматься правление.

В любом случае, претендентам на получение следует подходить в местную администрацию, с пакетом документации, подтверждающим их право на внесение в списки очередников.

По преимуществу для проведения такого учёта, выделяются определённые приёмные дни и часы, требующие присутствия лиц, уполномоченных на приём заявлений от населения.

Они проверяют документацию и контролируют правильность заполнения учётных бланков и составления заявлений. При необходимости – консультируют по данному вопросу.

Собранные заявления и документы передаются в административную комиссию, которая определяет допустимость внесения в списки или отказывает в таковом. Такая процедура рассмотрения может занимать целый месяц. А при наличии большого числа заявлений – срок может продлиться.

Список первоочередников на получение жилья

Его составляет уполномоченное должностное лицо, ответственное за льготное предоставление квартир гражданам населённого пункта, на основании номенклатурного регламента, установленного для граждан, претендующих на получение жилья в первую очередь.

Претенденты опираются на законодательную основу, допускающую льготное получение соответственно положениям статьи 36 ЖК РФ (см. Защита жилищных прав граждан). Она определяет перечень таковых из числа:

  1. Ветеранов ВОВ, участников боевых операций, в том числе проводящихся за пределами РФ, как военнослужащими, так и подразделениями МВД, ФСБ и т.п.
  2. Семьи погибших в результате военных действий или пропавших без вести лиц, в том числе – в боевых операциях, проводимых за пределами РФ.
  3. Лица, представленные к высшим правительственным наградам за участие в боевых действиях или за трудовые достижения.
  4. Семьи погибших при исполнении профессионального долга, семьи погибших при спасении лиц, попавших в ЧС.
  5. Женщины, получившие звание «Мать-героиня», одинокие матери и семьи, в которых воспитывается трое и больше трёх, детей.
  6. Специалисты, рабочие и служащие, а так же педагоги и врачи, если в их услугах нуждается региональное руководство и население города (см. ).
  7. Лица с определёнными соматическими и психическими заболеваниями, в том числе, полученными в результате выполнения профессионального долга или при участии в боевых операциях.

Эти и иные граждане, включённые в перечень льготников, допускаются к первоочередному получению квартир.

Для этого требуется специальное распоряжение местной администрации, с указанием основании получаемых льгот.

В иных случаях – решение общего профессионального собрания, сотрудников предприятия (учреждения), ходатайствующих о предоставлении обозначенных льгот, направленное в администрацию населённого пункта.

Как заключить договор социального найма жилого помещения?

Для оформления договора необходимо получить решение о предоставлении жилплощади в администрации. Обращаться туда нужно с документами, подтверждающими потребность в жилье и соответствие социальной категории. По факту обращения будут проведены проверки материального положения заявителя, и после рассмотрения вопроса выдается решение. Если гражданин уже проживает в муниципальном жилье, то, вероятно, у него есть ордер. При наличии такового договор заключается без дополнительных проверок. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Стоит сказать, что основанием для заселения является соответствующее решение органов. Договор – это лишь документальное подтверждение права на проживания. То есть заселиться можно и без оформления этого документа.

За оформлением договора социального найма следует обращаться в тот орган, который вынес решение о заселении с определенным пакетом документов.

Документы для заключения договора

Заявление о предоставлении жилья будет рассматриваться только при наличии полного пакета необходимых документов. Срок рассмотрения отсчитывается с даты предоставления всех требуемых бумаг. Необходимо предоставить в жилищный отдел муниципалитета:

  • документы, определяющие состав семьи – паспорта, свидетельства о рождении и заключении брака;
  • выписку из Росреестра об отсутствии собственного жилья;
  • документы, подтверждающие основание для предоставления муниципальной жилплощади.

Полный список документов необходимо уточнять в администрации. Он может дополняться в зависимости от ситуации. Перечень бумаг указывается в конце заявления списком. По итогу рассмотрения будет выдано решение о предоставлении жилья. Следующим шагом будет заключение договора. Для этого потребуется:

  • решение/ордер о вселении в жилплощадь;
  • документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • выписка из домовой книги;
  • номер лицевого счета.

Документы принимаются под расписку, в которой указывается дата готовности договора социального найма. В установленную дату необходимо прийти для подписания и получения своего экземпляра договора.

Если решения о заселении нет

Если вы действительно нуждаетесь в жилье, но ордер вам не выдают, то потребуется обращаться в суд. Для этого нужно иметь документы, удостоверяющие личность, а также подтверждение потребности в жилплощади и факта обращения в муниципалитет по этому вопросу. Список бумаг в каждом конкретном случае может меняться. Лучше уточнить его по звонку, посредством личного посещения или путем получения юридической консультации. Узнать, как действовать, если вам необоснованно отказывают в выдаче ордера, можно на нашем сайте.

Если дом отсутствует на балансе

Одной из распространенных сложностей при получении договора социального найма является отсутствие дома на балансе органов власти. Это может произойти, если в период сбора бумаг объект недвижимости был передан в собственности другой организации. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Если это произошло, вы по-прежнему вправе получить жилье. Объект недвижимости может поменять собственника, но он остается государственным или муниципальным. В этой ситуации нужно узнать, кому перешло право собственности на дом. Затем, обращайтесь к новому владельцу и оформляйте договор по стандартному алгоритму.

Заключение договора через суд

Заключить договор социального найма на основании судебного решения можно при отказе муниципальных органов. В процессе разбирательства будет выяснено, действительно ли семья нуждается в жилье и имеет ли основания на его получение. В суд следует также обращаться, если ваши права на социальное жилье нарушают. Для сокращения времени рассмотрения дела рекомендуется собрать доказательную базу. Нередки случаи, когда гражданин уже много лет проживает в социальном жилье, но договор по различным причинам с ним не заключен до сих пор. Это тоже является основанием для обращения в суд. Прежде чем обращаться в суд, целесообразно проконсультироваться с юристом. Специалист поможет составить грамотный иск и предложит оптимальный алгоритм действий. Получить бесплатную консультацию можно на нашем сайте. Иск подается в городской или районный суд. Ответчиком будет выступать организация, которая выдала жилплощадь в пользование. Исковым требованием будет необходимость обязать ответчика подписать договор социального найма.

Какие права имеются у жильцов

У всех арендаторов имеются одинаковые обязательства и права. Граждане должны пользоваться жилым помещением исключительно по его назначению, а также своевременно вносить арендную плату. Но при этом у них имеются следующие права:

  • возможность требовать от государства исполнения обязательств, которые приводятся в договоре соцнайма;
  • вселять в квартиру или дом других граждан;
  • сдавать имущество в аренду;
  • обменивать жилой объект, если он по разным характеристикам не соответствует требованиям закона.

За счет государственных средств осуществляется проведение капремонта. Любая сторона имеет право досрочно расторгнуть соглашение. У нанимателей имеется право на приватизацию социального жилья. В результате данного процесса объект переходит в собственность граждан, поэтому они могут его продавать, дарить, обменивать или выполнять другие действия, связанные со сменой владельца.

Важно! Для приватизации социального жилья нужно обращаться в жилищный департамент с паспортом, заявлением, договором соцнайма и документами, полученными от представителей БТИ, но обычно приватизация разрешается только для граждан, которые пользовались социальным жильем больше 5 лет.

Основные моменты

Благодаря приватизации в постперестроечный период и активному строительству в России основная часть жилого фонда принадлежит к частной собственности.

Но тем не менее некоторая часть жилья принадлежит государству. И такая жилплощадь предоставляется нуждающимся в жилье гражданам.

На практике это выглядит как предоставление человеку жилья для постоянного проживания. При этом в предоставленной квартире/доме можно жить, регистрироваться, прописывать членов своей семьи.

То есть фактически проживание в социальном жилье почти не отличается от владения собственной жилплощадью. Основное отличие – невозможность распоряжения социальным жильем с точки зрения отчуждения собственности.

Существуют категории граждан, имеющие приоритет перед остальными претендентами. Кроме того, некоторые нюансы сопровождают заключение договора соцнайма.

Что это такое

Социальный найм жилья представляет собой сделку между гражданином и органом госвласти, в чьем ведении находится государственное/муниципальное жилье.

Заключается договор найма, на основании которого у нанимателя возникает право использовать жилплощадь.

Согласно договору гражданин получает:

  • право проживания в жилье;
  • использование всех удобств и предоставляемых услуг;
  • возможность приватизации (при определенных условиях).

Конечно, оплачивать получаемые услуги нанимателю предстоит за счет собственных средств. Но выкупать жилье не потребуется.

Договор соцнайма заключается на неопределенный срок и расторгается только в случае несоблюдения нанимателем правил проживания в социальном жилье.

Порядок предоставления социального жилья в пользование регламентирован жилищным законодательством. Жилплощадь предоставляют в порядке очереди.

Человек, претендующий на заключение договора соцнайма, обращается в органы власти по месту проживания, подает необходимые документы.

Когда решение о предоставлении жилья принимают федеральные органы власти, то жилплощадь предоставляют из госфонда. Если решение принято муниципальными властями, то они и выделяют жилье.

Для кого это доступно

Кому предоставляется соцжилье? Правом на получение социального жилья располагают граждане, которые официально признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Отдельные категории граждан имеют право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Это:

  • лица, страдающие тяжелыми заболеваниями;
  • лица, живущие в помещениях, в которых не соблюдены нормы проживания.

Специальные федеральные законы определяют категории лиц, которые тоже вправе получить социальное жилье:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • дети, являющиеся сиротами или оставшиеся без родительского попечения;
  • ветераны ВОВ;
  • военнослужащие;
  • лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и ЧС.

Местные органы власти могут включать в установленный перечень и иные категории лиц. Например, в некоторых регионах претендовать на заключение договора соцнайма вправе:

  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • молодые специалисты и т. д.

Правовая база

Предоставление социального жилья гражданам по договорам соцнайма регламентировано действующим Жилищным кодексом РФ (ФЗ № 188 от 29.12.2004). Непосредственно нюансы соцнайма рассмотрены в гл.8 ЖК РФ.

Здесь определено, что реализуется договор социального найма при участии двух сторон – государства или муниципалитета и лица, получающего жилплощадь.

При этом п.2 ст.60 ЖК РФ гласит, что данное право бессрочно и гражданина не могут выселить из предоставленной квартиры на основании истечения срока договора.

Перечень прав нанимателя соцжилья установлен п.1 ст.67 ЖК РФ. Если гражданин не соблюдает установленный порядок пользования жилплощадью, то к нему могут применяться санкции.

Так п.4 ст.83 ЖК РФ определяет, что наймодатель вправе расторгнуть договор найма, если наниматель использует жилье не по назначению.

Поскольку социальный найм является сделкой договорного характера, некоторые моменты регулирует гражданское законодательство.

Порядок заключения договора о пользовании социальным жильем, пролонгации и расторжении соглашения регулируется гл.35 ГК РФ.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.