Оглавление
- Содержание ст. 177 ТК
- Содержание ст. 312.4 ТК
- Основные вопросы по ст. 263.1 ТК
- Вопросы по практическому применению ст. 177 ТК
- Основные моменты использования ст. 13 ТК
- Другой комментарий к статье 13 ТК РФ
- Другой комментарий к статье 13 ТК РФ
- Комментарий к Статье 115 ТК РФ
- Статья 178 ТК РФ. Выходные пособия
- Комментарий к Ст. 27 ТК РФ
- Комментарий к статье 27 ТК РФ
- Комментарий к Ст. 13 ТК РФ
- Другой комментарий к Ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации
Содержание ст. 177 ТК
В её начале указано, что льготы лицам, совмещающим работу с учёбой, гарантированы, только если они обучаются по соответствующим программам впервые. Однако предусмотрена и возможность гарантий для сотрудников, уже получивших ранее профобразование. К ним относятся лица, которые отправлены нанимателем получать дополнительное образование на основе:
- трудового договора;
- ученического договора.
Указано, что учащиеся сотрудники могут получать и дополнительные ежегодные отпуска по отношению к тем, которые гарантированы для них в статьях 173-176. Это происходит по отдельному соглашению нанимателя и сотрудника. Предполагается, что эти отпуска оплачиваются нанимателем.
Предусмотрена и ситуация, когда действующий сотрудник одновременно обучается сразу в двух учебных учреждениях. В этом случае положенные льготы действуют лишь по отношению к одной из этих организаций. Выбор данного учреждения осуществляет сам сотрудник.
Дополнительно затронут и вопрос о документе, дающем право на получение гарантий, перечисленных в главе 26 ТК. Указано, что форма этого документа (справка-вызов) утверждается в установленном порядке специализированным федеральным органом исполнительной власти.
Рассмотренная статья, как видно из её содержания, подробно прописывает принципы получения учащимися сотрудниками положенных им льгот. Также в ней разобран и вопрос о документе, дающем право на их получение.
Содержание ст. 312.4 ТК
В её начале даётся перечень источников, которые могут определять график труда и отдыха удалённого сотрудника. К ним относятся:
- трудовой договор (дополнение к нему) индивидуального или коллективного формата;
- локальный акт нанимателя, составленный с учётом пожеланий представителей профсоюза.
Отмечено, что с помощью этих источников, при временном формате удалённой работы, также может определяться её длительность и/или периодичность.
Подчёркнуто, что по умолчанию дистанционный сотрудник самостоятельно устанавливает для себя распорядок рабочего времени. Эта опция действует, если иное не прописано в:
- трудовом договоре (дополнении к нему) индивидуального или коллективного формата;
- локальном акте нанимателя, сформированном им с учётом пожеланий представителей профсоюза.
Указано, что с помощью данных источников для сотрудника, временно выполняющего удалённую работу, могут устанавливаться параметры:
- вызова на стационарное место работы;
- добровольного выхода на стационарное место работы.
Последняя опция задействуется по инициативе самого сотрудника, но за исключением ситуаций, предусмотренных ст. 312.9 ТК.
Указано, что параметры предоставления постоянному удалённому сотруднику, работающему на основе трудового договора или дополнения к нему, отпуска ежегодного характера и других его разновидностей определяются:
- трудовым договором индивидуального или коллективного формата;
- локальным актом нанимателя, составленным с учётом пожеланий представителей профсоюза.
Этот процесс определения происходит с учётом положений ТК и соответствующего законодательства.
Подчёркнуто, что процесс предоставления отпусков сотруднику, временно занятому удалённой работой, происходит в порядке, закреплённом в гл. 19 ТК.
В заключении указано, что время взаимодействия нанимателя с удалённым сотрудником входит в рабочее время.
Рассмотренная статья, как видно из её положений, предусматривает для удалённого сотрудника индивидуальный формат работы. Вместе с тем она оставляет открытой возможность установить его режим труда и отдыха с помощью профильных документов.
Основные вопросы по ст. 263.1 ТК
Какие ещё группы лиц имеют право на трудовую неделю в 36 часов?
Таких категорий сотрудников довольно много. К тем, для кого установлена именно трудовая неделя в 36 часов, относят:
- отдельные группы работающих в педагогической сфере;
- отдельные категории медиков;
- сотрудников, непосредственно занятых обращением с химическим вооружением.
Более подробно упомянутые категории лиц описаны в следующих документах:
- Постановление Правительства № 101 от 14.02.03.
- Приказ Минобрнауки № 1601 от 22.12.14.
- ФЗ № 136 от 07.11.00.
Также имеются и лица, для которых установлена максимальная длительность рабочей недели в 36 часов, т.е. она может быть и меньше. К ним относятся следующие группы:
- сотрудницы, занятые на работах в северных и приравнённых к ним территориях;
- лица, занятые в производстве с определёнными вредными условиями для трудовой деятельности.
Подобные льготы предусмотрены статьями 320 и 92 ТК. Как можно заметить, сотрудницы, упомянутые в ст. 263.1, относятся именно к этой категории. Получается, что по факту они приравнены к трудящимся на Крайнем Севере и во вредных условиях.
Также имеются и иные отдельные категории, занятые на специализированных работах, для которых длительность трудовой недели ещё меньше. Она составляет 24 часа. Это сотрудники, задействованные в обращении с химическим оружием, и сотрудники лабораторий, в которых занимаются гамма-облучением.
Отдельно выделяются некоторые специалисты в сфере медицины: для них установлена трудовая неделя длительностью в 39 часов.
В ст. 92 ТК предусмотрены и иные категории сотрудников, нуждающихся по объективным условиям в меньшей по длительности трудовой неделе. К ним отнесены несовершеннолетние, инвалиды и т.д.
Отдельно нужно отметить: ст. 92 указывает, что длительность работы конкретного сотрудника устанавливается на базе соответствующих колдоговоров и соглашений. Т.е. индивидуальная нагрузка в определённой отрасли у конкретных специалистов может отличаться, если это предусмотрено в соответствующих документах.
Каковы отличительные особенности данной статьи?
Основной её смысл – нацеленность на оптимизацию условий труда женщин, занятых в сельском хозяйстве. Льготы для этой категории сотрудниц объяснимы различиями в физической нагрузке относительно большинства городских профессий. Следует отметить, что они распространяются на всех сотрудниц, занятых на работах в сельской местности. Следовательно, гарантии по ст. 263.1 не отменяют иных льгот, положенных для женщин с беременностью, занятых воспитанием малолетних детей и иных категорий сотрудниц с особыми семейными обстоятельствами.
Вопросы по практическому применению ст. 177 ТК
Какой характер имеет дополнительный отпуск, о котором упомянуто в этой статье?
В отличие от отпусков, гарантированных статьями 173-176, этот отпуск имеет исключительно договорной характер. Наниматель не обязан его предоставлять, но имеет возможность сделать это на добровольном основании. Обычно это происходит, когда:
- образование сотрудника имеет ценность для нанимателя;
- условия труда в конкретной организации дают возможность дополнительного отпуска;
- специализация сотрудника даёт такую возможность;
- экономическая ситуация позволяет оплатить дополнительный отпуск.
Поэтому данный вопрос решается на основе переговоров между конкретным сотрудником и его нанимателем. Также возможно и его решение на базе актуальных отраслевых соглашений и колдоговоров.
Общие принципы оформления отпусков для персонала рассмотрены в ст. 123 ТК.
Что удостоверяет повторный характер обучения с точки зрения ст. 177 ТК?
Если сотрудник начинал учёбу в соответствующей организации, но не оформил её окончание путём получения положенного ему документа, то учёба на том же уровне в другой организации не рассматривается как повторная. Поэтому необходимой предпосылкой удостоверения уже имеющегося образования является наличие у сотрудника соответствующего документа. Если его нет, то считается, что он получает образование впервые, имея право на профильные льготы, изложенные в гл. 26 ТК.
Как обстоит вопрос с гарантированными гл. 26 льготами, если сотрудник получал образование параллельно в двух учреждениях, но закончил обучение в одном из них, а в другом продолжает учиться?
Данный вопрос решается путём сравнения программ, осваиваемых сотрудником. Если они одного уровня, осваиваемые, к примеру, в двух вузах, то льготы не распространяются на продолжающееся обучение. В этом случае считается, что сотрудник получает повторное образование. Если, наоборот, речь идёт о программах разного уровня, то завершение одной из них обозначает, что другое образование получается впервые, что предполагает гарантию получения соответствующих льгот сотрудником после окончания одной из упомянутых программ.
Что должен делать наниматель, если положенный сотруднику отпуск совпадает по датам с учебным, который он предоставляет по статьям гл. 26 ТК?
В этой ситуации следует руководствоваться принципами, изложенными в регулирующей аспекты отпусков гл. 19 ТК. Поскольку сроки учебного отпуска определяются на основе справки-вызова, то наниматель не имеет возможность их изменять. Сроки же гарантированного ежегодного отпуска могут переноситься в особых ситуациях, что предусмотрено ст. 124. Порядок разрешения противоречий в ситуации, если сроки учебного и ежегодного отпусков полностью или частично совпадают, прописан в Апелляционном определении Ярославского областного суда № 33-3831/2012 от 23.07.12. Им установлено, что в данной ситуации наниматель обязан перенести гарантированный сотруднику отпуск общего характера на другой срок. Иная трактовка, как указано в данном определении, является нарушением статей ТК и общих целей трудового законодательства.
Основные моменты использования ст. 13 ТК
С какой статьёй ТК неразрывно связана ст. 13 ТК?
Поскольку любой нормативный акт действует в определённых временных и территориальных рамках, то ст. 13 связана со ст. 12 ТК, которая посвящена как раз указанию сроков действия этого акта.
Какова основная мысль ст. 13 ТК?
Она указывает, что на всей территории страны действуют нормативные акты по трудовым взаимоотношениям, принятые на федеральном уровне. А акты, принятые на уровне территориального субъекта, ограничены к применению его границами. Из этого правила есть два исключения:
- в самом нормативном акте федерального уровня может быть указание о его ограниченном пространственном применении на определённой территории;
- локальные акты, принятые на уровне конкретного работодателя, имеют силу на всей территории РФ, но лишь для его сотрудников.
Так, глава 50 ТК специально посвящена описанию специфики трудовой деятельности сотрудников, работающих в условиях Крайнего Севера и на иных соответствующих территориях.
Почему ст. 13 ТК не указывает территорию действия международных соглашений в трудовой сфере, в которых участвует РФ?
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ законодательство федерального уровня действует на всей территории страны, а в ст. 15 указано, что при возникновении противоречий этого законодательства с международными соглашениями применяются положения договоров международного уровня. Эту же мысль подтверждает и ст. 10 ТК, указывая на доминирующую роль международных договоров в сфере трудового права. Следовательно, нет необходимости специально указывать, что международные договора, касающиеся сферы трудовых взаимодействий, действуют на всей территории страны.
Определение территории, указанной в ст. 13 ТК, как-то конкретизируется в законодательстве?
Чёткое определение государственной территории дано в ст. 67 Конституции РФ. В ней указано, что территория РФ включает сушу, воздушное пространство и т.д. В юридическом плане к территории страны относится то географическое пространство, где она обладает суверенитетом. Также надо отметить, что по отношению к пространству действия актов трудового права к этим территориям относят морские суда, диппредставительства за рубежом и иные подобные объекты.
Действие ст. 13 ТК охватывает весь спектр правовых норм по трудовым взаимоотношениям?
Нет, поскольку в ней не упомянуты некоторые источники трудового права (перечислены в ст. 5 ТК). К ним относятся, к примеру, трудовые договора и соглашения.
Как соотносятся трудовые нормы разных территорий?
Ситуация, когда региональные акты по трудовому праву противоречат друг другу, может возникнуть, если сотрудник заключил с работодателем договор в одной субъекте, но работает на территории другого субъекта. В такой ситуации регулирование трудовых отношений осуществляется с помощью локальных актов, утверждённых нанимателем. При этом работодатель в первую очередь ориентируется на нормы того субъекта, где он находится.
Другой комментарий к статье 13 ТК РФ
§ 1. Трудовой кодекс определяет действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Данная статья тесно связана с содержанием предыдущей ст. 12 ТК. Эта связь заключается в том, что всякий нормативный правовой акт всегда действует и в пространстве, и во времени.
В тех случаях, когда правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, такие акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение из этого правила может иметь место тогда, когда оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Например, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ВВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551; СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 160; 2004. N 31. Ст. 3215) распространяется на лиц, работающих и проживающих исключительно на соответствующих территориях.
§ 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако они действуют в пределах территорий соответствующего субъекта Российской Федерации и при условии, что их содержание не противоречит федеральному законодательству.
§ 3. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, могут действовать только в пределах территории соответствующего муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству соответствующих субъектов Российской Федерации.
§ 4. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действуют в организациях. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Они действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Другой комментарий к статье 13 ТК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает правила действия законов и иных нормативных правовых актов в пространстве, то есть территориально.
Действие нормативного акта в пространстве зависит от вида этого акта, т.е. необходимо учитывать, является акт федеральным, региональным, актом органа местного самоуправления или локальным актом.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня действуют на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Однако данный факт не означает, что трудовое законодательство не распространяется на граждан России, не находящихся в настоящее время на ее территории. Например, главой 53 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта.
Необходимо отметить, что указанная норма тесным образом связана со ст.6 ТК РФ, в которой установлены пределы полномочий субъектов РФ по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Проблемы с определением сферы действия нормативных актов региональных органов государственной власти могут возникать в сложносоставных субъектах, когда один субъект территориально входит в другой (см., например, определение ВС РФ от 6 октября 2004 года N 68-Г04-3, которым решение Малого Совета окружного Совета народных депутатов и администрации Агинского Бурятского автономного округа от 28 сентября 1993 года N 12-С «О распространении решения Малого Совета областного Совета народных депутатов, администрации и федерации независимых профсоюзов Читинской области», которым на территории округа был введен единый районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,4, что на 0,2 превышает установленный для автономного округа районный коэффициент, было признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению).
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, соответственно, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
3. Правила действия в пространстве локальных нормативных актов работодателя определены по иному, чем для нормативных правовых актов. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. Ранее кодекс определял действие ЛНА по аналогии с предыдущими частями статьи — «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации».
В современной редакции ч.4 комментируемой статьи, по сути, закреплено действие локальных актов не в пространстве, а по кругу лиц. Связано это с тем, что законодательно определить территорию работодателя крайне сложно. Более того, в ряде случаев работники осуществляют трудовую функцию не на территории работодателя (например, надомники — глава 49 ТК РФ). В связи с этим ТК РФ направил действие ЛНА не на территорию, а на работников данного работодателя, независимо от места осуществления трудовой функции.
Комментарий к Статье 115 ТК РФ
Отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. При этом в период отпуска не включаются праздничные дни.
При определении продолжительности отпуска режим рабочего времени организации (6-дневная или 5-дневная рабочая неделя) значения не имеет.
Это минимальная продолжительность, гарантируемая законодательством на федеральном уровне. Следовательно, ежегодный основной отпуск не может быть менее 28 календарных дней. Однако он может превышать указанное количество дней, это осуществляется двумя способами: нормативным путем и договорным. Речь идет об удлиненном основном отпуске, предоставляемом отдельным категориям работников в соответствии с частью 2 статьи 115 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами. К таким категориям относятся:
1) работники моложе 18 лет (минимальная продолжительность отпуска — 31 календарный день);
2) инвалиды (минимальная продолжительность отпуска — 30 календарных дней);
3) работники детских учреждений (минимальная продолжительность отпуска — 42 календарных дня);
4) работники образовательных учреждений и педагоги (минимальная продолжительность отпуска — от 42 до 56 календарных дней);
5) прокуроры и следователи прокуратуры (минимальная продолжительность отпуска — 30 календарных дней) и т.д.
Людям, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе (ст. 286 Трудового кодекса РФ). Если на работе по совместительству работник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом.
Отпуск может быть предоставлен и до наступления права на него, т.е. авансом. При этом отпуск должен быть полным, т.е. установленной законодательством продолжительности, и оплачиваться также полностью. Вопрос о возможности предоставления отпуска авансом может быть также отрегулирован в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте организации.
Отпуск за второй и последующие годы работы может быть предоставлен в любое время года в соответствии с графиком отпусков.
График отпусков составляется не позднее чем за две недели до начала календарного года. В графике указывают фамилии работников, имеющих право на отпуск, их должности, структурное подразделение, в котором они работают, количество дней и запланированный период отпусков.
Не предоставлять отпуск работнику в течение двух лет подряд запрещается.
Очередной ежегодный отпуск должен предоставляться до истечения текущего рабочего года.
Если причины, мешающие работнику уйти в отпуск, наступили до его начала, то новый срок определяется по соглашению с работником.
Работникам, заключившим трудовой договор на срок до 2 месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ).
Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенос отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
Работнику, уходящему в отпуск, выплачивается средний заработок (отпускные).
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Сумма отпускных облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в обычном порядке.
Сумма отпускных рассчитывается исходя из среднего дневного заработка работника. Общий порядок исчисления среднего заработка при оплате отпуска установлен в статье 139 Трудового кодекса РФ.
Статья 178 ТК РФ. Выходные пособия
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:
отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой настоящего Кодекса);
призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой настоящего Кодекса);
восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой настоящего Кодекса);
отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой настоящего Кодекса);
признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой настоящего Кодекса);
отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой настоящего Кодекса).
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Комментарий к Ст. 27 ТК РФ
1. В настоящей статье приведен перечень основных форм социального партнерства (коллективные переговоры, взаимные консультации, участие работников и их представителей в управлении организацией, в разрешении трудовых споров).
2. Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с законодательством РФ на практике применяются и иные формы социального партнерства: создание на паритетных началах различных координационных органов (комиссий, комитетов), обмен информацией, привлечение профсоюзов к решению вопросов о социально-трудовых правах работников и т.д.
Комментарий к статье 27 ТК РФ
1. Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений (см. гл. 6 ТК и комментарий к ней).
3. Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Проведение взаимных консультаций осуществляется в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом (см. ст. ст. 372, 373 ТК и комментарии к ним). Проведение консультаций может осуществляться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
4. Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (см. подробнее гл. 8 ТК и комментарий к ней).
5. Формой социального партнерства является не всякое участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров, а лишь участие в процедурах урегулирования трудовых споров, в рамках которых решение об урегулировании спора принимают представители работников и работодателей. К социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам (далее — КТС) (см. ст. ст. 384, 388 ТК и комментарии к ним); урегулирование коллективных трудовых споров (см. гл. 61 и комментарий к ней), а также все формы внесудебного переговорного процесса об урегулировании трудовых споров между представителями работников и работодателей. Вместе с тем участие представителей работников и работодателей в разрешении трудового спора не превращает судебное рассмотрение в форму социального партнерства, так как решение по существу спора принимают не социальные партнеры, а суд, обращение в который последовало лишь от одной стороны.
6. Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в комментируемой статье. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.
Комментарий к Ст. 13 ТК РФ
1. Любой нормативный правовой акт действует не только во времени, но и в пространстве, пределы которого зависят от уровня правового регулирования.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
2. При осуществлении правового регулирования на федеральном уровне законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации (если в самих актах не установлено иное) с учетом особенностей, установленных актами, указанными в ст. 12 ТК.
3. При осуществлении правового регулирования на уровне субъектов РФ соответствующие нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределах территории данного субъекта РФ.
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Принимаемые работодателем локальные нормативные акты — в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Другой комментарий к Ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 19 предусматривает возможность возникновения трудовых правоотношений в силу сложного фактического состава, одним из элементов которого выступает акт назначения на должность либо акт утверждения в должности. Данные акты призваны способствовать надлежащему правовому оформлению властных волеизъявлений компетентных органов либо должностных лиц, уполномоченных на совершение юридически значимых действий в области приема на работу лиц, трудовые функции которых обычно связаны с отправлением функций публичной власти либо управлением организацией в целом или ее структурным подразделением.
В порядке назначения на должность трудовые отношения возникают, например, у следующих категорий работников:
а) государственных служащих некоторых категорий (см. ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»);
б) судей (ст. 128 Конституции РФ и ст. 6 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
в) руководителей казенного завода, казенной фабрики, казенного хозяйства (см. п. 5.2 Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального предприятия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908);
г) генерального директора акционерного общества в том случае, когда соответствующий порядок предусматривает его устав (ст. 69 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
2. Утверждение лица в должности предшествует заключению с ним трудового договора и применяется, например, федеральным органом исполнительной власти в отношении ректора федерального государственного или муниципального вуза, избранного на общем собрании (конференции) трудового коллектива (ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Этот же порядок достаточно часто применяется для руководителей других государственных или муниципальных организаций, а также их структурных подразделений, в случае, когда замещение руководящих должностей первоначально осуществляется на началах так называемого исполнения обязанностей или временного исполнения обязанностей с последующим утверждением соответствующего лица в данной должности вышестоящим органом управления.
Сочетание трудового договора с назначением на должность или с утверждением в должности может применяться для замещения самых различных должностей практически во всех организациях, коль скоро иное не установлено ТК РФ. Однако перечень соответствующих должностей и порядок их замещения должен получить необходимую правовую регламентацию в уставе (положении) организации либо ином локальном нормативном акте.

Эта тема закрыта для публикации ответов.