Ст. 5.27 коап рф с комментариями

Алан-э-Дейл       03.05.2022 г.

Оглавление

Статья 5.27.1 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Примечание: СОУТ — СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДАЧто такое СОУТ? Как провести специальную оценку условий труда и много других материалов.

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Нарушение порядка проведения расследования несчастного случая — основание для привлечения к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В ГИТ поступило письмо из ФСС о нарушении порядка проведения расследования несчастного случая с водителем предприятия.

В ходе рассмотрения дела ГИТ установила, что предприятием нарушены требования охраны труда, содержащихся в ст. 212, 229–231 ТК РФ, Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а именно:

• руководитель предприятия не рассмотрел разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая на производстве, отраженные в особом мнении членов комиссии, срок расследования которого истек 27.11.2017 и более не продлевался;

• после завершения расследования несчастного случая на производстве акт о несчастном случае не подписали члены комиссии, не утвердил работодатель (его представитель), акт не заверен печатью (притом что она используется).

Таким образом, предприятие имело возможность выполнить все требования законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не сделало этого, поэтому обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (в ред. от 12.01.2015; далее — Правила выдачи СИЗ).

Наказание по статье 5.27 КоАП РФ

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

  • Для должностных лиц – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для юридических лиц – штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает единственное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация может быть назначена только государственным и муниципальным служащим, директором и генеральным директорам (лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа), членам совета директоров (наблюдательного совета), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, лицам осуществляющим деятельность в сфере подготовки спортсменов и организации проведения спортивных мероприятий.

Куда обжаловать постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ

Обычно постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривается и наказание назначается государственным инспектором труда.

По этой причине назначенное наказание можно обжаловать либо вышестоящему государственному инспектору труда или непосредственно в суд.

Длительное время существовала неопределенность в вопросе, нужно ли обжаловать организациям и индивидуальным предпринимателям назначенное наказание в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Встречались случаи рассмотрения жалоб на постановления арбитражными судами.

В настоящее время судебная практика по данному вопросу стабилизировалась. В ответе на вопрос № 11 в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) Верховный суд разъяснил, постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ необходимо обжаловать в суд общей юрисдикции.

Также пункт 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях допускает обжалование постановление по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вышестоящему должностному лицу.

Это основной объем информации, которую нужно знать о статье 5.27 КоАП РФ. Дьявол таится в деталях, поэтому если вам нужна более подробная консультация – обращайтесь.

Звоните по телефону: +7(343)361-55-56
Пишите по электронной почте: mail@gubinalexander.ru
Читайте подробнее про мои услуги по трудовому праву

Возможные виды наказаний по ст. 5.27 КоАП РФ

В большинстве случаев, в первой части статьи наказания за проявленные нарушения будут представлять собой денежные штрафы, точный размер которых будет зависеть от различных обстоятельств и дополнительных факторов. Например, в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф может составлять до 5 тыс. рублей, юридических лиц – до 50 тыс. рублей. В отдельных случаях, помимо назначения денежного штрафа, в качестве меры наказания может быть выбрано и приостановление деятельности организации на определенный срок – до 90 календарных дней. Во время выбора точного размера денежного штрафа уполномоченная организация должна учесть все аспекты ситуации. Нередко в расчет принимается текущее финансовое состояние виновного лица, его семейное положение, а также непосредственная серьезность совершенного правонарушения.

Вторая часть предусматривает единственный вид ответственности – остановка деятельности на срок до 3 лет. Решение о назначении данной ответственности может быть вынесено только уполномоченным государственным либо муниципальным органом. Фактически оно означает, что должностное лицо теряет право заниматься своей профессиональной деятельностью в течение определенного временного периода. Точный срок при этом также будет зависеть от множества дополнительных факторов, включая серьезность совершенного правонарушения, а также последствия, которое оно повлекло за собой.

Пункт 2 примечания к ст. 145.1 УК РФ

Специальное основание освобождения от уголовной ответственности для лиц, совершивших полную или частичную невыплату зарплат, пенсий, стипендий, пособий и т.д., предусмотренное п. 2 примечания к ст. 145.1 УК РФ базируется на одобряемом законодателем постпреступном положительном поведении виновного, связанном с устранением преступных последствий и осуществлении соответствующих штрафных выплат в пользу потерпевшего (в случае с заработной платой).

Решение об освобождении от уголовной ответственности на основании п. 2 примечания к ст. 145.1 УК РФ, при наличии всех конструктивных условий такого освобождения, осуществляется правоприменителем в обязательном порядке, в связи с чем этот вид освобождения относится к числу императивных (т.е. не оставлен на усмотрение правоприменительных органов).

Итак, из п. 2 примечания к ст. 145.1 УК РФ можно выделить четыре обязательных условия освобождения от уголовной ответственности, а именно:

1) совершение впервые преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 145.1 УК РФ.

Судебное толкование термина «впервые» подробно дано в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности».

Таким образом, не освобождается от уголовной ответственности лишь лицо, которое обладает неснятой или непогашенной судимостью за совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 145.1 УК РФ.

Лицо, совершившее полную или частичную невыплату зарплат, пенсий, стипендий, пособий и т.д., повлекшую тяжкие последствия (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ), не подлежит освобождению от уголовной ответственности, что связано с повышенно общественной опасностью этого деяния;

2) погашение в полном объеме задолженности по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной выплаты в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Для освобождения от уголовной ответственности лицо должно выплатить всю сумму образовавшейся в результате совершения преступления задолженности по зарплате, пенсии, стипендии и иным выплатам. Выплата лишь части задолженности исключает возможность освобождения от уголовной ответственности, однако это должно быть расценено судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.

Погашение имеющейся задолженности должно быть осуществлено в 2-месячный срок со дня возбуждения уголовного дела, что, вероятно, связано со сроком предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ. Погашение задолженности по истечении 2 месяцев делает невозможным освобождение от уголовной ответственности, тем не менее этот факт необходимо учитывать суду как обстоятельство, смягчающее наказание;

3) уплата процентов (денежной компенсации) за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Данное условие распространяется только на случаи совершения полной либо частичной невыплаты именно заработной платы, вследствие того, что российское законодательство в сфере социального обеспечения и образования не предусматривает каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков по выплате пенсий, пособий, стипендий и т.д.

Так, в частности, в ст. 236 Трудового кодекса РФ содержится правило, согласно которому работодатель, допустивший нарушение регламентированных сроков выплаты зарплаты, обязан уплатить за каждый день задержки проценты (денежную компенсацию) в размере не менее 1/150 ключевой ставки Центрального банка РФ от сумм, которые не были уплачены им, начиная со следующего дня после установленного срока и до дня расчета с работниками включительно. Размер соответствующей денежной компенсации в случае неполной выплаты заработной платы рассчитывается исходя из фактически невыплаченных денежных сумм. На основании трудового договора, коллективного трудового договора либо локального нормативного акта размер денежной компенсации может быть увеличен;

4) отсутствие в действиях виновного лица иного состава преступления.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», указано, что лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности исключительно за конкретное преступление, указанное в соответствующем примечании, а при совершении иных преступлений, входящих в совокупность, такое лицо будет нести ответственность в общем порядке.

Рассмотрение дела

Рассмотрение дела об административном правонарушении в сфере трудового законодательства входит в компетенцию соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть инспекции по труду. Вынести решение по рассмотренному делу имеют право федеральные трудовые инспекторы, их заместители, руководители структурных подразделений, а также территориальных отделений. Помимо этого, сюда также можно отнести главных государственных и старших федеральных трудовых инспекторов, которые обладают соответствующими полномочиями.

Рассмотрение того или иного дела по административному нарушению в области трудового законодательства также может быть осуществлено и в судебном органе. Сделать это может как районный суд, так и иной суд общей юрисдикции. Определенные дела, также предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ, могут быть рассмотрены и мировыми судьями.

Особенности применения штрафных санкций

Размер штрафа за конкретное нарушение установлен законодательно. Если в статье не указана конкретная сумма санкции, а указаны верхний и нижний предел возможного наказания, например, от 3 до 5 тысяч рублей, конкретный размер взыскания определяет инспектор. Последний при принятии окончательного решения обязан учесть тяжесть административного проступка.

ГИТ вправе штрафовать за каждое выявленное нарушение по каждому отдельному работнику. Такой подход еще в 2014 году одобрил Верховный суд РФ. Поэтому работодателю, который систематически игнорирует действующие трудовые нормы, по итогам проверки придется заплатить многомиллионные санкции.

Представителям малого и среднего бизнеса сделали поблажку – за первое нарушение они могут отделаться лишь предупреждением. Но только при условии, что совершенный проступок не повлек серьезных последствий, например, ЧС либо материального ущерба.

Штраф нужно заплатить не позже шестидесяти дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу.

Бухучет по штрафным санкциям будет отображаться следующим образом:

  1. начисленный административный штраф – дебет счета 91-кредит счета 76;
  2. оплата штрафа – дебет счета 76-кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Распечатать

Комментарий к ст. 27.2 КоАП

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————

См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Пункт 3 статьи 5.27.1.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Этот пункт охватывает три важных мероприятия по охране труда

1) Обучение руководящего состава организации и непосредственно самих сотрудников, выполняющих работы. Работник не может приступать к своим обязанностям, не ознакомившись с правилами техники безопасности по виду выполняемых им работ, а, также требованиями к использованию оборудования и материалов. Их незнание может привести к травме, смерти или развитию профессионального заболевания.  Доведением этих требований до сотрудников и проверкой полученных знаний занимается человек, имеющий соответствующую квалификацию, которая подтверждается удостоверением по соответствующему направлению охраны труда.

Данное мероприятие регулируется Постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». В нем подробно расписаны все требования. Касающиеся данной процедуры.

2)  Перед тем, как принять сотрудника в штат организации, работодатель должен убедиться, что состояние здоровья позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Для этого организуется предварительный медосмотр.  Если в ходе его проведения выявляются медицинские противопоказания, то сотрудник к работам не допускается. Если же, какие-либо ограничения отсутствуют, то он может приступить к работе. В дальнейшем состояние его здоровья отслеживается посредством проведения периодических медицинских осмотров. Для различных работ и профессий периодичность их проведения разная. В том числе, в некоторых случаях, помимо вышеуказанных, дополнительно требуется проведение медосмотров перед началом каждой смены.  Данные процедуры контролируются Приказом Минздравсоцразвития России N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

3) Для определенного перечня профессий и видов работ помимо медосмотров дополнительно требуется психиатрическое освидетельствование. Данная процедура регулируется двумя документами:

  • Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»)
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»

Часть вторая ст. 5.27 КоАП РФ

Как уже было сказано выше, меры ответственности, указанные во второй части, могут быть применены только в отношении должностных лиц и только в тех случаях, если конкретное лицо ранее уже было привлечено к ответственности за аналогичное нарушение действующих законодательных норм.

При этом, для исключения возможных споров и дополнительных вопросов, законодательство РФ устанавливает точное описание понятия «аналогичное правонарушение». Им будет признано не любое нарушение трудовых норм, а именно точно такое же нарушение, которое имеет одну сущность и смысл. Например, если ранее должностным лицом было осуществлено нарушение в ходе увольнения сотрудника, то повторное нарушение должно быть связано только с таким же увольнением. Тем не менее, несмотря на разъяснения, споры о признании тех или иных правонарушений идентичными регулярно разрешаются в порядке судебного производства.

Помимо этого, особое внимание следует обратить и на установленные сроки в отношении привлечения того или иного должностного лица к ответственности. Такая ответственность за повторное нарушение может быть применена не позднее, чем спустя один календарный год с момента вынесения соответствующего решения уполномоченным органом о назначении первой ответственности

Важным моментом также является тот факт, что повторное нарушение должно быть совершено уже после назначения официального наказания за первое нарушение. При этом решение уполномоченного органа уже обязательно должно вступить в свою законную силу. Также по данному решению должно быть исполнено и соответствующее наказание. Например, если за проявленное ранее нарушение уполномоченная организация установила такую меру ответственности, как денежный штраф, на момент повторного совершения нарушения он уже должен быть выплачен виновным лицом. 

Какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ могут возбудить государственные инспекторы труда всех уровней. От главного государственного инспектора труда Российской Федерации и его заместителей до рядового государственного инспектора труда. Это следует из части 1 статьи 28.3 и пункта 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Также дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ может возбудить прокурор или заместитель прокурора. Возможность возбуждения дела по статье 5.27 КоАП РФ вытекает из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, в которой предусмотрено право прокурора возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Таким образом, если к вам с проверкой пришла прокуратура или государственный инспектор труда, то в результате проверки в отношении вас могут быть возбуждено дело по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца. Это следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, где ст. 5.27 не названа в качестве исключений из общего правила.

На практике часто встает вопрос, с какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать по-разному в зависимости от характера нарушения норм трудового законодательства.

Если трудовым законодательством установлен срок совершения предписанного действия или запрещенного действия, то срок привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо считать с даты наступления этого срока или с последнего дня, когда должно было быть совершено предписанное действие.

Например, если заработная плата должна была быть выплачена 15 числа текущего месяца, то срок привлечения к ответственности нужно исчислять с 15 числа.

Если же трудовым законодательством не установлен срок для исполнения обязанности, то административное правонарушение является длящимся и срок исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

На тему сроков привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть написана отдельная статья, но в рамках данной я расскажу только об общих подходах без примеров.

Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ составляет 1 год. Это связано с тем, что ч. 2 ст. 5.27 предусматривает административное наказание в виде дисквалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

Какие штрафы грозят работодателю за уклонение от оформления персонала

Ответственность за пренебрежение правилами трудоустройства во многом зависит от статуса сотрудника. Влияет на жесткость санкции и тяжесть проступка. В большинстве случаев трудовая инспекция ограничивается денежными штрафами.

Нарушение Краткое описание Комментарий
Уклонение от оформления сотрудника Работодателю грозит административная ответственность. Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает денежное взыскание в 5–10 тыс. рублей. Штраф назначают за отказ от составления трудового договора или оформление вместо него гражданско-правового соглашения.
Отсутствие документов влечет целый ряд негативных последствий. Материалы проверки передают в налоговую службу. Работодателю приходится платить страховые сборы с вознаграждений за весь период найма. Дополнительно коммерсанту начисляют штрафы по ст. 122 НК РФ. Размер взыскания составляет 20% недоимки. Если контролирующему органу удается доказать умысел, штраф вырастает до 40%. Предпринимателю приходится платить и пени.
Еще один штраф наложат за неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ. Взыскание составит 20% от сумм, подлежащих уплате в бюджет (ст. 123 НК РФ)
Статья 2.4 КоАП РФ относит предпринимателей к должностным лицам. Наказание им назначают в соответствии с указанным статусом. При применении санкций за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ, предприниматели приравниваются к юридическим лицам (ст. 18.1 КоАП РФ)
Незаконное привлечение к труду иностранцев и лиц без гражданства Штраф ИП за неоформленного работника-иностранца в 2019 году предусмотрен ст. 18.15 КоАП РФ. Так, нарушение правил трудоустройства обойдется предпринимателю в 250–800 тыс. рублей. Столько же взыщут с коммерсанта, если на наем мигранта требовалось получить специальное разрешение. За пренебрежение порядком уведомления органов МВД РФ придется заплатить еще 400–800 тыс. рублей. Альтернативной санкцией во всех случаях является приостановка работы на 14–90 суток.
Если нарушение допущено работодателями Москвы, Подмосковья, Ленинградской области или Санкт-Петербурга, санкции будут жестче. Четвертая часть ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает повышенные штрафы. Взыскание составит 400 000–1 000 000 рублей.
Отдельным составом является использование труда нелегальных мигрантов на торговых объектах. В этом случае применению подлежит ст. 18.16 КоАП РФ. Предпринимателям грозит взыскание в 350–700 тыс. рублей или административная блокировка деятельности на 90 суток. В столице, Петербурге, Ленобласти и Подмосковье штраф увеличивается до 450 000–1 000 000 рублей.
Дополнительные штрафы будут назначены по ст. ст. 122 и НК РФ. Их размер не отличается от санкций, налагаемых за уклонение от оформления россиян.

Проверки соблюдения трудового законодательства редко обходятся выявлением одного нарушения. Как правило, предприниматель совершает целый ряд проступков. В результате наказания суммируют. Отвечая на вопрос, какой штраф придется заплатить за неоформленного работника, стоит помнить о комплексном подходе. Взыскание увеличивается, если обнаруживаются нарушения законодательства об охране труда. Так, уклонение от обеспечения сотрудника средствами индивидуальной защиты карается по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф по четвертому пункту нормы составляет 20–30 тыс. рублей. Ответственность наступит также за отказ от проведения специальной оценки рабочего места (5–10 тыс.), отсутствие инструктажа, обучения, стажировки (15– 25 тыс.).

Действующие сроки давности

Привлечение к административной ответственности в сфере трудового законодательства обладает своим обязательным сроком давности. Согласно действующим правилам, он равен двум календарным месяцам. При этом у заинтересованных лиц нередко появляются трудности с тем, с какого именно момента можно начинать непосредственное исчисление данного срока. Основываясь на действующих нормах, можно сделать выводы о том, что схема расчета всегда будет выглядеть по-разному, в зависимости от обстоятельств правонарушения.

В тех случаях, когда речь идет о запрещенном либо неправомерном действии, которое было запрещено, датой отсчета следует считать число, в которое данное действие и было совершено. Сюда же относятся случаи, когда определенное действия ответственного лица должно было быть выполненным, но по каким-то причинам этого не произошло. Например, правила, действующие на предприятии, предусматривают обязательную выплату заработной платы 10-го числа каждого месяца. Но в этот день работодатель не выполнил своего обязательства. Следовательно, отсчет следует начинать именно с 10-го числа.

Во всех остальных случаях отсчет следует начинать с того момента, когда сам факт нарушения был должным образом зафиксирован. При этом привлечение к административной ответственности может быть осуществлено еще в течение года с момента начала истечения срока давности. Например, если проверка выявила определенные нарушения, датой отсчета необходимо считать сам день проведения данной проверки, а также дату составления акта о результатах проведенной процедуры. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.