Статья 41 конституции россии

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Содержание ст. 41 ТК

Почти вся статья посвящена перечню пунктов, которые участники переговоров могут (но не обязаны) включать в колдоговор. Всего перечислены 14 пунктов:

  1. Cистема оплаты трудовой деятельности.
  2. Параметры дополнительных выплат, таких как пособия и компенсации сотрудникам.
  3. Правила корректировки зарплат с учётом факторов инфляции, изменений цен, выполнения сотрудниками KPI.
  4. Параметры повышения сотрудниками их квалификации, их занятости и высвобождения.
  5. Правила определения длительности отпусков и трудовых дней.
  6. Специфика трудовой деятельности для таких групп, как женщины и молодые специалисты.
  7. Нормы соблюдения интересов сотрудников при проведении приватизационных мероприятий.
  8. Вопросы обеспечения безопасности в сфере экологии и охраны труда в производственной деятельности.
  9. Параметры льгот для сотрудников, которые совмещают работу и своё обучение.
  10. Параметры отдыха работников и их семей.
  11. Правила оплаты питания персонала.
  12. Отслеживание выполнений параметров колдоговора, нормы внесения поправок в этот документ, ответственность сторон, порядок информирования персонала и пр.
  13. Отказ от забастовочных действий при условии соблюдения параметров колдоговора.
  14. Иные вопросы, оговорённые участниками.

Отдельно указывается, что в колдоговоре могут быть установлены более благоприятные для сотрудников условия трудовой деятельности (если социально-экономическое положение организации-нанимателя это позволяет).

Итак, рассмотренная статья формулирует обширный список пунктов, которые может содержать коллективный договор. Это список носит расширенный характер, открывая возможности для его участников добавить в него дополнительные пункты.

Комментарий к ст. 41 УК Украины

1. Статьей 60 Конституции Украины установлено, что никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность. Статья 41 УК устанавливает общее правило, согласно которому лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно причинило общественно опасный вред правоохраняемым интересам в результате исполнения законного приказа или распоряжения.

2. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое отказалось выполнять явным, то есть для всех понятно, преступный, противоправный приказ или распоряжение.

3. Приказ или распоряжение признаются незаконными, противоправными, если они выданы не полномочным лицом, если они по содержанию противоречат законодательству Украины и сопряжены с нарушением конституционных прав и свобод гражданина.

4. Причинение общественно опасного вреда правоохраняемым интересам при выполнении явно преступного приказа или распоряжения влечет за собой ответственность на общих основаниях.

5. Не подлежит уголовной ответственности лицо и в других случаях, когда оно не осознавало и не могло осознавать преступного характера приказа или распоряжения и при выполнении их причинило общественно опасный вред.

Другой комментарий к статье 40 УК РФ

Физическое или психическое принуждение выделено законодателем в самостоятельное обстоятельство, исключающее преступность деяния.

Физическое принуждение представляет собой воздействие на волю человека внешних сил с целью заставить его совершить общественно опасное деяние. Осуществляться такое воздействие может путем побоев, пыток, причинения телесных повреждений и другими способами, причиняющими физическую боль и (или) вред телу человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Отсутствие возможности руководить своими действиями может возникнуть в ситуациях, когда сила воздействия на человека является непреодолимой.

В соответствии с положением закона деяние признается преступлением, если протекает под контролем воли. Отсутствие волевого характера производимых лицом деяний исключает его уголовную ответственность. Причинение вреда охраняемым правом интересам под принуждением означает совершение общественно опасного деяния вопреки воле человека под действием внешних факторов, угрожающих значимым для него благам (жизни и здоровью). Если лицо не может руководить своими действиями, оно не отвечает за причиненный ущерб в уголовно-правовом аспекте.

Как представляется, в подобного рода случаях речь должна идти об отсутствии субъективной стороны состава преступления, поскольку воля лица на причинение вреда отсутствует, его поведение не является волевым и, следовательно, не может расцениваться как преступное за отсутствием состава преступления, а не в силу ст. 40 УК РФ, хотя в таких случаях имеет место и отсутствие состава преступления, и наличие физического принуждения. Следует отметить, что на практике превалирует тенденция прекращения уголовных дел при физическом принуждении за отсутствием состава преступления.

Если физическое принуждение не приводит к состоянию, при котором лицо не может руководить своими действиями, то уголовная ответственность исключается лишь при наличии состояния крайней необходимости и при соблюдении условий ее правомерности. Во всех иных случаях лицо подлежит уголовной ответственности в связи с наличием волевого поведения и отсутствием обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Аналогично решается вопрос об ответственности и при наличии психического принуждения, которое представляет собой воздействие на психику человека с целью подавления его воли. Психическое принуждение реализуется в различного рода угрозах причинения вреда как лицу, к которому оно применяется, так и другим лицам, а также обществу или государству. Не признается психическим принуждением обман, подкуп, уговоры и иные подобные средства воздействия. Возможно прямое воздействие на психику лица с помощью психотропных веществ, гипноза и других способов. При психическом принуждении воля лица подавляется не до такой степени, что оно лишается возможности осознавать свои действия и руководить ими. Это означает, что деяния, совершенные под воздействием такого принуждения, являются уголовно наказуемыми (ч. 2 ст. 40 УК РФ). В противном случае состав преступления отсутствует по указанным выше основаниям.

Вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым уголовным законам интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений ст. 39 УК РФ — крайняя необходимость.

И физическое, и психическое принуждение рассматриваются как обстоятельства, смягчающие наказание (п. «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ), если они не признаются обстоятельствами, исключающими преступность деяния или не создавшими состояния крайней необходимости.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Прежде всего, Вы обязаны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование мало практикуется. Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:

  • представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  • выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

Комментарий к Ст. 41 закона «Об образовании в Российской Федерации»

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 41 Уголовного кодекса Украины

1. Деяние (действие или бездействие) лица, в результате которого причинен вред правоохраняемым интересам других субъектов, не влечет за собой юридической, в том числе уголовной ответственности, если оно вчинялось на основании законного приказа или распоряжения.

В понимании ст. 41 приказы и распоряжения — это властные обращения компетентных субъектов, адресованные конкретному лицу (лицам) и содержащие требования совершить или воздержаться от совершения определенных действий. Они могут отдаваться как в письменной, так и в устной форме.

Законными будут те приказы и распоряжения, имеющие в совокупности следующие признаки:

— их содержание не противоречит законодательству Украины;

— они касаются вопросов, решение которых отнесено к полномочиям субъектов, что их отдали;

— лица, которым они адресованы, входят в круг субъектов, в отношении которых эти приказы и распоряжения имеющие обязательную силу;

— они отданы в полном соответствии с установленной для этого процедурой;

— их выполнение не влечет нарушений прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Украины.

2. Ч. Ст. 41 воплощает в уголовное законодательство положения ч. 1 ст. 60 Конституции Украины: никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы. Следует отметить, что в указанных статьях Конституции и Уголовного кодекса речь идет не о “противоправных”, то есть противоречащих любой норме права, а о “преступных” приказах и распоряжениях.

Преступные приказы или распоряжения — это приказы и распоряжения, отдание или выполнение которых требует осуществления деяний или приводит к результатам, которые признаются Уголовным кодексом преступлениями. Говорится о явно преступные приказы и распоряжения, то есть такие, относительно которых существует объективно обоснованное убеждение о преступном характере их отдачу, преступность деяний, которые надо осуществить на их основании, или о преступности этих деяний.1

Таким образом, в соответствии с ч. Ст. 41 лицо, которое отказалось выполнять приказы и распоряжения, по отношению к которым нет никаких сомнений о преступном характере обстоятельств их отдачу, преступности деяний, что нужно совершить на их выполнение, или о преступности этих деяний, не подлежит уголовной ответственности.

3. Лицо, которое выполнило преступный приказ или распоряжение, подлежит уголовной ответственности при условии, что в ее действиях (бездействии) содержится состав преступления, предусмотренный Уголовным кодексом.

4. Если лицо не осознавало и не могло осознавать преступного характера приказа или распоряжения, на исполнение которых она совершала определенные действия, то уголовной ответственности он не несет за отсутствия вины. В таком случае уголовной ответственности подлежит только лицо, отдавшее этот приказ или распоряжение

При этом неважно, по каким причинам — объективным или субъективным — исполнитель не осознавал или не мог осознавать преступного характера приказа или распоряжения, которые он выполнял

Комментарий 2

1. Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных направлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд законов, в том числе Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1; Федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от

17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней«, от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и др.

Большое значение для охраны здоровья граждан Российской Федерации имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Реализация права граждан на бесплатное медицинское обслуживание происходит в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, и иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравсоцразвития России.

2

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения являются важной дополнительной гарантией права граждан на охрану здоровья

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В этих целях в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов и программ, в том числе Федеральные законы от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.

Целям охраны здоровья населения служат Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и иных отраслей права.

Вопросы по практическому использованию ст. 41 ТК

На какие акты можно ориентироваться при разработке конкретного колдоговора?

Для этого можно применять рекомендации Исполнительного комитета ФНПР от 28.08.02. В этом документе указана соответствующая законодательная база, рассмотрены вопросы, обычно содержащиеся в коллективном договоре, а также изложены принципы действий трудовых коллективов. Кроме того, и сам Трудовой кодекс содержит довольно много ссылок на колдоговор. Так, ст. 9 ТК указывает, что он не может содержать условия, ухудшающие уровень прав и гарантий сотрудников по сравнению с тем, который определён действующим законодательством. Статьи 134-136 ссылаются на него при определении различных параметров зарплат и т.п.

Перечень пунктов колдоговора, содержащийся в рассматриваемой статье, — обязательный или рекомендательный?

Он носит рекомендательный характер. Его цель – дать ориентиры сторонам о том, какие пункты желательно включить в коллективный договор. Также нужно отметить, что этот перечень носит открытый характер, т.е. участники вправе включать в колдоговор дополнительные пункты по их социально-трудовым отношениям.

Какие пункты, кроме указанных в ст. 41 ТК, может включать колдоговор?

Обычно в него включают:

  • наименования сторон;
  • продолжительность его действия;
  • порядок внесения изменений;
  • правила продления его действия.

Эти формальные сведения закрепляют юридический статус документа.

Какие дополнительные вопросы может затрагивать конкретный колдоговор?

Они сильно зависят от профессиональной специфики конкретного нанимателя. Так, ряд профессий требует работы ночного характера. Для этих случаев в колдоговре обычно предусматривается льготная форма расчёта зарплаты сотрудников. Если трудовая деятельность протекает в районах Крайнего Севера и приравнённых к ним территориях, то для сотрудников полагается дополнительная компенсация на переезд и пр. Также в колдоговоре можно прописать увеличенную продолжительность работ по сравнению с той, что установлена для сотрудников, трудящихся на опасных производствах, что особо оговорено в ст. 94 ТК. В целом обычно речь идёт о характере трудовой деятельности, порядке расчёта зарплат и дополнительных льготах для сотрудников.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.