Оглавление
References
- Vasilyeva Yu.V. Ob otrazhenii v zakonodatel’stve o sotsial’nom obespechenii polozheniy Konstitutsii RF // Vestnik Permskogo Universiteta. Ser.: Yuridicheskiye nauki — Perm University Herald. Yuridical sciences. 2010. Vyp. 1(7). S. 179 — 184 (In Russ).
- Galaganov V.P. Pravo sotsial’nogo obespecheniya . M.: Akademiya, 2012. 415 s. (In Russ).
- Gorelov N.A. Politika dokhodov i kachestvo zhizni naseleniya / Pod red. N.A. Gorelova . SPb.: Piter, 2003. 656 s. (In Russ).
- Zakharov M.L., Tuchkova E.G. Pravo sotsial’nogo obespecheniya Rossii: Uchebnik . M., 2004. 608 s. (In Russ).
- O minimal’nykh normakh sotsial’nogo obespecheniya: Konventsiya MOT N 102 // Sb. Konventsii i rekomendatsii, prinyatyye Mezhdunarodnoy Konferentsiyey truda — The Convention and recommendation collection, accepted by the International Labour conference. 1919 — 1956. Zheneva, 1991. T. I. S. 1772 (In Russ).
- Mozhayeva V. Pravovyye osnovy sotsial’noy zashchity trudyashchikhsya // Sotsial’naya zashchita — Social protection. 1995. N 1. S. 3 — 11 (In Russ).
- Petrova L.R. Sotsial’naya zashchita naseleniya kak faktor regulirovaniya differentsiatsii obshchestva (regional’nyy aspekt): Dis. … kand. sotsiol. nauk . Ufa, 2000. 165 s. (In Russ).
- Pravo sotsial’nogo obespecheniya Rossii: Uchebnik / M.O. Buyanova, K.N. Gusov i dr.; Pod red. K.N. Gusova. 3-e izd., pererab. i dop. . M.: TK «Velbi»; Izd-vo «Prospekt», 2004. 488 s. (In Russ).
- Sotsial’naya zashchita naseleniya v regione: Ucheb. posobiye / Pod obshch. red. V.G. Popova . Yekaterinburg: UrAGS, 1999. 352 s. (In Russ).
- Sharin V.I. Sotsial’naya zashchita naseleniya: teoreticheskiye osnovy // Sots. obespecheniye — Social security. 2005. N 14. S. 21 — 24 (In Russ).
- Shafikov A.M. Sotsial’naya zashchita grazhdan, podvergshikhsya vozdeystviyu radiatsii vsledstviye avarii na proizvodstvennom obyedinenii «Mayak» i sbrosov radioaktivnykh otkhodov v reku Techa . Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2013. 190 s. (In Russ).
- Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. 57 p. (In Eng).
- Webster’s Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. (In Eng).
Информация для цитирования:
Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 2(24). С. 36 — 42.
Sagandykov M.S., Shafikov A.M. Prava grazhdan na social’nuju zashhitu i social’noe obespechenie: konstitucionno-pravovoj aspekt // Vestnik Permskogo Universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki — Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. N 2(24). P. 36 — 42 (In Russ).
Устройство общества и власти
Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:
- основные принципы устройства общества;
- структура и устройство страны;
- основные нормы реализации президентской власти;
- устройство властных структур;
- принципы деятельности судебной власти;
- основы местного самоуправления.
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.
Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.
Оглавление КРФ
-
Раздел первый
-
Глава 1. Основы конституционного строя
- Статья 1 Конституции РФ
- Статья 2 Конституции РФ
- Статья 3 Конституции РФ
- Статья 4 Конституции РФ
- Статья 5 Конституции РФ
- Статья 6 Конституции РФ
- Статья 7 Конституции РФ
- Статья 8 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции РФ
- Статья 10 Конституции РФ
- Статья 11 Конституции РФ
- Статья 12 Конституции РФ
- Статья 13 Конституции РФ
- Статья 14 Конституции РФ
- Статья 15 Конституции РФ
- Статья 16 Конституции РФ
-
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Статья 17 Конституции РФ
- Статья 18 Конституции РФ
- Статья 19 Конституции РФ
- Статья 20 Конституции РФ
- Статья 21 Конституции РФ
- Статья 22 Конституции РФ
- Статья 23 Конституции РФ
- Статья 24 Конституции РФ
- Статья 25 Конституции РФ
- Статья 26 Конституции РФ
- Статья 27 Конституции РФ
- Статья 28 Конституции РФ
- Статья 29 Конституции РФ
- Статья 30 Конституции РФ
- Статья 31 Конституции РФ
- Статья 32 Конституции РФ
- Статья 33 Конституции РФ
- Статья 34 Конституции РФ
- Статья 35 Конституции РФ
- Статья 36 Конституции РФ
- Статья 37 Конституции РФ
- Статья 38 Конституции РФ
- Статья 39 Конституции РФ
- Статья 40 Конституции РФ
- Статья 41 Конституции РФ
- Статья 42 Конституции РФ
- Статья 43 Конституции РФ
- Статья 44 Конституции РФ
- Статья 45 Конституции РФ
- Статья 46 Конституции РФ
- Статья 47 Конституции РФ
- Статья 48 Конституции РФ
- Статья 49 Конституции РФ
- Статья 50 Конституции РФ
- Статья 51 Конституции РФ
- Статья 52 Конституции РФ
- Статья 53 Конституции РФ
- Статья 54 Конституции РФ
- Статья 55 Конституции РФ
- Статья 56 Конституции РФ
- Статья 57 Конституции РФ
- Статья 58 Конституции РФ
- Статья 59 Конституции РФ
- Статья 60 Конституции РФ
- Статья 61 Конституции РФ
- Статья 62 Конституции РФ
- Статья 63 Конституции РФ
- Статья 64 Конституции РФ
-
Глава 3. Федеративное устройство
- Статья 65 Конституции РФ
- Статья 66 Конституции РФ
- Статья 67 Конституции РФ
- Статья 67.1 Конституции РФ
- Статья 68 Конституции РФ
- Статья 69 Конституции РФ
- Статья 70 Конституции РФ
- Статья 71 Конституции РФ
- Статья 72 Конституции РФ
- Статья 73 Конституции РФ
- Статья 74 Конституции РФ
- Статья 75 Конституции РФ
- Статья 75.1 Конституции РФ
- Статья 76 Конституции РФ
- Статья 77 Конституции РФ
- Статья 78 Конституции РФ
- Статья 79 Конституции РФ
- Статья 79.1 Конституции РФ
-
Глава 4. Президент Российской Федерации
- Статья 80 Конституции РФ
- Статья 81 Конституции РФ
- Статья 82 Конституции РФ
- Статья 83 Конституции РФ
- Статья 84 Конституции РФ
- Статья 85 Конституции РФ
- Статья 86 Конституции РФ
- Статья 87 Конституции РФ
- Статья 88 Конституции РФ
- Статья 89 Конституции РФ
- Статья 90 Конституции РФ
- Статья 91 Конституции РФ
- Статья 92 Конституции РФ
- Статья 92.1 Конституции РФ
- Статья 93 Конституции РФ
-
Глава 5. Федеральное Собрание
- Статья 94 Конституции РФ
- Статья 95 Конституции РФ
- Статья 96 Конституции РФ
- Статья 97 Конституции РФ
- Статья 98 Конституции РФ
- Статья 99 Конституции РФ
- Статья 100 Конституции РФ
- Статья 101 Конституции РФ
- Статья 102 Конституции РФ
- Статья 103 Конституции РФ
- Статья 103.1 Конституции РФ
- Статья 104 Конституции РФ
- Статья 105 Конституции РФ
- Статья 106 Конституции РФ
- Статья 107 Конституции РФ
- Статья 108 Конституции РФ
- Статья 109 Конституции РФ
-
Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Статья 110 Конституции РФ
- Статья 111 Конституции РФ
- Статья 112 Конституции РФ
- Статья 113 Конституции РФ
- Статья 114 Конституции РФ
- Статья 115 Конституции РФ
- Статья 116 Конституции РФ
- Статья 117 Конституции РФ
-
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
- Статья 118 Конституции РФ
- Статья 119 Конституции РФ
- Статья 120 Конституции РФ
- Статья 121 Конституции РФ
- Статья 122 Конституции РФ
- Статья 123 Конституции РФ
- Статья 124 Конституции РФ
- Статья 125 Конституции РФ
- Статья 126 Конституции РФ
- Статья 127 Конституции РФ (исключена)
- Статья 128 Конституции РФ
- Статья 129 Конституции РФ
-
Глава 8. Местное самоуправление
- Статья 130 Конституции РФ
- Статья 131 Конституции РФ
- Статья 132 Конституции РФ
- Статья 133 Конституции РФ
-
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- Статья 134 Конституции РФ
- Статья 135 Конституции РФ
- Статья 136 Конституции РФ
- Статья 137 Конституции РФ
-
Глава 1. Основы конституционного строя
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Четыре признака суверенитета по Л.Дюги
Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:
- Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
- Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
- Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
- Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.
В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.
Определение 3
Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.
Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.
Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.
Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.
Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.
Вывод 2
Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.
Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.
Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.
Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.
Что такое органы социального обеспечения
Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
С целью осуществления социальной поддержки людей, которые нуждаются в общественной помощи государством, созданы специальные структуры — органы социального обеспечения. Их основной функцией является содействие улучшению жизни нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи и поддержки.
Государство, заботясь о благополучной жизни своих граждан, регулярно утверждает круг лиц, которым при регистрации определенных жизненных ситуаций, оказывается социальная помощь. Ее цель — выровнять социальное положение граждан, сделать так, чтобы никто не считал себя одиноким и беспомощным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Помощь может оказываться в виде социального обеспечения — определенных законами выплат, услуг либо благ натурального происхождения. Она связана с невозможностью граждан самостоятельно обеспечивать себя, а также имеющихся на попечительстве нетрудоспособных членов семьи. Кроме денежных выплат социальным законодательством предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг, а также льгот на некоторые оплаты (например, жилищно-коммунальные услуги, покупку медикаментов, протезирование, проезд в транспорте и т.п.).
Организацией и контролем оказания населению социальной помощи уполномочены заниматься органы социального обеспечения. Структура их системы оговаривается в ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442. Кроме деятельности бюджетных структур по социальной защите населения, в Российской Федерации функционируют внебюджетные фонды, к которым отнесены:
- Пенсионный фонд РФ.
- Фонд социального страхования РФ.
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Совместная деятельность по социальной защите населения сводится к следующим мероприятиям:
- определение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий для студентов;
- разработка системы мер для профилактики и снижения уровня безработицы;
- помощь в воспитании детей многодетным семьям, в т.ч. выплата им пособий;
- контролирование деятельности по соблюдению прав детей и др.
Согласно ст. 8, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в вопросе социального обслуживания отнесены:
- Регулирование на правовом уровне, а также обеспечение гарантии социального обслуживания в субъектах согласно возложенным полномочиям.
- Принятие решения по уполномоченному органу субъекта РФ, определение профильной организации (согласно полномочиям).
- Руководство предоставлением социальных услуг различными организациями, в т.ч. общественными.
- Разработка схем взаимодействия структур при осуществлении социального обслуживания населения.
- Установление количественной численности сотрудников в организациях социального обслуживания, хозяйственной части их функционирования.
- Контроль исполнения норм питания пациентов социальных организаций.
- Ведение реестров поставщиков социальных услуг и пр.
Функциональной обязанностью органов социального обеспечения является управление этой работой. Непосредственно управление делят на общее и оперативное.
Осуществление управления происходит в соответствии со спецификой организационных и правовых форм соцобеспечения. Сюда относятся:
- социальное страхование;
- социальное обеспечение определенных категорий зоны риска;
- социальная помощь государства.
Исполнителем общего управления выступает Правительство. Оно ответственно за следование государственной соцполитике и соблюдение конституционных прав каждого гражданина касательно сферы социальной защиты. В качестве таких прав рассматриваются охрана здоровья, качественные медуслуги, социальное обеспечение. Кроме того, на государстве — решение тех проблем, которые стоят перед многодетными семьями, а также одинокими матерями или отцами.
Оперативное управление — функция, которая требует принятия экстренных мер, поэтому осуществляется органами исполнительной власти. Ответственность возлагается на Министерства образования и науки, обороны и прочие, а также организации, которые им подведомственны.
Конституционное право гражданина на социальное обеспечение
Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.
Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения.
Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что «формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится». Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова «право на социальное обеспечение» .
Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное «права граждан на социальное обеспечение» в статье не закреплены, что создает неопределенность и в вопросе о месте социального обеспечения в системе социальной защиты граждан.
Единство по вопросу о понятии социального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор, на что указывают, в частности, Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров .
Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться как вид социального обеспечения в узком смысле слова .
Т.К. Миронова также отмечает, что в ст. 39 Конституции РФ недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина .
Остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».
Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» , в которой дается перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия . Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение — все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Все институты права социального обеспечения направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков .
В конституционно-правовом смысле понятие социальной защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением. Такой вывод в том числе можно сделать на основе анализа п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится «социальная защита, включая социальное обеспечение».
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими

Эта тема закрыта для публикации ответов.