Ст 36 земельный кодекс ( зк рф 2021 )

Алан-э-Дейл       24.04.2022 г.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

  • охране земель от загрязнений и потери плодородия;
  • мониторингу состояния земельного фонда страны;
  • землеустройству;
  • формам надзора и контроля в области землепользования;
  • оценке земли.

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.

Разъяснение комментариев к статье 36 ЗК РФ

Далее в комментарии отмечается, что первый пункт 36 статьи распространяется также на договор аренды. Гражданин, временно снимающий строительное сооружение, вправе выкупить участок, но только если договор аренды был заключён ещё до введения в действие Земельного Кодекса. Иначе говоря, если собственник взял во временное пользование земельный участок, а после этого овладел недвижимостью на этой земле, то право выкупить её у владельца теряется, так как статья уже вступила в законную силу. Этот момент вызывает особые трудности в юридической практике, и нередко такой запрет является причиной начала судебных разбирательств.

Во второй части комментария речь идёт о важности правильного определения цены на предоставленный государством участок. Как сказано в статье, стоимость должна соответствовать рыночным стандартам

Оценка по регламенту проводится с привлечением кадастровых специалистов и эти исследования рынка недвижимости. Процедура продажи казённого имущества регулируется специальными законодательными актами.

Последним пунктом комментария является перечисление общих норм со статьями Жилищного кодекса. К нему напрямую относится второй пункт ст. 36 ЗК РФ. Согласно ЖК жильцам многоквартирных домов должны предоставляться доли владения земельным участком, на котором находится здание.

Важные моменты

Очевидно, что главным моментом, который необходимо освятить, является невозможность использования тридцать шестой статьи Земельного кодекса в юридических целях. Дело в том, что с первого марта 2015 года эта статья утратила силу и больше не является действующим нормативно-правовым актом. Как было указано ранее, сейчас задачи тридцать шестой статьи выполняют федеральные законы, а именно 178 ФЗ. По мнению законодателей, в этом федеральном законе содержится чёткий регламент отношений между собственником и государством по поводу приобретения земельного участка, и поэтому 36 статью можно было убрать.

Кроме того, ещё один момент, на который стоило бы обратить внимание, это ограничения возможности приватизации для иностранцев, вернее, отсутствие этого ограничения. Физические лица, имеющие гражданство другой страны, имеют равные права с гражданами Российской Федерации в приобретении земель у государства

Но деятельность юридических иностранных лиц, по комментариям к тридцать шестой статье, значительно ограничена. Как минимум четверть от уставного капитала юр.лиц должна принадлежать России, и тогда они смогут полноценно распоряжаться правами, перечисленными в этой статье для физических лиц.

Описание и разъяснение статьи 36 ЗК РФ

Статья тридцать шестая Земельного кодекса регламентирует то, каким образом собственники недвижимости, находящейся на региональном или федеральном земельном участке, могут получить права на эту землю:

  1. Любые действия, которые принадлежат органам государственной или местной власти, регулируются этой статьёй, кроме случаев, определённых ФЗ.
  2. Владельцы недвижимости имеют исключительное право на получение федеральных земельных участков, которые она занимает.
  3. При продаже недвижимости и земли, устанавливая цену, собственник должен действовать в соответствии с рядом законодательных актов:
  • Земля принадлежит федеральному центру: Указы и Постановления российского правительства (имеют наивысшую силу).
  • Земля находится в региональной собственности (края, области, республики, федерального города РФ). Приказы представителей власти субъектов России (часто сопряжены с федеральным центром).
  • Земля принадлежит муниципальным органам. Решения органов местного самоуправления (с возможным созывом общественных слушаний).
  1. В случае отсутствия указов от перечисленных выше органов власти цена устанавливается от кадастровой стоимости владения (и не должна её превышать).
  2. Для того чтобы получить землю в собственность, владелец недвижимости должен соблюсти следующий порядок действий:
  • составить заявление и собрать необходимый пакет документов, регламентированный двести десятым ФЗ в редакции от 2010 года;
  • отнести собранную документацию в орган государственной или региональной власти;
  • ожидать решения кадастровой комиссии (по 29 статье этого же кодекса власти должны вынести решение в течение тридцати дней с момента подачи).

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, , .

В России владеть и распоряжаться землёй могут (ст. 15):

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.