Статья 54 тк рф. ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Алан-э-Дейл       21.01.2023 г.

Вопросы по использованию положений ст. 197 ТК

Где ещё оговаривается право на получение образования?

Данная возможность прямо гарантируется ст. 43 Конституции – в её начале подчёркивается, что любое лицо имеет право на образование. В ст. 5 ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12 также указывается на эту возможность. В ст. 21 ТК, среди других прав сотрудников, упоминается и их право на обучение.

Возможно ли в договоре по ст. 197 ТК установить, что наниматель будет оплачивать обучение сотрудника?

Да, такая возможность прописана в вышеупомянутом ФЗ «Об образовании» № 273. В ст. 54 этого ФЗ оговариваются разные моменты, которые необходимо учитывать как обучающемуся сотруднику, так и оплачивающему его учёбу нанимателю. К их числу относятся:

  • специфика документарного оформления договора на обучение;
  • параметры оплаты обучения;
  • возможность повышения стоимости обучения и пр.

Подобного рода возможности могут предусматриваться также на уровне колдоговоров, соглашений и иных документов, в т.ч. локального характера.

Более того, в ст. 249 ТК подчёркивается, что в ситуации, когда сотрудник уволился без уважительных причин, он обязан частично возместить нанимателю издержки на своё обучение, если имел место соответствующий факт оплаты его учёбы.

Какие моменты должен учитывать договор, упомянутый в данной статье?

Обычно в этом договоре прописываются следующие моменты:

  • наименование участников;
  • название конкретной специальности, по которой будет происходить обучение;
  • параметры данного обучения (форма, сроки и т.д.);
  • разнообразные вопросы, связанные с оплатой обучения;
  • льготы, положенные учащемуся работнику;
  • иные моменты, связанные со спецификой конкретной организации.

Данный документ составляется в письменной форме и удостоверяется подписями участников.

Какой смысл для сотрудника реализовывать своё право на дополнительное образование?

Хотя рассматриваемая статья и иные источники упоминают о праве сотрудника повышать свой образовательный уровень, но реализация этого права зависит от следующих факторов:

  • намерений и возможностей самого сотрудника;
  • намерений и возможностей его руководства;
  • конкретных положений заключённого между ними договора.

Следовательно, необходимой предпосылкой для реализации права на обучение выступает желание самого сотрудника – если этого не требует законодательство, он сам решает, есть ли смысл в дополнительном обучении.

Стимулом для таких решений обычно являются:

  • перспективы карьерного роста – что может быть оговорено во внутренних документах организации-нанимателя;
  • возможность получения льгот для учащихся сотрудников – им целиком посвящена гл. 26 ТК;
  • получение соответствующих документов об образовании, что является важным фактором для дальнейшего личностного развития;
  • получение дополнительных гарантий сохранения работы при планируемых сокращениях штата.

Возможны и иные причины, зависящие от конкретного сотрудника, его должности, кадровой политики и иных факторов.

Статья 47 ТК РФ. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Соглашение подписывается представителями сторон.

Трудовое право. Ответы на экзаменационные билетыЛ. В. Дудкина, 2009

Коллективный договор, его функции и содержание

Коллективный договор

– это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, а также акт социального партнерства работников и работодателя. Его основная задача – регулирование социально-трудовых отношений.Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Условия и нормы коллективного договора обязательны для исполнения и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством о труде. При ухудшении положения работников коллективный договор в этой части признается недействительным. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется ТК РФ и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников. Содержание и структура коллективного договора также определяются сторонами. В коллективном договоре в обязательном порядке оговариваются сроки действия и порядок изменения коллективного договора, а также сроки отчета сторон о выполнении условий коллективного договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет, вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функциями коллективного договора

являются:

– организация трудовых отношений;

– обеспечение стабильности трудовых отношений;

– обеспечение и защита интересов работников и работодателей;

– приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;

– достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;

– обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

Содержание коллективного договора

– это согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Условия, включаемые в коллективные договоры, по юридической природе подразделяются на:

обязательственные

(содержат обязательства сторон выполнения тех или иных действий, обычно организационно-технического характера);

информационные

(включаются в коллективные договоры с целью доведения до сведения работников основных норм трудового законодательства);

нормативные

(характеризуют коллективный договор как правовой акт, содержащий установленные этим договором обязательные к применению нормы о коллективных условиях труда работников).

По общему правилу коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов.

В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

Комментарии к ст. 54 ТК РФ

1. В гл. 5 КоАП устанавливаются административные правонарушения, посягающие на права граждан, в том числе административная ответственность за нарушение трудового законодательства.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

2. Согласно ст. 5.28 КоАП за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки взыскивается административный штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

3. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, является административным правонарушением в соответствии со ст. 5.29 КоАП. Это правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

4. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП) влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

5. За уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции (ст. 5.32 КоАП)), взыскивается административный штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

Другой комментарий к статье 54 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает общие условия ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения и предоставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Части 1 и 2 комментируемой статьи являются основанием для привлечения к ответственности за:
— уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения;
— неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;
— непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

В случае совершения вышеназванных деяний представители сторон подвергаются штрафу. Данная норма является бланкетной и отсылает нас к положениям КоАП РФ. Так, согласно ст.ст.5.28 и 5.29 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 54 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Привлечение лиц, представляющих стороны социального партнерства, к юридической ответственности является одним из способов обеспечения функционирования социально-партнерского регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовой кодекс впервые установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О дисциплинарной ответственности и особенностях привлечения к ней руководителя организации, его заместителей при нарушении ими условий коллективного договора, соглашения см. статьи гл. 30 ТК РФ и комментарий к ним.

Нормы, включенные в настоящую главу, предусматривают привлечение указанных в ней лиц к административной ответственности. Положения данной главы конкретизируются в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Дела о данных правонарушениях рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП).

2. Часть 1 ст. 54 направлена на обеспечение исполнения требований закона о порядке организации и проведения коллективных переговоров. Она предусматривает привлечение к ответственности тех представителей сторон социального партнерства, которые либо уклоняются от участия в коллективных переговорах, либо неправомерно отказываются от подписания проекта коллективного договора, соглашения, уже согласованного в ходе коллективных переговоров.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения предусматривается ст. 5.28 КоАП. Данная статья расширяет состав соответствующего правонарушения, предусматривая также ответственность за нарушение установленного законом срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. На лиц, виновных в совершении данного правонарушения, может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.

Однако, в отличие от ст. 54 ТК, КоАП предусматривает привлечение к административной ответственности только лишь работодателя или лица, представляющего работодателя. Тем самым следует констатировать, что представители работников, уклоняющиеся от участия в переговорах, не могут привлекаться к административной ответственности. Данное решение противоречит основным положениям ТК РФ.

Административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора, соглашения) предусмотрена ст. 5.30 КоАП. Соответствующую ответственность также несут лишь работодатель или лицо, его представляющее. Административный штраф, налагаемый за совершение данного правонарушения, ограничен пределами от 30 до 50 МРОТ.

3. Статья 5.29 КоАП устанавливает ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, а также для последующего осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. К ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены лишь работодатель или лицо, его представляющее. За совершение указанного правонарушения соответствующее лицо подвергается взысканию в виде административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ.

Комментарий к Ст. 43 Трудового кодекса РФ

1. Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией N 91 МОТ «О коллективных договорах» (принята в г. Женеве 29 июня 1951 г.), в соответствии с которой: 1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора); 2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора; 3) положения трудовых договоров, наиболее благоприятные для трудящихся по сравнению с положениями коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

2. Срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может превышать трех лет. По общему правилу коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами, но может вступать в силу и со дня, установленного в самом коллективном договоре. По истечении срока, на который заключен коллективный договор, его действие прекращается.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Такое продление действия коллективного договора осуществляется по соглашению сторон, для чего сторонам необходимо провести коллективные переговоры. Количество продлений действия коллективного договора ТК РФ не установлено.

3. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, — на всех работников, занятых в соответствующем подразделении.

4. Обязательства по коллективному договору возникают непосредственно у работодателя, и факт расторжения трудового договора с руководителем организации, подписавшим коллективный договор, не влияет на действие последнего. Коллективный договор сохраняет свое действие также в случаях изменения типа государственного или муниципального учреждения, изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования.

5. По-иному решается вопрос о действии коллективного договора при реорганизации в иных формах и смене формы собственности организации. В этих случаях коллективный договор продолжает действовать лишь на протяжении ограниченного времени, по истечении которого он прекращается досрочно.

При осуществлении реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

В случае смены формы собственности организации действие коллективного договора ограничено трехмесячным сроком со дня перехода прав собственности. Момент перехода права собственности определяется моментом его государственной регистрации (ст. 223 ГК РФ).

6. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон вправе инициировать процедуру проведения коллективных переговоров о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего. Но продление действия прежнего коллективного договора при осуществлении реорганизации в формах слияния и присоединения представляется бесперспективным, поскольку в этих случаях неизбежно происходит расширение сферы действия коллективного договора, его распространение на работников, ранее охваченных иным коллективным договором либо находившихся вне коллективно-договорного регулирования. При осуществлении реорганизации в указанных формах целесообразно вести речь о заключении нового коллективного договора.

7. Если организация ликвидируется, то коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ). Очередность удовлетворения претензий работников определяется гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК РФ претензии работников по оплате труда и выплате выходных пособий удовлетворяются во вторую очередь, их претензии по осуществлению иных выплат (дополнительных компенсаций, социальных выплат) — в четвертую.

Комментарий к статье 54 ТК РФ

В комментируемой статье перечислены виды правонарушений в сфере социального партнерства, круг субъектов, которыми они могут быть совершены, и меры их юридической ответственности, установленные федеральным законом.

В числе правонарушений данная статья указывает:

а) уклонение работодателя или его представителя от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП);

б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);

в) непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи за нарушения, указанные в подп. «а» и «б» настоящего комментария, ответственность несут представители сторон, т.е. и работников, и работодателей.

В настоящее время указанная юридическая ответственность законодательно определена лишь в отношении одной стороны — работодателя. Она предусмотрена в гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрено в ст. 5.27 КоАП. Оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 5.28 КоАП уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. Ответственность для представителей работников законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена.

За нарушение, указанное в ч. 2 комментируемой статьи, — виновное непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, — ответственность несет работодатель или лицо, его представляющее, в форме предупреждения или административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП).

Возможно также применение международно-правовых форм воздействия на работодателя в связи с нарушением им положений Конвенции МОТ N 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров (1949 г.), Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах (1951 г.) и Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) <1>.

———————————
<1> РГ. 1998. 16 дек.

Комментарий к Ст. 43 ТК РФ

1. По общему правилу коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре.

2. Срок действия коллективного договора, определяемый сторонами, не может превышать трех лет, с возможностью продления на тот же срок.

3. Определяя сферу действия коллективного договора по кругу лиц, ТК имеет в виду всех работников данного работодателя или соответствующего подразделения, независимо от вида заключаемого работниками трудового договора, членства их в профсоюзе и т.д.

4. При изменениях в деятельности работодателя (смене формы собственности, реорганизации или ликвидации организации) коллективный договор сохраняет свое действие в течение указанного в настоящей статье ТК ограниченного периода времени, после чего прекращает свое действие.

Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы

К смежным с трудовым правом отраслям российского права можно отнести, в первую очередь, гражданское право, административное право и право социального обеспечения, но определенные «точки соприкосновения» трудовое право имеет и с некоторыми иными отраслями права.

Основные положения, относящиеся к предмету, методу и функциям трудового права, рассмотренные выше, позволяют отграничить отрасль трудового права от других, смежных отраслей, которые имеют схожие предмет и метод правового регулирования. Так, например, схожими являются трудовые и некоторые гражданско-правовые отношения, отграничение которых имеет большое значение на практике в силу правовых последствий. Те и другие отношения связаны с трудом. Однако, если для трудового права важен весь процесс труда, то для гражданского права – лишь результат труда (например, результат, передаваемый от подрядчика к заказчику по акту приема-передачи).

В гражданско-правовых отношениях, как и в трудовых, человек получает вознаграждение за свой труд, но трудовым законодательством установлен минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Отличием является и подчинение лица, работающего по трудовому договору, ПВТР.

Работник имеет право на социальные гарантии, которые на исполнителя по гражданско-правовому договору не распространяются.

Трудовое право «пересекается» с административным правом по вопросам регулировании труда государственных служащих. По ст. 11 ТК РФ на госслужащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной службе, таким образом, труд этой категории работников регулируется во многом нормами административного права, но с учетом основных принципов и положений трудового права. Ряд вопросов, связанных с трудом на госслужбе регулируются нормами трудового права по причине отсутствия регулирования специальным законодательством.

Административным правом устанавливается и ответственность за некоторые нарушения в сфере труда, например, нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ), нарушение норм охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и т.д.

При упоминании об ответственности можно подчеркнуть и связь с уголовным правом – некоторые наиболее тяжкие правонарушения в сфере труда влекут уголовную ответственность (статьи 143, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Трудовое право соприкасается с гражданским процессуальным правом по поводу рассмотрения трудовых споров в суде. Правила рассмотрения таких споров установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ). Вместе с тем, для рассмотрения трудовых споров установлены отдельные специфические правила о порядке и сроках рассмотрения дел, возможности использования примирительных процедур, наличия комиссий по трудовым спорам и т.д.

В значительной степени трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения, которое до недавнего времени было его частью. Если трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателем и работником, то право социального обеспечения – правоотношения, возникающие по вопросам социальной защиты граждан, состоявших в трудовых отношениях, а также никогда не работавших граждан (в том числе по причине инвалидности, болезни).

Правоотношения по социальному обеспечению могут возникать либо после трудовых отношений (выход на пенсию), либо предшествовать им (получение социальных пособий детьми), либо сопутствовать им (получение пенсий и мер социальной поддержки работающими пенсионерами). Размер пенсионного обеспечения зависит от страхового стажа работника. Характер и условия труда влияют на уровень пенсионного обеспечения. Однако, эти две отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования. Если в праве социального обеспечения основной метод – централизованное регулирование, то в трудовом праве он сочетается с договорным методом.

Нельзя не упомянуть и конституционное право, которым устанавливаются исходные положения для всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. Именно на уровне Конституции РФ закреплены основные права и свободы в сфере труда.

показать содержание

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.