Ст 39 градостроительный кодекс рф 2021

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Комментарий к ст. 8 ГрК РФ

  1. 1

    По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — домашний арест (ст. 107) и заключение под стражу (ст. 108) — сопряжены с принудительным пребыванием обвиняемого, подозреваемого в ограниченном пространстве, с изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных или иных трудовых обязанностей, невозможностью свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, т.е. данные меры физически (против воли и желания заинтересованных лиц), непосредственно ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное ст. 22 Конституции РФ. По этой причине они избираются и применяются только судом в состязательной процедуре и на конкретный, специально установленный срок. Общность данной группы мер пресечения была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 27-П по делу о проверке конституционности ст. 107 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина.

    Остальные меры пресечения — психологически-принудительные — ограничивают свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, не посягают на само ядро прав, гарантированных статьей 22 Конституции РФ, и обычно связаны с некоторыми условиями их осуществления, а также сопряжены с ограничением права, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ (ч. 1), — свободно передвигаться, выбирать место пребывания на территории РФ. Психологически-принудительные меры избираются и применяются в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства и при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения), поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны. Однако это подобие равноправия «сторон» не гарантирует от злоупотреблений, поэтому последующий судебный контроль над избранием мер пресечения (ст. 125 УПК) трудно переоценить.

    Психологически-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/110. Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).

  2. 2

    Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

  3. 3

    Все психологически-принудительные меры пресечения обеспечиваются угрозой применения более строгой меры пресечения в случае процессуальных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 110).

Проектная документация

Новой редакцией статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, в том числе проектной документации:

  • автозаправочных станций,
  • складов горюче-смазочных материалов.

При условии, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов:

  1. планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности;
  2. предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Комментарий к Статье 8.2 Градостроительного кодекса

В комментируемую статью включена правовая норма отсылочного характера о возможности перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. При этом сделана ссылка на ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в которой и предусматривается порядок перераспределения полномочий между указанными субъектами.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Суть этого порядка заключается в следующем:

1) перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ может осуществляться законами субъекта РФ (а не какими-либо иными правовыми актами);

2) такие законы субъекта РФ, предусматривающие нормы и перераспределение полномочий, вступают в силу с начала очередного финансового года (а не в какие-то иные сроки);

3) перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В настоящее время практически во всех субъектах РФ такой орган (законодательное собрание, дума и т.п.) избирается на срок пять лет. При таких условиях законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может принять соответствующий закон со сроком действия правовых норм о перераспределении градостроительных полномочий как минимум до конца срока полномочий этого органа текущего созыва (то есть до избрания нового состава законодательного органа) либо на более длительный срок.

Следует заметить, что в комментируемой статье речь идет о перераспределении полномочий только в области градостроительной деятельности, установленных ГрК РФ. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ч. 1.2 ст. 17) запрещено отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, изменения границ территории муниципального образования и некоторых других, даже если они каким-то образом связаны с осуществлением градостроительной деятельности.

Судебная практика

В судебных исках по поводу того, насколько правильно и законодательно точно проводятся вынесения заключений по выдаче земельных участков под застройку достаточно много субъективных факторов. Тем не менее пересмотр вынесенных решений и устранение ошибок, допущенных первой инстанцией, вносит необходимое соответствие, в частности:

  1. По определению Конституционного суда РФ № 931 от 15 июля 2010 г. были восстановлены конституционные права жительница Санкт-Петербурга Андроновой О. О. на участие в общественном обсуждении выделения участка под застройку.
  2. На основании Приказа Министерства строительства РФ № 98 от 19 февраля 2016 года утверждены полномочия на авторский надзор. Если зарегистрировано расхождение от утвержденных размеров объекта, то его оформляют на основании ст. 39, 40 ГрК РФ.
  3. Определением ВС РФ № 307-КГ16-1022 от 22 марта 2016 утверждено решение по выделению участков и территорий для застройки.
  4. По документу ВС РФ 309-КГ16-5683 от 14 июня 2016 года заявителю было отказано. Поступило разъяснение, что в аргументации просьбы в изменении решения Муниципалитета г. Екатеринбург отсутствовали фактические обстоятельства.
  5. Апелляционным определением Верховного Суда РФ № N 56-АПГ16-17 от 29 сентября 2016 года было отменено ограничение на п. 6, 19, 20 ч. 1 Закона Приморского Края № 497 от 18 ноября 2014 г.
  6. По определению ВС РФ 303-ЭС16-15287 от 22 ноября 2016 подтверждено решение первой инстанции о сносе объекта самовольной застройки, выполненной предпринимателем для осуществления бизнеса.

Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Функции и задачи

Градостроительный кодекс был принят позже таких базовых новых законов, как Гражданский и Уголовный кодексы. Сейчас он состоит из 9 глав и 63 статей.

Если из всех функций этого кодекса выделить главную, то это будет территориальное планирование. Борьба со стихийным развитием селитебных территорий ведётся давно, но принятие специального закона, предписывающего иметь план развития территории как основу для дальнейших действий, помогает упорядочить этот процесс.

Необходимость планирования развития территории влечёт за собой ряд закономерных действий. В результате их реализации ГрК РФ выполняет следующие функции.

  1. Зонирование. Территория населённого пункта должна быть разделена на зоны по назначению. Обязательно выделяются зоны перспективной застройки, которые обычно находятся в состоянии пустырей.
  2. Архитектурно-строительное проектирование. Оно представляет собой совокупность действий по составлению проекта застройки территории, возведению отдельных зданий, формированию инженерных коммуникаций, благоустройству придомовых территорий, созданию дорожной сети. Проектирование – это непрерывная сеть действий от составления проекта здания до авторского надзора и принятия объекта в эксплуатацию.
  3. Капитальный ремонт. Поскольку данное действие по своим масштабам является аналогом полноценной стройки, то регламентация этого процесса закономерно контролируется нормами ГрК.
  4. Эксплуатация зданий. Градостроительство – это не только регламентация возведения новых объектов, но поддержание в рабочем состоянии того, что уже построено.
  5. Благоустройство территорий. Под этим термином понимается создание инфраструктуры, рекреационных зон и других объектов, делающих жизнь людей в поселениях комфортной.

Задачи Градостроительного кодекса являются концентрированным проявлением из функций. Они состоят в том, чтобы:

  • обеспечивать безопасность строительства;
  • рационализировать использование земельных ресурсов в пределах населённой территории;
  • сформировать комфортную и безопасную среду жизнь людей;
  • создать систему населённого пункта как совокупности объектов с разными функциями.

Создание такой системы возможно при реализации законов, которые позволяют соблюдать интересы государства, населения и коммерческих организаций. Такова цель существования Градостроительного кодекса.

Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

1. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

2. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке.

4. Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

Комментарий к Ст. 40 Градостроительного кодекса РФ

Комментируемая статья посвящена регламентации процедуры оформления исключений из общего правила о том, что градостроительные регламенты в определенном правилами землепользования и застройки виде обязательны для всех правообладателей недвижимости, органов публичной власти и населения. В реальной действительности существование уникальных, исключительных случаев затруднительного использования объекта недвижимости вследствие наличия неустранимых недостатков земельного участка либо возведенного на нем объекта будет, несомненно, встречаться. Действительно, если, например, в пределах равнинной территориальной зоны будет расположен овраг, то нет никакой возможности отразить для правообладателя земельного участка или объекта капитального строительства в градостроительном регламенте особенности использования данных объектов недвижимости. Поэтому можно предположить, что данная статья будет действовать довольно редко либо в зонах, где не предоставлен широкий выбор видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Допустимые отклонения могут включать в себя изменения предельных размеров (площади) земельных участков; изменения размера отступов от границ земельных участков; изменение предельных параметров объектов капитального строительства; изменение коэффициента использования земельного участка как общей площади застроенной и не застроенной его части; требования по минимально допустимой площади для парковки автомобилей и т.д. Гарантией учета мнения населения в случае такой необходимости отклонения от предельных параметров будут являться публичные слушания, проводимые за счет заинтересованного лица.

Положительное решение по рассматриваемому вопросу возможно лишь в случае, если предлагаемые отклонения соответствуют техническим регламентам и в результате их реализации не будет причинен ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан (имуществу юридических лиц), окружающей среде, объектам культурного наследия. Кроме того, будет учитываться и наличие (отсутствие) планируемого воздействия на существующую либо планируемую застройку соответствующей территории. В случае несоответствия запрашиваемых параметров отклонения от предельных параметров разрешенного использования требованиям охраны окружающей среды, техническим регламентам или иным обязательным правилам и нормам, отказ главы администрации будет соответствующим образом мотивирован.

О проблеме увеличения жилого фонда в России

В свою очередь, возведение достаточного для удовлетворения потребности в жилье фонда в стране в целом позволяют решить многочисленные проблемы, не менее актуальные на сегодняшний день. Основные проблемы регионов, которые решаются одновременно с улучшением положения на рынке жилья:

увеличение объемов инвестиций является приоритетом региональной политики; это особенно важно для районов с низкими показателями социального развития, депрессивных областей;
создание условий для привлечения средств федерального бюджета, отечественных и зарубежных инвесторов в значительной мере оздоровляет экономический климат на региональном и общегосударственном уровне;
наращивание темпов строительства жилья укрепляет позиции страны в области экономики, науки, социальной и общественной сферах;
создание дополнительных основных фондов в качестве обеспечения материальной и финансовой стабильности в народном хозяйстве страны;
развитие промышленной и экономической ситуации за счет создания дополнительных рабочих мест, необходимых при расширении строительной отрасли;
улучшение демографической ситуации, комфортные жилищные условия способствуют росту рождаемости, в частности, в областях, где превалирует население продуктивного возраста;
наличие собственного современного жилья значительно снижает миграцию населения как внутри страны, так и за ее рубежи, особенно с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки;
изменение ориентиров современной строительной отрасли с методики точечной застройки на проекты по комплексному освоению территорий, отведенных в соответствии с государственными нормативными актами под строительство целостных жилых комплексов со всеми необходимыми объектами;
кроме обеспечения удобными и комфортными квартирами, это новые школы, детские сады, лечебные учреждения, торговые и развлекательные центры, качественные дороги и другие коммуникации общественного назначения.

Жизнь в современном комплексе — это не просто удобство. Строительство компактных районов позволяет обеспечивать их жителям безопасность, спокойствие. Там можно с удовольствием жить, работать и отдыхать.

Различия капитального и временного строения

Объект капитального строительства — это любое строящееся здание, строение или сооружение, функциональные, технологические и конструкционные особенности которого не являются временными, а также объект незавершенного строительства или проходящий процесс ремонта или модернизации.

Признаки капитальных и некапитальных сооружений:

  1. Капитальная постройка имеет постоянную привязку к фундаменту, в то время как временная зачастую им не обладает.
  2. Привязка к определенному и регламентированному земельному участку.
  3. Для эксплуатации капитальной постройки в полном объеме необходим пакет правоустанавливающих и разрешительных документов, в то время как на временные строения не требуется выдачи разрешения.
  4. Согласно Градостроительному кодексу РФ объекты капстроительства должны относиться к 1, 2 или 3 категории, минимальный срок их эксплуатации составляет 25 лет. Временные строения не могут эксплуатироваться дольше 25 лет.
  5. Объект капстроительства должен в обязательном порядке ставиться на кадастровый учет, должны регистрироваться также права собственности в Росреестре, в связи с чем объект не может быть снесен. Также становится невозможен перенос объекта на другой земельный участок.

Назначение и виды объектов капитального строительства

Таким образом, к объектам капитального строительства относятся несколько основных типов, которые делятся по своему функциональному назначению. Функциональное назначение объекта – это совокупность экономических, социальных, экологических и других показателей, характерных для объекта и объединенных в единую систему признаков.

Виды капитальных объектов:

  1. Объекты незавершенного строительства – это здания, сооружения или строения, которые не должны использоваться по своему прямому назначению до окончания всех работ и ввода в эксплуатацию. Термин отражает не технические характеристики или цели создания, а указывает на временное состояние, связанное с этапом в процессе работ или их временной приостановкой. Как пример – жилые многоквартирные дома, работы по которым приостановлены в связи с нехваткой финансовых средств.
  2. Сооружение – объект строительства, обладающий объемной, линейной или плоскостной системой, имеющей несущие (иногда и ограждающие) конструкции, располагающиеся на фундаменте. Такие виды объектов предназначены для производственных процессов, хранения продукции, временного нахождения в них людей и т.д. Они могут состоять из нескольких разнородных объектов, элементов и устройств, объединенных общими функциональными свойствами. Примеры сооружений: стадионы, парковки, плотины, склады и т.д.
  3. Строение – здание или сооружение второстепенного назначения, используемое во вспомогательных или служебных целях. На земельном участке с другими сооружениями оно обычно имеет потребительское отношение. Строение – это ответ на вопрос, считается ли гараж объектом капитального строительства. Да, гараж – это строение капитального типа.
  4. Здание – объект строительства, имеющий объемную систему, фундамент, монтажные конструкции, надземную и (или) подземную части, инженерные сети и технические системы.

По своему функциональному значению здания делятся на четыре основных типа:

  1. Жилое здание – дом, состоящий из жилых и нежилых помещений, несущих вспомогательное назначение, и обуславливающий исполнение бытовых потребностей. К жилым домам относятся здания, предназначенные для постоянного проживания.
  2. Индивидуальные дома – это здания, предназначенные для проживания одной или нескольких семей, располагающиеся на участке земли, чаще всего находящемся в собственности владельца дома. Высота такого здания ограничена максимум тремя этажами. Также такие дома характеризует то, что они стоят отдельно от других строений и могут состоять из нескольких жилых секций.
  3. Многоквартирный дом – это строительный объект, объединяющий в себе более двух квартир в одном здании, но имеющих раздельные выходы. Такое здание отличается наличием общедомового имущества собственников и помещениями общедомового использования. Чаще всего функции по обслуживанию здания несет независимая управляющая компания.
  4. Нежилые помещения.

Нежилые здания

Такой тип зданий регламентируется классификатором объектов капитального строительства и делит их на следующие категории:

  • административно-деловые здания;
  • учебно-образовательные и учебно-воспитательные;
  • культурно-просветительные и спортивно-рекреационные;
  • торгово-бытовые;
  • лечебно-оздоровительные и социально- реабилитационные;
  • промышленно-производственные;
  • специальные;
  • жилищно-бытовые и коммунально-складские.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.