Изменения в нк рф с 1 января 2020 года: ст. 45.1 «единый налоговый платеж физического лица»

Алан-э-Дейл       10.08.2022 г.

Правила уплаты

Порядок внесения единого платежа регулирует Налоговый кодекс РФ (ст. 45.1 с изменениями и дополнениями на 1 января 2020 года). Периодичность внесения денежных средств, суммы и сроки уплаты кодексом не регулируются, то есть плательщик решает эти вопросы самостоятельно (и с учетом возможности взимания пени и штрафов за просрочку платежей).

Вносить можно деньги любым удобным способом:

  • через МФЦ;
  • в банке;
  • на Почте России;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Оплату может произвести вместо физлица его представитель, причем без оформления полномочий. Однако следует учесть, что такое лицо не сможет претендовать на возврат уплаченных денежных средств, на это имеет право только налогоплательщик. Налоговый орган производит зачет, о чем уведомляет в обязательном порядке плательщика. Причем первоначально засчитываются пени и штрафы по налогам при их наличии. Код бюджетной классификации на единый налоговый платеж физлица одинаковый для всех регионов — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам, с 01.10.2020 утрачивает силу (см. п. 22 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).

С 1 января 2021 года заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме не только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ. По общему правилу, установленному ст. 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Федеральный закон № 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей), абз. 3 п. 5 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ (установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога), начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Когда можно рассчитывать на благосклонность судей?

В то же время надо учитывать, что сама по себе передача права на получение доходов от деятельности налогоплательщика другому лицу не является достаточным основанием для взыскания налоговой задолженности с этого лица, в связи с чем в каждом конкретном случае надлежит устанавливать:

------------------------------------¬ -------------------------------------¬¦1. Отличались ли условия и         ¦ ¦2. Позволяют ли обстоятельства      ¦¦обстоятельства передачи бизнеса от ¦ ¦совершения сделок прийти к выводу оᦦтех, которые обычно имеют место при¦ ¦искусственном характере передачи    ¦¦взаимодействии независимых друг от ¦ ¦бизнеса, о совершении этих действий ¦¦друга участников гражданского      ¦ ¦в целях перевода той имущественной  ¦¦оборота, преследующих цели делового¦ ¦базы, за счет которой должна была   ¦¦характера                          ¦ ¦быть исполнена обязанность по уплат妦                                   ¦ ¦налогов                             ¦L------------------------------------ L-------------------------------------

Примеры, когда судьи отказывали налоговым органам в удовлетворении иска о взыскании задолженности, числящейся за организацией, с третьего лица, также существуют, но они единичны.

Определение ВС РФ от 28.12.2016 N 310-КГ16-17453. Судьи выявили, что денежные средства проверяемого налогоплательщика действительно поступали на счета третьей организации, но это происходило с момента создания организации (2009 год), а не в связи с проводимой налоговым органом проверкой.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.