Как избежать ошибок при описании объекта закупки?

Алан-э-Дейл       08.07.2022 г.

Оглавление

Характеристики

Описывая закупочные объекты в соответствии с требованиями 44-ФЗ, следует выделять следующие их характеристики:

  • функциональные, представляющие собой указание на способность объекта выполнять свою главную функцию, которая определяет его назначение и использование по этому назначению;
  • технические, очерчивающие конкретные параметры объекта, регламент, порядок действий во время поставки, выполнения работ, оказании услуг
  • качественные, содержащие совокупность характеристик, свойств, признаков, которые обрисовывают закупочный предмет и его соответствие потребностям заказчика;
  • эксплуатационные, которые перечисляют условия , обеспечивающие оптимальную эксплуатацию, в виде прочности, долговечности, экономических и эстетических свойств;
  • экологические, сообщающие о свойствах объекта, содействующих экологической безопасности окружающей среды.

Пример описания

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки – статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные:

функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати – А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати – не менее 38 листов в минуту, емкость лотка – не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке

  • изображение объекта закупки, которое позволит поставщику его идентифицировать и оформить заявку. Данное требование обязательно для тех случаев, когда в документации о закупке есть требование о том, что поставляемый товар должен соответствовать изображению;
  • информацию о месте и времени, когда участник закупки сможет ознакомиться и осмотреть образец или макет объекта закупки, а также порядок и график такого осмотра. Данное требование обязательно, если заказчик включает в документацию о закупке условие о том, что поставляемый товар должен соответствовать образцу или макету;
  • при закупке лекарств – необходимо включить международное непатентованное наименование лекарственных средств. Если же такие наименования отсутствуют, то указываются группировочные наименования;
  • если заказчик допускает поставку не нового товара, то об этом также необходимо указать в описании объекта закупки;
  • в описании объекта закупки указываются максимальные и (или) минимальные показатели товара, значения, которые не могут изменяться. Данные показатели должны позволить участнику закупки определить, соответствует ли его товар требуемым характеристикам;

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота – 460 мм, глубина – 550 мм, высота – 1030 мм.

требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Характеристики

Описывая закупочные объекты в соответствии с требованиями 44-ФЗ, следует выделять следующие их характеристики:

  • функциональные, представляющие собой указание на способность объекта выполнять свою главную функцию, которая определяет его назначение и использование по этому назначению;
  • технические, очерчивающие конкретные параметры объекта, регламент, порядок действий во время поставки, выполнения работ, оказании услуг
  • качественные, содержащие совокупность характеристик, свойств, признаков, которые обрисовывают закупочный предмет и его соответствие потребностям заказчика;
  • эксплуатационные, которые перечисляют условия , обеспечивающие оптимальную эксплуатацию, в виде прочности, долговечности, экономических и эстетических свойств;
  • экологические, сообщающие о свойствах объекта, содействующих экологической безопасности окружающей среды.


Пример описания

В каких случаях допускается изменение условий контракта на выполнение строительных работ

Изменение условий «строительных» контрактов возможно в трех особых случаях:

  • при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, если цена контракта изменится не более чем на 10%;
  • если при исполнении контракта с ценой не менее 100 млн руб. и сроком исполнения — не менее одного года возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Изменения в этом случае не должны привести к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%;
  • если контракт не исполнен в установленный срок (по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика, уплатившего неустойку в связи с таким нарушением), допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Рекомендуем

Курс повышения квалификации посвящен специальным правилам, последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона № 44-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению сложных практических ситуаций в сфере закупок строительных работ по 44-ФЗ.

Советы специалистов

Грамотно составленное ТЗ отсекает заведомо неподходящее товары, избавляет от необходимости отвечать на множество запросов о разъяснении и, вообще, лишает заказчика массы проблем. И главное тут — внимательно изучить требования к объектам закупки, оценить свои потребности и строго следовать правилам закона 44-ФЗ Маститые специалисты дают своим коллегам некоторые советы, о которых расскажем далее.

Тщательно проверяйте расшифровку маркировки объекта закупки, если указываете ее в техзадании. Маркировка может содержать основные характеристик товаров. Например, в маркировке тротуарной плитки нередко шифруют ее толщину. Был случай, когда заказчик указал лишь маркировку плитки, а требование к толщине в ТЗ отсутствовали. На деле оказалось, что требовалась плитка большей толщины, однако выяснилось это уже в процессе исполнения контракта. Таким образом, из-за того, что ТЗ было составлено неграмотно, была уложена тротуарная плитка, которая не способна выдержать необходимую нагрузку.

Никогда не копируйте описание объекта закупки с интернет-сайтов — оно может быть неточным. В результате либо вы закупите вовсе не то, что собирались, либо этому описанию не будет соответствовать ни один товар. Еще один вполне возможный исход — под описание попадет конкретная марка/модель, и вас обвинят в нарушении антимонопольного законодательства.

Максимально точно описывайте требования к характеристикам объекта закупки. Используйте фраза, которые исключают двусмысленное толкование. Иначе придется давать очень много пояснений.

Составляйте инструкцию по заполнению заявки после того, когда описаны все требования к характеристикам. Суть инструкции — более конкретно раскрыть требование ТЗ, чтобы участник мог правильно составить заявку. Если инструкция содержит положения, противоречащие техзаданию, и это мешает поставщику заполнить заявку, он может обратиться с жалобой в ФАС.

Не забудьте включить в техзадание требования к гарантийному сроку и объему гарантии, гарантийному обслуживанию, расходам на эксплуатацию, а также требования об обязательном монтаж, пусконаладке объекта закупки и обучению персонала работе с ним.

О чем еще не следует забывать:

  • объекты закупки указывайте в соответствии с классификатором ОКПД2;
  • изучите нормативные документы и стандарты, в которых содержатся требования к объекту закупки (ГОСТ, СНиП, ТУ);
  • при наличии сметной документации следите за тем, чтобы в ТЗ содержались соответствующие ей объекты закупки;
  • обязательно укажите в требованиях, что товар должен быть новым, иначе рискуете приобрести бывший в употреблении, отремонтированный, отреставрированный товар;
  • если закупаете выполнение строительных работ, капремонта, реконструкции, не забудьте приложить смету и проектную документацию.

Дополнительные требования при закупке строительных работ по 44-ФЗ: как определить подрядчика

Способ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1).

Таблица 1. Выбор способа определения подрядчика

Объект закупки

НМЦК, руб.

До 3 млн

До 5 (10) млн

Свыше 5 (10) млн, до 100 млн

Свыше 100 млн

Работы строительные (код ОКПД 45, кроме ОО, ТС, ИДС*)

Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021)

Электронный аукцион без доп. требований

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. 1 пост. № 99

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

Работы по строительству, реконструкции ОО, ТС, ИДС*, уникальных объектов

Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021)

Электронный аукцион без доп. требований

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований

или конкурс с ограниченным участием с доп. требованиями по п.5 прил. № 2 пост. № 99

*особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений

Изменения в законе с 2020 года

Гарантийные обязательства, о которых шла речь выше, внесены в закон в качестве новой редакции ч. 4 ст. 33 44-ФЗ.

Изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ коснулись также ч. 1 ст. 33 44-ФЗ , в которую добавили п. 8.

Точное описание предмета закупки в процессе закупочной деятельности в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ представляет собой необходимый и обязательный элемент формирования документации в этой сфере. Несоблюдение этой обязанности чревато проблемами, с которыми могут столкнуться заказчики, поставщики, подрядчики, исполнители в процессе закупочной деятельности, а также солидными штрафными санкциями.

10 особенностей закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ

  1. Описание объекта закупки: в документацию о закупке необходимо включить проектную документацию. Иные описания объекта закупки при наличии проектной документации законом № 44-ФЗ не предусмотрены.
  2. Выбор способа определения подрядчика осуществляется с учетом распоряжения № 471-Р и постановления № 99 от 04.02.2015.
  3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществляется проектно-сметным методом (ст. 22 закона № 44-ФЗ) в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  4. В документации о проведении закупки необходимо предъявлять требования к наличию членства в СРО в соответствии со ст. 52 ГрК.
  5. К участникам закупки с учетом постановления № 99 от 04.02.2015 необходимо предъявлять дополнительные требования (если НМЦК превышает 5 млн руб. — для муниципальных нужд и нужд субъекта РФ или 10 млн руб. — для федеральных нужд). Электронные документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям из Приложения № 1 Постановления № 99, должны быть размещены в реестре на электронной площадке до подачи заявки на участие в электронном аукционе.
  6. В случае проведения электронного аукциона: срок размещения извещения при НМЦК до 2 млрд руб. — не менее 7 дней; первая часть заявки — только согласие; протокол рассмотрения заявок не предусмотрен, аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
  7. В случае проведения конкурса в электронной форме рассмотрение первых частей заявок и подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляются.
  8. Часть работ объемом не менее 25% цены контракта подрядчик по государственному или муниципальному контракту должен выполнить самостоятельно или с привлечением своих дочерних обществ.
  9. Заказчики обязаны использовать типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта, утвержденные Минстроем.
  10. Особенности исполнения контрактов установлены статьей 110.2 закона № 44-ФЗ.

Что нельзя указывать

В противном случае подобное описание может вызвать пристальное внимание со стороны Федеральной антимонопольной службы. Поэтому, описывая объект закупки, не следует:

Поэтому, описывая объект закупки, не следует:

  • указывать его характеристики, которые не присутствуют на рынке аналогичных товаров;
  • вносить требования касательно товарных знаков, фирменных названий, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания, названия страны, где производится товар, если эти требования и указания приводят к ограничению числа участников торгов;
  • включать в закупочную документацию требования к производителю товаров, участнику закупки, к его квалификации и деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых или иных ресурсов.

Ст 33 44 ФЗ

Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.

Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.

Нарушения при описании объекта закупки по 44-ФЗ

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям. При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ).

Пример описания объекта закупки

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст. 33 44-ФЗ:

Материал МДФ, облицованный пленкой Показатель остается неизменным, указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком: «МДФ, облицованный пленкой»
Толщина столешницы Не менее 12 мм Указать одно конкретное значение, равное или превышающее установленное минимальное значение. Например, «15 мм»
Размеры 1400×755×900/720 мм Показатель остается неизменным, указать так же, как у заказчика: «1400×755×900/720 мм»

Исключения из правил

Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил

Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:

  1. Товар — Картридж Canon PGI – 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

(в ред.

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
  • если закупается работа — к ее результатам;
  • если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки.

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований.

Источник информации

В качестве источника описания объекта закупки может служить информация, взятая из:

  • документации по стандартизации и техническому регулированию;
  • выполненных контрактов;
  • рекламных материалов и каталогов;
  • официальных информационных источников, статистических данных;
  • результатов рыночных исследований, коммерческих предложений;
  • статей, обзоров, форумов, сведений из интернета;
  • нормативно-технических, производственно-административных, справочно-информационных документов;
  • стандартов, технорм, правил и техусловий.

Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:

  • обосновывающих закупки форм;
  • планов-графиков;
  • извещений, приглашающих принять участие в закупках;
  • закупочной документации;
  • контрактных соглашений и отчётов об их выполнении.

Как происходит регистрация участников в Единой Информационной Системе (ЕИС)

С 1 января 2019 года регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок

Обратите внимание на несколько особенностей.

  • В качестве участников закупок в ЕИС не допускается регистрация офшорных компаний.
  • Аккредитация участника на электронной площадке осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днём регистрации участника в ЕИС. Аккредитацию осуществляет оператор электронной площадки. Он не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
  • Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.
  • Если до даты окончания регистрации участника закупки ЕИС осталось три и менее месяца, он не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах, но он может пройти регистрацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации.

Как заказчику выбрать ОКПД-2 или КТРУ?

Как мы отмечали ранее, если  необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ) и указывает  коды ОКПД2. Но если в КТРУ позиция есть и у нее наступила дата  обязательного применения, то необходимо использовать позицию из Каталога.

Полный классификатор ОКПД-2 содержится  в приказе Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст и подобрать подходящую позицию можно непосредственно в этом приказе.      Каталог ТРУ размещен в ЕИС на вкладке «Каталог» по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/start/startPage.html. Он разделен по категориям. Система позволяет произвести поиск по наименованию товара или коду ОКПД-2. Сложности в использовании возникают, если заказчик не знает кода ОКПД-2 или точного наименования объекта закупки. Например,  при поиске подходящей позиции КТРУ для обычной батарейки АА по запросу «элемент питания» система находит 60 наименований, включающих указанные слова, многие из которых совершенно не соответствуют объекту закупки.

Сэкономить время и выбрать правильный код КТРУ или ОКПД-2 позволяет программа Эконом-Эксперт. Удобный справочник ОКПД-2/КТРУ подберет по названию сразу несколько подходящих кодов для объекта закупки, а также сразу проверит их на действующие запреты, ограничения, преференции и типовые контракты. А если есть вопросы по применению поставлений, то-программа выдаст рекомендации.

Электронный аукцион

Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.

К плюсам электронного аукциона можно отнести:

  • малое количество ограничений на его проведение;
  • снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
  • минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
  • высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.

Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:

  • критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
  • есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
  • из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
  • невозможно выделить несколько лотов.

Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:

Открытый конкурс и его подвиды

Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.

Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.

Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:

  • чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
  • если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.