Приговор по статье 322.1 ук рф (организация незаконной миграции)

Алан-э-Дейл       28.12.2022 г.

Кому и зачем нужна постановка на учёт

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

Кого наказывают

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).

Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо инсотранца наказывается в соответствии с УК.

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Бизнес и финансы

БизнесБанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитПромышленностьМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаСтроительствоАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьер

Особенности пропуска

В качестве основания, разрешающего перемещение через госграницу грузов, лиц, транспортных средств, животных и товаров, выступают соответствующие действительные документы. Въезд на пропускные пункты, а также выезд, ввоз/вывоз объектов производится в специальных местах по пропускам. Они выдаются администрацией аэродромов, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, станций, прочих транспортных предприятий после согласования с пограничными войсками и органами. Въезд/выезд российских граждан осуществляется по документам, подтверждающим их личность за пределами страны. Порядок, в соответствии с которым они выдаются и изымаются, установлен в ФЗ № 114. Иностранные лица и не имеющие гражданства должны при въезде и выезде предъявлять действительные документы, которые удостоверяют их личность, а также визу, если другое не предусматривается в международном соглашении.

Сложности решения проблемы

Сложность решения проблемы заключается в следующем:

  1. Трудно остановить миграционные потоки, поскольку всегда есть те, кто хотят заработать и улучшить свои условия. Всегда есть страны с более развитой экономикой ,а есть страны третьего мира;
  2. С первого взгляда можно утверждать, что ситуацию могло решить упрощение законодательства в сфере миграционной политике, но тогда это может стать тем шагом, который откроет безграничный поток мигрантов и ухудшить ситуацию принимающей стороны;
  3. Не совершенное законодательство. В том числе и в направлении наказания за организацию миграции, за использование нелегальной рабочей силы и т.д.;
  4. Невозможность борьбы жёсткими методами с самим нелегалами, поскольку это может породить ряд социальных проблем, расовых и религиозных конфликтов, увеличит уровень криминогенной обстановки и т.д.

Субъективные признаки

Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение.

Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.

Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье. Сюда относят следующие условия:

Сюда относят следующие условия:

  • субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
  • возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
  • наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.

Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.

При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.

Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.

Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.

Относят к ним следующее:

Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный

От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия

Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности. Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел

Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий

Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.

Субъективные признаки

Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение. Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.

Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье

  • субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
  • возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
  • наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.

Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.

При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.

Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.

Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.

Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный

От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия

Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности. Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел

Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий

Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Меры противодействия

Следует отметить, что Россия занимает лидирующую позицию в списке стран, где есть огромнейший поток мигрантов. При этом не все люди имеют официальное разрешение на работу, много есть и нелегальных мигрантов.

И как называют аналитики, такие вот процессы связана как с экономическими процессами – Россия остаётся одной из мощных государств по экономическому развитию из стран бывшего СССР, так и с причиной не совершенствования законодательства, когда для официального въезда на работу необходимо в миграционную службу подать очень много документов.

Относительно мер противодействия незаконной миграции, то их может быть множество, но нельзя однозначно сказать помогут они или нет. В страну будут ехать до тех пока, пока в ней можно заработать. И не все захотят официально получать доход и платить еще налоги в бюджет.

Необходимо бороться с организацией нелегальной миграции, и это можно сделать только за счет того, что необходимо максимально упростить процедуру получения патента на работу. Тогда каждый не будет пытаться найти способы как обойти закон, платя деньги другим, а самостоятельно сделает все по закону.

Одним из эффективных мер также может стать ужесточение ответственности за такие действия. Эту проблему необходимо больше освещать в СМИ, приводить примеры судебных решений, которые закончились лишением свободы и т.д.

Судебная практика по статье 322.1 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.08.2018 N 85-АПУ18-3 Как следует из представленных материалов, деяние, в котором обвиняется Халилзаде Э.И.оглы и в связи с преследованием за которое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации принято решение о его выдаче иностранному государству, подпадает под признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 371.1 УК Республики Беларусь и, соответственно, п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. Как по Уголовному кодексу Республики Беларусь, так и по Уголовному кодексу Российской Федерации инкриминируемые Халилзаде Э.И.оглы преступные действия наказываются лишением свободы на срок свыше одного года, что согласно п. 1 ч. 3 ст. 462 УК РФ и п. 2 ст. 56 Конвенции от 22 января 1993 г. является обязательным условием принятия положительного решения о выдаче лица для уголовного преследования.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.10.2018 N 185П18

Григорян Игорь Беглярович, … был задержан 7 декабря 2015 г. в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 322.1, ч. 1 ст. 210 УК РФ;

Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 3326-О

СТАТЬЕЙ 322.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22.01.2020 N 199П19

По делу установлено, что Усманов по приговору Таганского районного суда г. Москвы от 2 октября 2021 года был осужден за организацию незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, в составе организованной группы по п. «а» ч. 2 ст. 322.1, п. «а» ч. 2 ст. 322.1, п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ к 3 годам лишения свободы по каждому из эпизодов. На основании ч. 3 ст. УК РФ по совокупности преступлений к 4 годам лишения свободы, освобожден 27 декабря 2021 года по отбытии срока наказания.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2017 N 59-АПУ17-10

— 14 ноября 2013 г. по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ к штрафу в размере 120 тыс. руб., наказание исполнено 13 января 2015 г.; осужден к лишению свободы по: — ч. 5 ст. , п. «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ (по эпизоду от 29 декабря 2014 г.) с применением ст. УК РФ к 3 годам;

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 5-АПУ17-128

Как следует из представленного материала, в рамках уголовного преследования действия Левицкого Д.И. были квалифицированы по ч. 2 ст. 371.1 УК Республики Беларусь. Данные действия являются наказуемыми по российскому уголовному законодательству и соответствуют ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статьи 322, 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев

Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

В чём суть преступления и как его выявляют

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с зарубежным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:

  1. Состоялась выездная комиссия на предмет проверки законно ли пребывание отдельных граждан на территории России.
  2. В специальные органы поступило обращение граждан, обеспокоенных нахождением в квартирах, домах иностранцев, место постоянного пребывания которых неизвестно.
  3. Во взаимодействующих органах появились сведения о незаконном пребывании субъектов с зарубежным гражданством на территории РФ.

В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев

Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Уголовная ответственность

Нарушение Максимальное наказание
Прибытие на территорию страны без разрешающих въезд документов, с недействительным или просроченным разрешением, визой, приглашением Взыскание 200 000 рублей либо штрафа, равного доходу лица за 1,5 года
2 года исправительных работ
2 года заключения
Въезд в страну человека, изначально понимающего, что он не вправе пересекать границу государства Санкции в 300 000 рублей
4 года работ
4 года заключения
В случае, если перечисленные выше действия совершают несколько лиц с применением насилия Тюремное заключение на 6 лет
Нелегальное проведение в пределы РФ иностранного лица, организация его проживания или провоз на территорию другой страны через Россию 5 лет лишения свободы и 2 года условного срока
Нелегальный ввоз группы иностранных лиц, организация их проживания или провоз на территорию другой страны через Россию, в том числе для преступной деятельности 7 лет тюрьмы 2 года условного срока

штраф 500 000 рублей или в размере дохода лиц за 36 месяцев

Незаконное оформление нерезидента по адресу проживания в России Или незаконная временная прописка гражданина РФ за рубежом 500 000 рублей или сумма заработка лица за 3 года
3 года тюрьмы, 3 года запрета на работу в указанных судом позициях
Нелегальная постановка на учет нерезидента по адресу проживания в России 100 000 рублей или сумма дохода за 3 года
3 года обязательного труда, запрет наниматься на некоторые виды работы
3 года заключения запрет наниматься на некоторые виды работы

Читайте, вопросы которые решает международная организация по миграции. Как переехать в Испанию на ПМЖ из России? Подробнее тут.

Объект и объективная сторона преступления

Объектом преступления является установленный порядок регистрации граждан по месту пребывания или месту жительства. Регистрационный учет установлен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Объективная сторона преступления выражается в действии и заключается в осуществлении фиктивной регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Фиктивность регистрации выражается в том, что она осуществляется и, соответственно, выдается свидетельство о регистрации или делается отметка о регистрации в паспорте при недостаточности или полном отсутствии оснований для совершения таких действий. В частности, Правилами регистрации установлен определенный порядок ее осуществления, определен перечень документов, необходимых для регистрации. Осуществление регистрации при отсутствии установленных оснований и несоблюдении условий и будет означать, что регистрация является фиктивной.

Таким образом, фиктивную регистрацию можно определить как регистрацию на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрацию по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо регистрацию по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Статья 322.2 УК РФ предусматривает три альтернативных деяния:

  • 1) фиктивная регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания;
  • 2) фиктивная регистрация по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации гражданина РФ;
  • 3) фиктивная регистрация по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Признаки первого деяния — фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания — образует фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета (ФМС России) сведений о месте пребывания лица и о его нахождении в данном месте пребывания:

  • а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо
  • б) без намерения лица пребывать в соответствующем помещении; либо
  • в) без намерения нанимателя (собственника) помещения предоставить его для пребывания гражданина РФ.

Признаки второго и третьего деяний — фиктивной регистрации по месту жительства в жилом помещении в РФ соответственно гражданина РФ (второе деяние), иностранного гражданина или лица без гражданства (третье деяние) — совпадают. Это может быть фиксация в установленном порядке ФМС России сведений о месте жительства лица и о его нахождении в данном месте жительства:

  • а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо
  • б) без намерения лица проживать в соответствующем помещении; либо
  • в) без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания данного лица.

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ квалифицируется по статье 322.3 УК РФ.

Преступление, предусмотренное статьей 322.2 УК РФ, квалифицируется как оконченное с момента фиксации органами регистрационного учета факта фиктивной регистрации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

Должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК РФ).

Фиктивная регистрация двух и более лиц

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное статьей 322.2 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

Установление описанных в бланкетной диспозиции признаков состава преступления предполагает обращение к положениям законодательства.

В Законе РФ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» подробно разъяснен порядок постановки и снятия граждан РФ с регистрационного учета. Об этом см. также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Пост. Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСБ.
  2. МВД.
  3. МИД.
  4. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.