Оглавление
- Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
- Комментарий к статье 53 ЖК РФ
- Глава 7 — другие статьи
- Другой комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации
- Комментарий к Статье 53 ЖК РФ
- Комментарий к ст. 53 ЖК РФ
- Судебная практика по статье 53 ЖК РФ:
Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных домах и порядке его финансирования
Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домеСтатья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фондаСтатья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонтСтатья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонтаСтатья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонтаСтатья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта
Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счетСтатья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозитСтатья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счетаСтатья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету
Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах
Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператораСтатья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператораСтатья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператораСтатья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператораСтатья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператораСтатья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахСтатья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным операторомСтатья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонтаСтатья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператораСтатья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператораСтатья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператораСтатья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора
Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домеСтатья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещенияСтатья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта
Комментарий к статье 53 ЖК РФ
1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.
Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.
С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.
2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.
Глава 7 — другие статьи
- Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
- Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
- Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
- Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Другой комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.
Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.
С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, ст. 81 ЖК дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.
2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.
Комментарий к Статье 53 ЖК РФ
В ст. 53 Кодекса установлены правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью и комментарий к ней).
Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.
Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.
Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.
В настоящее время при реализации положений ст. 53 Кодекса целесообразно учитывать региональную нормотворческую практику. Например, удачная попытка правильно ориентировать правоприменительные органы и граждан предпринята в Законе г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» <1>. В ст. 10 указанного Закона г. Москвы установлено, в частности, что: к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
———————————
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42; 2007. N 10; 2008. N 39; 2008. Специальный выпуск. 13 октября; 2010. N 11.
— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
— обмен жилыми помещениями;
— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
— выдел доли собственниками жилых помещений;
— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
— вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
— вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
— расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
— признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
— вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
— отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Следует отметить, что виды действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не обусловлены региональной или местной спецификой. Поэтому перечни действий, признаваемых и не признаваемых повлекшими ухудшение жилищных условий, вполне возможно законодательно установить на федеральном уровне путем конкретизации положений ст. 53 Кодекса.
Комментарий к ст. 53 ЖК РФ
1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.
Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.
С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.
Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.
2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.
Судебная практика по статье 53 ЖК РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ14-3 от 11.03.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 8-АПГ14-10 от 15.10.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ12-16 от 21.11.2012 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Решение Верховного суда: Определение N 3-КГ15-7 от 27.07.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 47-КГ16-10 от 10.10.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 207-КГ13-7 от 24.12.2013 Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 32-КГ15-9 от 10.08.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Решение N ВКГПИ10-7 от 25.02.2010 Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Решение Верховного суда: Определение N 41-КГ15-38 от 24.02.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 13-КГ15-1 от 16.06.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

Эта тема закрыта для публикации ответов.